В стране существует официальная государственная идеология, и любое высказывание кого-либо, выходящее из русла данной идеологии, должно пресекаться и наказываться

0
277

Поскольку в стране при этом отрицается индивидуальная свобода, любые демократические институты (как непосредственные, так и представительные) утрачивают при этом смысл, поскольку свою легитимность вся государственная власть черпает в фигуре вождя – харизматического политического лидера, которому официальная государственная пропаганда стремится придать сакральный, сверхъестественный характер.

Государственный аппарат при этом жестко иерархически организован, практически вся власть сконцентрирована в руках военно-бюрократического аппарата, идеологическим крылом которого является официальная (и единственная) правящая партия.

Милитаризация общества, функционирование общества по «законам военного времени».

В современном мире не существует тоталитарных государств в «чистом» виде (в качестве исторического примера можно назвать гитлеровскую Германию или фашистскую Италию). В настоящее время отдельные признаки тоталитаризма присутствуют, например, в Корейской Народной ДемократическойРеспублике.Некоторые черты этого режима мы можем найти и в тексте Социалистической Конституции КНДР. Так, согласно ст. 11, «Государство охраняет социалистический строй от подрывных действий внутренних и внешних враждебных элементов и, усиливая идеологическую революцию, революционизирует все общество и преобразует его по образцу рабочего класса». Ст. 12 провозглашает принцип, согласно которому «вышестоящие помогают нижестоящим во всех делах, уважают мнения масс, выявляют их сознательный энтузиазм, ставя во главу угла политическую работу, работу с людьми». Согласно ст. 14, «Корейская Народно-Демократическая Республика опирается на всенародную, общегосударственную систему обороны и в военной области проводит линию на самооборону». Ст. 68 налагает на граждан обязанность «в высокой мере проявлять дух коллективизма.

Авторитарный режим иногда в литературе называют «компромиссом» между тоталитарным и демократическим режимами, промежуточным режимом. Это не совсем так, поскольку авторитарный режим не ставит целью тотальный контроль государства за частной жизнью и обществом характеристикой ,что при авторитарном режиме государственная власть основывается на личной власти авторитарного лидера – главы государства, которому принадлежит практически неограниченная власть . При этом в стране формально могут существовать даже демократические институты, но представительные учреждения (парламенты), как правило, находятся в подчинении главы государства — авторитарного лидера. Что касается институтов непосредственной демократии, то они не просто существуют, но чаще всего даже используются для избрания главы государства и рассматриваются как гарантия его легитимности. Считается, что глава государства получает в данном случае мандат непосредственно от народа и тем самым получает дальнейшее право определять судьбу народа, руководить этим народом по своему усмотрению. Но процедура избрания главы государства при этом специфическая: как правило, используются либо безальтернативные выборы, либо референдум (например, в таких процедурах наделялись полномочиями в свое время С. Хусейн в Ираке, Х. Мубарак в Египте и др.). Кроме того, иногда процедура избрания главы государства заменяется референдумом о продлении его срока полномочий (такие референдумы проводились, к примеру, в 1990-е годы в странах Средней Азии).

Авторитарное государство стремится ограничить гражданскую активность, ввести серьезные ограничения на деятельность политических партий (нередко в стране признается и действует единственная правящая партия) и других общественных формирований.

В ряде случаев конституции государств с авторитарным режимом отрицают принцип разделения властей, вводя вместо него принцип единства государственной власти и принцип демократического централизма (например, такие принципы провозглашаются в конституции Кубы).

К авторитарным режимам следует отнести и автократические режимы в абсолютных монархиях: источником легитимности власти в таких монархиях (Оман, Саудовская Аравия и др.) является сам глава государства – абсолютный монарх, которому принадлежат и законодательная, и исполнительная власть.


16. Абсолютная и дуалистическая монархии: их основные признаки и особенности в различных зарубежных странах

Монархия — форма правления, где высшая государственная власть принадлежит единоличному главе государства — монарху (королю, царю, императору, шаху и т.д.), который получает свой пост пожизненно в порядке установленного престолонаследия. Порядок престоланаследия может быть предметом регулирования как Конституции государства, так и законодательства, в том числе органического.

