- 8.1 Понятие и идейные истоки тоталитаризма.
- 8.2 Условия и предпосылки возникновения тоталитаризма.
- 8.3. Основные черты и разновидности тоталитарного строя.
- 8.4. Особенности авторитарных политических систем.
Понятие и идейные истоки тоталитаризма
Тоталитаризм как определённый тип политической системы, специфический, политический и общественный строй — феномен XX века. Что же касается самого этого слова, а также тоталитарных идей, то они возникли гораздо раньше. Термин «тоталитаризм» происходит от позднелатинских слов «totalitas» — полнота, цельность — и «totalis» — весь, целый, полный. В своём этимологическом, неполитическом значении этот термин издавна используется многими учёными. В политический лексикон его впервые ввёл для характеристики своего движения Б.Муссолини в 1925г.
Теория тоталитаризма складывается в 40-50-х годах XX века. Первые «классические» теоретические исследования по проблемам тоталитаризма — работы Ф. Хайека «Дорога к рабству» (1944 г.) и X. Арсндг «Истоки тоталитаризма» (1951), а также совместный груд К.Фридриха и 3.Бжезинского «Тоталитарная диктатура и автократия» (1956). В современной политической науке теория тоталитаризма занимает одно из видных мест и широко используется при классификации политических структур. Она имеет значительную эвристическую ценность, позволяет глубже понять различные типы общества и политических систем и, прежде всего, уяснить фундаментальные отличия открытого и закрытого обществ. Что же конкретно понимается под тоталитаризмом?
Очень часто тоталитаризм определяют как политический режим, осуществляющий всеобъемлющий контроль над населением и опирающийся на систематическое применение насилия или его угрозу. Такое определение отражает важнейшие черты тоталитаризма. Однако оно явно не достаточно, ибо понятие «политический режим» слишком узко по своему объёму для того, чтобы охватить всё многообразие проявлений тоталитаризма. Даже при широком толковании этого термина «иод политическим режимом, как пишет Ж.-Л. Кермонн, — понимается совокупность элементов идеологического, институционального и социологического порядка, способствующих формированию политической власти данной страны на определённый период».
Тоталитаризм же не укладывается в элементы, способствующие формированию власти. Он охватывает и аспекты её функционирования и изменения, а также характеризует тип общества в целом, в том числе менталитет личности, культуру, социальную и экономическую структуру и т.д.
Таким образом, можно сказать, что тоталитаризм — политический способ организации всей общественной жизни, характеризующийся всеобъемлющим контролем со стороны власти над обществом и личностью, подчинением всей общественной системы коллективным целям и официальной идеологии. Это не только политический режим, но и определённый тин политической и общественной системы.
Тоталитарные идеи в истории. Хотя тоталитаризм становится политической реальностью лишь в прошлом веке, его идейные истоки входят в глубокую древность. Тоталитарные взгляды и, прежде всего идеи необходимости полного подчинения части целому, индивида государству, а также тотальной управляемости обществом существуют уже свыше двух тысячелетий. Так, ещё в древности Гераклит (Эфесский) считал, что, обладая мудростью, совершенным знанием, «можно управлять решительно всеми вещами». В древнем Китае теоретики легизма (Цзы Чань, Шэнь Бухай, Шан Ян и др.) обосновали необходимость создания сильного государства, регулирующего с помощью многочисленных и жестоких законов все области общественной и частной жизни населения. Государство, считали они, должно обладать монополией в ряде отраслей производства и торговли и осуществлять постоянный контроль за поведением и умонастроениями подданных, опираясь при этом главным образом на суровые наказания.
Достаточно детальное обоснование тоталитарного по ряду параметров государства содержится в произведениях Платона, особенно в его последнем диалоге «Законы». Совершенному государству Платона присущи такие черты, как: «безусловное подчинение индивида и сословия государству — реальному воплощению всего общества; государственная собственность на землю, дома и даже обобществление жен и детей; всеобщее насаждение единомыслия и коллективизма; государственное регламентирование законами не только общественной, но и частной жизни, определение распорядка дня и ночи; единая обязательная для всех ]раждан религия; жестокое ограничение общения с иностранцами, запрет гражданам посещать чужие страны но частным надобностям, а лицам до сорока лет вообще выезжать за пределы государства; очищение государства от неугодных лиц с помощью смертной казни или изгнания».
Стремление к насильственной перестройке общества, а также крайняя нетерпимость к идейным оппонентам, всякому инакомыслию характерны для многих французских социалистов XIX в. Так, один из основоположников теории социалистического планирования Сен-Симон считал вполне естественным, что «с гражданами, не подчиняющимися указаниям плановых органов, будут «обходиться как со скотом».
