Политический режим – это система методов, способов и средств осуществления политической власти. Любые изменения, происходящие в сущности государства данного типа, прежде всего отражаются на его режиме, который, в свою очередь, влияет на форму правления и форму государственного устройства.
Политический режим – это динамическая, функциональная характеристика политической системы. Категории “политический режим” и “политическая система” тесно связаны между собой. Первая показывает весь комплекс институтов, участвующих в политической жизни общества и в осуществлении политической власти, вторая – как эта власть осуществляется, как действуют данные институты (демокра-тично либо недемократично). Политический режим характеризуется сис-темой методов осуществления государственной власти, степенью ре-ализации демократических прав и свобод личности, отношением госу-дарственной власти к правовым основам собственной деятельности, соотношением официальных конституционных и правовых форм с реальной политической жизнью.
По политическому режиму судят о подлинной картине принципов организации политического устройства общества. Политический режим характеризует определенный политический климат, существующий в той или иной стране в конкретный период ее исторического развития. Типы политических режимов:
· демократический – широкие гражданские права и свободы человека;
· тоталитарный – контроль государственной системы всех сфер жизни общества;
· авторитарный – непререкаемое подчинение власти.
Признаки политического режима:
· степень участия народа в механизмах формирования полити-ческой власти, а также сами способы такого формирования;
· соотношение прав и свобод человека и гражданина с правами государства;
· гарантированность прав и свобод личности;
· характеристика реальных механизмов осуществления власти в обществе;
· степень реализации политической власти в государстве непос-редственно народом;
· положение средств массовой информации, степень гласности в обществе и прозрачности государственного аппарата;
· место и роль негосударственных структур в политической системе общества;
· соотношение между законодательной и исполнительной вет-вями власти;
· характер правового регулирования (стимулирующий, ограничивающий) в отношении граждан и должностных лиц;
· тип политического поведения;
· характер политического лидерства;
· учет интересов меньшинства при принятии политических решений;
· доминирование определенных методов (убеждения, принуждения и т. п.) при осуществлении политической власти;
· степень верховенства закона во всех сферах общественной жизни;
· принципы взаимоотношения общества и власти;
· политическое, юридическое положение и роль в обществе “си-лових” структур государства (армии, полиции, органов государ-ственной безопасности и т. д.);
· мера политического плюрализма, в том числе многопартий-ности;
· существование реальных механизмов привлечения к политической и юридической ответственности должностных лиц, включая самых высших [34, с. 231].
Таковы элементы, в совокупности составляющие содержание категории “политический режим”.
Тоталитаризм.Тоталитаризм – это феномен XX века. В его ста-новлении и осуществлении значительную роль играют массовые полити-ческие движения. Предшествующие диктатуры имели довольно узкую социальную базу в обществе. Возникновение тоталитаризма совпадает с громаднейшей политической активизацией масс и во многом ею же обусловлено. Немалую роль в становлении тоталитаризма сыграли технические достижения, поставленные на службу принуждения и по-давления, массовой пропаганды и коммуникации.
Тоталитаризм – это политический режим, в котором государство стремится к целостному, всеобъемлющему контролю за жизнью всего общества в целом и каждому лицу отдельно. Термин «тоталитаризм» происходит от латинского слова totalitas, что значит «целостность», «полнота». Он возник и получил распространение в 20-е – 30-е г. XX в. и использовался для обозначения политических систем в фашистской Италии, нацистской Германии и большевистском СССР. Одним из первых этот термин употреблял итальянский автор левой ориентации Дж. Амендола, который в своей речи 20 марта в 1924 г. заявил, что фашизм, как и коммунизм, является «тоталитарной реакцией на либера-лизм и демократию». Часто употреблял этот термин итальянский политический деятель Б. Муссолини, который называл свой режим не иначе как “lo stato totalitario”, то есть тоталитарное государство. Что касается А. Гитлера и его соратников то, они, во всяком случае сначала, при характеристике своего режима считали за лучше употреблять термин «авторитарный». В 1929 г. английская газета «Тайм» употребила этот термин относительно режима, который сложился в Советском Союзе.
