Урок по теме: Политические формы (режимы) государства: демократия, авторитаризм, теократия, империя

0
389

Методическая разработка урока по обществознанию с использованием технологии критического мышления.

« Политические формы (режимы) государства: демократия, авторитаризм, теократия, империя» (9класс).

Тип занятия: комбинированный

Цель занятия: формирование критического стиля мышления

Образовательная: изучить с обучающимися основные положения темыурока.

Развивающая: сформировать у обучающихся навык по применению теоретических знаний (элементы структуры деятельности) на практике (соотнесение теории и примеров из обыденной жизни обучающегося). Отработать навыки создания типологии форм политической организации государств.

Воспитательная: обсудить нравственную проблему соотношения цели и средств для ее достижения. Обсудить с учащимися возникающую ситуацию нравственного выбора.

Программное содержание: виды, формы, модели политического режима

Основная идея занятия: получение знаний через использование методов критического мышления

Основные образовательные результаты:

По окончанию занятия ученик:

-знает виды, формы, модели политического режима;

-приводит примеры политических режимов;

-называет особенности моделей развития политических режимов;

-дает определения понятиям: политический режим

-дает собственную оценку видам политических режимов.

1.Сформировать представление об особенностях политического режима

2.Охарактеризовать модели политического режима

3.Подвести учащихся к пониманию значения выбора политического режима.

4.Формировать основные понятия занятия.

5.Способствовать проявлению интереса учащихся к видам политического режима

6.Развивать творческий стиль мышления, речь и память учащихся.

7.Продолжить формирование общеучебных и предметных умений школьников.

Технология обучения: развивающая

Форма занятия: традиционная

Основные понятия: политический режим, модели политического режима

Классификация государств по политическому признаку. Фаза вызова.

Структура и виды политических форм государства. Фаза осмысления.

Письменная работа. Фаза обобщения.

Оборудование занятия: карта «Политическая карта мира», мультимедийная презентация, раздаточный дидактический материал.

Мизансцена занятия: традиционная

Оформление доски: дата, тема, основные понятия, в правом верхнем углу д/з или на проекторе.

Задача первого этапа урока: Формирование интереса к изучаемой теме, актуализация имеющихся знаний.

Стимулирует деятельность учащихся:

Формулирует проблему урока.

Предлагает различные варианты мотивации изучения новой темы: проблемные вопросы

Напоминает об уже изученной классификации государств – юридической: монархия и республика с её подвидами и унитарное государство и федерация с их подвидами.

Вопрос может быть сформулирован так: какие ассоциации у вас вызывает словосочетание демократическое государство? Авторитарное государство? Империя? Сможете ли вы с предлагаемыми словами составить связный текст?

Вспоминают известную им информацию по теме «Деятельность».

Осмысливают проблему урока.

Предполагаемый результат первого этапа урока:

Устойчивый интерес к теме урока.

Заинтересованность в процессе актуализации знаний.

Потребность ответить на вопросы учителя.

II. Фаза осмысления. Работа по вопросам повторения и получение новых знаний.

Задача второго этапа урока: Изучение таких разделов темы, как:

Либеральное государство и социальное государство

Приобретение и осмысление новых знаний о соотношении цели и средства, о многообразии политических форм и режимов государств.

Деятельность учителя: задает вопросы в соответствии с планом урока. Направляет обучающихся на правильное восприятие таблицы.

Виды политической формы(режима)

— формализм закона и формальное равенство прав; -приоритет индивидуальных прав и свобод граждан;-ограничение многопартийности старыми(традиционными) партиями; — правительство парламентского большинства и отсутствие сильного противовеса.

— государство осуществляет национализацию в ряде ключевых отраслей; занимается предпринимательской деятельностью; — через контроль за бюджетом и с помощью других административных рычагов государство перераспределяет доходы с целью компенсации соц. неравенства; — трудящиеся участвуют в управлении как государственными, так и частными предприятиями, профсоюзы имеют широкие права по защите прав трудящихся.

