Авторитарный политический режим: понятие, признаки

0
327

Авторитарный режим — государственно-политическое устройство общества, в котором политическая власть осуществляется конкретным лицом, классом, партией, элитной группой и т.д.

Главная характеристика — авторитаризм как метод властвования и управления, как разновидность общественных отношений

Пример: Испания период правления Ф.Франко; Чили во времена правления А. Пиночета

1. в центре и на местах происходит концентрация власти в руках одного или нескольких тесно взаимосвязанных органов при одновременном отчуждении народа от реальных рычагов государственной власти

2. игнорируется принцип разделения властей (зачастую президент, исполнительно-распорядительные органы подчиняют себе все остальные органы, наделяются законодательными и судебными полномочиями)

3. роль представительных органов власти ограничена, хотя они и могут существовать

4. суд выступает, по сути, вспомогательным органом, вместе с которым могут использоваться и внесудебные органы

5. сужена или сведена на нет сфера действия принципов выборности государственных органов и должностных лиц, подотчетность и подконтрольность их населению

6. в качестве методов государственного управления доминируют командные, административные

· деспотический — абсолютно произвольная неограниченная власть, основанная на самоуправлении

· тиранический — единоличное правление, узурпация власти тираном, применение жестоких методов её осуществления

· военный — власть военной элиты, устанавливается в результате военного переворота против осуществляющих управление гражданских лиц

Тоталитарный политический режим: понятие, признаки.

Тоталитарный режим характеризуется абсолютным контролем государства над всеми областями общественной жизни, полным подчинением человека политической власти и господствующей идеологии.

1. стремление государства к полному господству над всеми сферами общественной жизни, к всеохватывающей власти

2. практически полное отчуждение общества от политической власти, но оно не осознает этого, т.к. в политическом сознании формируется представление о «единстве», «слиянии» власти и народа

3. монопольный государственный контроль над экономикой, СМИ, культурой, религией, вплоть до личной жизни людей, до мотивов поступков людей

4. абсолютная «правовая», а точнее антиправовая, регламентация общественных отношений, базирующаяся на принципе «дозволено только то, что прямо разрешено законом»

5. формирование «государственной власти» бюрократическим способом, по закрытым от общества каналам; она окружена «ореолом тайны» и недоступна для контроля со стороны народа

6. доминирующим методом управления является насилие, принуждение, террор

7. господство одной партии, фактическое сращивание её профессионального аппарата с государством, запрет оппозиционно настроенных сил

8. декларативность, формальный характер прав и свобод человека и гражданина, отсутствие четких гарантий их реализации

9. крупная собственность (общинная, монополистическая, государственная), выступающая в качестве экономической основы

10. наличие одной официальной идеологии, фактически устранение плюрализма

11. централизация государственной власти во главе с диктатором и его окружением

12. бесконтрольность репрессивных государственных органов со стороны общества

13. отсутствие правовой государственности и гражданского общества

14. произвол государственной власти, её осуществление без учета мнений большинства, в противоречии с демократическими механизмами, нормами и институтами.

Особой разновидностью тоталитарного режима выступает режим фашистский, который можно рассматривать как своего рода радикальный тоталитаризм.

Теории происхождения государства

Вопрос о закономерностях образования государств, который един для всех времен и народов, не нужно смешивать с вопросом о причинах возникновения государств. На этот счет существует множество теорий. Такой плюрализм обусловлен многими причинами:

· мыслители, предлагавшие объяснение этому процессу, жили в разные исторические эпохи и использовали разные объемы накопленных человечеством знаний. Сегодня уровень знаний об обществе неизмеримо возрос, но многие идеи мыслителей прошлого не отвергнуты жизнью и справедливы до настоящего времени

· объясняя процесс возникновения государства, ученые чаще всего брали для иллюстрации своих идей регионы земли, в которых они проживали, игнорируя другие регионы

· мыслители, восхищенные достижениями других наук, пытались их применить к общественным наукам, и, в частности, основываясь на тех или иных достижениях, по-новому взглянуть на процесс происхождения государства. Причем часто не замечали влияние на развитие общества других факторов

· на взгляды авторов очень большое влияние оказывали их философские и идеологические пристрастия.

Теории происхождения государства: теологическая, патриархальная, договорная.