Значительно обогатил и осовременил тоталитарную мысль Ж,- Ж.Руссо. Он исходит из патерналистского желания вывести народ к новой, счастливой жизни, из необходимости глубокого преобразования общества на началах разума, справедливости, равенства и свободы. Эго возможно с помощью совершенного государства. Именно добровольное образование государства и его очищение от злоупотреблений создает «из тупого и ограниченного животного . разумное существо — человека».
Создание государства означает появление из отдельных, несовершенных людей «морального и коллективного целого», политического организма или «политического тела», в котором как бы растворяется отдельная человеческая личность. В этом коллективном теле «частный интерес не только согласуется с общим благом, но, напротив, при естественном порядке вещей они взаимно исключают друг друга. Носителем непосредственно выражаемой гражданами общей воли выступает государство. Лишь оно обладает абсолютной властью, неделимым суверенитетом. В случае неподчинения отдельных 1раждан государство имеет право принудить их к этому силой и гем самым заставить «быть свободными», ибо свобода проявляется в соответствии общей воли».
Тоталитарные идеи получают развитие в творчестве ряда более поздних мыслителей: Фихте, Гегеля, Маркса, Ницше, Сореля, Зомбарта и др. Однако практическое политическое звучание и массовое распространение они получают лишь в XX веке. В этот период тоталитарная теоретическая мысль воплощается в идеологию массовых социальных движений — фашистского и национал-социалистического толка. Делаются попытки обосновать необходимость перехода к тоталитарной организации общества, опираясь на объективные законы общественного развития, новейшие социальные факты и теории: общественного прогресса, социал- дарвинизма, классовой борьбы, государственно-капиталистического монополизма, планирования и др. Какие же из многих теорий и идей выступают в качестве первоистоков реального тоталитаризма?
Во-первых, по этому вопросу высказываются различные мнения. Так, ряд ученых видят нервоистоки тоталитаризма в стремлении подчинить все общественные процессы реализации единой коллективной цели, не оставляющей места для индивидуальной автономии и свободы.
Дальнейшее формирование тоталитарного строя, по их мнению, примерно таково. Коллективные цели реализуются с помощью экономического и социального планирования. Всеобъемлющее планирование, в свою очередь, нуждается в надежных гарантах реализации планов — во всесильной, абсолютной власти и массовой поддержке. А это обеспечивается с помощью гипертрофированного роста институтов власти, социального контроля и систематической идеологической обработки населения, насаждения единой идеологической веры, а также подавления всякого инакомыслия, которое неизбежно растет по мерс практического осуществления противоестественного для общества социального эксперимента. Единая сложнейшая государственная машина не допускает индивидуальной свободы «граждан-вингиков», ибо это у [рожает её целостности. Ради достижения великой цели, общего блага позволительно использовать любые средства и т.д.
Во-вторых, некоторые исследователи, говоря об истоках тоталитаризма, ставят на первый план иные, по сравнению с коллективной целью, факторы. Так, Н. Бердяев считает, что псрвоистоки тоталитаризма следует искать в политизации утопических идей. Идеальные образы совершенного, гармоничного строя — утопии играют огромную роль в истории. И они в большей части осуществимы, но непременно в извращенной форме, при обязательном условии их искажения. «Целостность, утверждает он, есть главный признак утопии. Утопия всегда тоталитарна, . враждебна свободе». Это объясняется тем, что утопия как закрытая, законченная теоретическая система, обрисовывающая все стороны жизни идеального общественного устройства, не оставляет места для дисгармонии, противоречий, для утверждений и действий, опровергающих ее основополагающие постулаты.
Представляется, что приведенные две точки зрения по существу не противоречат друг другу, поскольку лежащие у истоков тоталитаризма коллективные цели реально выражаются в форме утопических идеологических систем, обосновывающих эти цели и пути их реализации.
Кроме того, говоря о конечных истоках тоталитаризма, следует отметить претензию на монопольное обладание истиной. Идентификация своего учения с истиной в последней инстанции позволяет тоталитаристам рассматривать все остальные идеи и взгляды как заблуждения или сознательную ложь, а их носителей — либо как врагов, либо как темных или заблудших людей, требующих перевоспитания.
Претензия на монопольное обладание абсолютной истиной, нетерпимость ко всякому инакомыслию обусловливают, в конечном счете, историческую обреченность тоталитаризма, его полный разрыв с рационализмом, хотя сама тоталитарная мысль, пусть односторонне, но, все же, отражая коллективные формы человеческой жизни, объективные социаль- но-интеграционные процессы, тенденцию к усложнению социальной организации, регулятивной роли государства, имеет полное право на существование.
Имея многовековую историю, тоталитарные идеи получают возможность практической реализации лишь с созданием необходимых для этого предпосылок. Каковы же важнейшие из них?