В 1956 г. американськие политологи – К. Фридрих и З. Бжезинский сформулировали основне признаки тоталитарного режима:
· официальная идеология, полностью отрицающая предыдущий порядок и призванная сплотить граждан для построения нового общества. Эта идеология должна обязательно признаваться и разделяться всеми членами общества. Она ориентирует общество на завершающий период истории, в котором должно воплотится совершенное состояние. Во всех тоталитарных режимах все стороны жизни общества – мораль, экономическая эффективность, социальные отношения, политические нормы и т. д. – подчинены идеологии;
· монополия на власть единой партии, строящейся по олигар-хическому признаку и возглавляемой харизматическим лидером. При этом партия практически ‘‘поглощает’’ государство, выполняя его функции;
· система террористического полицейского контроля, который осуществляется не только за врагами народа, но и за всем общес-твом. Контролируются отдельные личности, целые классы, этничес-кие группы;
· партийный контроль над средствами массовой информации. Жесткая цензура любой информации, контроль за всеми СМИ – прессой, радио, кино, литературой и др.;
· всеобъемлющий контроль над вооруженными силами;
· централизованный контроль экономики и система бюрок-ратического управления экономической деятельностью [34, с. 238].
Принято выделять две разновидности тоталитаризма – левый и правый.
Левый тоталитаризм возник в коммунистических странах – СССР, странах восточной Европы, Азии (Китай, Северная Корея, Вьетнам), на Кубе. Этот режим основывался на идеологии марксизма-ленинизма утверждающей:
· возможность построения коммунистического общества, где будут полностью удовлетворятся потребности всех индивидов;
· необходимость отмены частной собственности и создание пла-новой, регулируемой экономики;
· ведущую роль пролетариата;
· возможность построения коммунизма в каждой стране.
Социальной основой левого тоталитаризма выступали низшие классы, и прежде всего пролетариат. Построение светлого будущего предполагало использование мощного аппарата принуждения вплоть до террора.
Правый тоталитаризм сформировался в фашистской Италии и Германии и основывался на идеологии национал-социализма. Главные положения этой идеологии сводились к следующему:
· воссоздание германского рейха;
· борьба за чистоту немецкой расы;
· истребление всех инородных элементов;
Социальной основой правого тоталитаризма являлись экстремистки настроенные средние слои общества.
Авторитаризм. Что касается авторитарных режимов, то диапазон их распространения довольно широк, а число их в настоящее время весьма велико, особенно в третьем мире.
Обладая важнейшими характеристиками диктатуры, авторитаризм и тоталитаризм в ряде аспектов существенно различаются. Так, для тоталитаризма, как было выше сказано, характерны полное слияние в единое целое общества и государства; общества, государства и партии; их вместе и единой идеологии; экономики, политики и идеологии и т.д. Авторитаризму также присущи и доминирование государства над обществом, и примат исполнительной власти над законодательной и судебной ветвями. Но здесь такое доминирование не приобретает жесткость и всеохватывающий характер, которое типично для тоталитаризма. Авторитаризм использует слабость и неразвитость гражданского общества, но в отличие от тоталитаризма не уничтожает его. При нем сохраняются значительная степень самостоятельности экономики, плюрализм социальных сил. Авторитаризм может уживаться и сочетаться как с государственной, так и с рыночной экономикой. Допускается разграничение между светской и религиозной, личной и публичной сферами жизни. В ряде случаев формально в государстве функционируют Парламент и политические партии, но их деятельность ограничена. Допускается «дозированное инакомыслие». Сохраняются классовые, сословные, клановые, племенные различия. Если сосре-доточием власти при тоталитаризме является политическая партия, поглощающая государство, то при авторитаризме таким сосредоточием является государство. Поэтому переход от авторитаризма к демократии нередко означает смену политического режима без радикального переустройства экономического строя. Переход тоталитаризма на рельсы демократизации предполагает коренное изменение всей общественной системы.
Существенными чертами авторитаризма являются:
· монополия на власть одной группы, партии или коалиции, кото-рая ни перед кем не подотчетна;
· полный или частичный запрет на деятельность оппозиции;
· сильно централизованная монистическая структура власти;
· сохранение ограниченного плюрализма, наличие дифферен-цированных отношений между обществом и государством;
· наследование и кооптация как главные способы рекрутации правящей элиты;
· отсутствие возможности ненасильственной смены власти;
· использование силовых структур для удержания власти;
· рекрутирование политической элиты путем кооптации, назначения сверху, а не конкурентной электоральной борьбы [36, с.197]
Существует множество типов авторитарных режимов. В основном эти режимы распространены в развивающихся странах Азии, Африки и Латинской Америки и редко в капиталистических странах (Испания, Португалия, Греция до антидиктаторских революций середины 70-х годов), отстающих в своем развитии от главных индустриальных стран. Здесь выделяют традиционные авторитарные режимы олигархического типа и гегемонистский авторитаризм новой олигархии. В первом случае власть сосредоточена в руках нескольких богатейших семейств, которые контролируют экономическую и политическую жизнь страны. Смена лидеров, как правило, происходит в результате переворотов, закулисных договоренностей или манипуляций с выборами. Такие режимы характерны, прежде всего, для Латинской Америки, где господствующая олигархия тесно связана с католической церковью и военной верхушкой. Авторитаризм новой олигархии вырастает в резу-льтате выдвижения на господствующие позиции национальной компра-дорской буржуазии, которая устанавливает тесные связи с военными. Типичными примерами этого типа являются режимы Камеруна, Туниса, Алжира и др. Во многих развивающихся странах установлены (как правило, путем военных переворотов) режимы военной диктатуры. Здесь в большинстве случаев армия служит главной опорой государства. Этот тип режимов представлен военной диктатурой А. Пиночета в Чили, установленной в сентябре 1971 г., и режимом «черных полковников» в Греции, установленным в середине 60-х годов и существовавшим до 70-х годов XX в.
В современном мире существуют также режимы, которые являются монархическими по форме, но авторитарными по содержанию. Они, прежде всего, основаны на принципе наследования власти. Необходимо подчеркнуть, что в отличие от европейских монархий, которые по сути дела превратились в демократические парламентские режимы, восточ-ные монархии в большинстве своем придерживаются все-таки основных принципов авторитаризма. Различаются монархии теократические, такие как в Саудовской Аравии, где король является одновременно светским и религиозным главой государства, и светские монархии типа хашимитского королевства Иордания, где формально глава государства не ведает вопросами веры.
Авторитарные также различаются большей или меньшей жесткостью, или «либеральностью», в организации властной вертикали. Например, военно-политическая диктатура А. Пиночета в Чили отлича-лась от авторитарного режима Чон Ду Хвана в Южной Корее более откровенной опорой на репрессивный аппарат в государстве, большей интенсивностью террора и подавления и т.д.
Демократия.В переводе с греческого «демократия» означает «власть народа» (demos – народ, cratos – власть). Развернутое определение демократии, ставшее классическим, было дано американским президентом А. Линкольном в его известной геттисбургской речи 1863 г. Согласно этому определению демократия – это власть народа, осуществляемая самим народом и для народа. В истории политики мы найдем немало демократических форм организации общественной жизни (Афинская демократия, республиканский Рим, городские демократии средних веков, парламен-тские формы демократии в Англии, демократия Североамериканских штатов и т.д.). Современные демократии наследуют многие традиции исторических демократий, вместе с тем существенно отличаются от них.
Современные теоретические модели демократии базируются преимущественно на политических идеях Нового времени, Просвещения (Локк, Монтескье, Руссо, Кант, Токвиль). Едва ли возможно описать сегодня все современные теоретические модели демократии. Концептуализация демократии породила огромное множество вариантов: по некоторым данным, можно говорить о существовании 550 ‘‘подтипов’’ демократии. Но, суммируя различные подходы, можно, однако, выделить ряд моделей, которые чаще всего попадают в поле зрения исследователей. Всё многообразие теоретических моделей современной демократии, если говорить об их мировоззренческих основах, так или иначе тяготеет к двум основным теоретическим парадигмам, сформированным классиками политической мысли XVII –XIX веках. Речь идет о либерально-демократической и радикально-демократической теориях.
Обе теории возникают, как попытка разрешить так называемую проблему Томас Гоббса о том, как сохранить свободу человека в общественном состоянии. Следовательно, теоретическая задача заключалась прежде всего в обосновании границ деятельности госу-дарства, обеспечивающих сохранность свободы человека. Предста-вители этих двух направлений были едины в трактовке происхождения государства из принятого разумными индивидами договора, но различали источник этого договора. Они отстаивали свободу человека, но понимали ее по-разному и по-разному трактовали её основания.
Более зрелых форм демократия достигла в середине ХХ в., когда стали реальностью равные для всех слоев общества гражданские и политические права. Отметим, что современная демократия отличается от предшествующих исторических моделей и другими существенными признаками: защитой прав человека, признанием права оппозиции (тех, кто в данный момент остался в меньшинстве) отстаивать свое мнение и критиковать правительство.
