Если говорить об авторитарной и гуманной педагогике, то мы имеем дело с двумя разными направлениями педагогического мышления. Это совершенно противоположные подходы к образовательному процессу. Назовем некоторые качественные различия между авторитарным и гуманным образами педагогического мышления.
Авторитаризм — (от лат. Autoritas) — что означает власть. Это антидемократическая система властвования с элементами личной диктатуры. Авторитарная форма правления — это форма правления с неограниченным, бесконтрольным полновластием одного лица.
Авторитарная педагогика со своими принудительными силовыми средствами воспитывает авторитарную личность. Авторитарное воспитание формирует личность исполнителя чужой воли, чужих приказов. Человек чувствует себя винтиком большого механизма, не имеющим своего голоса. Его оценивают за его исполнительские качества. Исполнил — хороший, не исполнил — плохой. В человеке формируются такие качества, как угодничество, лицемерие, хладнокровие. Но самое большое зло в авторитарной личности то, что это человек двойного сознания. Он говорит одно, думает другое, а делает третье. Находиться рядом с такой личностью пагубно, особенно для детского организма. То есть, если ребенок в силу тех или иных обстоятельств находится рядом с такой личностью, то мы должны знать, что этот ребенок в опасности. Влияние на него такой личности равносильно сильнодействующему яду, отравляющего душу ребенка. Авторитарная позиция — это эгоистическая позиция. У эгоиста на первом месте стоят собственные интересы. Такая позиция формирует жадность, агрессивность, ненависть. У эгоиста жизненная установка на вещи, а не на человека. Он живет только для себя, думает только о себе и другой человек для него — это только средство достижения своих целей. Постоянное недовольство, крики, раздражение, грубость — характерны для человека с эгоистической направленностью. Для авторитарного учителя, например, любить ребенка означает следующее: крепко держать ребенка в руках, приучать его к дисциплине, заставлять учиться и вести себя нравственно, требовать от него строго и все это во имя его же будущих благ.
А что такое гуманная педагогика» Во-первых, понятие «гуманизм». Гуманизм в переводе с латинского языка означает человеческий, человечный. Признание ценности человека как личности, его право на свободное развитие и проявление своих способностей. И гуманная педагогика, в противоположность авторитарной, формирует творческую личность, имеющую свое собственное мнение и способность решать те или иные проблемы. И главная потребность творческой личности — потребность в любви, в дружбе, в гармонии с окружающим миром. Для творческой личности потребность в другом человеке является необходимостью, так как человеколюбие — ее жизненный закон. Такой человек очень хорошо чувствует людей, их настроение, их душевное состояние. Он готов всегда откликнуться на любую беду человека и помочь ему по мере возможности (поддержать морально, материально и т. д.). Он не ограничивает себя никакими рамками, потому, что главный его нравственный закон — это сотрудничество и взаимопомощь. Известный физик Е. Фейнберг сделал следующий вывод: «Функции гуманной части образования должны расти, если человечество желает сохранить здоровье поколений» (Фейнберг Е., 1965).
Давайте сравним поведение детей в детском саду в следующих ситуациях.
Ребенок видит, что другому ребенку плохо, его кто-то обидел, и он плачет. Этот ребенок отзывается на беду другого, он дает ему игрушку, гладит его, обнимает и тянется поцеловать. Почему он это делает» Да потому, что в нем срабатывает человеческий инстинкт, заложенный природой. Ему почему-то самому плохо, когда он видит, что плохо другому.
А вот другая ситуация. Ребенок видит в руках другого красивую игрушку, ему очень хочется иметь такую же, и он отбирает ее силой, тем самым заставляя ребенка плакать. Завладев игрушкой, он видит, как плохо стало обиженному ребенку, видит, что тот плачет, но слезы не действуют на него. В душе этого ребенка уже «посеяно» эгоистическое зерно. И в этот момент в нем только укрепляется эгоистическая позиция. Когда он вырастет, он будет даже получать удовольствие от слез и боли других. Ведь мы знаем таких людей, которым становится хорошо, когда другим плохо, мы их называем энергетическими вампирами. Теперь о конкурсах, или о конкурентной позиции. Исследования психологов показали, что конкурсы отрицательно действуют на нервную систему ребенка. Что формирует конкурсная позиция»
Новое
В мире нет одинаковых людей. Мы все очень разные. Но каждому человеку хочется, чтобы его понимали, принимали таким, какой он есть, не ломали бы его личность, а помогали стать ещё лучше, ещё прекраснее. >>>
Многих психологов самых различных школ и направлений давно привлекала внимание чрезвычайная значимость отношений между родителями и детьми. Решающую роль для развития ребенка, играют отношения с близким взрослым.>>>