I. Теологическая теория происхождения государства.

ü основные представители: Фома Аквинский, Ж. Маритен, Ф. Лебюфф, Д. Эйве, Кост-Флоре

ü одно из самых древних учений, возникло одновременно с первыми государствами на основе религиозно-мифологических представлений их божественного происхождения

ü особенность: её представители никогда не ставили перед собой задачу обосновать процесс происхождения государства, основную задачу они видели в обосновании государственной власти

ü обосновывает две основные идей:

§ идея, доказывающая божественное происхождение государственной власти

§ идея подчинения светской власти церкви

II. Патриархальная теория происхождения государства.

ü основатели: Платон, Аристотель

ü последователи: Г. Мэн, Э. Вестмарк, Д. Мэрдок, Н. К. Михайловский

ü возникновение государства есть результат разрастания патриархальной семьи, глава которой становится монархом

III. Договорная теория происхождения государства.

ü зародилась в глубокой древности

ü представители — Эпикур и другие философы Древней Греции

ü представители: англичане — Т. Гоббс, Дж. Локк; голландцы — Г. Гроций, Б. Спиноза; французы — Ж. — Ж. Руссо, Д. Дидро; русские — А. Н. Радищев, П. И. Пестель

ü основывается на двух постулатах:

§ до возникновения государства люди жили в условиях естественного состояния

§ государство возникает в результате заключения общественного договора

Материалистическая ( классовая ) теория происхождения государства

I. Классовая теория происхождения государства.

ü представители: К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин, Льюис Морган

ü возникновение государства и права рассматривается как естественноисторический процесс развития общества.

§ изначально производительность труда была чрезвычайно мала.

§ но постепенно человек стал перерабатывать то, что давала природа, занимался земледелием, скотоводством — росла производительность труда, росло сознание человека.

§ на определенных этапах развития первобытного общества произошли три общественных разделения труда:

v выделение скотоводства из общей массы проводимых работ

v ремесло выделилось из земледелия

v появилась группа людей, которая обменивала продукция — купцы

§ всё это привело к тому, что производительность труда существенно возросла.

§ постепенно в обществе сформировались два класса: имущих и неимущих. Между ними возникают антагонистические противоречия. Для того чтобы бедные и богатые не уничтожил друг друга, классом имущих создается организация особого рода — государство, для принуждения класса бедных. В силу этих же причин возникает и право, нормы которого закрепляют сложившееся положение.

Основные формы ( пути) развития возникновения государства.

Три пути возникновения государства, афинский, азиатский, германский.

Классический: ложится в основу государств среднеземноморья, городов-полисов

Ведущий фактор: классообразование, интенсивное формирование частной собственности и её концентрация в руках отдельных семей, возможность круглогодичного земледелия, производства.

1)Из классовых противоречий и функционирует как аппарат господства одного класса над другим

2)Частная собственность существует на средства производства

3)Государство базируется на эксплуатации, на использовании рабского и казенного труда

Государство принимает форму рабовладельческой демократии или аристократии.

II. Германский

В формировании государства ведущий фактор — захват древнегерманскими варварами римской империи.

Древние варвары вели кочевой образ жизни, воевали. Формируется частная собственность, и разделения труда не происходит.

Рабство для варваров экономически невыгодно. Производительные отношения возникают в рамках общества: племенной общественной структуры, но между бедными и богатыми возникает протофеодальная зависимость (за труд платят).

При завоевании Древнего Рима варварами и воцарении варварства на всей территории римской империи, существующая в Риме государственная структура накладывается на протофеодальную структуру древних варваров. Это приводит к формированию раннефеодального государства.

III. Азиатский

Обуславливается азиатским способом производства.

Засушливый климат — необходимость ирригационных систем. Основное назначение власти — управление большими массами людей.

Власть возникает в форме бюрократии.

· политика государства основана на отправлении общественных должностей

· возникает явление власти-собственности, т.е. распоряжение собственностью в силу занятия определенной должности

· формально все ресурсы находятся в общей собственности

Однако в рамках созданного бюрократического аппарата постепенно устанавливается наследование должностей, разделение государственной и общественной собственности, возникает деспотический тип организации власти, сакрализация (обожествление власти).

Типология Государств.

Тип — это общие системообразующие признаки, присущие конкретной группе государств и раскрывающие закономерности их организации и развития.

Типология — классификация государств, отражающая логику, историческое развитие, существование отдельных конкретно-исторических форм и видов государств, позволяющая объединить их в группы на основании определенных критериев.

Типология государств предназначена для «разделения» всех государств, которые существовали в истории человечества или существуют сейчас, на такие группы, виды, чтобы это дало возможность раскрыть их социальную сущность.

В юридической науке существует ряд разнообразных критериев типологий государств: