Участие в различных политических режимах

0
64

В странах с устоявшимся демократическим режимом граждане свободно выбирают формы политического участия в рамках закона, не опасаясь за преследования со стороны властей. В тоталитарных и авторитарных государствах вся деятельность граждан находится под контролем государственных органов. При тоталитарном политическом режиме осуществляется всесторонний контроль за гражданами. В странах с авторитарным режимом контроль ограничивается за деятельностью граждан в политической сфере. В недемократических (тоталитарных и авторитарных) режимах легальными формами политического участия могли быть только санкционированные властью демонстрации, шествия и прочие мероприятия, направленные на поддержку утвердившегося политического режима. Мобилизационное вовлечение граждан осуществлялось политическими структурами – партиями, общественно-политическими организациями, СМИ – тесно интегрированными с государством. Неподконтрольные государству органы и институты, которые могли бы действовать в политической сфере, не допускаются.

При этом степень влияния и принуждения выше в тоталитарных государствах. Государственные органы, контролировавшие политическую активность граждан, стремились минимизировать активность правозащитников, либерально ориентированной интеллигенции. Однако количественные характеристики участия в странах с коммунистической и фашистской идеологией, как правило, выше, чем в демократических.

Ограничение граждан, в оказание влияния на принятие политических решений, проявлялось в формировании оппозиционных сил внутри государства либо в диссидентстве. При этом оппозиция может полномасштабно функционировать только в странах с демократическим режимом. Главной и естественной при демократии обязанностью большинства является уважение к оппозиции, ее права на свободную критику, используя различный арсенал средств политического участия.

Понятие «оппозиция» имеет двойное значение. В более широком смысле под оппозицией понимают все прямые и косвенные проявления общественного недовольства существующим режимом. В более узком смысле оппозиция рассматривается как политический институт, совокупность отстраненных от власти политических партий, организаций и движений.

Принято различать внесистемную и системную оппозицию. К внесестемной оппозиции относятся лево- и праворадикальные партии и группировки, программные установки которых полностью или частично противоречат официальным политическим ценностям, а их деятельность объединяет граждан не довольных реализуемых властью политическим курсом. Они использую запрещенные формы участия направленные на подрыв государственной власти. Например, деятельность неофашистских организаций в современной Европе. К системной оппозиции принадлежать различные политические партии и общественно-политические организации, которые в целом признают деятельность властей, однако не согласны с правительством в выборе путей и механизмов достижений стратегических целей по разрешению острых социально-экономических, политических и культурных проблем. Они используют легальные формы политического участия и не подрывают сложившуюся политическую систему.

При этом не следуют рассчитывать на количественном увеличении форм политического участия в государствах с демократическим политическим режимом. Политическая практика констатирует тот факт, что в демократических государствах большинство граждан ограничиваются голосование федеральных органов власти. Политологии выделяют три группы:

4. небольшой процент активистов, вовлеченных в различные формы политического участия;

5. голосующие (электорат) их большинство;

6. абсентеисты (от 20 и выше процентов, в зависимости от форм и мотивов политического участия).

Американский политолог С. Верба сформулировал так называемую стандартную модель политического участия. Суть которой – чем выше социально-экономический статус, тем выше вероятность политического участия. Лица, которые осознают свою политическую значимость и верят в то, что они имеют такое влияние, проявляют больше готовности к политическому участию, чем те, кто ощущает отчужденность от общества.

В современном мире большинство стран либо являются демократическими, либо стремятся к ней, находясь в переходном этапе развития от авторитаризма к демократии. При этом в политике активное участие принимают, как правило, мужчины, лица среднего возраста, имеющие высшее образование, кандидаты или доктора наук, представители среднего класса. Это обусловлено обладанием различных ресурсов интеллектуальных, материальных, информационных и прочих. В то время как в обществе не искоренился стереотип, что политика дело не женское.

Женщина предназначена для выполнения иных функций в обществе. Политическая практика квотирования мест (примерно 30% в зависимости от уровня вертикали власти), в представительных органах власти, инициированная советской властью и распространившаяся на другие страны мира с распадом социалистической системы была отменена в большинстве стран. В большинстве современных стран женщин находящихся на уровне принятия политических решений единицы. Есть потребность в осмысление данного общественного феномена, как среди политиков, так и общества в целом.

С формированием демократического режима происходят изменения и в механизмах политического участия.

[1] Пляйс Я.А. Представительная власть в России в контексте общемировой практики парламентаризма // Парламентаризм в России и Германии: История и современность. М., РОССПЭН. 2006. С. 43.