Авторитарная и гуманистическая концепции образовательного процесса

0
53

В презентации раскрыты особенности авторитарной и гуманистической педагогики.

Просмотр содержимого документа
«Авторитарная и гуманистическая концепции образовательного процесса»

Авторитарная и гуманистическая концепции образовательного процесса

исторически определяющаяся система воззрений, предусматривающая постоянный контроль над личностью, подавление, которые создают препятствие на пути к самореализации личности.

Авторитарная педагогикавоспитательный процесс, который основан на принципах монотонного заучивания материала, что лишает воспитанника способности рассуждать. В процессе физического воспитания у детей формируется способность переносить лишения. Ориентирована на подавление личности.

Авторитарная концепция предусматривает

  • подчинение воспитанника воле воспитателя;
  • подавление инициативы и самостоятельности;
  • препятствие развитию активности детей, их индивидуальности;
  • возникновение конфронтации между воспитателем и воспитанниками.

Авторитарный стиль педагогического руководства представляет собой стрессовую воспитательную систему, основанную на властных отношениях, игнорировании индивидуальных особенностей обучаемых, пренебрежении к гуманистическим способам взаимодействия с воспитанниками .

Принцип авторитарной педагогики — учитель — субъект, ученик — объект воспитания и обучения.

Тщательно разработаны средства управления ребенком:

Урок жестко регламентирован,

акцент — на воспитывающем обучении.

  • Такой стиль порождает в педагоге особые профессиональные черты: догматизм, чувство непогрешимости, педагогическую бестактность, безапелляционность в суждениях.
  • Одно из его проявлений в педагогической деятельности — морализирование.

Яркий представитель – Иоганн Фридрих Гербарт (1776 — 1841)

  • Педагогика – наука об искусстве воспитания, умеющего укреплять и отстаивать существующий строй.
  • Цель воспитания — формирование добродетельного человека, умеющего приспособиться к существующим отношениям, уважающего установленный правопорядок.

Цель достигается развитием многосторонности интересов и создания на этой базе цельного нравственного характера, руководимого 5 нравственными идеями :

Задачи нравственного воспитания :

  • Удерживать воспитанника;
  • Определять воспитанника;
  • Устанавливать чёткие правила поведения;
  • Не давать основания для того, чтобы воспитанник усомнился в истине;
  • Волновать душу ребёнка одобрением и порицанием.

  • Задачи управления детьми : дисциплинирование детей, упорядочение их поступков и желаний, подавление дикой резвости ребёнка.
  • Методы управления детьми :

основные — угроза, надзор, приказание, запреты, наказания, телесные наказания;

вспомогательные — авторитет, любовь.

1.Описательное — выявить опыт ребёнка и дополнить его;

2. Аналитическое — исправить и усовершенствовать мысли ученика;

3. Синтетическое — построение стройной системы мысли.

исторически определяющаяся система воззрений признающая ценность человека, его право на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей, считающаяся благом человека и критерием оценки справедливости обществом.

Гуманистическая педагогика – воспитательный процесс, который основан на таких принципах как: уважать в ребенке растущего человека, не стеснять его, а стимулировать в ходе воспитания естественные развитие ребенка. Ориентирована на самореализацию личности.

Личностный подход в образовании преемственно связан с гуманистической традицией в педагогике. Расцвет гуманизма связывают с эпохой Возрождения.

  • Т. Мор
  • Т. Кампанелла
  • Ф. Рабле
  • Я.А.Коменский
  • М. Монтень
  • Ж.-Ж. Руссо
  • Л.Н. Толстой
  • К.Д. Ушинский

Принципы организации среды учения и жизнедеятельности школьников

  • природосообразность: учет закономерностей природного развития детей, укрепление их физического и психического здоровья;
  • культуросообразность: обучение, воспитание и организация жизни детей в контексте культуры;
  • индивидуально-творческий подход: удовлетворение интересов и потребностей каждого ребенка в разнообразных видах творческой деятельности;
  • жизнетворчество: включение детей в решение реальных проблем их коллективной и личной жизни, обучение технологии построения собственной жизни в изменяющихся экономических и социокультурных условиях;
  • сотрудничество: объединение целей детей и взрослых, общая деятельность и согласованность действий, общение и взаимопонимание, общая устремленность в будущее и взаимная поддержка.

