Воздействие в процессе коммуникации

0
411

Исследование описанного выше несложного примера по­зволяет понять, что же заставляет человека защищаться от чужой информации. Дело в том, что любая поступающая к реципиенту информация несет в себе тот или иной элемент воздействия на его поведение, мнения, установки, желания с целью их частичного или полного изменения. То есть, меж­личностная коммуникация всегда предполагает коммуника­тивное влияние и попытку воздействия на поведение парт­нера по общению. В этом смысле коммуникативный барьер— это форма психологической защиты от чужеродного психи­ческого воздействия, проводимого в процессе обмена инфор­мацией между участниками общения.

Обратимся к анализу форм и условий коммуникативного воздействия. Принято выделять два типа коммуникативного воздействия, существенно различающихся как по задачам, так и по средствам влияния коммуникатора на реципиента,— авторитарную и диалогическую коммуникацию. Их рассмот­рение целесообразно провести в форме сравнения по ряду важнейших параметров. Краткие результаты такого сравни­тельного анализа приведены ниже в таблице.

Прежде всего, эти два типа коммуникации различаются характером психологической установки, возникающей у ком­муникатора по отношению к реципиентам. Эта установка в преобладающем большинстве случаев не осознается авто­ром сообщения, однако определяет стиль его коммуникатив­ного воздействия. В случае авторитарного воздействия, это установка «сверху-вниз», в случае диалогического — равно­правия. Установка «сверху—вниз» предполагает не только подчиненное положение реципиента, но и восприятие его коммуникатором как пассивного объекта воздействия: ком­муникатор вещает, слушатель внимает и некритически впи­тывает информацию. Предполагается, что у реципиента нет устойчивого мнения по определенному вопросу, а если и есть, он может изменить его в нужном коммуникатору направле­нии. В случае равноправной установки слушатель воспри­нимается как активный участник коммуникативного процес­са, имеющий право отстаивать или формировать в процессе общения собственное мнение. Соответственно различаются и позиции реципиентов в коммуникативных актах авторитар­ного и диалогического типа. В первом слушатель выступает в качестве пассивного созерцателя, во втором — вынужден заниматься активным внутренним поиском собственной по­зиции по обсуждаемому вопросу.

Параметры анализа процесса Авторитарная коммуникация Диалогическая коммуникация
коммуникации
Психологическая «Сверху—вниз» «На равных»
установка
коммуникатора
Характеристика текста а) безличный характер, а) персонификация текста,
б) без учета особенностей б) учет индивидуальных особенностей слушателя
слушателя
в) сокрытие чувств в) открытое предъявление
собственного
мнения
г) аксиоматичное г) дискуссионный
содержание характер содержания
Коммуникативное Монофония Полифония
пространство
Способы организации коммуникатор коммуникатор
коммуникативного
пространства
Невербальное поведение закрытие жести и позиция «над открытая жестикуляция
аудиторией» один пространственный уровень

Сравнительная характеристика авторитарной и диалогической коммуникации.

Такая разница в позиции реципиента во многом обусловлена не только установкой коммуникатора, но и характером самого текста, построением высказываний. Так, в случае авторитарной коммуникации текст часто носит безличный, «общий» характер («считается», «есть мнение», «известно что»…), проблема преподносится однобоко, в аксиоматичной форме, взгляд автора является единственно верным. Не текст ориентируется на слушателя, а слушатель ставится в зависимость от текста и его содержания. Диалогическая комму­никация предполагает отказ от безличного теиста, активную персонификацию его, вещание от своего имени. Коммуника­тор не скрывает своих истинных чувств, возникающих у него по поводу того или иного содержания сообщения. Слушатель ставиться в известность, что коммуникатор высказывает свою личную точку зрения, пытаясь ее убедительно обосновать.

Сообщение преподносится не как аксиома и догма, а как определенная проблема, имеющая различные варианты ре­шения, в том числе, подход автора. То, есть содержание тек­ста носит дискуссионный характер. Текст ориентирован на слушателя, у которых формируется так называемая «Вы-установка»: «Как вы знаете». «Вам будет интересно узнать». «Давайте рассмотрим». и т. д.

Далее, авторитарный акт коммуникации отроится по принципу монофонии (одно мнение — один голос). Слуша­телям предписано молчать. Диалогическая коммуникация изначально предполагает возможность участия слушателей в обсуждении проблемы.

Существенные различия обнаруживаются также при рас­смотрении типичных способов организации пространства. В авторитарной коммуникации предполагается, что все уча­стники могут видеть только лектора:

В диалогической коммуникации предпочтительна такая организация пространства, при которой все участники видят и коммуникатора и друг друга:

Наконец, существенные различия обнаруживаются в по­зах и жестах, используемых коммуникатором. В авторитар­ной позиции — это закрытые позы и жесты, занятие такой физической позиции, которая обеспечивала бы давление и статусное воздействие на реципиентов (вещание с кафедры, стоя, использование трибун и микрофонов). Диалогическая позиция противоположна — открытая жестикуляция, свобод­ные позы, разговор сидя, на одном пространственном уровне.

При сравнении данных видов коммуникации у читателя может сложиться впечатление, что диалогическая коммуника­ция должна рассматриваться как более совершенная и совре­менная форма коммуникативного воздействия. Это не совсем так Скорее надо говорить об ограниченных сферах применения авторитарной коммуникации, которая эффективно рабо­тает лишь в тех случаях, когда требуется немедленное объе­динение индивидуальных усилий для решения чрезвычайных задач, в экстремальных или военных условиях. Обусловлено это тем, что авторитарное воздействие может обладать силь­ным, но непродолжительным эффектом, как правило не ока­зывает значительного влияния на принципиальные установки и мнения людей. В тоже время диалогическое воздействие, не будучи значительным непосредственно после коммуникации, обладает большим эффектом последствия, способно оказать сильное влияние на личностные структуры слушателей.