Линии сравнения демократический тоталитарный авторитарный таблица

0
807

Наряду с политической системой часто используется понятие «политический режим». Режим (от лат. regimen — «управление») означает совокупность способов осуществления политической власти. На сегодняшний день наиболее распространенной является классификация, согласно которой все режимы делятся на: тоталитарные, авторитарные и демократические.

Тоталитарный режим. Термин «тоталитаризм» происходит от латинского слова «totalis» , что означает «весь, полный, целый». Тоталитарный режим — это полный контроль со стороны власти над всеми сферами общественной жизни. Термин «тоталитарный» позаимствовал у Д. Джентиле и ввел в политический лексикон лидер итальянских фашистов Б. Муссолини (1883–1945 гг.). Тоталитаризм как тип политической системы возник в XX в. Почему? Это связано со вступлением общества в индустриальную стадию развития, что привело к созданию системы массовых коммуникаций, сделало технически возможным и тотальное «промывание мозгов», и всеобъемлющий контроль над личностью. Каковы же наиболее характерные черты тоталитарного режима?

Всеобщий контроль и насилие. Власть контролирует все сферы жизнедеятельности общества: экономику, культуру, религию, частную жизнь граждан. При тоталитаризме господствует лозунг: «Запрещено все, кроме того, что приказано».

Неограниченная никаким законом монополия одной партии на власть. Только одна партия может существовать легально. В СССР — КПСС (коммунистическая партия Советского Союза), в фашистской Германии – НСДАП (национал-социалистическая немецкая рабочая партия).

Сращивание партийного и государственного аппарата, когда во главе партии и государства стоят одни и те же лица.

Культ вождя, наделенного практически неограниченными полномочиями.

Фактическое отчуждение граждан от политического процесса, максимальное ограничение их прав и свобод.

Превращение насилия в главное средство политической борьбы. Неугодные режиму люди подвергаются физическому уничтожению (политические процессы 30-х гг. в СССР).

Господство одной идеологии, разрабатываемой высшими органами руководящей партии и внедряемой в массовое сознание всего общества. В СССР господствовала идеология построения коммунистического будущего, в Германии 1000-летний рейх.

Внутреннюю сущность этого режима очень образно охарактеризовал американский политолог Р. Даниэлс: «Ни одна мысль, ни один человек не свободны от контроля государства и его органов, ничто не свободно от опеки стоящей у власти партии».

Выделяют несколько разновидностей тоталитаризма:

 левый — коммунистический (СССР при Сталине, Китай во главе с Мао Цзэдуном);

 правый — фашизм (Италия во главе с Муссолини), национал-социализм (Германия при Гитлере).

На сегодняшний день ярким примером существования тоталитарного режима является КНДР во главе с первым секретарём ЦК Трудовой партии Кореи Ким Чен Ыром.

Одним из наиболее распространенных в истории типов политических режимов является авторитаризм (от лат. auctoritas — «власть», «влияние»). Авторитарные режимы в своем развитии могут ориентироваться как на тоталитаризм, так и на демократию.

Носителем власти выступает один человек или группа лиц, действия которых неподконтрольны другим государственным органам.

Ограничение выборности государственных органов, ослабление прерогатив парламента. Фактический отказ от концепции разделения властей.

Реальная или потенциальная опора на силу. Этот режим может и не прибегать к массовым репрессиям и пользоваться популярностью среди широких слоев населения. Однако он обладает достаточной силой, чтобы в случае необходимости использовать силу и принудить граждан к повиновению.

Рекрутирование (выдвижение) политической элиты путем назначения сверху, а не на основе альтернативной борьбы.

Отказ от тотального контроля над обществом. Основным лозунгом является: «Разрешено все, кроме политики».

Режим военного правления. Этот тип возникает чаще всего в результате государственного переворота и прихода к власти военных (диктатура «черных полковников» в Греции 1967–1975 гг., А. Пиночет в Чили 1973–1989 гг.).

Теократич еский режим. Этот тип возникает, когда власть в стране принадлежит религиозно-фанатическому клану. Этот режим сложился в Иране после революции 1979 г. во главе с аятоллой Хомейни (1979–1989 гг.)

Абсолютная монархия, где вся полнота законодательной и исполнительной власти принадлежит одному лицу, занимающему пост главы государства по наследству (Саудовская Аравия, Оман, Катар).

Авторитарный режим, носящий персонифицированный характер, который предполагает наличие сильного лидера, обладающего диктаторскими полномочиями (режим С.Хусейна в Ираке 1979–2003 гг., М. Каддафи в Ливии 1969–2011 гг.).

Понятие «демократия» древнегреческого происхождения и переводится как власть народа (demo s — «народ», kratos — «власть»). По определению американского президента А. Линкольна, демократия — это «правление народа, избранное народом и для народа».

К основным признакам демократического режима относятся:

Суверенитет народа, признание его источником высшей государственной власти.

Проведение свободных альтернативных выборов, постоянное и реальное функционирование избранных народом органов власти (в центре и на местах).

Существование легальной оппозиции.

Политический и идеологический плюрализм, наличие реально функционирующей многопартийной системы.

Соблюдение принципа разделения властей в системе государственной власти на исполнительную, законодательную и судебную.

Гласность в работе властей всех уровней.

Верховенство закона во всех сферах жизни общества. Основным лозунгом данного политического режима является: «Разрешено все, что не запрещено законом».

