Типология политических режимов: 1) демократия; 2) тоталитаризм; 3) авторитаризм

0
365

Тоталитарный политический режим (или тоталитаризм) — это такое государственно-политическое устройство, которое характеризуется полным (тотальным) контролем государства над всеми сферами жизнедеятельности общества. Это своеобразное закрытое общество, в котором все — от воспитания детей до выпуска продукции — контролируется одним центром (X. Арендт).

Основными чертами тоталитарного политического режима можно назвать следующие:

-строгая иерархическая вертикальная система управления обществом;

-огосударствление и жесткая регламентация всех сторон жизни общества: экономики, образования, средств массовой информации, личной жизни граждан;

-монополизация власти в руках одной партии, сращивание партии с государственным аппаратом (партия стоит над государством);

-жесткий политический контроль, не допускающий инакомыслия и инакодействия, массовый непрерывный террор как элемент управления;

-милитаризация общества (или ориентация на милитаризацию);

-подавление личности, обезличивание человек, его безоговорочное послушание и лояльность по отношению к государству, полное отчуждение личности от политики;

-отсутствие всех институтов гражданского общества: политических партий, массовых общественных организаций;

-доминирование одной всесильной идеологии, поддерживающей у населения убежденность в оправданности такой системы;

-идеология ориентирована на будущее, а не на настоящее, исторический нигилизм, стремление к тотальному переустройству общества, создание новой системы ценностей и формирование нового человек.

Эти общие черты тоталитарного режима имеют конкретное воплощение па практике. Тоталитарный режим может иметь различные формы своего проявления:

1) фашистский (полуфашистский) — Германия, Италия в 30—40-е гг. XX в.,

2) военно-диктаторский политический режим — Чили в начале 70-х гг. XX в. В современных условиях эта форма существует в ряде слаборазвитых стран Азии, Африки и Латинской Америки.

Они различаются по уровню тотального контроля и по сущности основного носителя власти. Кроме того, военно-диктаторский режим предполагает власть военных.

Изменение сущности тоталитарного режима может осуществляться двумя путями: путем уничтожения основ его существования (Германия, Италия) или в результате его эволюции в сторону демократического политического режима (Чили),

Современные западне политологи вводят даже понятие пост-тоталитарные режимы, т. е. размывание и ослабление основных его элементов.

Авторитарный политический режим (авторитаризм) — это такое государственно-политическое устройство общества, основу которого составляет сильная личная диктатура, Можно говорить, что это своеобразная ступень к демократическому режиму. В развитии общества

-этот режим получил довольно широкое распространение. Большинство стран в мире прошло в своем развитии через ту или иную форму авторитаризма. А некоторые страны в своей истории сменили несколько форм этого режима.

Сущность авторитарного режима может быть раскрыта через выяснение его основных черт, к которым можно отнести следующие:

-исключительная концентрация власти а руках главы государства;

-широкое использование в политике методов насилия;

-отсутствие тотального контроля над жизнью общества, власть не вмешивается в сферы, далекие от политики (социальную, семейнобытовую и т. д.);

-политическая власть широко использует социальную демагогию, компромиссы, лавирование, допускает определенный политический плюрализм;

-допускается возможность существования и деятельности институтов гражданского общества: политических партий и общественных организаций, лояльно относящихся к власти и поддерживающих ее;

-формально функционируют представительные органы власти, которые строятся в соответствии с принципом разделения властей, фактически вертикально-иерархическое построение властных структур;

-формальное участие народа в политике путем провозглашения его неограниченных прав и свобод и фактическое устранение народа от власти в результате концентрации ее в руках одного лидера;

-государственный контроль над средствами массовой информации и осуществление идеологического воспитания масс в духе господствующей (авторитарной) идеологии.

Авторитарные политические режимы имеют многообразие форм своего конкретного проявления:

· 1)однопартийный политический режим, который во многом похож на тоталитарный, но в отличие от него предполагает выборность (хотя и формально) представительных органов власти, допускает деятельность общественных организаций, предоставляет определенные права и свободы гражданам. Примером такого режима можно считать СССР в период власти Сталина;

· 2)многопартийный политический режим, допускающий деятельность нескольких политических партий, но фактически сводящий их активность к поддержке и оправданию политического курса государства. Наблюдается слияние этих партий или образование Народных (Национальных) фронтов — в поддержку правительства. Примером являются социалистические страны Восточной и Дентальной Европы до конца 80-х гг.;

· 3)монархические политические режимы, когда сильная единоличная власть опирается на полуфеодальные отношения и институты. Это европейские монархии в эпоху средневековья и современные монархии слаборазвитых стран (Саудовская Аравия, Оман, Марокко);

· 4)клерикалъныйо политический режим, который характеризуется значительной ролью церкви в государственном управлении. Нередко церковь стоит над государством (Пакистан);

· 5)популистские политические режимы, отличающиеся стремлением лидера стать выразителем интересов своего народа, опираясь в определенной степени на поддержку наиболее влиятельных слоев в каждой социальной группе. Классический пример: режим Варгаса в Бразилии. В современных условиях многие постсоветские государства.

