Политический режим – это совокупность приемов, методов, форм, способов осуществления политической государственной власти в обществе. Он характеризует степень политической свободы, правовое положение личности в обществе и определенный тип политической системы, существующей в стране.
Современная наука о сущности, критериях и типологии политических режимов.
Политические режимы
1. Современная наука о сущности, критериях и типологииполитическихрежимов.
2.Тоталитарные и авторитарные режимы: анализ предпосылок, основные характеристики и исторические модели.
3.Демократия и демократические политические режимы.
4.Политическая модернизация и посттоталитарное развитие России: тенденции и особенности её политического режима.
Какие виды политических режимов существуют? Их много. В современном мире можно говорить о 140 – 160 режимах. На характер и особенности политических режимов влияют: сущность и форма государства, характер законодательства, фактические полномочия государственных органов и юридические формы их деятельности, соотношение общественно-политических сил, уровень и стандарты жизни, состояние экономики, формы классовой борьбы или классового сотрудничества. Существенное влияние на вид политического режима оказывают исторические традиции страны, а в более широком смысле — своего рода общественно-политическая «атмосфера», складывающаяся подчас вопреки пожеланиям господствующего в государстве слоя или вразрез с директивными прогнозами. На вид политического режима может оказать воздействие и международная обстановка. На разных исторических этапах формируются различные политические режимы, они неодинаковы в конкретных государствах одного и того же времени.
Один из критериев определения вида политического режима – правовая форма применения тех или иных способов государственной власти. Идет ли этот процесс государственного властвования в установленной правовой форме, направлена ли эта правовая форма на защиту основных социальных ценностей, прав и свобод граждан.
Политический режим, как правило, всегда является политико-правовым режимом. Определение политического режима всегда связано с тем, в каких правовых или антиправовых формах он предстает перед исследователем. Именно конкретная правовая система в содержании своих правоустановительных и правоприменительных актов, в организации политической и судебной власти и других характеристик позволяет достаточно точно определять вид политического режима, прогнозировать его динамику.
О характере политического режима, существующего в той или иной стране, свидетельствуют разнообразные факторы, но наиболее важными из них являются следующие:
· Способы и порядок формирования органов государственной власти
· Порядок распределения между различными государственными органами компетенции и характер их взаимоотношений
· Степень гарантированности прав и свобод граждан
· Роль права в жизни общества и решении государственных дел
· Место и роль в государственном механизме армии, полиции, контрразведки, разведки и других аналогичных им структур, степень реального участия граждан и их объединений в государственной и общественно-политической жизни, в управлении государством
· Основные способы разрешения возникающих в обществе социальных и политических конфликтов.
Политические режимы, а также их классификация представляют большой интерес не только для ученых, для теории государства и права, но и для непосредственной политической практики.
Термин «политический режим»появляется в научном обороте в 60-е гг. ХХ века. Категория «политический режим», по мнению одних ученых, в силу синтетического характера должны рассматриваться в качестве синонима формы государства. По мнению других, политический режим вообще должен быть исключен из состава формы государства, поскольку функционирование государства характеризует не политический, а государственный режим. Дискуссии по этому вопросу дали начало широкому и узкому подходам к пониманию политического (государственного) режима.
Широкий подход относит политический режим к явлениям политической жизни и к политической системе общества в целом. Узкий – делает его достоянием лишь государственной жизни и государства, поскольку он конкретизирует другие элементы формы государства: форму правления и форму государственного устройства, а также формы и методы осуществления государством своих функций.
Политический режим предполагает и требует широкого и узкого подходов, ибо это соответствует современному пониманию политических процессов, проходящих в обществе в двух основных сферах – государственной общественно-политической, а также характеру политической системы, включающей в себя государство и негосударственные, общественно-политические организации. Все составные части политической системы: политические партии, общественные организации, трудовые коллективы (а также и «внесистемные» объекты: церковь, массовые движения и т.п.) – испытывают значительное влияние государства, его сущности, характера функций, форм и методов деятельности и т.д. Вместе с тем существует и обратная связь, поскольку и государство в значительной мере воспринимает воздействие общественно-политической «среды обитания».Это влияние распространяется на форму государства, в частности на политический режим.
Таким образом, для характеристики формы государства имеет важное значение политический режим как в узком смысле слова (совокупность приемов и способов государственного руководства), так и в широком понимании (уровень гарантированности демократических прав и политических свобод личности, степень соответствия официальных конституционных и правовых форм политическим реалиям, характер отношения властных структур к правовым основам государственной и общественной жизни).
В этой характеристике формы государства отражаются внеправовые или правовые способы осуществления власти, методы использования «материальных» придатков государства: тюрем, иных карательных учреждений, диктаторские или демократические приёмы воздействия на население, идеологическое давление, обеспечение или, наоборот, нарушение свободы личности, защиты прав граждан, участие народа, политических партий, мера экономической свободы, отношение к тем или иным формам собственности и т.д.
