Стили педагогической деятельности: доминирование, равноправие и безразличие

0
324

Малышева Эльвира Сергеевна

Деятельность любого педагога обязательно имеет свой определенный стиль. Это постоянный набор приемов, который в процессе данной деятельности проявляется.

Зависят стили педагогической деятельности от нескольких факторов – как от самой деятельности, так и от ее субъектов, то есть учащихся и учеников (если подразумевать при этом, что обучение и воспитание имеют субъект-субъектные отношения). Стиль в очень большой степени обусловлен индивидуальными особенностями психологии личности преподавателя.

В современной педагогике стили педагогической деятельности выделяются следующие:

Авторитарный стиль педагогической деятельности

Учитель считает своих учеников объектами воздействия, а не равноправными партнерами в деятельности. Преподаватель отделяет себя как от учебного коллектива, так и от каждого ребенка в отдельности.

Основные его методы воздействия на обучаемых – поучение, приказ, выполнение своих заданий такой педагог контролирует всегда самостоятельно и довольно жестко, причем не всегда достаточно корректно. От учеников им нужно полное и беспрекословное подчинение. А причины своих приказов, запретов, ограничений и разрешений объяснять и уж тем более объяснять они не считают нужным.

С точки зрения психологии личности педагоги с авторитарным стилем деятельности зачастую эмоционально холодны, это волевые люди с твердым характером. При этом у очень многих наблюдается неудовлетворенность своей профессиональной деятельностью.

При таком стиле воздействия страдают ученики. Они становятся замкнутыми, контакта с педагогом не устанавливается, что ухудшает успеваемость детей, их желание постигать новое.

Некоторые ученики пытаются противостоять такому воздействию, идут на конфликт, в результате их силы уходят на защиту он негативного воздействия педагога вместо того, чтобы направиться в нужное русло. Большинство детей теряют уверенность в себе и самостоятельность, нередки проявления агрессии.

Демократический стиль педагогической деятельности

Такой стиль попросту не возможны без любви учителя к детям, его высоких нравственных качеств, профессионализма. Все это является залогом успешного развития детской личности.

Такой преподаватель доброжелателен к своим воспитанникам, терпелив и терпим, он как раз стремится построить отношения субъект-субъект. Старается создать деловую и вместе с тем теплую, спокойную атмосферу на уроках.

Самостоятельность в детях педагоги демократического стиля очень ценят, многие вопросы решают с учениками, зачастую доверяя им самим делать выбор и отстаивать свое мнение. При этом речь не идет о безразличии: права детей не ущемляются, но они четко понимают, какие обязанности на них возложены, существует ненавязчивый контроль. Основан он на чувстве заботы, ответственности, поэтому и учениками воспринимается как само собой разумеющееся. К тому же педагог считает нормальным и даже необходимым объяснить, почему одного не стоит делать, а другое стоит, и дети к этому прислушиваются.

Либерально-попустительский стиль педагогической деятельности

Это в первую очередь непрофессионализм и недисциплинированность педагога. Он нерешителен, колеблется, неуверен в себе. Инициативу он передает учащимся, а зачастую вообще не контролирует их, не особо даже интересуясь, что дети делают.

Сначала ощущение свободы радует учеников, но как бы они к этому не стремились, наставник им необходим. Образец для подражания, опора в учебной деятельности, человек ответственный за себя и за них.

В последние годы появилась еще одна классификация стилей педагогической деятельности, в основу которой положены ориентированность учителя на процесс либо результат обучения и его личностный психотип. Речь идет о четырех стилях:

1. эмоционально-импровизационном (ориентация на процесс обучения, быстрота, интуитивность, недостаточное внимание закреплению материала)

2. эмоционально-методичном (ориентация на процесс и результат обучения, планирование, поэтапная отработка учебного материала, качественный контроль)

3. рассуждающее-импровизационном (ориентация на процесс и результат, склонность к традиционным методам обучения, не очень высокий темп работы)

4. рассуждающее-методичном (ориентация на результат обучения, планирование, консервативность в использовании способов и средств).