Направления отечественной гуманистической педагогики начала XX в.

  • Образовательно-гуманистическое направление (В.П.Вахтеров, Д.Д.Галанин, П.Ф.Каптерев, А.Ф.Фортунатов): внимание на гуманизации учебно-воспитательного процесса, его психологизации, придании ему активно-деятельностного, творческого характера, самостоятельного добывания учащимися знаний.

«основная цель образования — индивидуальная, а не социальная, а в образовании не должно быть ничего, что ненужно было бы, прежде всего самому индивидууму» (Н.И.Кареев).

«разум, согретый и оживленный сердцем, сердце, просвещенное и направленное разумом».

«школа своим учением окажет наиболее глубокое влияния в том случае, когда она будет следовать природным расположениям учащихся, их вкусам, склонностям и способностям и будет предоставлять им возможно широкую свободу в занятиях любимыми предметами, то есть когда она образование ставит на почву самообразования и саморазвития и лишь будет, по мере средств и возможности, помогать этому процессу» (П.Ф.Каптерев ).

Основополагающие ценности: развитие у учащихся любви и уважения, формирование научного, критичного склада ума, упорядочивающего все доброе, истинно ценное.

Направления отечественной гуманистической педагогики начала XX в.

2. Социально-гуманистическое направление (С.Т.Шацкий): гуманизация жизни ребенка, стимулирование его самопознания и самопроявления через создание особой культурной внешкольной среды, содействующей реализации многообразных интересов личности, достижение ее социализации, воплощения в жизнь идеи целостного подхода к детской личности.

открытость школы к окружающей среде, организация тесного взаимодействия с ней, построение образовательного процесса с учетом традиций, менталитета крестьянской среды; стимулирование активно- деятельностного подхода воспитанников к организации своей жизни; пристальное изучение реальных интересов и потребностей детей, глубокое уважение к личности ребенка как основе гуманных отношений между педагогами и детьми.

Направления отечественной гуманистической педагогики начала XX в.

3. Свободно-гуманистическое направление (К.Н.Вентцель, В.Буткевич, И.И.Горбунов-Посадов, С.Н.Дурылин): создание условий самопроизвольного развития без «насилия» взрослых, «доброго ребенка» достигающего самоактуализации и осуществляющего самореализацию в результате свободной творческой работы над своим собственным самовоспитанием, которое будет иметь своей целью сделать из себя совершенного человека, способного стать в наиболее возможной степени свободным творцом и плодотворным работником.

Девиз: создание Культа Ребенка – «свободно развивающегося во всех направлениях человека, поднимающегося на все более высокие планы бытия, будет признанием и уважением этого человека во всех возрастах его жизни, начиная с момента его рождения».

«Если процесс умственного развития ребенка должен быть свободным, если мы должны развивать в нем критическую мысль, если все дело его умственного развития мы должны стремиться поставить так, чтобы он сам творческим путем доходил до обладания истиной», то и целью нравственного воспитания является «пробуждение в ребенке самостоятельной свободной нравственной воли, самобытного нравственного творчества, для которой наш нравственный идеал является только материалом, свободно и творчески перерабатываемым в более высокие формы» (К.Н. Вентцель).

Направления отечественной гуманистической педагогики начала XX в.

4. Духовно-гуманистическое направление (К.П.Победоносцев, А. И. Анастасиев, М.И.Демков): формирования духовно-религиозной направленности личности учащегося, усвоению им через православие общечеловеческих гуманистических ценностей истины, добра и красоты.

  • осуществление индивидуального подхода к ребенку как к «живому существу, живущему своею жизнью, имеющему свою душу»;
  • доброе отношение к ученику, «не портящее радость его самосознания«» построение школы на основе русских народных и семейных традиций как «очага любви и всего светлого духовного», имеющего также «свою душу и живущего своею жизнью».

(К.П.Победоносцев в книге «Ученье и учитель»)

Генезис гуманистической парадигмы начала XX в.