Авторитарные режимы отличаются от тоталитарных большей устойчивостью. Решающее различие этих двух режимов заключается в том, что авторитарный режим предполагает определенную дифференциацию отношений государства и общества, не претендует на всеобщность контроля, допускает некоторые элементы демократии.

Главная привлекательность этого режима — устойчивость. Пожалуй, это главное, что обусловило столь широкое распространение авторитаризма в мире. Иногда он характеризуется успешным сочетанием экономического процветания с политической стабильностью (Таиланд, Южная Корея, Сингапур).

Демократический политический режим представляет собой такое государственно-политическое устройство общества, управленческие функции в котором основаны на признании народа в качестве основного социального носителя власти.

Демократия означает власть народа, народовластие. Историю своего развития ведет с Древней Греции. В современном обществе это наиболее распространенный тип политического режима, обусловленный тем, что движение к демократии выступает объективной тенденцией развития человеческого общества.

Демократический политический режим существенно отличается от авторитарного и тоталитарного. Эти различия проявляются в его основных чертах, среди которых следует отметить следующие:

· реальное функционирование принципа разделения властей на законодательную, исполнительную, судебную, каждая из которых самостоятельна, независима и выполняет свои специфические функции;

· наличие политико-правового порядка, при котором допускается легальная деятельность различных политических партий и массовых общественных движений;

· формирование представительных органов власти на основе всеобщих выборов, обладающих широким кругом полномочий;

· экономической основой данного режима является многообразие форм собственности;

· значительное развитие разнообразных институтов гражданского общества, имеющих широкое поле деятельности и регулирующих свои взаимоотношения с государством на основе сотрудничества и взаимодополнения;

· многообразие политической деятельности индивидов и социальных групп, развитие плюрализма и гласности;

· осуществление контроля за деятельностью государства и его органов со стороны общества (народа), реальное участие народа в политике;

· свободные, всеобщие, периодичные выборы властных органов, процедура которых законодательно закреплена в конституции;

· решение основных вопросов общественной жизни в интересах большинства, при твердых гарантиях прав меньшинства;

· равноправное функционирование форм непосредственной и представительной демократии;

· существование государственных и негосударственных средств массовой информации, коммуникации, реальное обеспечение свободы слова, печати;

· отсутствие государственного контроля над функционированием гражданского общества;

· преимущественное использование демократических методов правления (голосование, референдум, плебисцит, переговоры), отказ от применения насилия;

· наличие правового государства;

· реальное обеспечение основных прав и свобод граждан, гарантия их реализации.

По подсчетам современных западных политологов, сегодня около 60 стран могут считаться демократическими. Из них около 20 — так называемые «старые демократии», которые сформировались более тридцати лет назад, а остальные — «новые демократии», которые вступили на этот путь в 70—80-е гг.

Демократический политический режим традиционно существует в следующих формах:

1. Парламентская республика — форма государственного правления, когда высшим органом политической власти является избранный на основе всеобщего избирательного права парламент, обладающий реальными возможностями воздействовать на политику, законодательство и осуществлять контроль над правительством. Правительство во главе с премьер-министром несет полную ответственность за свою деятельность перед парламентом. Наиболее яркими примерами парламентского режима могут служить Великобритания, Испания, Италия, Германия, Швеция, Бельгия, Норвегия, Дания и т. д. Глава государства (президент) избирается парламентским путем. Имея формально ряд полномочий, практически президент безвластен, поскольку его деятельность возможна только с согласия правительства. Правительство формируется парламентским путем из числа представителей той или иной политической партии, которая получила большинство в нижней палате парламента. Правительство (исполнительная власть) находится у власти до тех пор, пока оно имеет поддержку большинства в парламенте.

