Чем объясняется особая роль США в новой истории латиноамериканских государств?
Вплоть до 1930-х гг. латиноамериканские страны развивались преимущественно как аграрные. Они вывозили продукцию латифундий (крупных земельных поместий) и горнодобывающих предприятий, на которых использовался труд низкооплачиваемых наёмных работников, а закупали промышленные товары. Начиная с 1930-х гг., а особенно в послевоенные годы большинство стран региона — Аргентина, Бразилия, Чили и др. — вступили на путь ускоренного индустриального развития. Этому способствовали благоприятные для них обстоятельства.
В годы Второй мировой войны возрос спрос на аграрную продукцию. Обилие природных ресурсов и неосвоенных земель в странах Латинской Америки привлекало туда капиталы из США. Положение многих диктаторских режимов в Латинской Америке было шатким. Они искали поддержки американских компаний и не решались посягать на их собственность В противном случае США прибегали к прямому вмешательству для смены правительства, ущемлявшего их экономические интересы. Поэтому частая смена власти, военные перевороты в этих государствах были выгодны корпорациям Соединённых Штатов.
Стремление к ускоренному развитию привело к появлению нескольких моделей модернизации латиноамериканских стран.
1. Левые режимы в Латинской Америке. В ряде государств неоднократно предпринимались попытки создать широкий блок национально-патриотических сил. Их лидеры обещали проводить политику, при которой модернизация сочеталась бы с повышением уровня жизни населения. Они отрицательно относились к засилью иностранного капитала в экономике своих стран.
В 1946 г. полковник Хуан Перон, опираясь на профсоюзное движение одержал победу на президентских выборах в Аргентине. Представители профсоюзов, ставшие опорой новой, «перонистской» партии, вошли в парламент и в правительство. Новая конституция гарантировала социальную защиту трудящимся. Вводились оплачиваемые отпуска, создавалась система пенсионного обеспечения. Железные дороги и связь были национализированы (часть их была выкуплена). Был принят пятилетний план экономического развития. Однако в 1955 г. X. Перона свергли в результате военного переворота.
В Чили у власти в 1970-1973 гг. находилось правительство Народного единства, опиравшееся на коалицию левых партий. Возглавлял его президент Сальвадор Альенде. Он также был свергнут в результате переворота 1973 г.
Митинг в поддержку X. Перона в Буэнос-Айресе
Слабость левых режимов объяснялась многими причинами. Зависимые т голосов избирателей и поддержки профсоюзов, они в первую очередь решали назревшие социальные проблемы. Благодаря их политике в послевоенный период зарплата в промышленности латиноамериканских стран значительно увеличилась. Однако бюджетных средств для выполнения принятых обязательств не хватало.
Левые правительства пытались привлечь дополнительные средства. Они сокращали военные расходы, увеличивали налоги на занятие предпринимательством. Национализировались прибыльные предприятия и латифундии. Эти меры вызывали недовольство зарубежных корпораций, которым принадлежало около 40% промышленных предприятий стран Латинской Америки.
Начинались конфликты с государствами, чьи компании имели заводы, фабрики и иную собственность в латиноамериканских странах.
Правительства Перона, Альенде и другие левые режимы оказывались не в состоянии удовлетворять растущие социальные запросы, противостоять недовольству военных и усилению забастовочного движения.
Тогда армия — как правило, с одобрения правящих кругов США — брала ситуацию под свой контроль. ЦРУ сыграло важную роль в организации: военных переворотов в Аргентине в 1955 г., в Бразилии в 1964 г., в Чили в 1973 г. и др.
Наиболее кровавым был переворот в Чили. Во время штурма президентского дворца погиб С. Альенде. К власти пришёл возглавивший военную хунту генерал Аугусто Пиночет. Центральный стадион в Сантьяго (столица Чили) был превращён в концлагерь. Тысячи человек, активистов левых сил и профсоюзного движения, были казнены, около 200 тыс. бежали из страны.
Охарактеризуйте политику левых правительств в Аргентине и Чили. Определите её сильные и слабые стороны.
2. Кубинская революция и её последствия. Большое влияние на развитие Латинской Америки и на политику США оказала революция на Кубе. Протест против диктаторского проамериканского режима Р. Батисты перерос в массовое революционное движение под руководством Фиделя Кастро. В 1959 г., после взятия повстанцами столицы — Гаваны, он возглавил страну. Были национализированы крупные земельные владения и промышленные предприятия, в том числе и принадлежавшие американским компаниям. Это побудило правящие круги США начать борьбу революционным правительством Ф. Кастро.
После Карибского кризиса 1962 г. угроза вторжения с территории США на Кубу отпала. Благодаря помощи СССР Куба отчасти преодолела трудности, вызванные экономической блокадой, введённой Соединёнными Штатами. Советский Союз закупал кубинский сахар по ценам выше среднемировых. На его долю приходилось около 3/4 внешней торговли Кубы.
