Тоталитарный политический режим

0
398

Тоталитаризм — это политический режим, при котором государство стремится к целостному, всеохватывающему контролю за жизнедеятельностью всего общества в целом и каждой личности в отдельности.

Понятие “тоталитаризм” (от лат. totalis) означает весь, целый, полный. Оно было введено в оборот идеологом итальянского фашизма Дж. Джентиле в начале XX в. В политический лексикон термин “тоталитаризм” был введен в 1925 г. лидером итальянских фашистов Б. Муссолини для характеристики созданного им режима. В 1929 г. газета “Таймс” употребила этот термин применительно к режиму, сложившемуся в Советском Союзе. После Второй мировой войны в западной политической науке стало общепринятым обозначать понятием “тоталитаризм” режимы, существовавшие в фашистской Германии, Советском Союзе, странах “победившего социализма”.

По словам русского философа ИЛ. Ильина, тоталитарный политический режим — это есть политический строй, беспредельно расширивший свое вмешательство в жизнь граждан, включивший всю их деятельность в объем своего управления и принудительного регулирования. Слово “тотус” означает по-латыни “весь”, “целый”. Тоталитарное государство есть всеобъемлющее государство. Оно отправляется от того, что самодеятельность граждан не нужна и вредна, а свобода граждан опасна и нетерпима. Имеется единый властный центр: он призван все знать, все предвидеть, все планировать, все предписывать. Обычное правосознание исходит от предпосылки: все незапрещенное — позволено; тоталитарный режим внушает совсем иное: все непред- писанное — запрещено. Обычное государство говорит: у тебя есть сфера частного интереса, ты в ней свободен; тоталитарное государство заявляет: есть только государственный интерес, и ты им связан. Обычное государство разрешает: думай сам, веруй свободно, строй свою внутреннюю жизнь, как хочешь; тоталитарное государство требует: думай предписанное, не веруй совсем, строй свою внутреннюю жизнь по указу. Иными словами: здесь управление — всеобъемлющее; человек всесторонне порабощен; свобода становится преступной и наказуемой.

В 1956 г. два американских политолога — К. Фридрих и 3. Бжезинский сформулировали основные признаки тоталитарного режима:

  • общеобязательная официальная идеология, полностью отрицающая предыдущий порядок и призванная сплотить граждан для построения нового общества;
  • монополия на власть единой массовой партии, строящейся по олигархическому признаку и возглавляемой харизматическим вождем;
  • система террористического полицейского контроля, который осуществляется не только над “врагами народа”, но и над всем обществом;
  • партийный контроль над СМИ;
  • всеобъемлющий идейно-политический контроль над вооруженными силами;
  • централизованная система регулирования экономической деятельности.

Позднее 3. Бжезинский сформулировал и более емкое определение тоталитаризма как системы, при которой самые совершенные инструменты политической власти используются без ограничений централизованным руководством с целью осуществления тотальной социальной революции.

Среди перечисленных признаков наибольшее значение имели первые два —- официальная идеология и монополия единственной партии на власть.

Тоталитаризм возникает в результате распада традиционных социальных структур и деморализации общества. Именно превращение общества в деструктурированную массу, состоящую из “атомизированных” индивидов, лишенных собственности, независимости собственного “Я”, является социальной предпосылкой становления тоталитарного государства. Другой причиной, обусловливающей возникновение тоталитарного режима, является крушение рыночной экономики и провозглашение такой организации общественной жизни, которая основывается на едином плане.

Формированию тоталитаризма в немалой степени способствует выход на политическую авансцену массовых движений, которые, разрушая прежние политические институты, создают “поле” для становления неограниченной власти. Парадокс тоталитаризма заключается в том, что его “творцом” (в отличие от предыдущих диктатур) являются самые широкие народные массы, против которых он потом и оборачивается.

Духовными истоками тоталитаризма являются различные концепции “общей воли”, которая должна воплотиться в одном классе или нации, нетерпимость к инакомыслию, отсутствие уважения к правам и свободам человека, хилиастические утопии о построении нового общества. Рычагами власти при тоталитаризме выступают пропаганда и насилие.

Принято выделять две разновидности тоталитаризма: “левый” и “правый”.

“Левый” тоталитаризм возник в коммунистических странах — в Советском Союзе, в странах Восточной Европы, Азии (Китай, Северная Корея, Северный Вьетнам), на Кубе. “Левый” тоталитаризм основывался на идеологии марксизма-ленинизма, утверждающей возможность построения коммунистического общества, в котором будут полностью удовлетворяться потребности всех индивидов; необходимость отмены частной собственности и создания плановой, регулируемой экономики; ведущую роль пролетариата; необходимость диктатуры пролетариата при переходе к новому обществу;

возможность построения коммунизма в каждой стране. Социальной основой “левого” тоталитаризма выступали низшие классы, и прежде всего пролетариат.

“Правый” тоталитаризм сформировался в фашистских Италии и Германии. “Правый” тоталитаризм в лице германского фашизма основывался на идеологии национал-социализма. Главные положения национал-социалистической идеологии сводились к следующему: воссоздание германского рейха; борьба за чистоту немецкой расы; истребление всех инородных элементов (прежде всего евреев); антикоммунизм; ограничение капитализма. Социальной основой “правого” тоталитаризма являлись экстремистски настроенные средние слои общества.

Как показала история, отношения между тоталитарной властью и народом двоякое: большинство подданных испытывают благоговейную любовь к правителям, ибо, разделив с властью ее картину мира, человек обретает не только надежду на выживание, но, что гораздо более важно, возможность счастья. Такой человек способен увидеть себя столь же абсолютным и всемогущим, как сама власть, частицей которой он себя чувствует. Но в любом обществе, даже в обществе всеобщего контроля, каковым является тоталитарное общество, есть несогласные, это прежде всего наиболее интеллигентные и внутренне независимые люди, которые сохраняют свою точку зрения на общество и свою судьбу.

Таким образом, тоталитаризм отличается от других диктатур высочайшей степенью регламентации и контроля.