Проблема лидерства в коллективе

0
340

социологические науки

Похожие материалы

Лидерство, как и управление, является до некоторой степени искусством. До сегодняшнего дня вопросы о лидерстве остаются актуальными, поскольку ещё не дано каких-либо чётких и определённых ответов. Но различные модели и теории, которые рассматривает данная работа, помогают осознать необходимость гибкого подхода к руководству.

Коллектив – это мощный стимул трудовой активности, который приносит удовлетворение своим членам, ставит высокие цели, создает творческую атмосферу. Совместное решение производственных вопросов уменьшает стрессовые ситуации, повышает инновационный потенциал сотрудников; в группе лучше решаются смежные проблемы, сглаживаются возможные последствия нечеткого распределения обязанностей и неправильного руководства, конфликты на межличностном уровне [2; 4; 9].

Лидер член группы, за которым сами участники группы признают приоритет принятия ответственных решений в важных обстоятельствах. Лидер – это авторитетная личность, которая исполняет центральную роль в организации совместной деятельности и регулирует взаимоотношения в группе. От него зависит организованность группы, её состав, желание работать и добиваться целей. Чем сильнее и ответственнее лидер, тем сильнее будет группа [3; 5].

Как и все члены группы, потенциальный лидер стремится к достижению общегрупповых целей и в то же время имеет какие-то собственные, дополнительные потребности. Будущего лидера отличает то, что эти дополнительные потребности могут быть наилучшим образом удовлетворены путем принятия роли. В зависимости от степени осознанности своих потребностей, ценностных ориентаций будущий лидер может целеустремленно добиваться ведущей роли или этот процесс может происходить стихийно, вернее его выдвижением занимаются последователи, убедившись в том, что он обладает суммой необходимых качеств.

Лидер, это, прежде всего, человек. И, что бы понимать, какой будет работа, которую хочет он выполнить с помощью своего коллектива, что он может дать своим людям, нужно понимать какой это человек, и какой из него лидер на деле [6; 7].

В отечественной психологии выделяют пять типов лидеров [1; 8; 11].

  1. Лидер-организатор. Его главное отличие в том, что нужды коллектива он воспринимает как свои собственные и соответствующим образом активно действует. Он оптимистичен и уверен, что большинство проблем вполне разрешимо. Умеет убеждать, склонен поощрять, а если необходимо выразить свое неодобрение, то делает это, не задевая чужого личного достоинства. За ним идут, зная, что он не станет предлагать пустое дело. Именно такие люди оказываются на виду в любом неформальном коллективе.
  2. Лидер-творец. Привлекает к себе, прежде всего, способностью видеть новое, браться за решение проблем, которые могут показаться неразрешимыми и даже опасными. Он не командует, а лишь приглашает к обсуждению проблемы или путей решения задачи, может поставить ее так, что она заинтересует и привлечет подчиненных.
  3. Лидер-борец. Волевой, уверенный в своих силах человек. Первым идет навстречу опасности или неизвестности, без колебаний вступает в борьбу с факторами, мешающими его подчиненным, готов отстаивать то, во что верит и не склонен к уступкам. Однако такому лидеру порой не хватает времени, чтобы обдумать все свои действия и все предусмотреть. «Безумство храбрых» – вот стиль его руководства.
  4. Лидер-дипломат. Если бы он использовал свои способности во зло, то его вполне можно было назвать мастером интриги. Он опирается на превосходное знание ситуации, и ее скрытых деталей, в курсе сплетен и пересудов и потому хорошо знает, на кого и как можно повлиять. Предпочитает доверительные встречи в кругу единомышленников из числа подчиненных. Позволяет открыто говорить то, что всем известно, чтобы отвлечь внимание от своих неафишируемых планов. Правда в трудовом коллективе такого рода «дипломатия» нередко лишь компенсирует неумение руководить более достойными способами.
  5. Лидер-утешитель. К нему тянуться потому, что он готов поддержать в трудную минуту. Уважает людей, относится к ним доброжелательно. Вежлив, предупредителен, способен к сопереживанию.

Так же различают политические лидерства [10; 12].

  1. Лидер-знаменосец – руководитель по-особому видит действительность. Он представляет собой идеал лидера для народных масс. Люди с большим удовольствием следуют по пути, обозначенному им.
  2. Лидер-служитель — ориентируется на желания и нужды своего народа. Действует всегда от имени своих избирателей.
  3. Лидер-торговец – руководитель, который способен выгодно «продать» свои идеи. Избиратели сразу видят преимущество данного кандидата перед другими.
  4. Лидер-пожарный — он ориентирован на насущные и срочные проблемы народных масс. Этот лидер всегда готов решить конкретные ситуации, стоит только ему о них узнать.

Чистых образов среди лидеров обычно не встречается. У каждого руководителя сочетаются 2-3 характеристики одновременно, но в разных пропорциях. Таким образом, типология лидерства, приведенная выше, не может относиться в чистом виде к какому-то конкретному человеку.

Роль лидера заключается в умении повести людей за собой, обеспечить существование таких связей в системе межличностных взаимоотношений, которые способствовали бы решению конкретных задач в рамках единой цели.

Проблем в плане управления довольно много, но обобщив их, можно выделить одну, главную проблему любого лидера, как начинающего, так и «ветерана». Это, конечно же, способ обобщить коллектив, дать им общую цель и сделать так, чтобы дальнейшая работа не приводила к разногласию. А «правление» самого лидера не подвергалось сомнению и оспариванию. Плохой лидер никогда долго не задерживается во главе, он быстро сменяется другим. Коллективу, группе человек нужен надежный, работающий для них лидер, который, вопреки всему, будет помогать и не оставит их в беде [13].

Лидерство – это сложное и требующего постоянного внимания, дела. Его нельзя откладывать, а нужно каждый раз совершенствовать.

И можно сказать, что лидер не может себе позволить применение одного и того же стиля руководства в различных ситуациях. Т.е. руководитель должен умело пользоваться всеми стилями руководства, ориентируясь на реальность, что подтверждает утверждение о том, что лидерство – это искусство.

Список литературы

  1. Морозов А.В. Деловая психология. СПб.: Изд-во «Союз», 2002. – 576с.
  2. Игебаева Ф.А. Некоторые этические и организационные аспекты управления персоналом В сборнике Проблемы и перспективы российской экономики.VII Всероссийская научно-практическая конференция 26-27 марта 2008г. Пенза.2008. – С.43-45.
  3. Игебаева Ф.А. Деловая культура современного предпринимателя В сборнике. Современный российский менеджмент: состояние, проблемы, развитие.VIII Международная научно-методическая конференция. Пенза, 2008.- С.62-64.
  4. Игебаева Ф.А. Этические основы деятельности современного делового человека. В сборнике Современный мир: экономика, история, образование, культура. Сборник научных трудов. Уфа. 2009.- С.110-113.
  5. Игебаева Ф.А. К вопросу об управленческой этике современного предпринимателя. В сборнике: Инновационные процессы в менеджменте. Финансы как особая форма экономических отношений. Управление финансами. Сборник статей VI Международной научно-практической конференции. Московский государственный университет. 2009-С. 18-20.
  6. Игебаева Ф.А. Нравственность как ценностное выражение управленческой деятельности. В сборнике: Образование без границ -2014. Materiały X międzynarodowej naukowi-praktycznej konferencji. 2014.- С. 88-90.
  7. Игебаева Ф.А. О преимуществах и недостатках управленческих стилей. В сборнике: RESONANCES SCIENCE Proceedings of articles the international scientific conference. Editors prof. V.I. Pishhik, N.G. Poteshkina, Ju.A. Medvedev. 2016. С. 305-310.
  8. Мухаметгалиева Ч.И. Теория самоактуализации личности студента и студенческая жизнь // Студент и аграрная наука. Материалы VIII студенческой научной конференции . 2014. С. 137-139.
  9. Назаров Т.З. Социальная самоидентификация представителей малого бизнеса // Диссертация на соискание ученой степени кандидата социологических наук / Уфа, 2005.
  10. Бикметов Е.Ю., Назаров Т.З. Социальная самоидентификация как фактор развития малого предпринимательства // Традиционные национально-культурные и духовные ценности как фундамент инновационного развития России. Материалы Международной научно-практической конференции. Магнитогорск, 2009. С. 41-44.
  11. Игебаева Ф.А. О роли лидера в управлении организацией. NovaInfo.Ru. 2016. Т. 1. № 42. С. 280-282.
  12. Игебаева Ф.А. Об эффективности профессиональной деятельности руководителей аграрного производства. NovaInfo.Ru. 2016. Т. 1. № 42. С. 152-155.
  13. Игебаева Ф.А. К вопросу об эффективности управленческих стилей. NovaInfo.Ru. 2016. Т. 3. № 41. С. 255-259.

Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.

Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.