Исследование описанного выше несложного примера позволяет понять, что же заставляет человека защищаться от чужой информации. Дело в том, что любая поступающая к реципиенту информация несет в себе тот или иной элемент воздействия на его поведение, мнения, установки, желания с целью их частичного или полного изменения. То есть, межличностная коммуникация всегда предполагает коммуникативное влияние и попытку воздействия на поведение партнера по общению. В этом смысле коммуникативный барьер— это форма психологической защиты от чужеродного психического воздействия, проводимого в процессе обмена информацией между участниками общения.
Обратимся к анализу форм и условий коммуникативного воздействия. Принято выделять два типа коммуникативного воздействия, существенно различающихся как по задачам, так и по средствам влияния коммуникатора на реципиента,— авторитарную и диалогическую коммуникацию. Их рассмотрение целесообразно провести в форме сравнения по ряду важнейших параметров. Краткие результаты такого сравнительного анализа приведены ниже в таблице.
Прежде всего, эти два типа коммуникации различаются характером психологической установки, возникающей у коммуникатора по отношению к реципиентам. Эта установка в преобладающем большинстве случаев не осознается автором сообщения, однако определяет стиль его коммуникативного воздействия. В случае авторитарного воздействия, это установка «сверху-вниз», в случае диалогического — равноправия. Установка «сверху—вниз» предполагает не только подчиненное положение реципиента, но и восприятие его коммуникатором как пассивного объекта воздействия: коммуникатор вещает, слушатель внимает и некритически впитывает информацию. Предполагается, что у реципиента нет устойчивого мнения по определенному вопросу, а если и есть, он может изменить его в нужном коммуникатору направлении. В случае равноправной установки слушатель воспринимается как активный участник коммуникативного процесса, имеющий право отстаивать или формировать в процессе общения собственное мнение. Соответственно различаются и позиции реципиентов в коммуникативных актах авторитарного и диалогического типа. В первом слушатель выступает в качестве пассивного созерцателя, во втором — вынужден заниматься активным внутренним поиском собственной позиции по обсуждаемому вопросу.
Параметры анализа процесса | Авторитарная коммуникация | Диалогическая коммуникация | ||
коммуникации | ||||
Психологическая | «Сверху—вниз» | «На равных» | ||
установка | ||||
коммуникатора | ||||
Характеристика текста | а) | безличный характер, | а) | персонификация текста, |
б) | без учета особенностей | б) | учет индивидуальных особенностей слушателя | |
слушателя | ||||
в) | сокрытие чувств | в) | открытое предъявление | |
собственного | ||||
мнения | ||||
г) | аксиоматичное | г) | дискуссионный | |
содержание | характер содержания | |||
Коммуникативное | Монофония | Полифония | ||
пространство | ||||
Способы организации | коммуникатор | коммуникатор | ||
коммуникативного | ||||
пространства | ||||
Невербальное поведение | закрытие жести и позиция «над | открытая жестикуляция | ||
аудиторией» | один пространственный уровень |
Сравнительная характеристика авторитарной и диалогической коммуникации.
Такая разница в позиции реципиента во многом обусловлена не только установкой коммуникатора, но и характером самого текста, построением высказываний. Так, в случае авторитарной коммуникации текст часто носит безличный, «общий» характер («считается», «есть мнение», «известно что»…), проблема преподносится однобоко, в аксиоматичной форме, взгляд автора является единственно верным. Не текст ориентируется на слушателя, а слушатель ставится в зависимость от текста и его содержания. Диалогическая коммуникация предполагает отказ от безличного теиста, активную персонификацию его, вещание от своего имени. Коммуникатор не скрывает своих истинных чувств, возникающих у него по поводу того или иного содержания сообщения. Слушатель ставиться в известность, что коммуникатор высказывает свою личную точку зрения, пытаясь ее убедительно обосновать.
Сообщение преподносится не как аксиома и догма, а как определенная проблема, имеющая различные варианты решения, в том числе, подход автора. То, есть содержание текста носит дискуссионный характер. Текст ориентирован на слушателя, у которых формируется так называемая «Вы-установка»: «Как вы знаете». «Вам будет интересно узнать». «Давайте рассмотрим». и т. д.
Далее, авторитарный акт коммуникации отроится по принципу монофонии (одно мнение — один голос). Слушателям предписано молчать. Диалогическая коммуникация изначально предполагает возможность участия слушателей в обсуждении проблемы.
Существенные различия обнаруживаются также при рассмотрении типичных способов организации пространства. В авторитарной коммуникации предполагается, что все участники могут видеть только лектора:
В диалогической коммуникации предпочтительна такая организация пространства, при которой все участники видят и коммуникатора и друг друга:
Наконец, существенные различия обнаруживаются в позах и жестах, используемых коммуникатором. В авторитарной позиции — это закрытые позы и жесты, занятие такой физической позиции, которая обеспечивала бы давление и статусное воздействие на реципиентов (вещание с кафедры, стоя, использование трибун и микрофонов). Диалогическая позиция противоположна — открытая жестикуляция, свободные позы, разговор сидя, на одном пространственном уровне.
При сравнении данных видов коммуникации у читателя может сложиться впечатление, что диалогическая коммуникация должна рассматриваться как более совершенная и современная форма коммуникативного воздействия. Это не совсем так Скорее надо говорить об ограниченных сферах применения авторитарной коммуникации, которая эффективно работает лишь в тех случаях, когда требуется немедленное объединение индивидуальных усилий для решения чрезвычайных задач, в экстремальных или военных условиях. Обусловлено это тем, что авторитарное воздействие может обладать сильным, но непродолжительным эффектом, как правило не оказывает значительного влияния на принципиальные установки и мнения людей. В тоже время диалогическое воздействие, не будучи значительным непосредственно после коммуникации, обладает большим эффектом последствия, способно оказать сильное влияние на личностные структуры слушателей.