ТИПЫ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕЖИМОВ: ТОТАЛИТАРИЗМ, АВТОРИТАРИЗМ, ДЕМОКРАТИЯ

0
424

Тоталитаризм как тип политического режима возник в ХХ в., однако сами тоталитарные возникли гораздо раньше. Термин «тоталитаризм» происходит от позднелатинских слов «totalitas» (полнота, цельность). В политический лексикон его впервые в 1925 году ввел идеолог и лидер итальянского фашизма Б. Муссолини.

Тоталитарный режим характеризуется следующими признаками: сверхцентрализованной структурой власти, имеющей пирамидальную форму, вершину которой венчает лидер или группа; монопольной идеологией, обосновывающей право режима на бесконтрольное господство; массовой и монопольно властвующей партией, которая формирует политические цели, определяет средства их реализации, осуществляет подбор и расстановку кадров; разветвленной карательной системой; технологически обеспеченным контролем над средствами массовой информации; монополией на средства вооруженной борьбы, устранением возможности организованного сопротивления оппозиции и даже самого факта ее существования.

Таковы основные общие черты тоталитарных политических режимов, что и дает основание для объединения их в одну группу. Вместе с тем есть и специфические черты, позволяющие выделить в данной группе несколько разновидностей тоталитаризма, известных истории. Это коммунистический тоталитаризм, фашизм и национал-социализм.

Исторически первой формой тоталитаризма стал коммунизм, начало которому положила военно-коммунистическая система, в общих чертах сформировавшаяся в 1918 г. Коммунистический тоталитаризм выражает основные черты этого строя, поскольку предполагает полное устранение частной собственности и, следовательно, всякой автономии личности. Несмотря на преимущественно тоталитарные формы политической организации социалистической системе присущи и гуманные политические цели. Так, в СССР резко повысился уровень образования народа, была обеспечена социальная защищенность населения, резко сократился уровень преступности.

Вторая разновидность тоталитарных политических систем – фашизм. Впервые он был установлен в Италии в 1922 г. Тоталитарные черты здесь были выражены не в полной мере. Итальянский фашизм тяготел не столько к радикальному строительству нового общества, сколько к возрождению величия Римской империи, установлению порядка, твердой государственной власти. В Италии границы фашизма устанавливались позицией наиболее влиятельных в государстве кругов: короля, аристократии, офицерского корпуса и церкви. Когда обреченность режима стала очевидной, эти круги смогли сами отстранить Б.Муссолини от власти.

Третья разновидность тоталитарных режимов – национал-социализм. Он утвердился в Германии в 1933 г., вобрав в себя черты, как фашизма, так и коммунизма. Вместе с тем отличался от них по целям и социальным приоритетам. Если в коммунистических системах агрессивность направлена прежде всего вовнутрь – против собственных граждан ( классового врага), то в национал-социализме – вовне, против других народов. Целью национал-социализма было господство арийской расы, высшей расой провозглашалась германская.

Любые тоталитарные государства, так или иначе, примыкают к трем основным разновидностям тоталитаризма, хотя, безусловно, внутри каждой из этих групп имеются существенные различия.

Авторитарный режим, как показывает исторический опыт, возникает в странах, где происходит смена общественного строя, сопровождающаяся резкой поляризацией политических сил. Поскольку данные ситуации в развитии мирового сообщества – явление весьма частое, то, очевидно, что авторитаризм относится к достаточно распространенным политическим режимам. Авторитаризм обычно характеризуется как тип режима, который занимает промежуточное положение между тоталитаризмом и демократией, основу которого составляет диктатура одного лица или группы. При этом, государственный контроль не распространяется на неполитические сферы: экономику, культуру, религию.

Чрезвычайные условия, в которых стартует авторитаризм, определяет и основную цель – навести в стране порядок. Данная цель, в свою очередь, определяет средства ее достижения, а также возможности и состояние всех сфер общественной жизни и всех социальных слоев.

К общим чертам авторитарных политических режимов относятся следующие: автократизм, концентрация власти в руках политического лидера или определенной группы; отсутствие единой идеологии; игнорирование принципа разделения властей; наличие у государства ключевых рычагов регулирования общественной жизни; ограничение и строгая регламентация политических прав и политического поведения, как отдельных граждан, так и общественно-политических организаций; разрешение гражданам всего того, что не запрещено государством; типичная форма поведения граждан — конформизм.

Авторитарные политические системы очень разнообразны. Это монархии, деспотические, диктаторские режимы, военные хунты, популистские системы правления. Авторитарные правители могут добиваться признания населения не только силой, с помощью запугивания противников, но и более гуманными средствами. На протяжении тысячелетий они опирались главным образом на традиционный и харизматический способы легитимации. В ХХ в. в целях легитимации широко используется националистическая идеология. Большинство авторитарных режимов в Азии, Африке и Латинской Америке оправдывали свое существование необходимостью национального освобождения и возрождения.

Авторитаризм иногда определяют как способ правления с ограниченным плюрализмом. Он совместим с экономическим, социальным, культурным, религиозным плюрализмом. В современных условиях «чистый» авторитаризм, не опирающийся на активную массовую поддержку и некоторые демократические институты, едва ли может быть инструментом прогрессивного реформирования общества. Он способен превратиться в криминальный диктаторский режим личной власти. Поэтому сочетание авторитарных и демократических элементов – важнейшая практическая задача на пути конструктивного реформирования общества.

