Стили принятия управленческих решений — Понятие и виды управленческих решений

0
340

Стиль принятия решений — совокупность приемов и стереотипов поведения руководителя в процессе выработки и принятия управленческих решений, которые определяют особенности данной функции управления. Стиль принятия решения является важнейшей психологической характеристикой личности руководителя и сочетается с такими явлениями, как тон, каким отдается распоряжение, как при этом ведет себя руководитель, учитывает ли он мнение подчиненного, его профессиональный потенциал, ресурсные возможности и т.д.

Обычно выделяют авторитарный, демократический, либеральный и делегирующий стиль принятия решений.

Авторитарный (автократический) стиль принятия решений характеризуется единоличным выбором варианта действий (способа), направленного на достижение цели управления (ему свойственно доведение решений до исполнителей в форме приказа или команды).

Демократический стиль противоположен авторитарному и отличается коллегиальным способом выбора действий, направленных на достижение цели управления (ему присуще совместное с членами команды определение исполнителей решений). Демократический стиль руководства может быть эффективным при следующих условиях: когда понятны цели и задачи деятельности, когда сам руководитель авторитетен как специалист и управленец, и когда подчиненные имеют опыт работы и достаточную квалификацию.

Либеральный (попустительский) стиль принятия решений выражается в таком поведении руководителя, которое связано с предоставлением подчиненным полной свободы действий и стремлением к систематическому уклонению от ответственности за принимаемые решения.

Достаточно редким стилем принятия решений является делегирующий. Когда принятие решения поручается высокоорганизованной команде, которая способна самостоятельно определять способ достижения цели управления и исполнителей, говорят о делегирующем стиле. Делегирование полномочий в принятии решений — это процедура, которая осуществляется на основе следующих критериев: число решений, принимаемых на более низких уровнях управления или подчиненными исполнителями, степень важности делегированных решений, число функций, затрагиваемых решениями, делегированными на более низкий уровень управления, степень контроля осуществляемого за делегированными решениями, максимальная степень делегирования предполагает отсутствие контроля.

В настоящее время разработано большое число классификаций стилей принятия решений:

  • 1. В зависимости от соотношения усилий ЛПР на двух основных фазах или стадиях принятия решения — стадии генерации и разработки альтернатив (А) и стадии их критического анализа, оценивания и контроля (К):
    • а) инертный стиль (А К) — в этом случае ЛПР быстрее и легче придумывает, предлагает различные варианты, идеи, чем обдумывает их, т.е. проводит анализ и «взвешивание». Причем в процессе анализа альтернатив основное внимание уделяется их преимуществам и ожидаемому «выигрышу», а возможные потери и связанный с ними риск недооцениваются. Эти решения менее обоснованы по сравнению с уравновешенными, но, как показывает практика, они более эффектны, т.е. позволяют достигать более высоких положительных результатов. Вместе с тем рискованные решения менее надежны, так как могут приводить к существенным (иногда катастрофическим) потерям. Максимальный выигрыш, как правило, могут обеспечить лишь решения, связанные с наибольшим риском;
    • д) импульсивный стиль (А >> К) — в этом случае ЛПР очень легко и быстро придумывает новые идеи, генерирует всевозможные варианты решения, однако не утруждает себя необходимым анализом альтернатив, который может вообще отсутствовать. Оценки и суждения ЛПР излишне категоричны и резки. Принимаемые решения в высшей степени рискованны, наименее обоснованы и часто приводят к необратимым последствиям. Подобный стиль выработки решений характерен для людей с очень слабой рефлексивностью, высокой самооценкой, низкими аналитическими способностями и самоконтролем.

    Одна из первых классификаций стилей руководства, построенная на основе «дистанцированности» руководителей и подчиненных и степени участия работников в принятии решений. Существует два противоположных стиля:

    • — авторитарный, получивший название теория «Y»;
    • -демократичный, получивший название теория «X».

    Согласно теории «X», люди рассматриваются как пассивные и ленивые существа, которые лишены честолюбия, избегают ответственности, стремятся к защищенности и предпочитают, чтобы ими руководили. Согласно теории «У», люди рассматриваются как творческие и активные существа, которые стремятся к ответственности и достижению целей организации, используя для этого самоуправление и самоконтроль.