Политические режимы, а также их классификация имеют большой научный и практический интерес. Античный философ Аристотель давал два критерия, по которым можно было провести классификацию: по тому, в чьих руках находилась власть и по тому, как эта власть использовалась. В настоящее время преобладают два типа классификации – американская, которая делит режимы на демократические и недемократические и европейская, которая делит режимы на тоталитарный, авторитарный, либеральный и демократический. Эти подходы не противоречат друг другу. Европейский берет за основу более детальную классификацию:
Элементы политических режимов | Тоталитарный политический режим | Авторитарный политический режим | Либеральный политический режим | Демократический политический режим |
Идеал власти | Всемогущество | Компетентность, сила | Нравств-ность, компете-нтность, сила | Нравст-ть, соблюдение законов |
Хар-р осуществления власти | Всеобщий контроль, насилие | Возникают неподконтрольные органы | Диалог с независимыми группами | В соответствии с законом |
Совокупность методов власти | Запретительные, внеправовые | Запрет-ные с некоторыми разрешениями | Разрешительные с некоторыми ограничениями | Разрешит-е на основе закона |
Характер запретов | Разрешено то, что приказано властью | Разрешено то, что не относится к власти | Разрешено всё, кроме смены власти | Разрешено то, что не запрещено законом |
Отношение людей к власти | Слияние сознания с властью | Отчуждение народа от власти | Влияние общества на власть | Избрание власти народом |
Формирование органов власти | Назначаются вождем, диктатором | Утверждаются главой государства | Избираются всеобщим голосованием | Избираются народом или парламентом |
Контроль за властью | Бесконтрольность | Контроль сверху | Контроль сверху и снизу | Мощный контроль снизу |
Состояние прав и свобод | Фактическое бесправие | Формальные права и свободы | Государство подотчетно и подконтрольно народу | Подлинные права и свободы |
Способы урегулирования конфликтов | Подавление силовыми структурами | Подавление с попытками урегулирования | Государство договаривается с народом | Урегулирование на основе закона |
Взаимодействие ветвей власти | Власть в одних руках | Преобладание исполнительной власти | Достижение консенсуса | Равновесие ветвей власти |
2. Тоталитарные и авторитарные режимы: анализ предпосылок, основные характеристики и исторические модели.
Понятие «тоталитаризм»происходит от латинских слов «totalitas» –цельность, полнота и «totalis» – весь, полный, целый. Обычно под тоталитаризмом понимают политический режим, основанный на стремлении руководства страны подчинить уклад жизни людей одной, безраздельно господствующей идее и организовать политическую систему власти так, чтобы она помогала реализации этой идеи.
Понятие «тоталитаризм» впервые возникает в окружении Муссолини в середине двадцатых годов. В научной литературе Запада оно вошло в обиход в конце тридцатых годов. Статус же научной концепции за этим термином утвердил собравшийся в 1952 г. в США политологический симпозиум.
Но следует отметить, что понятие тоталитарного режима, без употребления этого термина разрабатывали немецкие мыслители Х1Х в.- Г. Гегель, К. Маркс, Ф. Ницше и другие. И, тем не менее, как законченное, оформленное в науке политическое явление тоталитаризм вызрел в первой половине ХХ в.
Первые тоталитарные режимы были сформированы после первой мировой войны в странах, относившихся ко «второму эшелону индустриального развития». Крайне тоталитарными государствами были Италия и Германия. Формирование политических тоталитарных режимов стало возможным на индустриальной стадии развития человечества, когда технически стали возможными не только всеобъемлющий контроль над личностью, но и тотальное управление её сознанием, особенно в периоды социально-экономических кризисов.
Первыми среди ученых проблему тоталитаризма начали разрабатывать Х. Арендт, К. И. Фридрих, З. Бжезинский. Единой точки зрения на содержание тоталитаризма и его черт у теоретиков этой концепции не было и нет. Однако большинство авторов выделяют его следующие черты:
1. Воинствующая идеология – заменитель религии, служащая опорой режима.
2. Монистическая структура общества. Ядро её образует централизованно руководимая дисциплинированная организация – партия. Вокруг этого ядра группируются другие организации, связанные между собой. Государству свойственно централистское построение и действует оно под контролем партийного руководства. Все другие партии и группы уничтожены в результате террора и запрета, либо низведены до безвольного мнимого существования, проявляющегося в участии во мнимых выборах и лжепарламенте.
3. Правовое государство отсутствует. Гражданские права уничтожены. Граждане по существу являются подданными государства и беззащитны перед произволом властей. Закон защищает не личность, которая ничего не стоит, а государство. Государство, претендуя на полное распоряжение жизнью своих граждан, не признает их право на свободу, отрицает любые ценности и цели, кроме своих собственных.
4. При тоталитаризме отсутствуют:
· Автономная легитимация системы власти и смена власти путем выборов.
· Гетерогенная (неоднородная) структура общества и право на создание и организацию оппозиции.
· Плюралистическая система управления
· Принцип разделения властей
· Независимость правовой системы и судопроизводства.
5. Культ вождя, подчиненная ему партия, концентрирующая националистические силы на реализацию направленной внутрь страны или во вне её своей пророческой программы.
