2 Формирование и развитие идеологии периода авторитарных режимов в южной корее (1948 – 1987 гг

0
422

Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в возможности пересмотреть представления о роли идеологических факторов в авторитарный период Южной Кореи, дополнить картину формирования авторитарной системы страны, раскрыть содержание идеологических концепций, проследить их эволюцию. Результаты исследования могут быть использованы в анализе идеологии современного южнокорейского общества. Материалы диссертации были включены в разработку учебных курсов «Актуальные проблемы истории Кореи», «История общественно-политической мысли Кореи» и «История Кореи: новейший период», читаемых автором на кафедре истории, экономики и культуры Кореи ДВГУ.

Основные положения, выносимые на защиту:

  1. Для властных элит авторитарного периода в Южной Корее идеология являлась одним из средств сохранения режима и мобилизации народных масс в условиях острого противостояния с Северной Кореей.
  2. Сущность и характер идеологии авторитарного периода в Южной Корее были обусловлены как внутренними, так и внешними факторами культурного, социального, экономического и политического порядка.
  3. Идеологами режимов I Республики под эгидой президента Ли Сынмана была разработана ключевая концепция «народного единства» («ильминджуи»), призванная оправдать агрессивные намерения Южной Кореи по отношению к Северной Корее, поддерживать антикоммунистические настроения и стабильность общества. Кроме того, данная концепция, являясь, по мнению ее разработчиков, универсальной, предполагала внедрение особой системы общественно-политического устройства, основанной одновременно на конфуцианском традиционализме и эгалитарных идеях.
  4. Основное содержание идеологии Пак Чжонхи может быть оценено как прагматичное и более систематизированное. Будучи более зрелой и гибкой, идеология III и IV Республик включала ряд концепций, таких как «административная демократия», «идея национального субъективизма», «теория кореезированной демократии», и др., направленных на централизацию власти, решение социальных конфликтов и осуществление ряда экономических реформ.
  5. Политика Чон Духвана в сфере идеологии на начальном этапе в основном представляла собой дублирование концепций, разработанных в период Пак Чжонхи, за исключением идей «общества демократии и справедливости» и «национальной демократии», которые предполагали решение социально-экономических проблем, а также нормализацию отношений с КНДР.
  6. С середины 1980-х гг. идеологическая политика режима V Республики сместила область интересов в сторону нормализации внешнеполитических связей, в связи с чем антикоммунистические установки и упор на традиционализм были вытеснены концепцией «Новой Кореи», т.е. полноценного члена мирового сообщества.
  7. Идеологические концепции власти I, III, IV, V Республик характеризовались наличием общих установок, в частности, упором на сохранение традиционных ценностей, особенно в сфере общественных отношений, поддержанием авторитета власти, не подвергающейся критике, а также приоритетом национального интереса над личным. Однако, в зависимости от меняющихся реалий официальная идеология приобретала новые черты, становясь более чувствительной к общественным требованиям, сохраняя свою мобилизационную функцию.
  8. Универсальная идеологическая концепция, несмотря на стремление к этому властных структур, разработана не была – идеология оставалась в динамичном состоянии, как в авторитарный период, так и после начала демократических преобразований.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех разделов, в которых выделено несколько подразделов второго уровня, заключения, библиографического списка литературы и приложений.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во Введении определяются актуальность проблемы, степень её изученности, цель, задачи, хронологические и географические рамки, объект и предмет исследования, теоретико-методологические основы и источниковая база диссертации, новизна постановки проблемы и её практическая значимость, положения, выносимые на защиту.

В разделе 1 «Идеология в условиях авторитарного режима» рассмотрены общие проблемы понимания идеологии, дана характеристика и типология авторитарных режимов, проанализирована роль идеологии в авторитарной системе.

В первом подразделе рассматриваются основные характеристики и виды авторитарных режимов.

Авторитарный режим в целом характеризует монистическая структура власти, отчуждение народа от власти, недопущение реальной политической оппозиции. При этом авторитаризм стремится объяснить свои действия неготовностью общества к созданию правового государства, отсутствием у населения потребностей в нем. Авторитарный режим находится в перманентном поиске новых источников власти, к которым можно отнести традиции, харизму лидера, а также поиски новой, способной сплотить элиту и общество идеологию.

Среди южнокорейских режимов авторитарного периода можно выделить режимы личной власти и военно-бюрократические режимы. Южнокорейский авторитаризм в целом можно отнести к авторитаризму на основе широкого консенсуса за счет того, что только на заключительных фазах своего существования в ходе успешной экономической модернизации и в результате начавшейся политической либерализации позиция правящей элиты оспаривается относительно массовой оппозицией.

Во втором подразделе раскрываются понятие, сущность, функции идеологии и ее роль в авторитарном режиме.

Идеология – это систематизированная совокупность идейных воззрений, которая, апеллируя как к рациональным, так и иррациональным элементам массового сознания, обосновывает притязания какой-либо группы на власть или ее использование, требует подчинения индивидуальных помыслов и поступков как можно большего числа людей соответствующим целям и задачам, поэтому предусматривает ту или иную стратегию действий.

Идеологии как системы идей представляют собой определенный отбор и синтез, осуществленный из разных источников. Критерием этого отбора чаще всего служат потребности общества. В авторитарной системе идеология закрепляет за собой две основные функции: легитимизирующую и мобилизационную. Авторитарные системы обладают широким (по сравнению с другими типами режимов) идеологическим спектром, который можно классифицировать, в зависимости от направленности идеологических установок.

Раздел 2 «Формирование авторитарных режимов Южной Кореи» освещает социально-политическую и экономическую ситуацию в Корее со второй половины XIX в. до 1948 г., анализирует условия формирования и характерные особенности авторитарных режимов в Республике Корея.

В первом подразделе раскрывается сущность общественно-политических и экономических преобразований в Корее после открытия для иностранного влияния в середине XIX в.

В конце XIX в. Корея подписывает ряд договоров, которые оцениваются как неравноправные. Итогом их подписания становится начало процесса модернизации, связанной с заимствованиями достижений мировой цивилизации. С середины 80-х гг. XIX в. в Корее начинается движение, направленное на открытость и развитие, а также стремящееся к кардинальной перестройке государственных и хозяйственных институтов Кореи. Кроме реформаторских общественно-политических идей, в Корею проникали христианские идеи, которые также способствовали изменениям в социокультурной среде. Одним из последствий их влияния становится создание ряда эклектических религиозных учений.

Борьба держав за обладание Кореей была завершена победой Японии, которая позволила ей в 1910 г. аннексировать Корею. В условиях колониального общества в Корее формируются реформистские движения, на основе которых после освобождения в 1945 г. разворачивается борьба за политическое и общественное преимущество.

Экономическая ситуация характеризовалась отсутствием каких-либо качественных изменений, более того, колонизация Кореи привела к зависимости экономики от Японии, а проводимая японцами индустриализация не затронула аграрных основ корейского общества, законсервировав феодальные порядки. В итоге в 1945 г. Корея оставалась аграрной страной.

Во втором подразделе раскрывается роль внешнеполитического фактора в формировании и функционировании авторитарной политической системы в Южной Корее.

До конца XIX в. основное политическое и культурное воздействие на Корею оказывал Китай. Однако с 1910 по 1945 гг. Корея являлась колонией Японии, которая оказала влияние на сохранение патриархальной структуры в социокультурной среде Кореи. После освобождения в 1945 г. на юге Кореи устанавливается режим Американской военной администрации. В 1948 г. Южная Корея принимает Конституцию, по которой она становится суверенным государством, однако США продолжает оказывать на нее влияние. Приход к власти в Южной Корее авторитарных режимов, а также их свержение проходили или при активном содействии, или под пристальным наблюдением Вашингтона. Влияние на Южную Корею со стороны других государств оставалось косвенным. Так, наличие коммунистического соседа – КНДР – отразилось на законодательной базе и характере государственной идеологии. Влияние Японии было опосредованным – южнокорейско-японские отношения развивались под контролем США.

В авторитарный период США для Республики Корея являлись главным гарантом политического режима, защитником от внешней угрозы и источником экономической помощи. Они имели возможность влиять на смену власти, оказывать давление на правительство РК. Однако влияние, степень и сфера давления США на Южную Корею менялась. Американо-южнокорейские отношения трансформировались в зависимости от элиты, формировавшей госаппараты обоих государств, а также от общей международной ситуации.

В третьем подразделе раскрываются условия формирования и характерные особенности авторитарных режимов в Южной Корее.

До 1948 г. корейцы не имели опыта применения либерально-демократических форм правления, поэтому конфуцианско-абсолютисткая традиция, сложившаяся на полуострове до освобождения Кореи в 1945 г., стимулировала появление на внутриполитической арене Южной Кореи амбициозных личностей с выраженными авторитарными наклонностями: Ли Сынмана, Пак Чжонхи и Чон Духвана.

Президент I Республики Ли Сынман отстаивал привычные установки на сплочение нации вокруг сильного государственного лидера, он выступал за конституционный режим, наделявший главу государства всей полнотой власти. В результате этого возникла проблема взаимодействия президентских и парламентских структур, исполнительной и законодательной власти, что привело к вступлению исполнительной власти в борьбу с парламентом, ограничивая его функции и способствуя формированию авторитарной системы. Авторитарные тенденции стали ярко выраженными после Корейской войны 1950-1953 гг., в результате которой власть усилила антикоммунистический контроль, расширила репрессивный аппарат.

Студенческое движение весной 1960 г. свергло режим Ли Сынмана, к власти пришла Демократическая партия. Демократическая власть II Республики не смогла провести реформы и удержать контроль над обществом. В результате в мае 1961 г. был осуществлен военный переворот, к власти в стране пришел Военно-революционный комитет, лидером которого стал генерал-майор Пак Чжонхи. Авторитарный режим Пак Чжонхи начал формироваться в период руководства военной хунты. В 1963 г. он становится президентом в рамках III Республики, а в 1972 г. совершает очередной военный переворот, провозглашая IV Республику. Государственная политика была направлена на максимальную мобилизацию людских и материальных ресурсов с целью экономической модернизации, обеспечение общественного порядка, защиту внутренних и внешних интересов Республики. Период IV Республики в рамках режима Пак Чжонхи характеризуется ростом народных волнений, в связи с чем усиливаются репрессивные меры власти.

В декабре 1979 г., после убийства Пак Чжонхи и назначения на должность президента Чхве Гюха, совершается военный переворот, к власти приходит военная группировка во главе с Чон Духваном. Оформление режима V Республики закончилось в первой половине 1981 г. Придя к власти, Чон Духван восстановил авторитарный политический механизм с преобладанием силовых методов государственного управления. Режим Чон Духвана из всех южнокорейских авторитарных режимов был самым жестоким по отношению к оппозиции и инакомыслящим. Это было связано с давлением общественности, требующей соблюдать конституционные нормы, касающиеся законной передачи власти. Вторая половина 1980-х гг. отмечена ослаблением диктаторских методов руководства. В 1987 г. была принята Конституция VI Республики, были проведены всеобщие выборы, что продемонстрировало процесс институционализации демократических норм и уход от авторитарных тенденций.

В разделе 3 «Основные этапы формирования и развития идеологии авторитарного периода Южной Кореи» автор рассматривает идеологические доктрины I, III, IV и V Республик и анализирует трансформацию идеологических концепций.

В первом подразделе рассматривается идеология режима I Республики (1948-1960 гг.)

Все направления политики Ли Сынмана в той или иной степени были связаны с формированием государственной идеологии, которая должна была стать основой легитимации режима, проведения объединительной политики, признания антикоммунистических установок южнокорейского государства. Власть I Республики разрабатывает идеологическую концепцию «ильминджуи» (народное единство/единение). Разработкой данной концепции занимались Ли Бомсок (премьер-министр), Ан Хосан (министр образования) и Ян Уджон (член парламента).

Ли Сынман и его окружение стремились сделать идеологию «народного единения» принципом «корейской демократии». Это была попытка создать свою теорию общественно-политического устройства, сделать ее конкурентоспособной по отношению к другим идеологиям, в частности коммунизму, отобразить в ней самобытность и исключительность корейской нации. В основу идеологии лег миф о происхождении корейского государства, а также эгалитарные идеи. Мифологическая составляющая предполагала дистанцирование государственной идеологии от западных теорий, а также активизировала националистические настроения. В новой идеологии отвергались любые формы проявления индивидуализма, идеализировалось историческое прошлое страны, подчеркивалась необходимость объединения нации. В качестве альтернативы индивидуализму для государства и общества предлагалась модель семьи. Идеи всеобщего равенства, провозглашенные властью, противопоставлялись коммунистическому эгалитаризму, так как рассматривались на основе конфуцианской этики. Рассматривая социальное, экономическое и политическое равенство как основополагающий принцип нового корейского общества, идеологи «ильминджуи», тем не менее, выделяли властные и чиновничьи структуры, определяя их статус выше, чем рядовых граждан. В дальнейшем спекуляция данным принципом привела к тому, что власть рассматривалась выше закона.

В концепцию «ильминджуи» были включены тезисы, направленные на критику капиталистической формы общественно-политического устройства. Капиталистическая система («свобода личности и сила денег»), наряду с коммунистической («класс и власть») считались «врагами» Кореи, поскольку именно их разногласия привели к расколу страны. Демократия объявлялась «древним восточным принципом», заключающимся в суверенитете государства и не затрагивающим сферу общественно-политических отношений.

Популяризуя официальную государственную идеологию, Ли Сынман и его последователи главным образом ориентировались на народные массы. Наиболее активной пропаганда идеологического курса была в предвоенный и военный период 1948-1953 гг. (как концепция объединения), она проводилась посредством привлечения молодежи, общественных движений, через реформу образования, введение новых национальных праздников, формирование законодательной базы.

Во втором подразделе раскрывается развитие идеологии в период правления военной хунты, а также III и IV Республик.

Модель административной демократии (1961 г.) стала первой идеологической концепцией режима Пак Чжонхи, оправдывающей институт сильной власти в стране. Исходя из данной концепции, демократия в Корее должна была быть закреплена не на общегосударственном, а на административном уровне. «Административная демократия» предполагала отказ от установления общественного контроля над государством, мотивируя это незрелостью гражданского общества в Республике Корея, а потому его неспособностью очистить административный аппарат от незаконных и антигосударственных тенденций в проведении внутренней политики. Важным фактором в осуществления этой концепции Пак Чжонхи считал выдвижение в рядах новой элиты «героического лидера», главным достоинством которого является способность убеждать массы, а также его твердые антикоммунистические убеждения.

В 1963 г. Пак Чжонхи представляет новую концепцию демократии — «национальную демократию». Одной из основополагающих концепций теории «национальной демократии» являлась концепция «чучхесон» (идеология национального субъективизма) согласно которой любое событие в истории Кореи оценивалось с учетом проявления в нем «национального сознания» и «национальной самобытности». Концепция предполагала следование традиционным корейским духовным и политическим установкам, характерным для государства Силла (корейское государство – VII-XII вв.). «Чучхесон» обосновывала необходимость поддержания и укрепления сильной государственной власти, исходя из традиционных представлений об ее предназначении как хранителя социального равновесия.

Более поздняя идеологическая концепция III Республики – «кореезированная демократия» – рассматривала влияние конфуцианской культуры на Корею как ключевого фактора и обосновывала исторически сложившуюся на основе конфуцианской этики иерархичность корейского общества как базу для формирования авторитарного типа политической системы, которую обозначили как «патриархальный авторитаризм». В рамках экономической политики, направленной на индустриализацию, проводилось «Движение за новую деревню», которое с 1972 г. (IV Республика) получило новое оформление, став символом мобилизации народных масс на пути «национального возрождения». В 1970-х гг. идеологическая пропаганда усиливалась в ответ на социальную напряженность.

В третьем подразделе рассматривается идеология V Республики, а также идеологическая политика Чон Духвана.