Исламистская автократия Турции

0
285

Создание в 21 веке режима личной власти Эрдогана стало результатом развития турецкого общества и совпадает с общемировой тенденцией подчинения масс элите. Конечно, этот процесс еще не завершен, но его конечным итогом станет создание полноценного авторитарного режима.

Современная Турецкая республика возникла после поражения в Первой мировой войне Османской империи и её распада. Фактически после этого встал вопрос о самом существовании турецкого государства после оккупации черноморских проливов и Стамбула британской армией и вторжения Греции. Для организации отпора весной 1920 года Мустафа Кемаль, военачальник периода первой мировой войны созвал в Анкаре Великое национальное собрание. Была создана новая турецкая армия, которая разгромила греческую армию и вынудила Британию очистить занятые ею территории. По итогам войны 24 июля 1923 года был подписан Лозаннский договор, по которому признавалась независимость Турции. По договору 6 октября 1923 года британские войска покинули Стамбул, и 29 октября 1923 года Турция была провозглашена республикой, а ее первым президентом был избран Мустафа Кемаль. Им было осуществлено полное преобразование турецкого общества с помощью революции сверху. В частности была отделена религия от государства (уникальный пример среди стран исламской цивилизации), создано национальное государство, сформировано республиканское устройство.

Осуществление подобной революции сверху было возможно только в рамках авторитарного режима во главе с харизматическим лидером. После её завершения и смерти Ататюрка в 1938 году Турция неизбежно должна была перейти к новой модели общественного устройства допускающей политическую конкуренцию. Вторая мировая война задержала этот переход. После Ататюрка новым президентом страны стал ближайший соратник Исмет Иненю, который продолжил опираться на авторитарную систему власти, созданную первым президентом Турции. Не обладая авторитетом Ататюрка Иненю был вынужден после Второй мировой войны ослабить цензуру, разрешить общественные собрания и создание оппозиционных политических партий.

После этого Турция перешла к новой политической системе, в которой стала возможна свободная политическая деятельность. Сразу же перед ней встала проблема регулирования процесса политической конкуренции, как и во всех остальных восточных странах. Это наглядно проявилось после победы на выборах в 1950 году оппозиционной Демократической партии. Новым президентом страны был избран Баяр, а премьер-министром Мендерес. Уже к 1956 году в результате политики правительства Мендереса и засухи охватившей большую часть страны турецкие города столкнулись с серьезным товарным дефицитом. Экономический кризис привел к усилению влияния в стране оппозиционных партий. В ответ на это Мендерес взял под жесткий контроль прессу и стал преследовать оппозицию, то есть фактически попытался создать авторитарный режим. Более того Мендерес покусился на одну из основ существования Турецкой республики созданной Ататюрком – отделение государства от религии. Тем самым он спровоцировал переход в жесткую оппозицию к правительству сторонников светского государства. Социальную базу этой политической силы составляли студенчество, служащие и военные. Поэтому когда студенты стали в мае 1960 года проводить массовые манифестации, то армия не выполнила приказ Мендереса по подавлению студенческих выступлений, а совершила военный переворот. После этого переворота армия стала регулятором политического процесса в Турции и хранительницей заветов Ататюрка.

Именно благодаря армии Турция всю вторую половину 20 века оставалась светской республикой и сохраняла политическую конкуренцию. Армия всегда совершала переворот в случае опасности прихода к власти исламистов или создания авторитарного режима. После же совершения переворота она всегда передавала власть гражданским политикам.

После переворота 1960 года военные арестовали правительство Мендереса и большинство депутатов парламента от Демократической партии. Позже состоялся суд над Мендересом, министрами иностранных дел и финансов. Они были признаны виновными и казнены. В 1961 году были проведены выборы в парламент и сформировано гражданское правительство.

После периода стабильного развития после переворота в 1960 году в 70-тые годы Турция вступила в десятилетие перманентного политического кризиса вызванного усилением крайне левых и правых политических организаций, экономической стагнации, внешнеполитической напряженности вызванной оккупацией в 1974 году северной части Кипра. Под давлением армии в этот период времени сменилось несколько правительств, но в конечном итоге они так и не справились с политическим кризисом. Поэтому армия осуществила еще один переворот 12 сентября 1980 года. После переворота на всей территории страны было введено чрезвычайное положение. В ходе него были осуществлены массовые аресты членов радикальных организаций, распущены политические партии, разгромлены террористические группы. После стабилизации политической ситуации в стране армия передала власть в 1983 году гражданскому правительству.

После этого переворота Турция стабильно развивалась в течение последующего десятилетия, но уже в середине 90-тых годов над Турецкой республикой нависла новая опасность в виде усиления популярности среди населения страны исламистов. Во многом это произошло в результате поражения мирового коммунистического движения, которое стремилось преобразовать общество на более справедливых началах. Это поражение ослабило левое политическое крыло, существующее во всех странах мира, но не могло уничтожить саму идею справедливости. В исламских странах её подхватили духовенство и политические организации, стоящие на позиции религиозного возрождения. Исламисты сумели представить себя как поборников справедливости и защитников интересов народа. Поэтому уже в декабре 1995 года относительное большинство на выборах (21%) получила Партия Благоденствия, возглавляемая Неджметтином Эрбаканом. (К этой же партии принадлежал Реджеп Таййип Эрдоган, который победил на выборах мэра Стамбула.) В июне 1996 года было сформировано коалиционное правительство во главе с Эрбаканом, который стал проводить политику по исламизации Турции. В ответ армия через Совет национальной безопасности предъявила ультиматум Эрбакану в виде перечня из 20 требований включающих в себя ограничение деятельности религиозных организаций, запрещение ношение религиозной одежды в общественных местах, закрытие части религиозных школ, обеспечение независимости судебной системы. Под угрозой нового военного переворота Эрбакан был вынужден принять требования Совета национальной безопасности, а затем уйти в отставку в июне 1997 года. В этом же году Партия Благоденствия была запрещена, а её некоторые наиболее видные члены и в том числе Реджеп Эрдоган арестованы.