6. Перманентная (открытая или замаскированная) мобилизация в отношениях между государством, партией и обществом. Партия является государственной партией, а государство – орудием её политики. При этом сила власти не исчерпывается государством, а охватывает всё общество и тем самым определяет место каждого человека в нем по отношению к государству. Отдельный индивид не только должен отличаться послушанием, но и побуждается к активному одобрению действий властей, к деятельности, направленной на достижение целей, поставленных властями. Он должен бороться за интересы тех, кто владеет властью, причем эти интересы выдаются за интересы всего общества.
7. Тотальный объем власти и тотальное её осуществление путем:
· Контроля экономики, науки и социальных отношений.
· Использования тайной полиции и политической юстиции, службы государственной безопасности как инструментов власти центрального руководства.
· Монополии на средства массовой информации, включая, правда не всегда, запрет на прием информации из-за рубежа.
· Социального давления, сочетающегося с поощрением за заслуги в сохранении и укреплении тоталитарной системы.
8. В экономической области у тоталитарных систем могут быть общие черты и их вариантность. Общей и постоянной является тотальная власть над экономикой, а отношения собственности могут быть разными.
Таким образом, тоталитаризм – это государственный строй, осуществляющий абсолютный контроль над всеми областями общественной жизни. Тоталитарным государствам и политическим режимам свойственны огосударствление всех легальных организаций, не ограниченные законом полномочия властей, запрещение демократических организаций, фактическая ликвидация конституционных прав и свобод, милитаризация общественной жизни, репрессии в отношении оппозиции и инакомыслящих вообще.
Тоталитарным является политический режим, при котором:
1. Есть массовая партия и ей принадлежит власть.
2. Партия организована недемократическим способом – она строится вокруг лидера.
3. Доминирует роль идеологии, которую определяет лидер.
4. Тотальный контроль над всеми сферами жизни людей.
5. Террористический полицейский контроль за всем и всеми, не останавливающийся перед убийством без доказательств вины.
Условиями существования тоталитарных режимов являются два фактора:
1. Применение демагогии, адресованной широким слоям населения.
2. Тотальное запугивание и террор против всех политических противников подлинных и мнимых.
В результате общество низводится в аморфное, бесструктурное состояние, превращается в абсолютно «пластичный» материал, из которого можно создать любое орудие самовозрастания власти, концентрации её в руках одного человека, «вождя» (фюрера), для которого нет иной ценности кроме «власти», на алтарь которой он готов положить любое количества народа, внушая ему, что это делается для его же блага.
Устанавливается тоталитарный политический режим, как правило, в странах, где слабы демократические традиции, а сами страны переживают тяжелейший кризис. Со временем тоталитарный режим или разлагается изнутри, или свергается извне (Германия). Разложение начинается с выхода из состава политической элиты лиц, недовольных данным режимом и становящихся в оппозицию к нему. С возникновением инакомыслия от режима отходят сначала узкие группировки диссидентов, затем широкие слои населения. Завершает разрушение тоталитаризма отход от жесткого контроля в экономической сфере. Таким образом на смену тоталитаризму приходит авторитаризм.
Авторитаризмявляется одним из наиболее распространенных в истории типов политической системы. По своим характерным чертам он занимает как бы промежуточное положение между тоталитаризмом и демократией С тоталитаризмом его роднит обычно автократический, не ограниченный законами Характер власти, с демократией – наличие автономных, не регулируемых государством общественных сфер, особенно экономики и частной жизни, сохранение элементов гражданского общества.
Авторитарной политической системе присущи следующие черты:
1. Автократизм (самовластие) или небольшое число носителей власти. Ими могут быть один человек (монарх, тиран) или группа лиц (военная хунта, олигархическая группа, «семья» и т.д.)
2. Неограниченность власти, её не подконтрольность гражданам, при этом власть может править с помощью законов, но их она принимает по своему усмотрению.
3. Опора (реальная или потенциальная) на силу. Авторитарный режим может не прибегать к массовым репрессиям и пользоваться популярностью среди широких слоев населения. Однако он обладает достаточной силой, чтобы в случае необходимости по своему усмотрению использовать силу и принудить граждан к повиновению.
4. Монополизация власти и политики, недопущение политической оппозиции и конкуренции. При авторитаризме возможно существование ограниченного числа партий, профсоюзов и других организаций, но лишь при условии их подконтрольности властям.
5. Отказ от тотального контроля над обществом, невмешательство во вне политические сферы и, прежде всего, в экономику. Власть занимается главным образом вопросами обеспечения собственной безопасности, общественного порядка, обороны, внешней политикой, хотя она может влиять на стратегию экономического развития, проводить достаточно активную социальную политику, не разрушая при этом механизмы рыночного самоуправления.
6. Рекрутирование политической элиты путем введения в состав выборного органа новых членов без проведения дополнительных выборов, путем назначения сверху, а не конкурентной электоральной борьбы.
Таким образом, авторитаризм – политический режим, при котором неограниченная власть сконцентрирована в руках одного человека или группы лиц, не допускающих политическую оппозицию, но сохраняющую автономию личности и общества во вне политических сферах. Авторитаризм вполне совместим с уважением всех других, кроме политических, прав личности
Дата добавления: 2014-01-05 ; Просмотров: 6739 ; Нарушение авторских прав?
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет