ТЕСТ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «МЕНЕДЖМЕНТ» для студентов ОЗО
Раздел «Cоциально-психологические основы менеджмента»
Тема: Социальное партнерство
1. .К формам социального партнерства относятся ….
a) взаимные консультации по вопросам регулирования трудовых отношений
b) участие представителей работников в разрешении трудовых споров
c) установление жесткой вертикали власти в организации
d) формирование рабочих бригад для выполнения текущей работы в цехе.
Решение: Под социальным партнерством в менеджменте понимается система взаимоотношений между работниками, работодателями, органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений. Социальное партнерство традиционно осуществляется в следующих формах: коллективные переговоры по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и их заключению; взаимные консультации (переговоры) по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства; участие работников, их представителей в управлении организацией; участие представителей работников и работодателей в досудебном решении трудовых споров.
2. Коллективный договор традиционно включает взаимные обязательства работодателя и работников по вопросам …
a) определения формы, системы и размера оплаты труда
b) экологической безопасности и охраны здоровья работников на производстве
c) формулирования перечня претензий, выдвигаемых работниками работодателю
d) вычисления требуемой суммы возмещения ущерба
Решение: Содержание и структура коллективного договора определяются сторонами – представителями работодателя и работников. Обычно в этот документ включают взаимные обязательства сторон по следующим вопросам: определение формы, системы и размера оплаты труда; организация выплаты пособий и компенсаций; формирование механизма регулирования оплаты труда с учетом роста цен, уровня инфляции, выполнения показателей, определенных коллективным договором; обеспечение занятости, переобучения, определение условий высвобождения работников; установление графика рабочего времени и времени отдыха, включая вопросы предоставления и продолжительности отпусков; улучшение условий и охрана труда работников; соблюдение интересов работников при приватизации организации и ведомственного жилья; обеспечение экологической безопасности и охрана здоровья работников на производстве; другие вопросы, определенные сторонами.
Тема: Корпоративная культура
Основными функциями организационной культуры являются охранная
Решение:Основными функциями (основными задачами) организационной культуры являются: охранная, интегрирующая, регулирующая, адаптивная, ориентирующая, мотивирующая, формирующая имидж, стабилизирующая и преемственная. Охранная функция препятствует проникновению в организацию чуждых взглядов, ценностей, норм. Ориентирующая функция направляет действия членов организации в необходимое русло. Мотивирующая функция побуждает людей активно участвовать в делах организации
4. Совокупность установившихся традиций, символов, ценностей, верований, определяющих характер взаимоотношений и поведения людей в организации, называется в менеджменте термином …
a) «организационная культура»
c) «организационная структура»
Решение:Основными признаками организации в менеджменте являются: наличие цели, правовой статус, обособленность, саморегулирование, организационная культура. Организационная культура представляет собой совокупность усвоенных и применяемых членами организации ценностей и норм, которые одновременно решающим образом определяют их поведение в организации. Организационная культура является одним из важнейших элементов внутренней среды организации.
Основными свойствами организационной культуры являются
c) субъективность взглядов
Решение: Организационная культура обладает следующими свойствами: совместная работа, формирующая представления работников об организационных ценностях и способах следования этим ценностям; общность, которая означает, что не только все знания, ценности, установки, обычаи, но и многое другое используется группой для удовлетворения глубинных потребностей ее членов; иерархичность и приоритетность, так как любая культура предполагает ранжирование ценностей; системность, поскольку организационная культура является сложной системой, объединяющей отдельные элементы в единое целое.
Тема: Стиль менеджмента
6.В менеджменте достоинством демократического стиля управления является …
a) коллегиальность в решении вопросов
b) сосредоточение ответственности у руководителя
c) стереотипность в принятии решений
d) возможность индивидуального и коллективного творчества
Решение:Руководитель с демократическим стилем управления доверяет подчиненным в большинстве решаемых проблем, прислушивается к советам. В подготовке к реализации управленческих решений принимают участие все члены коллектива. В демократическом стиле управления доминирует высокая степень децентрализации полномочий.
7.В поведенческой теории лидерства К. Левина выделяются стили управления …
Решение:В исследованиях К. Левина относительно поведенческой теории лидерства выделяются три традиционных стиля управления: авторитарный, демократический и либеральный. Для авторитарного стиля характерна централизация власти в руках одного руководителя, строгое администрирование и ограничение контактов с подчиненными, вся власть сосредоточена в руках руководителя – автократа. Демократическому стилю свойственна коллегиальность в решениях, постоянный контакт с подчиненными, делегирование функций другим специалистам, участие членов коллектива в реализации управленческих решений. Признаки либерального стиля – практически полное невмешательство в деятельность коллектива, полная самостоятельность работников, безынициативность либерала, неосмысленное исполнение директив вышестоящих органов управления.
Способом доведения решений до исполнителя при либеральном стиле управления
Решение:Либеральный стиль управления характеризуется тем, что руководитель сводит до минимума свое вмешательство в управление подчиненными, ставит перед исполнителями проблему, создает необходимые организационные условия, задает границы решения, а сам уходит на второй план, оставляя за собой функции арбитра, эксперта, оценщика. Способ доведения решений до исполнителя – просьба, упрашивание. Из имеющегося арсенала средств воздействия на коллектив основное место у либерала занимают уговоры и просьбы.
9.Согласно поведенческой теории К. Левина, авторитарный стиль управления предполагает, что деятельность руководителя характеризуется следующими особенностями:
a) способ доведения решений – приказ, распоряжение
b) контроль исполнения – жесткий, формализованный
c) активное участие работников в принятии решений
d) поощрение инициативы и использование ее в интересах дела
Решение:Для авторитарного стиля характерна централизация власти в руках одного руководителя. Стилю присущи ставка на администрирование и ограниченные контакты с подчиненными. Такой менеджер единолично принимает решения, не давая возможности проявить инициативу подчиненным, категоричен, резок с людьми. Основное содержание его управленческой деятельности состоит из приказов и команд.