После освобождения в 2001 году Эрдоган основывает Партию Справедливости и Развития (ПСР), которая стала наследницей Партии Благоденствия. В 2002 году ПСР получает 2/3 голосов избирателей и формирует правительство во главе с Эрдоганом.

Приход к власти исламистов спровоцировал начало длительной аппаратной борьбы правительства и армии. Победу в ней одержали исламисты, которые смогли сначала лишить армию предоставленных ей по конституции политических функций, а затем провести массовые чистки в армии. Основной причиной поражения армии в этой борьбе стала поддержка оказанная исламистам со стороны Запада. Именно консолидированная позиция Запада не позволила армии совершить военный переворот и отстранить от власти ПСР, как это она делала неоднократно ранее. Такая позиция Запада и прежде всего США была вызвана стремлением подогнать существующую в Турции политическую систему под каноны либеральной идеологии и воспользоваться приходом к власти исламистов для дестабилизации Ближнего Востока. Со своей стороны исламисты старались представить себя в качестве умеренной политической силы, которая лишь стремиться восстановить народовластие, а в качестве стратегической цели было поставлено вхождение Турции в Европейский союз. Под напором правительства исламистов и европейских либералов армия Турции вынуждена была подчиниться новой власти, что положило начало процессу разрушения политической системы Турции сложившейся после Второй мировой войны.

Армия перестала осуществлять функцию регулятора политической системы, что привело к постепенному разрушению основных принципов существования Турецкой республики заложенной Ататюрком. Прежде всего, это коснулось отделения религии от государства. Правительство ПСР запустило процесс исламизации общества и государства, что в итоге привело к тесному сотрудничеству в настоящее время Турции и Исламского государства. Данный союз наглядно продемонстрировал, что разница между умеренными и радикальными исламистами невелика и в конечном итоге умеренные исламисты прокладывают путь для прихода к власти своих радикальных собратьев.

Кроме того лишение армии статуса политического арбитра трансформировало государственный режим Турции. В связи с невозможностью регулирования политического процесса со стороны армии эта функция неизбежно переходит к автократу, который становится краеугольным камнем политической системы. Дело в том, что сама по себе демократическая система неустойчива в связи со столкновением интересов сотен социальных групп. Причем во многих случаях эти интересы носят антагонистический характер, что может привести к гражданскому противостоянию. Политические силы являются выразителями интересов наиболее мощных слоев населения и опираются на них. В процессе ничем не сдерживаемой политической борьбы эти силы вполне способны привести страну к столкновениям граждан или даже к гражданской войне. В случае же прихода к власти какой-либо политической организации в нерегулируемой общественной системе её основной задачей становится уничтожение своих соперников, чтобы обеспечить себе монополию на власть, что неизбежно приводит к автократии. Автократ в этом случае становится центром политической системы и выразителем общих интересов народа, но тем самым он узурпирует власть у народа, что приводит к противоречию между постулатом о народе как источнике любой власти и фактическим постоянным насилием над народом, к которому вынужден прибегать автократ для удержания власти. Поэтому автократические режимы не могут генерировать общественное согласие длительное время, что опасно для развития общества в длительной перспективе.

Обеспечить стабильное развитие общества в условиях политической конкуренции может лишь социальный организм, обладающий достаточной экономической, идеологической или военной мощью для регулирования политической конкуренции. На Западе роль регулятора выполняет сетевая организация элиты. В Иране ядром политической системы стало духовенство. В Турции роль регулятора выполняла армия. Лишение её этой роли неизбежно привело к захвату всей полноты власти Эрдоганом, который использовал её для ограничения прав и свобод граждан Турции (аресты журналистов и активистов оппозиции), незаконного обогащения своего окружения и семьи (организация сыном Эрдогана полномасштабной торговли нефтью с Исламским государством), проведения агрессивной внешней политики в отношении соседей Турции (финансовая и военная помощь исламистам в Сирии и Ираке).

Особенно ярко опасность диктаторского режима Эрдогана выявилась после уничтожения российского бомбардировщика. Тем самым Эрдоган не только поставил народы России и Турции на грань войны, но выступил защитником Исламского государства, которое угрожает всем странам региона. В ответ на подобные враждебные действия Эрдогана и его окружения Россия должна не только осуществлять внешнее политическое, экономическое и военное давление на Турцию, но и активно искать союзников внутри Турции, которые способны выступить против автократии. Таким важным союзником может стать армия, которая, не смотря на все чистки и унижения со стороны клики Эрдогана, стремиться вернуть Турецкую республику на путь светского развития предначертанный Ататюрком. Для этого ей придется также сделать свой выбор и освободиться от своей ориентации на Запад, который после прихода к власти Эрдогана фактически предал турецкую армию. Только выбор в пользу национального независимого развития Турции от Запада и его структур типа НАТО или Европейского союза позволит армии стать авангардом народа и вернуть ему власть. На этом пути сотрудничества со странами региона Турция всегда может рассчитывать на поддержку России, что позволит ей стать одним из лидеров исламского мира.