  • От начала века до 1905 г.: главный акцент делался на собственно образовательные средства гуманизации жизни ребенка, достигаемой в результате изменения внутренней атмосферы школы.
  • В 1905-1908 гг.: благодаря позитивным социальным изменениям (гуманизация общества) произойдет и гуманизация школы, которую надо построить «на началах, вытекающих из общечеловеческого идеала образования и воспитания».
  • В 1909-1913 гг. доминировала религиозно-гуманистическая направленность, когда реализация гуманистических отношений ставилась в зависимость от гуманизации внутренней жизни ребенка. Акцентировалось внимание на том, что педагогу необходимо помочь ученику не только получить серьезное естественнонаучное образование, но и разобраться в «вопросах духовно-нравственного порядка».
  • 1914-1917 годы. В атмосфере начавшейся первой мировой войны возник напряженный интерес к гуманистическим ориентациям на общечеловеческие ценности в противовес национальным устремлениям германской педагогики. Педагогов-гуманистов глубоко потряс тот факт, что агрессором выступила именно Германия — страна, где как раз доминировали гуманистические педагогические установки. М.М.Рубинштейном и П.П.Блонским создается новая модель гуманистической школы, которая, по их замыслу, гуманизирует общество.

В современной педагогике гуманистическая концепция вызвала к жизни новый этап развития мировой педагогической мысли:

  • меняется общий взгляд на образование в направлении более глубокого понимания его как культурного процесса, суть которого проявляется в гуманистических и творческих способах взаимодействия его участников;
  • изменяется представление о личности, которая наделяется различными субъективными свойствами, характеризующими ее автономию, независимость, способность к выбору, рефлексии, саморегуляции, в связи с чем меняется и ее роль в педагогическом процессе, она становится его системообразующим началом;
  • за ученикам окончательно закрепляется статус субъекта образования и собственной жизни, обладающего уникальной индивидуальностью;
  • в педагогику активно проникают и становятся востребованными результаты новейших исследований о психологических механизмах развития личности.

Установки гуманистического воспитания:

  • воспитание доверием, заботой и уважением;
  • воспитание ответственностью;
  • воспитание творчеством;
  • воспитание через здравомыслие,
  • воспитание через обучение этическому исследованию и процедурам принятия нравственных, гражданских, правовых и экологических решений;
  • воспитание посредством обучения решению экзистенциальных (жизнесмысловых) проблем, а также методам прояснения, конституирования (установления) и творчества смыслов.

В.А. Сухомлинский – творец «гуманной педагогики»

  • Строил процесс обучения как радостный труд;
  • большое внимание уделял формированию мировоззрения учащихся;
  • важная роль в обучении отводилась слову учителя, художественному стилю изложения, сочинению вместе с детьми сказок, художественных произведений.
  • Разработал комплексную эстетическую программу «воспитания красотой».
  • Признание личности ребёнка высшей ценностью, на которую должны быть ориентированы процессы воспитания и образования, творческая деятельность сплоченного коллектива педагогов-единомышленников и учащихся.

Воспитывая своего ребенка, ты воспитываешь себя, утверждаешь свое человеческое достоинство

Гуманная педагогика Ш.А. Амонашвили

Законы учителя: любить ребенка, понимать ребенка, восполняться оптимизмом к ребенку.

Принципы: очеловечивания среды вокруг ребенка, уважение личности ребенка, терпение в процессе становления ребенка.

Заповеди: верить в безграничность ребенка, в свои педагогические способности, в силу гуманного подхода к ребенку.

Опоры в ребенке: стремление к развитию, к взрослению, к свободе.

Личностные качества учителя: доброта, откровенность и искренность, преданность.

Основные методические подходы

  • Технология обучения детей с шестилетнего возраста.
  • Обучение стимулирует активность и самодеятельность детей.
  • Обучение с включением типичных ошибок, что приучает детей постоянно думать самостоятельно, слушать, проверять, критически воспринимать всю поступающую информацию.
  • Формирование у детей способностей к оценке и самооценке при безотметочном обучении.

Заполнить таблицу и проиллюстрировать примерами из прочитанных работ педагогов-гуманистов

1. Место ребенка в педагогическом процессе

2. Направленность педагогического процесса, приоритеты воспитательной деятельности

ЗУН (дисциплина, успеваемость, послушание, управление УВП)

3. Способы взаимодействия детей и взрослых и формируемые ими отношения

авторитарные: управление, принуждение

развитие личности изучение ребенка, создание условия для развития личности

субъект-субъектные равнопартнерские межличностные сотрудничество соразвитие

5. Позиции участников пед. процесса