Спартанское воспитание — ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ

0
368

Южную часть полуострова Пелопоннес в XII в. до н.э. завоевали дорийские племена, установившие военную монархию в Лакедемоне, захватчики создали оккупационный режим, принуждая платить дань илотов (местных сельских жителей), местных жителей. Плутарх в «Сравнительных жизнеописаниях» [1] сообщал, что спартанец приносил новорожденного в герусию (совет старейшин), где его осматривали и, если ребенка признавали хилым или больным, его бросали в Апофеты (место отказа), расщелину у подножия Тайгета неподалеку от столицы, при этом инфантицид (убийство нежелательных детей) практиковался и в других областях Греции. Согласно Законам Ликурга [2] детей воспитывали в суровых военных коллективах под строгим надзором правительства для достижения высшей добродетели — равенства спартиатов — военных. Агогэ — особое спартанское воспитание направлено на поддержание и воспроизводство системы военной власти в Спарте. Когда мальчикам исполнялось семь лет, родители отдавали их в агелы (букв, «стада»), в отряды под надзор педономов (воспитателей). Спартанские дети проживали в казармах, питаясь тем, что сами могли добыть, точнее — своровать, у илотов, кто приходил в казарму ни с чем — того наказывали, как и тех, кого поймали с поличным. Плутарх писал: «Воруя, дети соблюдали величайшую осторожность; один из них, как рассказывают, украв лисенка, спрятан его у себя под плащом, и хотя зверек разорван ему когтями и зубами живот, мальчик, чтобы скрыть свой поступок, крепился до тех пор, пока не умер» [3] .

У спартанцев это считалось примером для подражания, о чем рассказывали детям. Спартиатов (полноправных граждан Спарты) воспитывали в ксенофобии: ненависти но отношению к иностранцам, в которых видели врагов.

После 465 г. до н.э. спартанская молодежь участвовала в нерегулярных криптиях (ночных вылазках) с целью терроризировать и убивать илотов. В боях с низшими сословиями готовили будущих безжалостных воинов; кроме того, таким образом учили военному ремеслу и маневрированию в плотном строю. Это суровое воспитание в условиях жесткой экономии достигало единственной цели — возведенные в абсолют интересы государства. Обучение в условиях строгой дисциплины предполагало слепое повиновение спартанцев приказам своего начальства. Дети овладевали навыками выживания: ходили босыми, спали на жестких самодельных подстилках из тростника, который рвали голыми руками. В школе обучали только необходимому для будущего воина: атлетике, бегу, прыжкам, метанию копья и диска, плаванию и охоте. Литература и искусство считались бесполезными занятиями и поэтому не включались в воспитание, хотя спартиатов обучали краткой речи, чтению и письму, игре на музыкальных инструментах и хоровому пению, что весьма важно для военных походов и парадов. Спартанцы и говорить должны были по-военному: точно и кратко — «лаконично» — по названию области Лаконии. Плутарх в «Изречениях спартанских женщин» [4] сообщает, что перед военным походом спартанка подала сыну щит со словами: «С ним или на нем», т.е. либо он вернется, либо его тело принесут на щите [5] . Спартанцам не разрешалось прикасаться к деньгам, воины проводили большую часть своей жизни в казарме со своими однополчанами, они вместе ели, спали и тренировались. Женатые не проживали вместе с семьями, только в возрасте 60 лет воин мог выйти на пенсию и жить в своем доме с семьей.

Для воспитания терпения и выносливости спартиатов проводились особые ежегодные обряды — публичные телесные наказания у алтаря Артемиды. Греческий писатель II в. н.э. Лукиан сообщал: «. если увидишь, как спартанских юношей бичуют перед алтарями, и они обливаются кровью, а матери и отцы стоят здесь же и не жалеют их, а угрожают им, если они не выдержат ударов, и умоляют их дольше терпеть боль и сохранять самообладание. Многие умерли в этом состязании, не желая при жизни сдаться на глазах у своих домашних или показать, что они ослабели, — ты увидишь статуи, поставленные в их честь на средства государства. » [6] Спартанская жестокость происходила из обычая инициации (посвящения в воины), имевшегося у первобытных народов с низким уровнем культурного развития. Юношей обучали в боях и в борьбе, учителей не нанимали, потому что считалось, что следует побеждать не замысловатыми приемами, а силой и храбростью: «Спарте нужны воины, а не атлеты», в Олимпиадах они не участвовали. Спартанцы гордились своей черной кровяной похлебкой из чечевицы и свинины с уксусом и солью, попробовав ее царь персов сказал: «Теперь я понимаю, почему спартанцы так легко идут на смерть: им милее гибель, чем такая еда!» [7]

В Спарте девочки с 7-летнего возраста ходили в школу, они жили и спали в казармах, в сестричествах их обучали борьбе, гимнастике и боевым навыкам. Историки полагают, что девочек тренировали так же тщательно, как и мальчиков, так как спартанцы считали, что сильные женщины производят здоровое потомство. Если спартанская девушка успешно проходила физические испытания, в 18 лет ей назначали мужа и разрешали вернуться домой. В большинстве других греческих городов-государств женщины оставались дома на протяжении всей своей жизни. Спартанские женщины имели право передвижения и пользовались известной независимостью, пока их мужья находились в казармах.