Стиль педагогической деятельности влияет непосредственно на ее результат, а также на очень многие факты: на особенность отношений в коллективе обучаемых, на формировании их знаний, умений, навыков, а также личностных качеств. Мотивация, самооценка, адаптивность, результаты учебной деятельности, особенности поведения – все это очень тесно связано со стилем работы учителя. Именно поэтому знания о видах стилей педагогической деятельности так важны.

Педагогическая деятельность, как и любая другая, характеризуется определенным стилем Стиль деятельности обусловливается спецификой самой деятельности и индивидуально-психологическими особенностями ее субъекта

Стиль педагогической деятельности — устойчивая индивидуально специфическая система психологических средств, приемов, навыков, методов и способов осуществления педагогической деятельности

Отражая специфику педагогической деятельности, педагогический стиль охватывает стиль управления, стиль саморегулирования, стиль общения и когнитивный стиль ее субъекта — учителя

Формирование стиля педагогической деятельности зависит от многих факторов, важнейшими из которых являются:

а) индивидуально-психологические особенности учителя (индивидуально-типологические, личностные и поведенческие);

б) особенности деятельности;

в) особенности учащихся (возраст, пол, статус, уровень знаний и т.д.)

зависимости от индивидуально-психологических качеств педагога выделяют следующие стили деятельности:

1 Демократический стиль. При таком стиля педагогической деятельности учитель рассматривает ученика как равноправного партнера в общении, коллегу в совместном поиске знаний Педагог привлекает учеников к принятию решений, учитывает их мнения, поощряет самостоятельность суждений, учитывает не только на успешность, но и на личностные качества воспитанников Методами воздействия являются побуждение к действию, совет, просьба Школьники при этом спокойны, довольны своей работой, уверены в себе Учителя-демократы много работают над собой, своими психологическими умениями их характеризует высокая профессиональная устойчивость, удовлетворенность своей профессией.

2 Авторитарный стиль Учитель, который является носителем этого стиля, видит в ученике объект педагогического воздействия, а не равноправного партнера Он единолично принимает решения, устанавливает жесткий контроль за выполнением задач, не обосновывает своих действий перед воспитанниками Вследствие этого ученики становятся пассивными, снижается их самооценка, вызывает агрессивность; их силы направлены на психологическую защиту, а не на усвоение знаний и собственное развитие Основными методами воздействия авторитарных учителей есть приказ, поучение Они не довольны профессией, им присуща профессиональная неустойчивость Учителя с этим стилем деятельности заботятся прежде всего о методическую культуру, в педагогическом коллективе часто лидируют.

3 Либеральный стиль Учитель с таким стилем работы избегает ситуаций принятия решений, передает инициативу ученикам и коллегам Организацию и контроль деятельности учащихся осуществляет бессистемно, ему присущи нери ишучисть, колебания В классе это обуславливает неустойчивый микроклимат, скрытые конфликты.

В современной психолого-педагогической науке прослеживается тенденция к определению типов личности специалиста

Тип личности учителя — совокупность сознательно выбранных или интуитивно усвоенных качеств, которые соотносятся с яркими чертами и качествами личности учителя

Он определяется установками учителя и отношением к детям, профессии

Учитывая приоритет деятельности отечественный педагог Виктор Сорока-Росинский (1882-1960) выделил \»логотропив\»(ориентированных на преподавание своего предмета) и \»педотропив\» (направленных на детей) Среди хороших учителей он различал теоретистив (у них теория преобладает над реальностью), реалистов (хорошо разбираются в реальном мире, но не способны к обобщениям) утилитаристов (прагматики, подвержены многократных повторений, тренировок, оттачивания всех деталей), артистов (обладают тонким восприятием, эмоциональные)

Польский писатель и педагог Януш Корчак (1878-1942) классифицировал воспитателей зависимости от личностных качеств: воспитатель тиран (создает множество запретов и требует их соблюдения, стремится быть очень пи ильного); честолюбивый воспитатель (ориентированный на достижение результатов по своему четкому плану, не учитывает интересов ребенка);умный воспитатель (действует только ради добра детям, понимает их)

За основу классификации профессиональных типов отечественный педагог Б. Костяшкин принял организационный склад личности учителя, характер его внутреннего мира, выделив эмоциональный, интеллектуальный, волевой и организаторский тип.