С распадом СССР экономическое положение Кубы стало ухудшаться. Несмотря жёсткие меры экономии, вырос внешний долг, возникли перебои в снабжении населения продовольствием. Однако с расширением торговых связей Кубы с рядом стран ЕС и Латинской Америки её положение несколько улучшилось.
Барельеф с изображением Че Гевары на здании МВД в Гаване
Расскажите о революции на Кубе, внешней и внутренней политике Ф. Кастро.
3. Модернизация и военные диктатуры. Опасения, что пример Кубы окажется притягательным для других латиноамериканских стран, побудили США к изменению своей политики. В 1961 г. президент США Дж. Кеннеди предложил государствам Латинской Америки программу помощи «Союз ради прогресса». Эта программа была принята 19 странами континента направлена на решение наиболее острых социально-экономических проблем.
Программа Дж. Кеннеди помогла продвижению по пути модернизации, но не укрепила демократию в Латинской Америке. Модернизация стала основным лозунгом военных, диктаторских режимов. Приходя к власти, они, как правило, брали курс на ускоренное развитие экономики, ограничивали права профсоюзов, свёртывали социальные программы и замораживали зарплату наёмных работников. Вводились льготы для привлечения иностранного капитала. Эта политика нередко приносила значительный экономический эффект. Так, в крупнейшей стране Латинской Америки с населением в 177 млн человек — Бразилии — «экономическое чудо» пришлось на 1964-1985 гг. — период пребывания у власти военной хунты. Среднегодовые темпы роста производства ВВП превысили 8%.
Строились дороги, электростанции, развивались металлургия и нефтедобыча. Для ускоренного освоения внутренних районов страны столицу перенесли с побережья в глубь территории (из Рио-де-Жанейро в город Бразилиа). Началось быстрое освоение бассейна реки Амазонки. С помощью зарубежных корпораций в стране наладилось производство автомобилей, самолётов, компьютеров, современного оружия. Бразилия стала поставщиком машин и оборудования на мировой рынок. Её аграрная продукция успешно конкурировала с американской.
В Чили времён диктатуры Пиночета также проводилась эффективная экономическая политика. Она привела к повышению уровня жизни населения страны и сокращению безработицы.
Благодаря модернизации с 1960-х по 1980-е гг. объём внутреннего валового продукта стран Латинской Америки возрос втрое.
Однако между латиноамериканскими и развитыми странами Западной Европы сохранялись существенные различия. Средний класс в Латинской Америке оставался немногочисленным. Весьма значительным было имущественное неравенство. При этом к привилегированному слою населения принадлежало среднее и высшее звено военных.
Большинство населения не получало выгод от модернизации. Оппозиция считала, что политика ведёт к подчинению экономики американское капиталу. Левые силы критиковали режимы военных диктатур за коррупцию, расточительство, нарушения прав человека. Модернизация, проводившаяся в условиях военной диктатуры, как правило, не встречала широк: поддержки в обществе. В результате находившиеся у власти хунты сталкивались с трудноразрешимыми проблемами. В начале 1980-х гг. ареной особенно острых внутренних конфликтов стали страны Центральной Америки.
Военный парад во времена диктатуры Стресснера в Парагвае
В 1979 г. в Никарагуа после длительной вооружённой борьбы рухнул диктаторский режим. К власти пришли революционные силы, пользовавшиеся поддержкой Кубы. На рубеже 1970-1980-х гг. Сальвадор, Гватемала, Гондурас и Коста-Рика пережили подъём антидиктаторских движений.
Перечислите особенности модернизации в странах Латинской Америки в 1960-1980-е гг.
4. Демократизация 1990-х гг. В 1980-1990-е гг. в развитии латиноамериканских стран начался новый этап. Диктатуры уступили место демократическим правительствам. После поражения Аргентины в войне с Великобританией (1982), возникшей из-за спора о принадлежности Фолклендских островов, военный режим в этой стране себя дискредитировал. Власть перешла к гражданскому правительству. В 1985 г. диктаторские режимы в Бразилии и Уругвае также уступили власть избранным народом правительствам. В 1989 г., после 35 лет военной диктатуры генерала Стресснера, демократия утвердилась в Парагвае. С прекращением гражданских войн Никарагуа и Сальвадор также вступили на путь демократического развития.
В Чили в 1988 г. был проведён референдум. Пиночет надеялся добиться продления своей власти ещё на 10 лет. Однако большинство избирателей проголосовали против диктатуры. Пиночет ушёл в отставку. В декабре 1989 г. в Чили состоялись первые после переворота свободные выборы.