Так называемые «старые демократии» сохраняют монархию. И здесь монарх формально обладает определенными властными функциями: одобрение законов, роспуск парламента, назначение премьер — министра и т. д. Но практически все эти функции осуществляются чисто символически, поскольку монархия выступает здесь как резервный институт власти, лишь в определенной степени способный сохранить стабильность общества в условиях возможного политического кризиса.

Важное значение для понимания сущности парламентского режима имеет следующий момент. Контроль за деятельностью правительства осуществляется внутри самого парламента со стороны депутатов оппозиционных партий. И смена правительства осуществляется при выражении ему вотума недоверия со стороны парламента.

2. Президентская республика — форма государственного правления, для которой характерно жесткое разделение законодательной, исполнительной и судебной властей и соединение полномочий главы государства и главы правительства в руках президента.

Здесь речь идет о внепарламентском методе формирования правительства. Парламенту принадлежит законодательная власть, а президенту и назначенному им правительству — исполнительно-распорядительная власть.

Президент и парламент независимо избираются на всеобщих выборах всеми гражданами, что дает им независимый и равный по силе источник легитимации. Президент не имеет права роспуска парламента, что дает парламенту большие реальные полномочия. Правительство является более стабильным. В данном случае разделения властей наиболее эффективен созданный механизм сдержек и противовесов. А это создает определенные гарантии против узурпации власти со стороны каких-либо политических сил. Наибольшее распространение данный режим получил в США, Франции, Мексике, Бразилии, Венесуэле, Аргентине и т. д.

3. Смешанная республика — форма правления, которая стремится сочетать сильную президентскую власть с эффективным контролем парламента за деятельностью правительства. Она не имеет таких устойчивых типичных черт, как парламентская и президентская республики и в различных странах существенно отличается в ту или иную сторону. Ее главная отличительная черта — двойная ответственность правительства перед президентом и парламентом. Смешанная республика существует во Франции, Австрии, Финляндии, Болгарии, Польше и ряде других стран.

Сущность демократического политического режима и определяет его главное отличие от авторитарного и тоталитарного. Выражается это в равноправии и одинаковой значимости всех властей в обществе (одни элементы власти уравновешиваются другими) и динамичном развитии политического процесса.

Объективная закономерность развития общества, подчеркивающая повышение роли народных масс в политике, определяет неизбежность перехода к демократическому политическому устройству.

22.Социальное управление и его виды. Государство как политический институт. Внутренняя политика гос-ва.
Под социальным управлением принято понимать управление в сфере человеческой деятельности, управление общественными отношениями и процессами в обществе, управление поведением людеи̌ и их коллективами, управление организациями, в которых трудятся люди.

Содержанием социального управления является упорядочение общественных отношений, регулирование организации и функционирования социального порядка и общественных объединœений, обеспечение условий для гармоничного развития личности, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина. Объектом управления становятся социально-волевые связи, поведение человека и ᴇᴦο деи̌ствия. чЧеловек — это и субъект социального управления, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ осуществляется им в отношении других людеи̌.

Социальное управление характеризуется тем, что оно˸

а) возникает в связи с потребностью организации и регулирования деятельности людеи̌ и их организаций, а также установления стандартов их поведения и деи̌ствий;

б) направлено на достижение целей и решение задач управления, заключающихся в удовлетворении публичных интересов путем осуществления совместной деятельности людеи̌;

в) использует имеющиеся властные полномочия и функции;

г) осуществляется на началах подчиненности участников управленческой деятельности единои̌ управляющей воли субъекта управления (лица, коллектива, организации).

Социальное управление включает несколько видов, различающих по целям, задачам, функциям, субъектам и их полномочиям, а также процедурам управления˸

1) государственное управление (управление в сфере организации и функционирования государства, государственной исполнительной власти);

2) местное управление (муниципальное управление, местное самоуправление, коммунальное управление);

3) общественное управление (управление в общественных объединœениях и некоммерческих организациях);

4) коммерческое управление (управление в коммерческих организациях, созданных с целью извлечения прибыли и распределяющих полученную прибыль между их участниками).

Общими для государства являются следующие признаки.

1. Отделение публичной власти от общества, ее несовпадение с организацией всего населения, появление слоя профессионалов-управленцев, что отличает государство от родоплеменной организации, основанной на принципах самоуправления.

2. Суверенитет, то есть верховная власть на определенной территории. В современном обществе имеется множество властей: семейная, производственная, партийная и т.д. Но высшей властью, решения которой обязательны для всех граждан, организаций и учреждений, обладает государство.