Рассматривая демократию как наиболее совершенную форму политического режима, не следует переоценивать ее возможности. Следует в этой связи отметить слова У.Черчилля: «демократия — ужасная вещь, но лучше ее человечество пока ничего не придумало».

Классификация демократических режимов:

Прямая демократия. Непосредственное участие граждан в подготовке, обсуждении, принятии решений и контроле за их реализацией. Существовала в период Античности, греческих полисах.

Плебисцитарная. Сегодня ее отражение мы находим в референдумах. Референдумы вошли и в политическую жизнь суверенной Беларуси (14 мая 1995 г., 24 ноября 1996 г., 17 октября 2004 г.)

Представительская. Опосредованное участие граждан в принятии решений, в выборах ими в органы власти своих представителей, призванных выражать их интересы, принимать законы и отдавать распоряжения (выборы депутатов в нижнюю палату парламента РБ — палату представителей — 23 сентября 2012 г.).

Линии сравнения Типы режимов
Демократический тоталитарный Авторитарный
Правовой принцип
Права и свободы
Тип экономической системы
Идеология
Примеры
Линии сравнения Типы режимов
Демократический тоталитарный Авторитарный
Социальная база (режим опирается на ….) Опора на большинство Опора на массовые люмпенизированные движения Опора на традиционные социальные институты
Государственное устройство (степень взаимного контроля власти и общества) Правовое государство Полный контроль государства над обществом Опора на традиции, жесткий контроль определенных секторов
Партийная система (наличие и количество партий в стране) Многопартийность Однопартийная система Правящая партия огосударствлена
Наличие (отсутствие) оппозиции Действует легально Отрицается Деятельность жестко ограничена
Правовой принцип Разрешено все, что не запрещено Запрещено все, что не разрешено Разрешено все, кроме политики
Права и свободы Гарантия прав и свобод. Закон защищает личность Закон защищает государство. Декларирование прав и свобод Ограничение прав и свобод. Закон защищает государство
Участие граждан в формировании органов власти Участие граждан в формировании власти Показное слияние власти и общества Отчуждение от власти граждан
Тип экономической системы Смешанная Централизованная, милитаризованная, жесткая дисциплина производства Гос. сектор сосуществует с рынком
Идеология Плюрализм Единственная Доминирует официальная. возможны иные идеологии
Полномочия карательных органов Подчинены закону Пронизывают все сферы, политический сыск, репрессии Важный элемент гос.аппарата
Примеры Непосредственная, плебисцитарная, представительная демократия (Швеция) Итальянский фашизм, немецкий национал-социализм, советский социализм, китайский маоизм, кампучийский «чистый» коммунизм Пол-Пота Буржуазные, социалистические, военные режимы (Пиночет в Чили, аятолла Хомейни в Иране и т.п.

Демократия – политический режим, при котором установлены и осуществляются народовластие, права и свободы граждан, осуществляется контроль общества над государством.

Народ – источник власти -Выборность органов власти

Права и свободы граждан -Подчинение меньшинства большинству

Народ не всегда может прямо влиять на правительство, а только через представителей.

Демократия может выродиться в анархию и диктатуру.

Либеральная демократия — Парламентская демократия

Особенности либеральной демократии:

Право человека выше права государства — Уважение прав меньшинства

Многопартийность — Разделение властей — Верховенство закона — Плюрализм

Тоталитаризм – политический режим, при котором осуществляется полный контроль государства над личностью.

Однопартийная система — Единая идеология

Вождизм — Подавление гражданских прав и свобод

Подчинение законодательной власти исполнительной — Ведущая роль силовых структур

Подавление оппозиции — Репрессии

Военная хунта – политический режим военной диктатуры, установившейся в результате государственного переворота, причём не обязательно в испаноязычной стране — греческая военная хунта («чёрные полковники») или хунта Мьянмы.

Исторические формы политических режимов:

— Азиатская деспотия – форма самодержавной неограниченной власти

— Тирания – форма государственной власти установленная насильственным путём и основанная на единоличном правлении

1. Деспотический режим (от греч. despoteia — неограниченная власть). Этот режим характерен для абсолютной монархии. При деспотии власть осуществляется исключительно одним лицом. Но поскольку фактически деспот один управлять не может, он вынужден

перепоручать некоторые управленческие дела другому лицу, пользующемуся у него особым доверием (в России это были Малюта Скуратов, Меншиков, Аракчеев). На Востоке это

лицо называли визирем. За собой деспот непременно оставлял карательную и налоговую функции. Воля деспота произвольна и иной раз проявляется не только как самовластие, но и как самодурство. Главное в деспотическом государстве — повиновение, исполнение воли правителя. Но есть сила, способная противостоять воле деспота, это — религия,

она является обязательной и для государя.

Для деспотии характерно жестокое подавление любой самостоятельности, недовольства, возмущения и даже несогласияподвластных. Санкции, применяемые при этом, потрясают своей суровостью, причем они, как правило, не соответствуют содеянному, а определяются произвольно. Главной санкцией,применяемой наиболее часто, является смертная казнь. При

этом власть стремится к ее наглядности, с тем чтобы посеять в народе страх и обеспечить его повиновение. Деспотический режим характеризуется полнейшим бесправием

подданных. Отсутствие элементарных прав и свобод сводит их на положение скотины. Речь может идти лишь об удовлетворении физиологических потребностей, да и то не в полной мере.

