Методическая разработка урока по обществознанию с использованием технологии критического мышления.
« Политические формы (режимы) государства: демократия, авторитаризм, теократия, империя» (9класс).
Тип занятия: комбинированный
Цель занятия: формирование критического стиля мышления
Образовательная: изучить с обучающимися основные положения темыурока.
Развивающая: сформировать у обучающихся навык по применению теоретических знаний (элементы структуры деятельности) на практике (соотнесение теории и примеров из обыденной жизни обучающегося). Отработать навыки создания типологии форм политической организации государств.
Воспитательная: обсудить нравственную проблему соотношения цели и средств для ее достижения. Обсудить с учащимися возникающую ситуацию нравственного выбора.
Программное содержание: виды, формы, модели политического режима
Основная идея занятия: получение знаний через использование методов критического мышления
Основные образовательные результаты:
По окончанию занятия ученик:
-знает виды, формы, модели политического режима;
-приводит примеры политических режимов;
-называет особенности моделей развития политических режимов;
-дает определения понятиям: политический режим
-дает собственную оценку видам политических режимов.
1.Сформировать представление об особенностях политического режима
2.Охарактеризовать модели политического режима
3.Подвести учащихся к пониманию значения выбора политического режима.
4.Формировать основные понятия занятия.
5.Способствовать проявлению интереса учащихся к видам политического режима
6.Развивать творческий стиль мышления, речь и память учащихся.
7.Продолжить формирование общеучебных и предметных умений школьников.
Технология обучения: развивающая
Форма занятия: традиционная
Основные понятия: политический режим, модели политического режима
Классификация государств по политическому признаку. Фаза вызова.
Структура и виды политических форм государства. Фаза осмысления.
Письменная работа. Фаза обобщения.
Оборудование занятия: карта «Политическая карта мира», мультимедийная презентация, раздаточный дидактический материал.
Мизансцена занятия: традиционная
Оформление доски: дата, тема, основные понятия, в правом верхнем углу д/з или на проекторе.
Задача первого этапа урока: Формирование интереса к изучаемой теме, актуализация имеющихся знаний.
Стимулирует деятельность учащихся:
Формулирует проблему урока.
Предлагает различные варианты мотивации изучения новой темы: проблемные вопросы
Напоминает об уже изученной классификации государств – юридической: монархия и республика с её подвидами и унитарное государство и федерация с их подвидами.
Вопрос может быть сформулирован так: какие ассоциации у вас вызывает словосочетание демократическое государство? Авторитарное государство? Империя? Сможете ли вы с предлагаемыми словами составить связный текст?
Вспоминают известную им информацию по теме «Деятельность».
Осмысливают проблему урока.
Предполагаемый результат первого этапа урока:
Устойчивый интерес к теме урока.
Заинтересованность в процессе актуализации знаний.
Потребность ответить на вопросы учителя.
II. Фаза осмысления. Работа по вопросам повторения и получение новых знаний.
Задача второго этапа урока: Изучение таких разделов темы, как:
Либеральное государство и социальное государство
Приобретение и осмысление новых знаний о соотношении цели и средства, о многообразии политических форм и режимов государств.
Деятельность учителя: задает вопросы в соответствии с планом урока. Направляет обучающихся на правильное восприятие таблицы.
Виды политической формы(режима)
— формализм закона и формальное равенство прав; -приоритет индивидуальных прав и свобод граждан;-ограничение многопартийности старыми(традиционными) партиями; — правительство парламентского большинства и отсутствие сильного противовеса.
— государство осуществляет национализацию в ряде ключевых отраслей; занимается предпринимательской деятельностью; — через контроль за бюджетом и с помощью других административных рычагов государство перераспределяет доходы с целью компенсации соц. неравенства; — трудящиеся участвуют в управлении как государственными, так и частными предприятиями, профсоюзы имеют широкие права по защите прав трудящихся.