Эмоциональный тип характеризуется повышенной способностью к ощущению внутреннего состояния ребенка, его эмоционального мира, сопереживание Такой педагог успешно работает с \»тяжелыми\» учениками, к нему обращаются ученики со своими проблемами Внешне он артистичный, вдохновенный, эмоционально и ярко передает любую информацию Интеллектуальный тип отличается склонностью к научной деятельности, эрудицией, теоретическим составом Мысли гения, самостоятельностью суждений и оценок, требовательностью к себе и другим Дети уважают таких учителей. Волевой тип проявляет организованность и четкость в работе, высокую требовательность, уверенность, настойчивость Организаторский тип является универсальным Такие педагоги лучше управляют различными видами деятельности учащихся, решения Вива их способности и помогают в делах По данным исследований Е Костяшкин, в начальной школе преобладают учителя эмоционального и организаторского типов, в средних классах — волевого, а в старших – интеллектуального.

По ролевым репертуаром учителя совершил классификацию российский психолог Владимир Леви Он называет следующие типы: оратор, артист, контроллер, критик, информатор, консультант, опекун, няня на высших ступенях лях — кумир, проповедник, друг, а на низших — шут, дрессировщик, надзорач.

Классификации типов личности учителя удостоверяющих их неоднозначность, разнообразие критериев выделения, но убеждают в необходимости учитывать типологические характеристики учителя как признак и его индивидуальности и особого стиля профессиональной деятельности.

Вступление учителем индивидуального стиля профессиональной деятельности позволяет осознанно формировать образ педагога, который отражает его внутренний мир, раскрывает яркие качества личности.

Педагогический имидж (англ image — образ) — эмоционально окрашенный стереотип восприятия образа педагога в сознании воспитанников, коллег, а также в массовом сознании

При формировании имиджа педагога реальные качества тесно переплетаются с теми, которые приписывает ему окружения Имидж охватывает внешность, манеру одеваться, стиль общения, поведения, мышления Иначе говоря, это искусство \»управлять впечатлениями\» (Е Гоффман (Е. Гоффман).

Имидж учителя должен отражать его харизматические черты — привлекательные качества, которые ассоциируются с индивидуальностью человека и охватывают социально-персональные характеристики, а также символы Благодаря х харизматическим качествам учитель получает признание, успех, авторитет.

Практика показывает, что нередко интерес аудитории к своей личности педагоги начинающие поддерживают или экстравагантностью — необычностью вида, манер, или эпатажем— вульгаризированной форме имиджа Для достижения соответствующего имиджа нужно прежде объективно оценить то, что дано природой, определить свои преимущества и удачно использовать их Не менее важно смотреть на себя глазами других людей, оценивать свою харизматичность, уметь себя \»подать\» — самопрезентоваться.

Самопрезентация (лат, от praesentatio — передаю, вручаю) — умение человека подать себя с лучшей стороны, вызвать чувство доверия к себе и сохранить его

Имидж педагога влияет на успешность его само-презентации частности, первое впечатление о человеке складывается именно под влиянием ее внешнего вида Одежда, обувь, макияж, аксессуары — все это создает ее о БрАЗ Однако следует помнить, что и прическа, и костюм, и украшения к одежде учителя должны подчиняться решению педагогических задач и эффективному воздействию на формирование личности ученика Внешний взгляд педагога должно быть эстетично выразительным: приветливая улыбка, сдержанные движения, плавная походка, осанка

Итак, настоящие педагоги должны иметь свой \»почерк\», обладать персональными манерами и особым отношением к обучению и воспитанию.