Абсолютные монархии сохранились в настоящее время в Саудовской Аравии и в Омане, несмотря на то что в последнее время в этих странах наметился процесс закрепления общих принципов государственного устройства и управления (в 1992 г. Король издал Конституционные акты в Саудовской Аравии, в 1996 г. была принята Конституция Омана).

В Омане сохранение султанатаобусловлено тем, что гарантом монархии выступают западные державы, прежде всего Англия и США, которым до сих пор принадлежат важные позиции в экономике этой страны.Парламент в Омане до сих пор отсутствует, а вся полнота законодательной и исполнительной власти принадлежит Султану.Политические партии и профсоюзы запрещены. Правительство формируется и возглавляется Султаном.

Королевство Саудовская Аравия было создано в 1920-е годы сектой ваххабитов и опиравшейся на нее армией. Фактически в Саудовской Аравии сложилась не столько абсолютная власть самого монарха, сколько абсолютная власть клана, который исторически выделился в правящий. Король здесь выступает персонифицированным носителем власти клана, признанного господствующим племенем.

Дуалистическаямонархия — конституционная монархия, в которой власть монарха ограничена конституцией, но монарх формально и фактически сохраняет обширные властные полномочия.

Хотя Иордания и Марокко по конституции находятся ближе к парламентарным монархиям, на самом деле они являются монархиями дуалистическими.

В Иордании действовали две Конституции – 1928 г. и 1946 г. Действие третьей Конституции – 1952 г. – ограничено чрезвычайным законодательством.

По Конституции глава государства – король,который обладает широкими полномочиями в области законодательной и исполнительной власти и «свободен от какого-либо подчинения и отчетности». Высший законодательный орган Иордании – Национальное собрание,состоящее из Сената и Палаты депутатов.Сенат назначается Королем сроком на 4 года (его состав обновляется наполовину каждые 2 года). Утверждена в декабре 1990 г. Национальная хартия и принят 5 июля 1992 г. Закон о политических партиях.Хартия фактически открыла дорогу появлению открытого плюрализма мнений и возникновению оппозиции.Марокко является политически наиболее модернизированной и «либеральной» из всех арабских монархий. За годы независимости в стране сменилось три Конституции: 1962, 1970 и 1972 гг. В последней из них был наиболее четко закреплен принцип «разделения властей», когда законодательная власть принадлежит Палате представителей,а исполнительная – Совету министров,назначаемому королем.

Довольно развитая партийная традиция в Марокко восходит к 20-30-м гг. нынешнего столетия.


17. Форма правления: понятие, классификация.

Форма правления – это способ организации высшей власти государства. Она оказывает влияние как на структуру верховных государственных органов, так и на принципы их взаимодействия. Так, различают монархию и республику, главное различие которых состоит в процедуре и условиях замещения поста главы государства.

Монархия – форма правления, при которой:

1) высшая государственная власть сосредоточена в руках одного монарха (короля, царя, императора, султана и т. п.); 2) власть наследуется представителем правящей династии и выполняется пожизненно; 3) монарх осуществляет функции как главы государства, так и законодательной, исполнительной власти, контролирует правосудие.

Монархическая форма правления имеет место в ряде государств мира (Великобритания, Нидерланды, Япония и др.).

Монархии могут быть двух видов:

1) абсолютная – верховная власть по закону полностью принадлежит монарху. Главным признаком абсолютной монархии считают отсутствие государственных органов, которые ограничивают власть правителя;

2) ограниченная – может быть конституционной, парламентской и дуалистической.

Конституционная монархия – такая, при которой имеется представительный орган, значительно ограничивающий власть монарха. Чаще всего это ограничение осуществляется конституцией, которая утверждается парламентом.

Признаки парламентской монархии:

1) правительство формируется из представителей партий (или партии), которые получили большинство на выборах в парламент;

2) в законодательной, исполнительной и судебной сферах власть монарха практически отсутствует (имеет символический характер).

При дуалистической монархии:

1) государственная власть и юридически, и на практике разделена между правительством, которое формируется монархом и парламентом;

2) правительство, в отличие от парламентской монархии, не зависит от партийного состава парламента и не ответственно перед ним.