Демократические формы организации уходят корнями в глубокое, еще негосударственное прошлое – в родовой строй. Через родовые формы демократии прошли все народы. Их типичный пример – организация управления у американских индейцев-ирокезов. Все взрослые мужчины и женщины этого рода обладали равным правом голоса при выборе и смещении своих высших руководителей – старейшины и вождя. Подобные формы демократии существовали у древних греков, германцев и других народов. Родовая демократия основывалась на кровнородственных связях, общей собственности, низкой плотности и относительной немногочисленности населения.

Первой, классической формой демократического государства явилась Афинская республика. Она возникла в V в. до Р.Х. Начало демократическому развитию Афин положили реформы архонта Солона, который в VI в. до н.э. провел хозяйственные и политические реформы. Хотя во времена Солона демократия делала еще первые шаги, идеи выборности и подконтрольности правителей, добровольного согласия подчиняться власти, причем не отдельным лицам, а закону, получили массовое распространение и развитие.

В современном языке понятие «демократия» имеет несколько значений. Первое значение связано с этимологией термина. «Демократия» переводится с древнегреческого (DEMOS — народ и CRUTOS — власть) – народовластие. Производной от данного понимания демократии является более широкая вторая трактовка как формы устройства любой организации, основанной на равноправном участии ее членов в управлении и принятии в ней решений по большинству. В третьем значении демократия рассматривается, как основанный на определенной системе ценностей, идеал общественного устройства. К числу составляющих принципов данного идеала относятся: свобода, равенство, уважение человеческого достоинства, солидарность и т.д. В четвертом значении демократия рассматривается как социальное и политическое движение за народовластие. С момента возникновения демократия связана с государством, а значит с принуждением, и в лучшем случае является властью большинства над меньшинством, а чаще всего формой правления хорошо организованного привилегированного меньшинства, в большей или меньшей степени подконтрольного народу.

Учитывая взаимосвязь нормативных и эмпирических определений демократии как формы государственного правления, можно выделить ее следующие характерные черты:

1) Суверенитет народа: именно народ выбирает своих представителей власти и может периодически сменять их. Выборы должны быть честными, соревновательными, регулярно проводимыми. Под “соревновательными” понимается наличие различных групп или индивидуумов, свободных выставлять свою кандидатуру. Выборы не будут соревновательными, если одни группы (или индивидуумы) имеют возможность участвовать, а другие её лишены.

2) Периодическая выборность основных органов государства. Правительство рождается из выборов и на определенный, ограниченный срок. Для развития демократии недостаточно регулярно проводить выборы, необходимо, чтобы она опиралась на выборное правительство. В Латинской Америке, например, выборы проводятся часто, но многие латиноамериканские страны находятся вне демократии, т.к. наиболее распространенный способ смещения президента — военный переворот, а не выборы. Поэтому, необходимое условие демократического государства — лица, осуществляющие верховную власть, избираются, причем избираются на определенный, ограниченный срок.

3) Демократия защищает права отдельных личностей и меньшинства. Мнение большинства, выраженное демократическим путем на выборах, это лишь необходимое условие демократии, однако, отнюдь не недостаточное. Лишь сочетание правления большинства и защита прав меньшинства составляют один из основных принципов демократического государства. Если же в отношении меньшинства применяются дискриминационные меры, режим становится недемократическим, независимо от частоты и честности выборов и смены законно избранного правительства.

4) Равенство прав граждан на участие в управлении государством: свобода создания политических партий и других объединений для выражения своей воли, свобода мнений, право на информацию и на участие в конкурентной борьбе за занятие руководящих должностей в государстве.

В зависимости от того, как народ участвует в управлении, кто и как непосредственно выполняет властные функции, демократия делится на прямую, плебисцитарную и представительную.

При прямой демократии все граждане сами непосредственно участвуют в подготовке, обсуждении и принятии решений. Такая система может иметь практический смысл только при относительно небольшом числе людей, например, в общинных или племенных советах или в местных органах профсоюзов, где все члены могут собраться в одном помещении для обсуждения вопросов и принятия решения путем консенсуса или большинством голосов. Первая демократия в мире в Древних Афинах осуществляла прямую демократию с помощью собраний, в которых участвовало 5-6 тысяч человек.

Важным каналом участия граждан в осуществлении власти является плебисцитарная демократия. Различие между ней и прямой демократией состоит в том, что прямая демократия предполагает участие граждан на всех важнейших стадиях процесса властвования (в подготовке, принятии политических решений и в контроле за их осуществлением), а при плебисцитарной демократии возможности политического влияния граждан сравнительно ограничены, например, референдумы. Гражданам посредством голосования предоставляется одобрить или отвергнуть тот или иной проект закона ил другого решения, который обычно готовится президентом, правительством, партией или инициативной группой. Возможности участия основной массы населения в подготовке таких проектов очень невелики.

Третьей, наиболее распространенной в современном обществе формой политического участия является представительная демократия. Ее суть — граждане избирают в органы власти своих представителей, которые призваны выражать их интересы в принятии политических решений, в принятии законов и проведении в жизнь социальных и других программ. Процедуры выборов могут быть самыми разнообразными, но каковы бы они не были, выборные лица в представительной демократии занимают свои посты от имени народа и подотчетны народу во всех своих действиях.

Современная демократия — это представительство интересов, а не сословий. Все граждане в демократическом государстве, как участники политической жизни равны. Равенство это двоякого рода — равенство перед законами и равенство политических прав. Современное демократическое государство – это государство правовое, в котором на практике осуществляется разделение властей и созданы реальные механизмы защиты прав и свобод граждан.