3. Территория, очерчивающая границы государства. Законы и полномочия государства распространяются на людей, проживающих на определенной территории. Само оно строится не по кровнородственному или религиозному признаку, а на основе территориальной и, обычно, этнической общности людей.

4. Монополия на легальное применение силы, физического принуждения. Диапазон государственного принуждения простирается от ограничения свободы до физического уничтожения человека (смертная казнь). Для выполнения функций принуждения у государства имеются специальные средства (оружие, тюрьмы и т.д.), а также органы — армия, полиция, службы безопасности, суд, прокуратура.

5. Важнейшим признаком государства является его монопольное право на издание законов и норм, обязательных для всего населения. Законотворческая деятельность в демократическом государстве осуществляется органом законодательной власти (парламентом). Требования правовых норм государство проводит в жизнь с помощью своих специальных органов (судов, администрации).

6. Право на взимание налогов и сборов с населения. Налоги необходимы для содержания многочисленных служащих и для материального обеспечения государственной политики: оборонной, экономической, социальной и др.

7. Обязательность членства в государстве. В отличие, например, от политической партии, пребывание в которой добровольно, государственное гражданство человек получает с момента рождения.

При характеристике государства отличительные признаки дополняются и его атрибутами –гербом, флагом и гимном

Признаки и атрибуты позволяют не только отличать государство от других социальных организаций, но и видеть в нем необходимую форму существования и развития обществ в современной цивилизации.

Основными теориями возникновения государства сегодня являются:

а) теологическая — государство возникло по воле Бога;

б) патриархальная (автор — английский ученый XVIII в. Роберт Филмер) — государство возникло в результате механического соединения родов в племена, а племен в большие целостности, вплоть до государственных образований;

в) теория общественного, договора (Г.Гроций, Т.Гоббс, Ж.-Ж.Руссо, Н.Радищев) — государство — результат договора между суверенным властителем и подданными;

г) теория завоевания (Л.Гумплович, Ф.Оппенгеймер, К.Каутский, Е.Дюринг) — государство явилось организацией победителей над побежденными;

д) марксистско-ленинская теория, — государство возникло в результате деления общества на классы как выразитель интересов экономически господствующего класса; органической частью этой теории является идея отмирания государства.

Функции государства. Социальное назначение государства определяется выполняемыми им функциями. Общепринятым является деление функций на внутренние и внешние. К основным внутренним функциям относятся:

— регулирование социальной жизни; разрешение конфликтов, поиск путей компромисса и консенсуса в обществе;

— охрана общественного порядка;

— разработка законодательной базы для функционирования общественной системы;

— определение стратегии экономического развития;

— защита прав и свобод граждан;

— обеспечение социальных гарантий своим гражданам;

— создание условий для развития науки, культуры, образования;

— деятельность по защите окружающей среды.

Внешние функции направлены на обеспечение безопасности, целостности и суверенитета государства, защиту национальных интересов на международной арене, развитие взаимовыгодного сотрудничества между странами, решение глобальных проблем человеческой цивилизации и др.

Формы государственного устройства и правления

Государство обладает сложной структурой — обычно выделяют три группы государственных учреждений: органы государственной власти и управления, государственный аппарат (публичная администрация), карательный механизм государства.

Структура и полномочия указанных учреждений зависят от формы государства, а функциональная сторона во многом определяется существующим политическим режимом. Понятие «форма государства» раскрывается через категории «форма правления» и «форма государственного устройства».

«Форма правления» — это организация верховной власти, характеризуемая ее формальными источниками, она определяет структуру государственных органов (институциональный дизайн) и принципы их взаимоотношений. Две основные формы правления — этомонархия и республика и их разновидности.

Монархия (классическая) характеризуется тем, что власть главы государства — монарха передается по наследству и не считается производной от какой-либо другой власти, органа или избирателей. Она неизбежно сакрализуется, ибо это условие легитимации власти монарха. Есть несколько разновидностей монархической формы правления: абсолютная монархия — характеризуется всевластием главы государства и отсутствием конституционного строя; конституционная монархия — предполагает ограничения полномочий главы государства более или менее развитыми чертами конституционного строя. В зависимости от степени ограничения власти главы государства, различают: дуалистическую и парламентарную конституционные монархии.

Дуалистическая монархия — полномочия монарха ограничены в сфере законодательства, но широки в сфере исполнительной власти. Кроме того, он сохраняет контроль над представительной властью, поскольку наделяется правом полного вето на решения парламента и правом его досрочного роспуска (Саудовская Аравия и ряд небольших арабских государств).