2. Тиранический режим (от греч. -мучитель) устанавливается, как правило, на территории, подвергшейся военному завоеванию. Он основан на единоличном правлении, однако характеризуется наличием института наместника, а не института доверенного

лица (визиря). Власть тирана жестокая. Стремясь подавить сопротивление, он казнит не только за выраженное неповиновение, но и за обнаруженный умысел на этот счет, т. е. превентивно, чтобы посеять страх среди населения. Овладение территорией и населением другой страны связано, как правило, с физическим и моральным насилием не только над людьми, но и над обычаями народа. Когда новые правители вводят порядки, противные образу жизни и мыслей людей, особенно если навязывают иные религиозные нормы, народ

переживает тираническую власть очень тяжело (Османская империя). Законы не действуют, поскольку тираническая власть, как правило, не успевает их создать.

3. Тоталитарный режим (от позднелат. — полный, целый, всеобъемлющий) иначе можно назвать всеохватывающей властью. Экономической основой тоталитаризма является крупная

собственность: феодальная, монополистическая, государственная. Тоталитарное государство характеризуется наличием одной официальной идеологии. Совокупность представлений о социальной жизни задается правящей элитой. Среди таких представлений выделяется главная ≪историческая≫ идея: религиозная (в Ираке, Иране), коммунистическая (в бывшем СССР: нынешнее поколение будет жить при коммунизме), экономическая (в Китае: догнать и перегнать путем большого скачка Запад), патриотическая или державная и др. Причем идея формулируется настолько популярно, просто, что ее могут понять и принять к руководству все слои общества, даже самые необразованные. Искренней поддержке власти населением способствует монополия государства на средства массовой информации. Существует одна правящая партия, которая объявляет себя ведущей силой общества. Поскольку эта партия дает ≪самые правильные установки≫, ей в руки отдаются бразды правления: происходит сращивание партийного и государственного аппаратов. Тоталитаризм характеризуется крайним центризмом. Центром же тоталитарной системы является вождь. Его положение

сродни божественному. Он объявляется самым мудрым, непогрешимым, справедливым, неустанно думающим о благе народа. Какое-либо критическое отношение к нему жестоко преследуется. На фоне этого происходит усиление мощи исполнительных органов. Среди государственных органов выделяется ≪силовой кулак≫ (милиция, органы госбезопасности, прокуратура и т. д.). Карательные органы постоянно разрастаются, поскольку именно им предстоит применять насилие, носящее характер террорафизического и психического. Устанавливается контроль над всеми сферами жизни общества: политической, экономической, личной и др., а посему жизнь в таком государстве становится как за стеклянной перегородкой. Личность ограничивается в правах и свободах, хотя формально они могут даже провозглашаться. Одна из основных характеристик тоталитаризма

Одна из основных характеристик тоталитаризма — милитаризация. Идея о военной опасности, об ≪осажденной крепости≫необходима для сплочения общества по принципу военного лагеря.Тоталитарный режим агрессивен по своей сути и не прочьпоживиться за счет других стран и народов (Ирак, бывшийСССР). Агрессия помогает добиться сразу нескольких целей:отвлечь народ от мыслей о его бедственном положении, обогатиться,

удовлетворить тщеславие вождя. Тоталитарный режим Западная Европа испытала на себе в

Средние века (религиозный тоталитаризм). В настоящее время он существует во многих странах Азии, в недавнем прошлом — в СССР и странах Восточной Европы.

4. Фашистский (расистский) режим (от лат. — пучок, связка, объединение) отличается от тоталитаризма тем, что он замешан на националистической (расистской, шовинистической) идеологии, которая возводится в ранг государственной. Главная посылка фашистской идеологии такова: люди отнюдь не равны перед законом, их права и обязанности зависят от национальности. Одна нация объявляется ведущей в государстве или даже в мировом

сообществе, а посему достойной лучших жизненных условий. Существование других наций допускается, но на подсобных ролях. Фашизм, будучи ≪озабочен≫ судьбой мирового сообщества, предлагает избранную нацию в качестве ведущей не только в своем государстве. Шовинистические (расистские) круги сначала выражают лишь желание ≪облагородить≫ этой нацией весь мир, а затем нередко приступают к практическому осуществлению своих замыслов: начинают агрессию против других стран. Милитаризация, поиск внешнего врага, склонность к развязыванию войн и, наконец, военная экспансия существенно отличают

фашизм от тоталитаризма, который ищет врагов внутри государства и на них обращает всю мощь карательного аппарата. Таковы основные отличительные признаки фашизма. В остальном он сходен с тоталитаризмом, и поэтому многие считают фашизм как бы разновидностью тоталитаризма. Сходство этих двух видов политического режима проявляется и в геноциде.

5. Авторитарный режим (от лат. — властный), хотя по сравнению с рассмотренными выше видами режима и является более мягким, все же нельзя отнести к режимам, при которых людям дышится свободно. При авторитарном режиме власть не формируется и не контролируется народом. Несмотря на то что существуют представительные органы, реально они в государстве никакой роли не играют, а существуют лишь для декора, придания власти некоей цивилизованности, выборы ее проводятся, но формально. Реально жизнь в стране направляется волей правящей элиты, которая себя не ограничивает правом, а живет по своим правилам. Внутри правящей элиты выделяется лидер. Его влияние очень значительно, однако он в отличие от вождя не склонен принимать решения единолично. Лидером обычно становится сильная личность. В авторитарном государстве управление чрезмерно централизовано. Инициатива с мест не допускается, если на то не получено разрешение из центра. Вот почему авторитарное государство опирается на полицейский и военный аппарат (Испания периода правления Франко,Чили периода власти Пиночета). Суд в таком государстве — вспомогательный инструмент. Широко используются также внесудебные

методы расправы (психиатрические больницы, выдворение за границу).

Оппозиция при авторитарном режиме не допускается. В политической жизни могут участвовать и несколько партий, но они должны ориентироваться на линию, выработанную правящей партией, в противном случае они будут разогнаны. Личность не пользуется конституционными правами и свободами, даже если они и провозглашаются на бумаге. Она лишенатакже гарантий безопасности во взаимоотношениях с властью.Провозглашается полный приоритет интересов государства над личностными. На фоне абсолютного контроля авторитарного государства вполитической сфере наблюдается относительная свобода в

иных сферах, особенно в духовной. Таким образом, авторитарное государство, в отличие от тоталитарного, уже не стремится к всеохватывающей регламентации общественной жизни.

6. Либеральный режим (от лат. — свободный) существует в тех странах, где получили развитие рыночные отношения. Исторически он возник как реакция на чрезмерную регламентацию общественной жизни и опирается на либеральную идеологию,

основанием которой является требование ограничения до минимума вмешательства государства в частную жизнь граждан. Рыночные отношения, характерные для развитого буржуазногогосударства, могут существовать только между равнымии самостоятельными субъектами. Либеральное государствокак раз и провозглашает формальное равенство всех граждан. Фактического же равенства в условиях невмешательства государствав социальную сферу пока нет и быть не может. Провозглашается свобода слова. Плюрализм мнений выглядит частокак вольнодумство и даже как попустительство (отношение

к сексуальным меньшинствам, к роли женщины в обществе). Экономическую основу

составляет частная собственность. Государство освобождает производителей от опеки,

не вмешивается в экономическую деятельность людей, а только устанавливает общие рамки свободной конкуренции товаропроизводителей. Оно же выступает и в качестве арбитра при

разрешении между ними споров. Либеральный режим допускает существование оппозиции.

Более того, при устойчивом либерализме принимаются меры к ее культивированию и даже финансовой поддержке (например, теневых кабинетов в парламентах). Многопартийность — необходимый атрибут либерального общества. Государственные органы формируются путем выборов, исход которых зависит не только от мнения народа, но и от финансовых

возможностей тех или иных партий или отдельных кандидатов. Государственное управление осуществляется на основе принципа разделения властей. Система сдержек и противовесов

уменьшает возможность злоупотребления властью. Государственные решения принимаются в основном путем большинства голосов. Государственное управление и правовое регулирование осуществляются на основе децентрализации: центральная власть берет на себя решение только тех вопросов, которые не может решить местная власть, сами организации и граждане. Либеральный режим существует в развитых странах Европы,США и Японии и других, отличающихся высоким уровнем экономического, политического и социального развития. Россия же только начинает вступать в эпоху либерализма.

7. Демократический режим (от греч. — народовластие) -это во многом режим будущего. Некоторые развитые страны (Швеция, Финляндия, Норвегия) подошли к нему вплотную. Он

предоставляет гражданам широкие права и свободы, а также обеспечивает социально-экономическую основу их осуществления всеми гражданами. В демократическом государстве источником власти является народ. Представительные органы и должностные лица в государстве здесь также избираются, но критерием избрания являются не политические, а их профессиональные качества. Широкое развитие ассоциативных связей на всех уровнях общественной жизни (движения, объединения, союзы, секции, клубы, общества и т. п.) способствует превращению государства-нации в государство-цивилизацию. Референдумы, плебисциты, народные инициативы, обсуждения становятся нормой жизни. Наряду

с государственными создается система органов прямого участия граждан в управлении делами общества (советы, общественные комитеты и др.)- При принятии решений учитываются и интересы меньшинства. Нормативное регулирование приобретает качественно новыйхарактер: наряду с правом как главным социальным регулятором

жизни либерального общества все большее значение приобретает мораль. Гуманизм и нравственность — отличительные признаки демократического государства. Демократия — это явление высокоорганизованного гражданского общества. Для ее установления необходимы соответствующие предпосылки: высокое экономическое развитие и высокий уровень благосостояния людей, большинство из которых — собственники; высокий уровень развития представительных учреждений и политического сознания людей, их значительный

культурный уровень, готовность к сотрудничеству, компромиссу и согласию.

Функции государства -это основные направления его деятельности, выражающие сущность и назначение государства в обществе.

Государственный аппарат (механизм государства) — это иерархическая

система государственных органов, осуществляющих практическую работу по реализации функций государства.

Клеточкой, единицей государственного аппарата является государственный орган. Он весьма существенно отличается, например, от политических партий, хозяйственных организаций, социально-культурных учреждений.

Во-первых, государственный орган призван выполнять управленческую деятельность, отвечающую интересам если не всех, то многих граждан.

Во-вторых, он наделяется компетенцией, т. е. кругом целей и задач.

В-третьих, он имеет властные полномочия в определенной сфере общественной жизни. Властные полномочия — это право давать указания (конкретные, или индивидуальные, либо нормативные), имеющие обязательный характер.

В-четвертых, за нарушения распоряжений компетентных государственных органов могут применяться санкции, т. е. неблагоприятные последствия (штраф, лишение

свободы, конфискация имущества и др.).

