История авторитаризма, тоталитаризма и демократии — Авторитаризм, тоталитаризм, демократия как политические режимы: проблема соотношения

0
301

Чтобы наиболее точно и глубоко провести анализ, необходимо как можно полнее понять, что представляет собой каждый из рассматриваемых мной режимов. И без истории возникновения и развития в этом не обойтись.

Авторитарный режим по праву можно считать одним из самых распространённых государственных режимов за долгое время существования цивилизаций. Формы авторитаризма весьма и весьма разнообразны, а следовательно, проблематика этого режима существовала ещё со времён античности. Ведь как указывалось мной в определении понятия политического режима, ещё Платон и Аристотель задумывались о наилучшем государственном устройстве, в которое включен и режим. Вопрос о том, кто должен управлять государством был актуален всегда. Дальнейшее формирование идей авторитаризма приходится на эпоху Возрождения. В это время происходит разложение феодализма, возникновение капиталистического уклада, развитие буржуазии. Именно в трудах Н.Макиавелли было положено начало буржуазной политико-правовой идеологии. Его политическое учение было свободно от теологии: оно основано на изучении деятельности государства, на представлениях об интересах и стремлениях государственного правителя. К тому же, итальянский мыслитель освобождал политического деятеля от необходимости соблюдать нормы морали и считал, что в борьбе за власть допустимы любые средства. В середине XVII в. произошла буржуазная революция в Англии. Авторитарное правление на время революционных преобразований оправдывалось убеждениями в преимуществах данного строя. Теоретик абсолютизма Т.Гоббс, выступивший с защитой королевской власти в Англии, утверждал: «Многочисленные естественные лица объединились в одно гражданское лицо, либо под влиянием страха, либо в надежде на защиту, отсюда следует важный вывод — тот, кто обладает верховной властью стоит над законом, ибо он творит его сам». Следует при этом заметить, что идеи мыслителей Античности, эпохи Возрождения и Нового Времени, воплощавшиеся в характерных чертах того периода, не имели логически завершенной формы. И поэтому говорить о становлении концепции авторитаризма в эти времена преждевременно. В условиях того времени авторитаризм не имел шансов получить последовательное обоснование. Теория авторитаризма была оформлена гораздо позже, в начале XIX в. При этом многие исследователи весьма позитивно оценивали данный тип организации власти. Теория авторитаризма впервые была выдвинута ультраконсервативными и реакционными теоретиками, как ответная реакция на Французскую революцию и социалистическое движение.

Тоталитаризм, как и авторитаризм, формировался с давних времён. К тоталитарному режиму можно отнести династию Маурья в Индии (321—185 гг. до н.э.) и династию Цинь в Китае (221—206 гг. до н.э.). Но тоталитаризм в то время не был им в современном понимании этого слова, ведь не было тех средств контроля над жизнью людей, которые появились в двадцатом веке. И именно прогресс, экономическое развитие, развитие информационных технологий дали возможность властителям поддерживать свой статус единоличного правителя. Понятие «тоталитаризм» впервые возникает в окружении Муссолини в середине двадцатых годов. При этом Муссолини опирался на философские труды одного из ведущих идеологов итальянского фашизма Джованни Джентиле. Однако в Германии этот термин не привился: Гитлер не любил заимствований и предпочитал определять свой режим как авторитарный. С 1929 года, начиная с публикации в газете «Таймс», его стали применять и к политическому режиму Советского Союза.

Но всё же тоталитаризм нашёл применение в достаточно малом количестве стран. В основном учёные связывают переход государства к тоталитарному режиму с ухудшением ситуации в экономической сфере, с кризисом в обществе и отчасти со стремлением народа найти сильную личность, которая смогла бы привести страну к какой бы то ни было стабильности.

Демократия возникла позже, чем тиранические режимы. Вполне вероятно, что это связано с развитием общественного сознания, которое осознало необходимость взаимодействия власти и народа. Родиной демократии является Древняя Греция и её города-государства, где, как известно, люди организовывали общественные собрания, на которых и решались важные государственные вопросы. Но демократию того времени можно назвать ещё и «деспотизмом большинства», так как понятий прав и свобод личности ещё не было, и решения народа зачастую притесняли знать. В Древнем Риме сохранились основные черты правления города-государства, даже несмотря на разницу в территории. После падения Римской империи все институты античной демократии были утрачены, и новые ростки демократического режима появились уже в эпоху Средневековья. Достаточно вспомнить хотя бы Новгородское княжество, в котором собиралось народное вече для решения различных вопросов. В Европе в ряде городов-государств стала применяться выборная система на высшие руководящие должности. Новое время было ознаменовано появлением понятия о неотчуждаемых правах личности на жизнь, свободу и частную собственность — основ демократии. Но на тот момент о пересмотре режимов речь не велась. Зато в Англии возникла Хартия вольностей, с помощью которой удалось ограничить власть монарха. Собственно, в этот период стали зарождаться идеи либерализма, который внёс неоценимый вклад в становлении демократии.

В дальнейшем развитие демократических идей приняло новые обороты в эпоху Просвещения. В этот период ярким примером стремления к власти от воли народа служит история Северной Америки, стремление штатов к налаживанию связей, борьба за независимость от колонизаторов, использование права народа на самоуправление. В этот же период происходит и Французская революция, провозглашение прав человека и гражданина, яркая личность Наполеона Бонапарта, его свершения, которые в конечном итоге хоть и привели страну к волне террора и восстановлению монархии, но всё же внесли свой вклад в перестройку старого общества.

Девятнадцатый и двадцатый века явили собой благодатную почву для развития демократических идей. Всё больше мужчин стали наделяться правом голоса, нация стала восприниматься как отдельный субъект правоотношений, хотя в многонациональных странах этот вопрос долго не мог урегулироваться, женщины начали получать право голоса. После Первой мировой войны в многих странах были введены принципы демократии, однако они были весьма поверхностны. И только в период после Второй мировой войны до конца двадцатого века мировое сообщество приходит к принятию демократических принципов, колонии постепенно выходят из-под власти стран-колонизаторов, не наделённые правом голоса получают его.

История каждого режима весьма показательна. И при сравнении и анализе трёх вышеописанных режимов, их становление и исторические факты будут иметь большой вес.