б) консервативно-центристская модель

— меньшая предпринимательская деятельность государства и отказ от приватизации; — ограничение административного вмешательства в хозяйственную деятельность предпринимателей; — надзор за соблюдением правил о конкуренции; — значительная часть социальных услуг предоставляется через негосударственные фонды; — более развит государственный арбитраж при решении трудовых и иных социальных конфликтах.

— вводятся чрезвычайное положение и комендантский час; — устанавливаются контрольно-пропускные пункты; — административные единицы возглавляют военные коменданты.

— опирается на государственный аппарат и финансовую поддержку крупного капитала; — борьба с левыми партиями и обуздание экономических требований трудщихся4 — прикрывается ширмой демократических институтов.

— безвозмездная национализация и конфискация имущества; — насильственное перераспределение доходов «в пользу народа»; — подавление всякой оппозиции; — ограничение гражданских прав.

— осуществляется огосударствление всей общественной жизни; — бюрократизация всех общественных функций; — в принудительном порядке навязывается официальная идеология; — тайная полиция обладает неограниченной властью и подчиняется только харизматическому вождю; — действует массовый террор; — свирепствуют внесудебные расправы.

— светская власть подчинена религиозным лидерам; — религия является высшим законом государства; — террор против инакомыслящих; — идеологическая нетерпимость, — подчинённость традициям прошлого.

Это многоэтническое государство, образованное в результате завоеваний, осуществлённых властью доминирующего этноса, и претендующее на мировое господство.

Формулирует наводящие и проблемные вопросы.

Организует групповое размышление по проблеме урока: соотношение цели и средств в выборе наиболее оптимальной политической формы государственного устройства.

Работают с учебником, раздаточным материалом.

Анализируют информацию, высказывают собственные ответы на вопросы, предложенные учителем.

Спорят, отстаивая свою точку зрения.

Предполагаемый результат второго этапа урока:

Систематизация знаний по теме. Приобретение новых знаний.

Развитие познавательных навыков.

Переживание ситуации нравственного выбора

III. Фаза обобщения, рефлексия.

Задача третьего этапа урока: Обобщение и систематизация знаний, рефлексия.

Возвращается к вопросам, сформулированным в начале урока.

Просит составить синквейн по группам.

Многопартийность свобода права

Демократия – власть народа.

При этой политической форме власти соблюдаются гарантии личной неприкосновенности и свободы граждан, отсутствует цензура, а уголовные наказания назначаются только по решению суда.

«Железной рукой загоним человечество к счастью»

Власть опирается на армию и крупный капитал, может устанавливаться революционными элитами, навязывает стране социальные и политические преобразования утопического характера

3 группа: Либеральное государство

Собственность невмешательство формализм

«Не мешать индивиду заниматься своими делами»

По раскладу социальных и политических сил это конгломерат, где парламентом владеют средняя и мелкая буржуазия и её партии, однако, основные рычаги управления находятся в руках бюрократии, прямо связанной со старыми аристократическими кругами и крупной промышленной буржуазии.

Контроль религия авторитет

В этом государстве светская власть подчинена религиозным лидерам, духовным наставникам, а религия является высшим законом государства.

Обобщают и систематизируют знания по изученной теме

заполняют таблицы в письменной работе.

Обобщенные и систематизированные знания:

Рефлексия учебной деятельности, ее результатов, самооценка.

Мотивация к работе на следующих уроках.

Предполагаемый результат третьего этапа урока:

Обобщенные и систематизированные знания:

Рефлексия учебной деятельности, ее результатов, самооценка.

Мотивация к работе на следующих уроках.

Задание 1. Составить три «толстых» и «тонких» вопроса по теме (3 балла)

Задание 2. Составить синквейн по теме «Политический режим» ( 4 балла)

Задание 3. Составить таблицу, определяющую положительные и отрицательные стороны изученных политических форм (режимов) государств.(5 баллов)