В-пятых, каждый государственный орган имеет: а) государственное, казенное имущество,

которое находится в его оперативном управлении; б) финансовые средства (свой счет в банке), основной источник которых- государственный бюджет; в) установленную для него

организационную структуру, связанную с ней систему служебной подчиненности и служебную дисциплину.

Является его государственно-правовой уклад, который определяет устройство и механизмы управления, а также отношения правящих лиц и народа. Виды политических режимов различны по разным критериям, но важнее всего – это сосредоточение власти в руках личности или коллектива. Классификация политических режимов, понятие и признаки их кратко рассмотрены ниже в статье.

Политический режим – это форма организации системы управления внутри державы, определяющая взаимоотношения народа и управляющих органов, уровень свобод и прав, а также жизни в целом .

Зная, какой уклад доминирует в стране, можно сделать выводы относительно ее государственного строя в определенный исторический период. При этом важнее всего знать взаимодействие правительства и народа (права, свободы, методы управления), нежели структуру государственно-правовой системы.

Государственно-правовые уклады могут быть однотипными в разных странах, благодаря схожести государственных структур. Например, можно рассмотреть Швецию и Иран: при конституционно-монархическом укладе в обоих, их строи различны. Швеция – это демократическая республика, а Иран – это авторитарное государство с такой же демократической структурой.

Зачастую четко определить политический режим бывает сложно. Например, СССР довольного долго был символом демократических прав и свобод человека, и лишь после распада открылась истинная сущность тоталитаризма этой страны.

Признаки

Чтобы определить действующий строй в стране, следует подробным образом изучить принципы организации институтов правления, цели политики и способы их достижения. Очень часто существуют характерные установки или лозунги, например, про любовь к стране или достижение цели любыми путями.

Кроме этого следует исследовать:

  • позицию личности;
  • участие общества в политике: свободное ли вступление в партию, процесс прохождения выборов и пр.;
  • развитие институтов управления: деятельность и количество управляющих органов, характера законодательства;
  • способы воздействия на народ: сила или слово.

Строй формируется под влиянием исторических народных традиций, а также уровня политической культуры. Узурпатор или правящая партия узурпируют управление державой так долго, как это позволяет народ и гражданские общественные институты. Так в странах с традиционной культурой авторитаризм возникает естественным образом, а при устоявшихся демократических традициях это почти невозможно.

Важно знать ! Анархия – это не отдельный строй, а полное его отсутствие, т.е. безвластие. Такое состояние возможно лишь в случае снижения роли действующего правительства или в случае противостояния различных партий. По сути анархия – это промежуточное состояние между государственно-правовыми укладами.

Определение

Определение строя сегодня возможно с помощью двух различных систем: институциональной и социологической. У каждой из них есть характеристики и представители.

  1. Институциональный подход делает значимыми только процедурные и формально-юридические характеристики всей системы управления. Используя такой подход, ученые почти стирают границы между понятием строя и формы правления. Обычно такой способ определения был характерен для французской державы, в которой уклад становился частью конституционного права. Благодаря институциональному подходу выделяли три типа правления: , президентская и парламентская республика. Сегодня эта типология стала классифицировать также и типы правительственных структур. Среди сторонников этого подхода находятся политолог Г. Лассуэл и его последователи.
  2. Социологический подход. Этот способ определения больше направлен на изучение реальных, а не конституциональных взаимоотношений правления и общества. В данном случае следует рассматривать уклад в державе как взаимоотношения ее народа и органов правления, поскольку все основывается на различных связях в социуме, и это не может быть изменено без разрушений этих социальных оснований. Социологический подход выделяет базовые устройства стран: демократическое, автократическое и тоталитарное.

На сегодняшний день наука использует социальный подход к определению и оценке государственного устройства. Классификация политических режимов также зависит от выбранного подхода.

Классификация политических режимов

Виды политического режима

Для начала рассмотрим типы политических режимов и их характеристики, которые располагаются ниже, по основным критериям.

Параметры Демократия Автократия Тоталитаризм
Устройство Государство с установленными законами и разделенными органами власти и управления Традиционное государство, поддерживающее порядок в обществе с помощью контроля некоторых сфер жизни общества Государство осуществляет полный контроль за жизнью граждан, как частной, так и общественной
Права и свободы народа Защищены законодательством и конституцией Закон защищает государство, при этом права и свободы личности существенно сокращены Права человека прописаны в государственных документах, но на деле до них нет никакого дела. При необходимости правление совершенно не обращает внимание на прописанные свободы и делает все, чтобы защитить себя
Система партий Оппозиция активно действует в правлении, при этом обеспечено многообразие взглядов, существует масса движений и партий, чья деятельность ни в чем не ограничена Правящая партия занимает главенствующее положение. Оппозиция занимает «ручное» место, все прочие движения ограничены в правах Однопартийная система. Оппозиция уничтожена. Правящая партия срослась с государством
Система решения конфликтов в обществе Решение путем согласования и переговоров Все столкновения решаются принудительно, с помощью силы Террор и геноцид
СМИ, идеология СМИ свободны и говорят, что им вздумается. Нет единой идеологии Официальная идеология. СМИ действуют лишь в рамках разрешенного государством Жестокая цензура. Обязательная официальная идеология
Роль армии и полиции Действуют в рамках закона и направлены на защиту и обеспечение безопасности внутренних и внешних интересов граждан Армию могут привлекать для разрешения конфликтов с гражданами и для подавления общественных беспорядков. Имеют большие полномочия, выходящие за рамки закона. Выполняют также и карательную функцию

Рассмотрим определения и характеристики каждого уклада в отдельности, а также их подвиды более подробно.

