Авторитаризм (от лат. auctoritas — власть, влияние) — режим правления, при котором вся или большая часть власти сосредоточена в руках одного лица или группы лиц. Роль представительных органов власти сведена на нет или занижена. Характерной чертой авторитаризма является сведение на нет местного самоуправления, применение репрессий и террора. Крайняя форма авторитаризма — тоталитаризм.
Авторитаризм, как форма политической власти часто сочетается с автократией (форма отношения к власти) и диктатурой (форма осуществления власти), хотя это не обязательно. Например, любая революция, в том числе демократическая, будет проявлением авторитаризма (поскольку революция происходит тогда, когда имеющаяся правовая система не может справиться с текущей ситуацией, а другой правовой системы пока не существует; революция полностью ломает существующую правовую систему и, находясь, таким образом, в правовом вакууме, авторитарно объявляет себя носителем власти).
Содержание
[править] Происхождение термина
Термин «авторитаризм» был введен в научный оборот теоретиками Франкфуртской школы. Он означал определенный набор социальных характеристик, присущих как политической культуре, так и массовому сознанию в целом. Авторитаризм — это, во-первых, социально-политическая система, основанная на подчинении государству или его лидерам. Во-вторых — социальная установка или черта личности, характеризующаяся уверенностью в том, что в обществе должна существовать строгая и безусловная преданность вождю, беспрекословное подчинение людей авторитетам и власти. Политический режим, соответствующий принципам авторитарности, означает отсутствие подлинной демократии как в отношении свободного проведения выборов, так и в вопросах управления государственными структурами. Часто сочетается с диктатурой отдельной личности, которая проявляется в той или иной степени.
[править] Виды авторитаризма
1. Военно-бюрократический режим — диктатура военных и бюрократических элит при ограниченном привлечении общественных интеллектуалов-профессионалов к формированию политических приоритетов.
2. Корпоративный авторитаризм — режим, определяющий сотрудничество значительных экономических конгломератов как противовес идеологизированности и однопартийности в политической системе (Режим Франко в Испании, Салазара в Португалии).
3. Дототалитарный авторитаризм — переходный режим от демократии к тоталитаризму, при котором социальная группа, представляющая тоталитарную утопию еще не определилась, не утвердила власть, но постепенно ограничивает деятельность групп интересов гражданского общества и церкви.
4. Постколониальный авторитаризм — мобилизационный режим, свойственный бывшим колониям на их пути к независимости, стремление демократизировать общество сопровождается ограничением политического плюрализма в условиях нестабильного экономического развития.
5. Этническая или расистская квазидемократия — полная мобилизация власти этническим или национальным меньшинством с ограничением гражданских прав представителей других национальностей (Южно-Африканская Республика).
6. Традиционные режимы — закрытые, с монолитной структурой политической элиты, режимы наследственно-родового и династического правления (современные абсолютные монархии — Саудовская Аравия, Оман, Бахрейн, Катар. Дуалистические — Марокко, Кувейт).
7. Султанистский режим — крайняя форма патримониального родового, наследственного правления при отсутствии оппозиции, политического плюрализма и пассивности участия населения в политике. Сильная тенденция к династичности власти, отсутствует рациональная идеология, подданство султану подкрепляется иррациональными факторами, манипуляция символами, устрашения населения и насилие.
8. Эгалитарно-авторитарный режим — современный коммунизм в мире (Вьетнам, Китай, Куба, Венесуэла), закрытый режим с монолитной структурой и разрушением частной собственности.
9. Авторитарно-эгалитарный — режим с дифференцированной структурой элиты, которая вступает в контакт с экономически привилегированными группами частных интересов, но из-за закрытости режима населения остается бедным и бесправным.
10. Соревновательные олигархии — режим с пассивной социальной базой, но открытостью к участию в политике различных представителей крупного капитала. Политика строится на конкуренции экономических элит.
[править] Типология
Одна из самых удачных типологий авторитарных режимов принадлежит немецкому политологу Дирку Берг-Шлоссеру. Он выделял следующие разновидности авторитаризма:
- Традиционные абсолютистские монархии (примеры: Эфиопская империя до 1974 г., Непал до 2007 г., Марокко, Саудовская Аравия и другие).
- Традиционные авторитарные режимы олигархического типа. Характерны для стран Латинской Америки (примеры: Гватемала, Куба до 1959 г. Никарагуа до 1979 г. и другие).
- Гегемонистский авторитаризм новой олигархии (примеры: Камерун, Тунис, Филиппины при Ф. Маркосе в 1972—1985 гг.).
- Страны «социалистической ориентации» со всеми особенностями восприятия социализма, его типов, эгалитаристских традиций собственной культуры и так далее (примеры: Россия, Алжир, Беларусь, Бирма, Гвинея, Мозамбик, Венесуэла, Танзания и другие).
- Военные режимы (примеры: режим Г. А. Насера в Египте, Х. Перона в Аргентине, авторитарные режимы в Ираке, Перу и другие).
- Также следует выделить как разновидность авторитаризма теократические режимы, когда политическая власть сконцентрирована в руках духовных лиц.
Основное отличие авторитаризма от тоталитаризма в том, что авторитарная власть основывается на личности лидера, его способности удержать власть и привлекать сторонников. В то время как в тоталитарных государствах лидера выдвигает уже руководящая элита (например, руководящая партия или церковь), и система власти завязана на главенствующей роли этой элиты и ее идеологии. Авторитарный режим часто заканчивается со смертью харизматичного лидера, не оставив столь же сильного преемника. Тоталитарный режим более устойчивый и разрушается только в случае упадка всей системы и ее идеологии.
[править] Признаки авторитарного режима
- автократизм или небольшое число носителей власти (диктатор, военная диктатура, олигархическая группа)
- неподконтрольность власти народу, суженные или сведенные на нет действия принципов выборности государственных органов и должностных лиц, подотчетность их населению;
- игнорируется принцип разделения властей, глава государства, исполнительная власть доминируют, роль представительных органов ограничена;
- монополизация власти и политики, недопущение реальной политической оппозиции и конкуренции (иногда отсутствие разнообразных политических институтов может быть следствием незрелости гражданского общества или недоверия партиям со стороны населения)
- отказ от тотального контроля над обществом, невмешательство или ограниченное вмешательство в внеполитические сферы, прежде всего в экономику;
- как методы государственного управления доминируют командные, административные, в то же время отсутствует террор, практически не применяются массовые репрессии;
- права и свободы личности главным образом провозглашаются, но реально не обеспечиваются (прежде всего, в политической сфере);
- личность лишена гарантий безопасности во взаимоотношениях с властью;
- силовые структуры обществу практически неподконтрольны и используются частично в политических целях.
Одним из распространенных явлений в рамках авторитарных и тоталитарных систем является практика имитации выборов. Имитация выборов представляет собой проведение агитационно-пропагандистского мероприятия со всеми формальными атрибутами выборов (прямое и тайное голосование, предвыборная борьба, наличие альтернативных кандидатов и т. д.) при полном отсутствии даже малейшей возможности прихода к власти представителей оппозиции.)
При этом отсутствие какого-либо признака не снимает с режима клеймо авторитарности, так же как и по одному признаку нельзя судить о авторитарном характере режима. По этой причине часто вопрос о политическом режиме в стране является спорным. Нет единых критериев авторитаризма.
Авторитарный режим — это «компромисс» между тоталитаризмом и демократией, он является переходным от тоталитаризма к демократии, или наоборот. Авторитарный режим близок к тоталитарному по политическому признаку, а к демократии — по экономическому, то есть люди, не имея политических прав, имеют всю полноту экономических прав.