    Также модели различаются во взглядах на методы и способы управления организацией. Для теории «X» характерны: жесткое разделение труда, строгая иерархия взаимоотношений, планирование и программирование деятельности, усиленный контроль подчиненных со стороны менеджеров. Теория «Y» характеризуется тем, что труд подчиненных носит творческий характер и наполнен интеллектуальными функциями, большое значение придается мотивации профессиональной деятельности, работники активно участвуют в подготовке и принятии решений.

    3. Классификация Р. Лайкерта.

    За основу взята модель двух полярных стилей Д. Макгрегора и дополнена двумя новыми стилями. Таким образом, Р. Лайкерт выделяет четыре стиля, расположенные на своеобразном континууме в направлении убывания авторитарности и возрастания демократичности руководства:

    Эксплуататорски-авторитарный стиль («Х1») — неучастие исполнителей в подготовке и принятии решений, передача всех управленческих решений подчиненным в уже готовом для исполнения виде, максимальная отдаленность руководителей от подчиненных, взаимное недоверие между ними. При использовании подобного стиля обмен информацией носит исключительно формальный характер и осуществляется только по вертикали, неформальные отношения и горизонтальные связи в управлении не учитываются, ответственность за принятие решений полностью лежит на руководителе, подчиненные отвечают только за их исполнение. В качестве основного регулятора поведения подчиненных используется наказание;

    Благосклонно-авторитарный стиль («Х2») — руководители наделяют своих подчиненных ограниченным правом принятия таких решений, которые играют второстепенную роль в жизни организации. Ответственность за принятие решений частично ложится на подчиненных. Наказания в рамках этой модели используются редко, мотивация подчиненных создается путем вознаграждения;

    Консультативно-демократический стиль («Y1») — подчиненным передается право принятия почти всех решений, которые, однако, носят частный характер и не затрагивают основ функционирования организации. Наиболее важные, стратегические решения руководитель принимает самостоятельно. Ответственность за принятие решений распределяется. В процессе принятия решений руководитель часто консультируется с подчиненными, между ними имеет место активное двустороннее общение, в деловых коммуникациях появляются горизонтальные связи, и преобладают неформальные отношения;

    Партисипативный стиль («Y2») — процесс принятия решений в организации распределен по всем уровням и звеньям структуры управления. Подчиненные активно участвуют в принятии всех, в том числе стратегических, решений. Ответственность за принятие решений полностью распределена. При этом большинство решений принимается в коллективной форме, обмен информацией осуществляется как по вертикали, так и по горизонтали, руководители и подчиненные полностью доверяют друг другу, отношения между ними носят неформальный характер и строятся на дружеской основе. При использовании подобного стиля руководитель часто выполняет лишь символическую функцию, а основная роль в принятии и реализации решений принадлежит группе.

    4. Классификация Р. Танненбаума и У. Шмидта.

    Они разработали «континуум управленческого поведения», включающий семь моделей руководства, каждую из которых может предпочесть руководитель для решения проблем организации. Эти модели различаются степенью власти, которая используется руководителем, и степенью свободы, которая доступна его подчиненным. Вместо термина «подчиненный» авторы классификации используют понятие «рядовой сотрудник». Р. Танненбаум и У. Шмидт выделяют следующие стили принятия решений руководителем.

    Руководитель способен принять решение, которое признается рядовыми сотрудниками.

    Руководитель должен «продать» свое решение, чтобы рядовые сотрудники согласились с ним.

    Руководитель знакомит с решением рядовых сотрудников, но должен ответить на их вопросы.

    Руководитель объявляет пробное решение, которое можно изменить после консультаций с рядовыми сотрудниками.

    Руководитель формулирует проблему, рассматривает предложения сотрудников, затем принимает решение.

    Руководитель определяет границы, в пределах которых рядовые сотрудники принимают решение.

    Руководитель и рядовые сотрудники совместно принимают решение в рамках, которые определяются спецификой организации.

    Таким образом, процессы принятия управленческих решений по сравнению с другими видами психических процессов человека обладают более высокой сложностью и очень сильными индивидуальными различиями.

    Эти различия объясняются большим разнообразием индивидуальных психических свойств, или качеств, которые составляют важнейшую группу среди личностных факторов, влияющих на процесс принятия управленческих решений.