Демократия

Демократия, или народовластие, – это позиция в государстве, при которой правление находится только в руках народа и осуществляется по его воле и интересам, причем это возможно лишь в правовой державе.

Критерии политического режима:

  • народ – это суверенная власть в стране;
  • регулярные выборы в местные и государственные органы управления;
  • подотчетность руководящих лиц избирателям;
  • права граждан реально обеспечиваются;
  • решения принимаются большинством голосов, а меньшинство этому подчиняется;
  • силовые структуры используются только по прямому назначению в рамках законодательства.

Демократия может быть разделена по форме участия народа на:

  • прямую, когда люди участвуют в подготовке и принятии всех решений;
  • плебисцитарную, когда люди с помощью голосования принимают или отвергают предложенные им решения;
  • представительную, когда в органы управления избираются представители от народа, у которых есть права принимать решения от имени избирателей.

Сегодня около 80 стран в мире являются демократическими или с устанавливающейся демократией.

Автократия

Авторитаризм – позиция, при которой управление сосредоточено в руках одной личности или коллектива. При этом у граждан сохраняются некоторые экономические и духовные свободы, но они также существенно ограничены (как в политике, так и в культуре общественного сознания). При таком раскладе в стране невозможна демократия ни в вопросах свободного выбора, ни в вопросах управления государственных структур.

Важно знать ! Автократия имеет высокую способность обеспечить политическую стабильность и общественный порядок, при этом активно используя общественные ресурсы для решения поставленных задач.

  • военно-бюрократический;
  • корпоративный;
  • дототалитарный;
  • постколониальный;
  • расовая квазидемократия;
  • султанистский.

По сути автократия является способом правления с ограниченным плюрализмом и наиболее легким путем перейти от тоталитаризма к демократическому укладу.

Тоталитаризм

– это полный контроль правящей партией всех сфер жизни народа с помощью военных ресурсов.

Признаки тоталитарного строя:

  • обязательная идеология;
  • четкое централизованное управление всей экономикой;
  • повсеместная милитаризация;
  • монополия на управление державой;
  • культ личности;
  • преследование и уничтожение оппозиции;
  • террор и геноцид.

Полезное видео: тоталитаризм и авторитаризм

Полезное видео: характерные черты демократического режима

Вывод

Как правящий строй тоталитаризм возник в XX веке в качестве нового типа диктатуры за счет возвеличивания культа государства с помощью жесткой идеологии. Тоталитаризм известен своими видами: фашизм, социализм, национал-социализм.

По оценкам экспертов, такая государственная структура обречена на провал и ведет только к обнищанию страны и к ее упадку.

Помимо перечисленных выше видов политических устройств, существуют переходные, а также чрезвычайные строи, которые характерны только для определенного отрезка времени в определенных условиях.

Политология [Ответы на экзаменационные билеты] Фортунатов Владимир Валентинович

В реальной политической жизни употребляются термины, которые являются близкими по смыслу. С французского и латинского языков слово «режим» переводится как «управление». Под «политическим режимом» понимается государственный строй, совокупность средств и методов, которыми осуществляется власть в данной стране .

В западной и российской политологии принято выделять несколько политических режимов в соответствии с определенным набором признаков и главным действующим принципом.

При тоталитарном режиме действует принцип «Запрещено все, что не разрешено» .

Для либерального режима характерен подход «Позволено все, что не ведет к смене власти» .

В условиях демократического режима «Разрешено все, что не запрещено законом» .

Таблица 43. Характеристика типов политической власти

В политической науке при характеристике политических режимов используются три триады:

Либеральный — умеренный — репрессивный;

Охлократия — олигархия — тирания.

В России с Московского царства до 1917 г. преобладал диктаторский самодержавный режим с элементами представительной демократии в различные исторические периоды (Земские соборы, выборное местное самоуправление, парламентаризм, многопартийность). Монарх опирался не только на традиции, но и на суровое законодательство, прямое насилие с использованием войск против своего же народа (подавление народных бунтов, крестьянских войн, «кровавое воскресенье»).

Большевики словами о «диктатуре пролетариата» прикрывали реальную «диктатуру партии» , а точнее политический режим партийной номенклатуры . Советский режим также опирался на традиционную привычку населения подчиняться сильной власти, на репрессивное законодательство, на карательные органы и при необходимости (крестьянские восстания, осуществление массовых депортаций) на войска. «Перестройка» привела к замене политического режима.

В постсоветской России осенью 1993 г. была насильственно, с применением войск, упразднена система Советов, формально являвшихся юридической основой функционирования власти в стране.

Таблица 44. Варианты классификации советского политического режима

Цыганков П. Современные политические режимы: структура, типология, динамика. М., 1995. С. 152.

Политический режим Б. Н. Ельцина обычно определяют как демократический по форме и авторитарный по содержанию. Особенностями политического режима, существовавшего в 1992–1999 гг., считаются:

Гипертрофия властных прерогатив президента за счет ограничения полномочий других институтов, номинальность разделения властей;

Неэффективность государства как основного социального института, непосредственно управляющего обществом; неспособность обеспечить консенсус в обществе и достойный уровень жизни большинству граждан;

Фактическая подконтрольность правительства только президенту и зависимость от политической конъюнктуры;

Концентрация власти в руках «окружения» президента, «семьи», фаворитизм, бесконтрольность правящей группы, широкие масштабы лоббистской деятельности;

Слабость политических партий, неразвитость гражданского общества, отсутствие объединяющей системы ценностей, норм и ориентиров;

Неразвитость системы местного самоуправления, зависимость его от региональных элит.

Политический режим В. В. Путина (2000–2008 гг.) в политологических кругах чаще называли бюрократически-авторитарным. Близкие к президентской администрации идеологи стали употреблять термин «управляемой демократии» или «суверенной демократии». Для данного политического режима стали характерными следующие черты:

Резкое ослабление политического влияния региональных элит, большого бизнеса, «укрощение» и смена некоторых былых фаворитов;

Установление прямого или косвенного государственного контроля над главными телеканалами страны, фактическое возрождение цензуры в отношении средств массовой информации (исчезновение острых, дискуссионных, вообще неприятных для власти материалов из открытого обсуждения);

Активное использование «административного ресурса» на выборах регионального и федерального уровней;

Фактическая ликвидация системы разделения властей.

Вся власть оказалась фактически в одних руках. А это страна уже проходила.

Таблица 45. Признаки и «технологии» осуществления политического режима

(В данной таблице между элементами левой и правой частей нет жесткой связи. Разные «технологии» могут использоваться для достижения различных целей данного режима власти).

Из книги Великая Гражданская война 1939-1945 автора Буровский Андрей Михайлович

Оккупационный режим Российский читатель очень плохо представляет себя, что вообще происходило за линией фронта. Сначала ему заливисто врала красная пропаганда: рогатые шлемы, засученные рукава, «курка, млеко, яйки, жрать», «зверства немецко-фашистских оккупантов»,

16. Политический режим В реальной политической жизни употребляются термины, которые являются близкими по смыслу. С французского и латинского языков слово «режим» переводится как «управление». Под «политическим режимом» понимается государственный строй, совокупность

18. Тоталитарный режим Понятие «тоталитаризм» стало активно применяться в политической науке во второй половине XX в. Но идейные истоки тоталитаризма уходят в глубокую древность. Необходимость полного подчинения части целому, индивида государству и тотальной

Политический (государственный) режим: понятие и виды Политический (государственный) режим – это элемент формы государства, характеризующий совокупность методов, способов и средств осуществления политической власти. Всякие изменения, затрагивающие сущность

Режим Однажды Алёшин наблюдал, как сподвижник Унгерна, хошунный князь Дугор-Мерен наказывает своих провинившихся подданных. «Дверь юрты, – пишет он, – открыла чья-то невидимая рука, и мы увидели снаружи небольшую группу людей. Дугор-Мерен по-прежнему спокойно восседал

Антитеррористический режим На первый взгляд советское общество приобрело устойчивость. «Лимузины для активистов, хорошие духи для „наших женщин“, маргарин для рабочих, магазины „люкс“ для знати, вид деликатесов сквозь зеркальные витрины — для плебса, такой социализм

Режим 1Однажды Алешин наблюдал, как сподвижник Унгерна, князь Мерен Дугарчжаб (Дугар-Мерен) наказывает своего провинившегося всадника: «Дверь юрты открыла чья-то невидимая рука, и мы увидели снаружи небольшую группу людей. Дугар-Мерен по-прежнему спокойно восседал на

Переходный режим Верно ли, что в СССР, как утверждают официальные авторитеты, уже осуществлен социализм? Если нет, то обеспечено ли, по крайней мере, достигнутыми успехами его осуществление в национальных границах, независимо от хода событий в остальном мире?

Глава 12 Политический режим Политическая проблема, если сформулировать ее совсем кратко, заключается в авторитаризме. Цари, лидеры Коммунистической партии, а теперь и лидеры постсоветской «суверенной демократии» формировали и формируют политику, обуславливавшую

Тоталитарный режим 5 декабря 1936 г. была принята «сталинская» Конституция СССР. По этой Конституции советская система формально носила демократический характер. В Советы всех уровней – от Верховного до местных – регулярно проводились выборы. Правда, слово «выборы» не

1.3. Оккупационный режим «Новый порядок» Основы оккупационной политики немецких властей на Востоке были изложены в Генеральном плане «Ост», подготовленном Главным управлением имперской безопасности, и в ряде документов, вышедших из недр имперского Восточного

Из книги История Украины с древнейших времен до наших дней автора Семененко Валерий Иванович

Оккупационный режим На захваченной территории Украины гитлеровцы, их союзники и коллаборационисты установили «новый порядок», который характеризовался:а) физическим и моральным террором против лиц, не покорившихся оккупантам;б) разрушением производительных сил,

Методическая разработка урока по обществознанию

Гребенщикова Вероника Васильевна

Тема: Формы политического режима

Образовательный аспект : уметь определять понятия «политический режим», «авторитаризм», «тоталитаризм», «демократия»; называть основные характеристики политических режимов; выражать отношение к современным политическим условиям в РФ.

Развивающий аспект: развитие коммуникативной и информационной компетенций.

Воспитательный аспект : формирование мировоззрения обучающихся на основе гуманизма, свободы выбора и демократических ценностей.

  1. познакомить с формами политических режимов;
  2. развивать умения по обработке и структурированию информации;
  3. различать основные признаки типов политических режимов; формулировать собственные суждения и аргументы, применять знания в решении познавательных задач, раскрывать на примерах различные типы политических режимов;

Тип урока: изучение нового материала.

Используемые приемы, методы, технологии обучения:

Приемы: мозговой штурм, своя опора, точка зрения, таблица ЗХУ.

Методы обучения: словесный, практический, наглядный.

Используемые формы организации познавательной деятельности студентов: фронтальная, обучение в микрогруппах.

Основная деятельность на занятии:

— изучение и переработка информации в табличном виде

Оборудование и основные источники информации:

дидактический материал (задания, листы-опоры).

ТСО: Компьютер, мультимедиапроектор, экран, колонки, презентация

Готовность к разрешению проблем , то есть умение анализировать ситуации, ставить цели, планировать результат своей деятельности и разрабатывать алгоритм его достижения. Выработка умений адекватно оценивать результаты деятельности друг друга;

Информационная компетенция — способность использовать предложенные информационные ресурсы для планирования и осуществления своей деятельности; подбирать необходимый материал, строить устные и письменные высказывания, анализировать, сравнивать, делать выводы; принятие решений на основе критически осмысленной информации.

Коммуникативная компетенция — готовность работать в команде; вступать в диалог, публично представлять результаты групповой деятельности; представлять результаты своей работы; проектировать продукт своей деятельности.

Знать политические режимы и их отличительные черты;

Формировать навыки преобразования текстовой информации в таблицу;

Формировать навыки работы в микрогруппе.

Тема: Форма политического режима

Информационная (извлечение первичной информации, первичная обработка информации), коммуникационная

Ознакомиться с формами политических режимов

По достижении совершеннолетия, вы получите возможность принимать активное участие в политической жизни страны и воспользоваться этим правом в полной мере вы сможете, если будете знать политические режимы и их особенности

Изучите материал, заполните столбец в таблице выбранного режима, подготовьте выступление

Форма политического режима

Демократический режим . «Разрешено всё, что не запрещено законом».

Демократия (от греч. demos — народ + kratos – власть) — политический режим, основанный на признании верховенства законов и народовластия.

  • выборность — происходит избрание граждан в органы государственной власти путем всеобщих равных и прямых выборов;
  • оппозиция — партия или группа, выступающая против господствующей партии или мнения, поддерживаемого большинством;
  • равноправие — все имеют равные гражданские и политические
  • права и свободы, а также гарантии их зашиты;
  • плюрализм — господствует уважение к чужим мнениям и идеологиям, в том числе к оппозиционным, обеспечены полная гласность и свобода прессы от цензуры;
  • Выборность органов государственной власти, их ответственность перед избирателями.
  • Народ – источник власти.
  • Разделение властей (законодательная, исполнительная, судебная).
  • Приоритет права. Права личности закреплены законом и гарантированы.
  • Политический плюрализм.
  • Многопартийная система, легальность политической оппозиции.
  • СМИ свободны от цензуры.
  • Действия армии и спецслужб регулируются и ограничены законом. Поддержание правопорядка – функции полиции и суда.
  • Отсутствие какой-либо официальной идеологии.

Форма политического режима – это совокупность способов и методов осуществления государственной власти

  • Отчуждение народа от власти.
  • Сильная неограниченная власть главы государства.
  • Исполнительная власть в руках группировки, ее полномочия превосходят законодательную власть. Полномочия парламента ограничены.
  • Политические права и свободы граждан ограничены. Закон на стороне государства, а не личности.
  • Действия оппозиции ограничены, а подчас невозможны.
  • Однопартийная система, другие партии могут запрещаться и преследоваться законом.
  • Существует цензура над СМИ.
  • Существует официальная идеология.
  • Силовые структуры не только обеспечивают правопорядок, но и являются карательными органами государства.

Всё остальное надо было «доставать» или ждать очередности, порой длительной.

Форма политического режима – это совокупность способов и методов осуществления государственной власти

Тоталитарный режим. «Запрещено всё, что не приказано».

Тоталитари́зм (от итал. totalitario) — политический режим, характеризующийся всесторонним (тотальным) контролем над всеми сторонами жизни общества.

Культ личности — это возвеличивание отдельной личности (как правило, государственного деятеля ) средствами пропаганды , в произведениях культуры, государственных документах, законах.

  • Монопольно властвующая партия, возглавляемая лидером.
  • Культ личности вождя.
  • Отсутствие разделения властей.
  • Права и свободы граждан не соблюдаются. Законы защищают только государство.
  • Полное подчинение общества и личности власти, регламентация поведения граждан.
  • Легальная политическая оппозиция отсутствует.
  • Существование только одной правящей партии.
  • Строгая цензура над СМИ, монополия власти на информацию.
  • Спецслужбы, кроме охраны правопорядка, выполняют карательные функции. Наличие репрессивного аппарата.
  • Существует только официальная государственная идеология.

Тоталитаризм имел место в нашей стране в период реализации политической власти советского типа, точнее, в годы массовых репрессий. Тогда широкие слои населения были вовлечены в кампанию тотальной слежки за частной жизнью своих сотрудников, соседей и даже членов семьи. Проводились многочисленные собрания общественности с осуждением «врагов народа». Многие люди искренне участвовали в этих акциях.

Тема урока: _______________________________________________