Презентация к уроку
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
Цель занятия: сформировать у обучающихся представление о тоталитарных режимах в европейских странах в 20-30 гг. XX века. Выяснить причины прихода фашистов к власти, общие и особенные черты фашистских режимов в Италии, Германии и Италии. Уделить внимание роли личности в истории (На примере характеристики Бенито Мусолини и Адольфа Гитлера) и моральной оценке фашизма.
- Что такое фашизм? Что такое тоталитаризм? Каковы характерные черты тоталитаризма? Причины прихода фашистов к власти.
- Сравнительная характеристика фашистских режимов в Италии и Германии. Общее и особенное (3-4-х минутное сообщение с выводом)
- Особенности франкизма
Список литературы.
- О. С. Сороко-Цюпа, А.С. Сороко-Цюпа Всеобщая история. Новейшая история. 9 класс. М.: Просвещение §§ 13-14.
- Энциклопедия для детей. Т.1. Всемирная история.- М.: Аванта+,1997,стр. 574- 584, 589-590
- Энциклопедия для детей. Дополнительный том. История ХХ века. Зарубежные страны — М.: Аванта+,2002,стр. 104- 127 стр. 138- 146
- Школьная энциклопедия «Руссика». Новейшая история ХХ в. – М.: ОЛМА- ПРЕСС Образование, 2003 стр. 141-142, 321-322, 507-510, 518-519
- Работа со словарем: фашизм, тоталитаризм, «поход на Рим», «ночь длинных ножей», «Хрустальная ночь», «Третий рейх»
- Индивидуальные задания: характеристики Б. Муссолини и А.Гитлера
- Подготовка к самостоятельной работе
- Заполнить сравнительную таблицу
|
|
|
|
|
|
Таким образом, мы констатируем, что в 20-е годы в Италии и в 30-е годы в Германии к власти приходят фашисты. В этих странах устанавливаются тоталитарные режимы, степень контроля над обществом становится достаточно высокой. Государства носят антиправовой характер. В них беззаконие и возможность произвола по отношению к гражданам были возведены в ранг закона.
При жесткой регламентации должностных функций и субординации чиновников внутри государственных ведомств, упорядоченность в межведомственных отношениях, как и четкое построение вертикали власти, отсутствовали. Фактор воли лидеров, субъективных отношений между ними был осознанно поставлен выше фиксированных правил и норм разработки, принятия и исполнения решений.
Во внешней политике обеспечивалось решение задачи, связанной с подготовкой к войне.
Какой из политических режимов: фашистский в Италии или нацистский в Германии представляется вам тоталитарным в более полной мере?
Политический режим в Германии представляется тоталитарным в более полной мере, т.к. в Италии главой государства считался король Виктор Эммануил III, т.е. сохранялась монархия, определенное влияние в стране имел Ватикан, юг Италии контролировала мафия.
Основателем европейского фашизма считается Б.Муссолини, а одним из тех, кто оставил самый мрачный след в истории ХХ в – А. Гитлер. Еще в 1922г. в письме к Гитлеру Йозеф Геббельс писал: «Подобно восходящей звезде вы предстали пред нами, вы совершили чудо, прочистили наши мозги и дали нам веру, нам – блуждавшим в мире отчаяния и скепсиса… Впервые мы увидели человека, сорвавшего маски с лиц, искаженных жаждой наживы, — с лиц всех этих парламентских ничтожеств… Вы выразили больше, чем вашу собственную боль… Вы высказали потребность целого поколения, блуждающего в поисках цели в мире утраченных идеалов.
Характеристики Б. Муссолини и А.Гитлера
Какие личные качества Гитлера способствовали тому, что безвестный ефрейтор, каким он был в первую мировую войну, недоучившийся художник стал вождем немецкого народа?
Решительный, волевой, фанатично преданный идее.
Согласны ли вы с тем, что в 1933 г. в Германии произошла простая смена правительства?
Нет. Т.к., произошла смена буржуазно-демократического режима на тоталитарный. То есть изменилась одна из форм государства.
Работа с документами. См. приложение №1.
Что означают выражения?
- «поход на Рим» — движение в 1922 году фашистских молодчиков из Неаполя на Рим с целью установления контроля над муниципалитетом
- «ночь длинных ножей» — кровавая расправа фашистов над группой старых нацистов, требующих выполнения обещаний, учиненная 1-3 июля 1934г.
- «Хрустальная ночь» — инсценировка по приказу Гитлера, при участии Геббельса и Гиммлера, всегерманского еврейского погрома в ночь с 9 по 10 ноября 1938 г.
- «Третий рейх» (Третья империя) – официальное нацистское название режима, существовавшего в Германии с января 1933г. по май 1945г. Первый рейх – Священная Римская империя (с коронации в Риме Оттона Первого в 962 г. до 1806 г.). Второй рейх – с 1871г. до падения династии Гогенцоллернов в 1918г.
3. Особенности франкизма.
Особый режим, который сложился в Испании в годы франкизма, получил название умеренно-тоталитарного. Каковы особенности данного режима?
- фашистское движение в Испании не обрело массовой социальной базы
- режим навязан извне
- большое влияние сохранила церковь
- режим Франко никогда не пытался установить жесткий контроль над экономикой
- Франко уклонился от официального вступления в войну
- все годы диктатуры Франко Испания оставалась монархией
Работа с документами. См. приложение №2
Таким образом, тоталитарный режим в Испании можно назвать особым. Черты тоталитаризма не проявились в данной стране в полной мере и некоторые историки называют данный режим «умеренно-тоталитарным».
Итак, в 20-30-е гг. в европейских странах к власти приходят фашисты, совершившие в дальнейшем злодеяния, поражающие воображения. Эти злодеяния нельзя оправдать, какими бы то ни было теориями, концепциями, ссылками на объективный ход исторического развития, на особенности массовой психологии немцев и т. п. Моральная оценка фашизма однозначна, но она не освобождает нас от необходимости понять, что сделало эти преступления возможными. Разумеется, было бы самонадеянным считать, что на одном семинаре мы сможем изучить все аспекты, касающиеся зарождения и развития тоталитарных режимов. Разговор будет продолжен на уроках по обществознанию и отечественной истории.
Необходимо напомнить о неофашистах на современном этапе. Каждый из нас волен выбирать свой путь, но в одном я убеждена, человеку мыслящему, думающему, образованному не по пути с фашистами.