б) консервативно-центристская модель
— меньшая предпринимательская деятельность государства и отказ от приватизации; — ограничение административного вмешательства в хозяйственную деятельность предпринимателей; — надзор за соблюдением правил о конкуренции; — значительная часть социальных услуг предоставляется через негосударственные фонды; — более развит государственный арбитраж при решении трудовых и иных социальных конфликтах.
— вводятся чрезвычайное положение и комендантский час; — устанавливаются контрольно-пропускные пункты; — административные единицы возглавляют военные коменданты.
— опирается на государственный аппарат и финансовую поддержку крупного капитала; — борьба с левыми партиями и обуздание экономических требований трудщихся4 — прикрывается ширмой демократических институтов.
— безвозмездная национализация и конфискация имущества; — насильственное перераспределение доходов «в пользу народа»; — подавление всякой оппозиции; — ограничение гражданских прав.
— осуществляется огосударствление всей общественной жизни; — бюрократизация всех общественных функций; — в принудительном порядке навязывается официальная идеология; — тайная полиция обладает неограниченной властью и подчиняется только харизматическому вождю; — действует массовый террор; — свирепствуют внесудебные расправы.
— светская власть подчинена религиозным лидерам; — религия является высшим законом государства; — террор против инакомыслящих; — идеологическая нетерпимость, — подчинённость традициям прошлого.
Это многоэтническое государство, образованное в результате завоеваний, осуществлённых властью доминирующего этноса, и претендующее на мировое господство.
Формулирует наводящие и проблемные вопросы.
Организует групповое размышление по проблеме урока: соотношение цели и средств в выборе наиболее оптимальной политической формы государственного устройства.
Работают с учебником, раздаточным материалом.
Анализируют информацию, высказывают собственные ответы на вопросы, предложенные учителем.
Спорят, отстаивая свою точку зрения.
Предполагаемый результат второго этапа урока:
Систематизация знаний по теме. Приобретение новых знаний.
Развитие познавательных навыков.
Переживание ситуации нравственного выбора
III. Фаза обобщения, рефлексия.
Задача третьего этапа урока: Обобщение и систематизация знаний, рефлексия.
Возвращается к вопросам, сформулированным в начале урока.
Просит составить синквейн по группам.
Многопартийность свобода права
Демократия – власть народа.
При этой политической форме власти соблюдаются гарантии личной неприкосновенности и свободы граждан, отсутствует цензура, а уголовные наказания назначаются только по решению суда.
«Железной рукой загоним человечество к счастью»
Власть опирается на армию и крупный капитал, может устанавливаться революционными элитами, навязывает стране социальные и политические преобразования утопического характера
3 группа: Либеральное государство
Собственность невмешательство формализм
«Не мешать индивиду заниматься своими делами»
По раскладу социальных и политических сил это конгломерат, где парламентом владеют средняя и мелкая буржуазия и её партии, однако, основные рычаги управления находятся в руках бюрократии, прямо связанной со старыми аристократическими кругами и крупной промышленной буржуазии.
Контроль религия авторитет
В этом государстве светская власть подчинена религиозным лидерам, духовным наставникам, а религия является высшим законом государства.
Обобщают и систематизируют знания по изученной теме
заполняют таблицы в письменной работе.
Обобщенные и систематизированные знания:
Рефлексия учебной деятельности, ее результатов, самооценка.
Мотивация к работе на следующих уроках.
Предполагаемый результат третьего этапа урока:
Обобщенные и систематизированные знания:
Рефлексия учебной деятельности, ее результатов, самооценка.
Мотивация к работе на следующих уроках.
Задание 1. Составить три «толстых» и «тонких» вопроса по теме (3 балла)
Задание 2. Составить синквейн по теме «Политический режим» ( 4 балла)
Задание 3. Составить таблицу, определяющую положительные и отрицательные стороны изученных политических форм (режимов) государств.(5 баллов)