Современные политики подчас злоупотребляют словом демократия. Большинство современных партий содержат в своем названии термин «демократическая». Практически все современные политические режимы, даже авторитарные, претендуют на демократичность. Подобная произвольность в употреблении понятия «демократия» и само разнообразие трактовок ее сущности побуждает отдельных авторитетных ученых сделать вывод, что демократия — это «понятие, решительно не поддающееся определению». Тем не менее политологи, различные международные организации используют это понятие, согласившись относительно критериев, позволяющих отнести тот или иной режим к демократическому.
Что представляет собой современная политическая демократия? В самом общем плане ее можно определить как режим, в котором народ имеет возможность реализовать свою волю непосредственно либо через своих представителей, а власть несет ответственность перед гражданами за свои действия.
Сущность демократии конкретизируется в определенной совокупности ценностей, институтов и процедур. Рассмотрим основные из них.
1. Суверенитет народа. Признание этого принципа означает, что народ является источником власти, именно он выбирает своих представителей власти и периодически их сменяет. Признание этого принципа означает, что конституция и форма правления могут быть изменены при всеобщем согласии народа и по установленным, закрепленным в законе процедурам.
2. Периодическая выборность основных органов власти позволяет обеспечить четкий легитимный механизм преемственности власти. Государственная власть рождается на основе честных выборов, а не посредством военных переворотов и заговоров. Власть выбирается на определенный и ограниченный срок.
3. Всеобщее, равное избирательное право и тайное голосование. Демократические выборы предполагают реальную соревновательность различных кандидатов, альтернативность выбора. Реализация основопологающего политического принципа «один гражданин – один голос» раскрывает смысл политического равенства.
4. Гарантия основных прав человека. Права человека характеризуют принципы отношений между государством и гражданами и определяются как свободы. Свобода – это защищенность личности от произвола других людей и власти, защита от нищеты и голода. В преамбуле Всеобщей Декларации прав человека, принятой Генеральной ассамблеей ООН в 1948 г., описаны четыре свободы: свобода слова, свобода убеждений, свобода от страха и свобода от нужды. Эти, а также другие свободы ассоциируются с несколькими категориями прав.
5. Гражданские права. Этими правами люди пользуются как частные лица, и они защищают граждан от произвола власти. К ним можно отнести равенство всех граждан перед законом, право на частную жизнь, право не подвергаться пыткам, наказанию без суда, свободу вероисповедания и др.
6. Политические права дают гражданину возможность участвовать в процессе управления и влиять на принятие решений законодательными и исполнительными органами: право избирать и быть избранным, свобода выражения политических суждений, свобода голосования, право на демонстрации, право на создание политических и общественных организаций, право подавать петиции властям.
7. Социальные и экономические права. Реализация этих прав — необходимое условие обеспечения политического равенства. Связано это с тем, что провозглашение политического равенства не устраняет сложившейся практики, когда отдельные граждане в силу своего общественного статуса и благосостояния располагают большими возможностями влиять на власть, используя для этого СМИ, непосредственные контакты с правительственными чиновниками, дружеские связи. Реализация социально-экономических прав призвана сгладить имеющееся социальное неравенство и повысить тем самым активность рядовых граждан в политической жизни. Наконец, эти права закрепляют условия жизни, которые выступают своеобразным иммунитетом против страха нужды, например страха перед безработицей, нищетой. Они включают в себя право на достойный жизненный уровень, гарантии социальной защиты, право на образование и участие в культурной жизни, доступ к здравоохранению. Содержание экономических прав зафиксировано в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.). Они включают в себя право каждого человека зарабатывать себе на жизнь трудом, который он свободно выбирает, и право на справедливые и благоприятные условия жизни. Реализация этих прав требует подкрепления гарантиями против дискриминации в приеме на работу, в оплате труда по признакам пола, религии, расы или языка. Обеспечение социальных и экономических прав предполагает активность государства в разработке и осуществлении социальных программ.
Контрольные вопросы
1. Понятие и структура политической системи.
2. Сравнительный анализ демократического и тоталитарного политических режимов.
3. Охарактеризуйте условия политической стабильности и методы ее обеспечения.
4. Современные концепции демократии.
стимулирование развитию отечественных партий на пути эволюции атомизированной партийной системы в систему поляризованного плюрализма; 4) способствование партийной структуризации парламента; 5) обеспечение формированию устойчивого парламентского большинства; 6) стабилизация депутатского корпуса.