Период середины 1980-х — начала 1990-х гг. называют потерянным десятилетием для решения проблем модернизации. Демократические режимы проводили активную социальную политику. Это замедлило темпы экономического развития.
С чем было связано начало нового этапа развития большинства латиноамериканских стран в 1980-1990-е гг.? Каковы его отличия от предыдущего этапа?
5. Интеграционные процессы в Латинской Америке. Стремление к интеграции на континенте проявлялось в течение длительного времени. Однако лишь после утверждения в латиноамериканских странах демократии интеграционные процессы стали развиваться быстрее.
В 1986 г. Аргентина и Бразилия, две наиболее развитых страны Латинской Америки, заключили интеграционный союз. На его базе в 1991 г. президенты Бразилии, Аргентины, Уругвая и Парагвая подписали соглашение о создании экономического блока МЕРКОСУР. На его долю приходилась почти половина населения и промышленного производства Латинской Америки.
Другим центром интеграции стала Андская группа, учреждённая в 1969 г. (в неё входят Венесуэла, Колумбия, Эквадор, Перу и Боливия). Она ведёт переговоры с МЕРКОСУР о создании единой интеграционной зоны Южной Америки.
Большое влияние на латиноамериканскую интеграцию оказывают США. Ещё в 1990 г. правящие круги США поставили задачу создать общеамериканский единый рынок с населением в 800 млн человек. Это обеспечило бы Соединённым Штатам новые возможности торгово-экономической экспансии. В 1994 г. главы государств Северной и Южной Америки (кроме Кубы) подписали соглашение о создании к 2005 г. Панамериканской зоны свободной торговли. Из-за разногласий между США и латиноамериканскими странами эта цель не была достигнута. Однако Соединённые Штаты не отказались от своих планов.
Перспективы создания общеамериканского рынка встречают ожесточённое сопротивление со стороны левых режимов. В последние годы они утвердились в ряде стран континента. На роль лидера противодействия политике США в Латинской Америке претендовал президент Венесуэлы Уго Чавес (1998-2013). Его леворадикальные взгляды во многом разделял президент Бразилии Луис Инасио да Сильва (2002-2011). Таким образом развитие латиноамериканской интеграции идёт сложными путями. С одной стороны, происходит сближение между самими странами континента. С другой — в этом процессе активно участвуют США и Евросоюз, что встречает одобрение не всех латиноамериканских государств.
В чём заключаются особенности интеграции латиноамериканских стран? Почему влияние США и Евросоюза на интеграцию стран Латинской Америки оценивается неоднозначно?
1. Заполните обобщающую таблицу «Модели модернизации стран Латинской Америки», используя дополнительные источники.
Страны и хронологические рамки использования этой модели
2. Используя дополнительные источники, подготовьте сообщение или презентацию об отдельных странах. Отразите в своей работе следующие моменты: модель модернизации; проблемы и конфликты на территории страны во второй половине XX — начале XXI в.; яркие личности в новейшей истории страны (политики, общественные деятели, писатели и др.); роль государства в интеграционных процессах стран Латинской Америки и в современном мире.
Фидель Кастро
Фидель Кастро Рус родился в 1926 г. в семье крупного землевладельца, окончил университет в Гаване, получил степень доктора права. В 1952 г. был выдвинут кандидатом на выборах в Национальный конгресс (парламент) от леворадикальной партии кубинского народа.
После военного переворота на Кубе, организованного генералом Батистой, Ф. Кастро в 1953 г. возглавил нападение группы революционеров на казарму Монкада в городе Сантьяго-де-Куба, надеясь таким образом дать толчок к общенародному восстанию. Нападение завершилось неудачей. Ф. Кастро был арестован и приговорён к 15 годам тюремного заключения. Будучи освобождён по амнистии, эмигрировал в Мексику.
2 декабря 1956 г. отряд Ф. Кастро в составе 82 человек высадился на побережье Кубы. Очень быстро отряд вырос до размеров повстанческой армии, которая в 1959 г. вошла в Гавану. Ф. Кастро возглавил революционное правительство. В 1965 г. была создана Коммунистическая партия Кубы, Ф. Кастро стал её лидером.
Ф. Кастро считал Кубу авангардом революционного движения, которому предстоит изменить облик всей Латинской Америки. Куба оказывала поддержку революционерам в странах континента. Так, один из соратников Ф. Кастро, Э. Че Гевара, в 1967 г. был убит в Боливии. В середине 1970-х гг. Куба помогала революционным движениям в Африке.
Вопросы и задания к разделу VI
1. Каковы особенности модернизации стран Азии, Африки и Латинской Америки во второй половине XX — начале XXI в.? Выберите и прокомментируйте понятия, отвечающие на этот вопрос:
• социально ориентированная рыночная экономика;