Парламентарная монархия — власть монарха не распространяется на сферу законодательства и значительно ограничена в управлении. Законы принимаются парламентом, право «вето» фактически (в ряде стран и формально) монарх не осуществляет. Правительство формируется на основе парламентского большинства и несет ответственность перед парламентом. Фактическое управление страной осуществляет правительство. Любой акт монарха требует утверждения глава правительства или соответствующего министра (Бельгия, Великобритания, Дания, Испания, Люксембург, Монако, Нидерланды, Норвегия, Швеция).

Республика — известны две основные формы республиканского правления: президентская и парламентская республики.

Президентская республика характеризуется особой ролью президента; он одновременно и глава государства и глава правительства. Пост премьер-министра отсутствует, правительство формируется внепарламентским путем, президент назначает его членов или независимо от парламента, или с согласия сената (например, США). Министры несут ответственность перед президентом. Парламент не вправе выразить правительству вотум недоверия, а порицание министров парламентом не влечет за собой их автоматической отставки. Глава государства избирается независимо от парламента: либо коллегией выборщиков, избираемых населением (США), либо прямым голосованием граждан (Франция и др.) Такой порядок выборов дает возможность президенту и его правительству действовать без оглядки на парламент. Президент наделяется правом отлагательного вето на законы, принимаемые парламентом. Важнейшая отличительная черта президентской республики — жесткое разделение властей. Все ветви власти обладают значительной самостоятельностью по отношению друг к другу, однако существует развитая система сдержек и противовесов, сохраняющая относительное равновесие властей.

Парламентская республика: ее важнейшая отличительная черта — формирование правительства на парламентской основе и его формальная ответственность перед парламентом. Глава государства занимает в системе властных органов скромное место. Парламент наряду с изданием законов и вотированием бюджета имеет право контроля за деятельностью правительства. Назначает правительство глава государства, но не по своему усмотрению, а из числа представителей партии, располагающих большинством мест в парламенте (его нижней палате). Вотум недоверия правительству со стороны парламента влечет за собой либо отставку правительства, либо роспуск парламента и проведение досрочных парламентских выборов, либо то и другое. Таким образом, правительство главный орган управления страной, а глава правительства является фактически первым лицом в структуре власти, оттесняя главу государства на второй план (Греция, Италия, ФРГ).

Смешанная,президентско-парламентская форма правления, с еще большим доминированием президента, характерна для ряда стран Латинской Америки (Перу, Эквадор), она же закреплена конституцией 1993г. в России и новыми конституциями ряда стран СНГ. Ее наиболее важные особенности:

— наличие всенародно избранного президента;

— президент назначает и смещает членов правительства;

— члены правительства должны пользоваться доверием парламента;

— президент имеет право распустить парламент.

Форма государственного устройства — это территориально-политическая организация государства, включая политико-правовой статус его составных частей и принципы взаимоотношений центральных и региональных государственных органов. Выделяют две основных формы государственного устройства: унитарную и федеративную.

Унитарное — это единое государство, которое подразделяется на административно-территориальные единицы, не обладающие политической самостоятельностью. Федеративное— это союзное государство, состоящее из нескольких государственных образований, каждое из которых обладает собственной компетенцией и имеет свою систему законодательных, исполнительных и судебных органов.

Ранее существовала и такая близкая к федеративной форма государственного устройства как конфедерация. Различие между конфедерацией и федерацией заключается в том, что федерация предполагает наличие центра, уполномоченного принимать решения от имени всех участников союза и осуществляющего по отношению к ним властные полномочия. Конфедерация же — более или менее гибко организованная, без какого-либо конституционного оформления, федерация независимых государств. Каждый ее член, объединялся с другими в союз, в компетенцию которого передавалось ограниченное число вопросов (например, оборона и внешнее представительство) Конфедерациями были: Швейцария с 1291 по 1848гг., США в 1776-1797гг., Германский союз в 1815- 1867гг. Сегодня конфедераций нет, хотя в официальном наименовании швейцарского и канадского государства употребляется это слово.

Внутренняя политика

Внутренняя политика — совокупность направлений деятельности государства, его структур и институтов по организационному, конкретно-содержательному выражению интересов народа с целью создания условий для нормальной человеческой жизни; сохранению или реформированию существующего общественного и государственного строя.

Внутренняя политика может быть разделена на два основных сегмента:

— государственная политика – общий внутриполитический курс страны
— региональная политика – политический курс регионального развития

Сферы внутренней политики многообразны: экономическая, демографическая, культурная, аграрная, социальная и т.п. Одной из этих сфер выступает политическая. В целом, политическая сфере направлена на модернизацию, совершенствование политической системы общества, отдельных ее институтов, политических отношений и взаимоотношений между институтами, правил, норм, законов, регулирующих эти взаимодействия, и в целом на создание стабильной, эффективно действующей политики.

Внутренняя политика основывается на реальных человеческих интересах, основополагающих конституционных принципах:

— осуществление прав и свобод человека не должно нарушать права и свободы других лиц;
— права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими;
— все равны перед законом и судом;
— государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств;
— достоинство личности охраняется государством;
— граждане имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей;
— избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления, участвовать в референдуме и др.

Внутренняя политика государства (общий политический курс страны) достигает успеха тогда, когда ее цели, способы и достижения понятны, ясны и одобрены большинством населения. Как показало время, российская внутренняя политика, особенно на начальной стадии реформирования, была непонятна массам, в результате чего она не только не достигла планируемых результатов, но в сознании людей укрепилась мысль о вредности демократических преобразований, их античеловеческой направленности. Поэтому внутренняя политика многих институтов государственной власти отчуждаема людьми и оценивается не всегда позитивно. Деятельность людей и деятельность институтов в разных сферах внутренней политики органически взаимосвязаны, и только на основе их единства можно достичь большого положительного эффекта.

Региональная политика должна являться неотъемлемой составной частью политики государства, направленной на организацию территории страны в соответствии с принятой государственной стратегией развития.

Объективными предпосылками региональной политики выступают структурная неоднородность пространства страны в природно-географическом, ресурсном, экономическом, социальном, этническом и политическом аспектах. Подобная неоднородность вынуждает любое мероприятие принимать с учетом интересов и особенностей регионов.

Эффективная региональная политика осуществляется на основе следующих принципов:

— последовательное осуществление всеми органами власти государственной региональной политики;

— учет в решениях центральных органов управления интересов и особенностей регионов, которых эти решения касаются;
— повышение самостоятельности регионов в решении собственных проблем, т.е. формирование эффективного самоуправления.

Термин «региональный» для многих означает что-то малозначительное, не касающееся проблем государственной политики. Однако практически нет такой сферы государственной политики, в которой при успешном ее осуществлении можно было бы обойтись без реального учета региональных аспектов. Для достижения позитивных результатов в осуществлении государственной политики в любой сфере в большей или меньшей мере должен приниматься в расчет региональный фактор.

Таким образом, когда речь идет о «региональной политике», имеется в виду не местная политика, а государственная политика с учетом интересов развития регионов. Региональной политикой является и внутренняя политика регионов, которая осуществляется органами управления регионом самостоятельно с учетом общегосударственных интересов. Эта часть политики может быть названа местной региональной политикой. Но региональной политикой государства является осуществление мер в области политической, экономической, социальной, научно-технической, экологической, демографической, гуманитарной, национальной, в которых учитываются особенности конкретных регионов.Права и свободы человека и гражданина являются высшей ценностью, которая вверяется государству, и государство посредством своих функций обязано обеспечивать защиту прав и свобод граждан, безопасное существование общества. О важности этой функции государства свидетельствует тот факт, что она закреплена в ст. 2 Конституции РФ. В этой сфере ключевая роль принадлежит системе правоохранительных органов: полиции, прокуратуре, судебной системе.

Правоохранительная система представляет собой совокупность государственно-правовых средств, методов и гарантий, обеспечивающих защищенность человека от противоправных действий со стороны других граждан или представителей государства. В ее задачу входят реализация мер по недопущению нарушения социальных связей и отношений, зашита общественного порядка, прав и законных интересов граждан, их коллективов и организаций, воспроизводство и укрепление всего комплекса институтов и отношений гражданского общества. В этом контексте эффективность политики государства в правоохранительной сфере определяется степенью минимизации принудительности и активизации средств, непосредственно связанных с поощрением позитивного правового поведения граждан, соблюдением ими действующих законов и нормативно-правовых норм.

Разумеется, внутренняя политика государства отнюдь не ограничивается названными направлениями, но их можно назвать ключевыми, от эффективного решения которых зависят состояние, благополучие и перспективы общества и государства. В целом можно сказать, что внутренняя политика государства играет решающую роль в создании и защите социальной и экономической инфраструктуры, защите всех институтов гражданского общества и обеспечении надлежащих условий их жизнеспособности и эффективного функционирования.

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.