ответы на вопросы в краткой и полной форме
Столкновение тенденций интернационализма и национализма, интеграции и сепаратизма, демократии и авторитаризма.
Национали́зм (фр. nationalisme) — идеология и политика, базовым принципом которых является тезис о высшей ценности нации и её первичности в государствообразующем процессе. Отличается многообразием течений, некоторые из которых находятся в противоречии друг с другом. Как политическое движение, национализм стремится к защите интересов национальной общности в отношениях с государственной властью.
В своей основе национализм проповедует верность и преданность своей нации, политическую независимость и работу на благо собственного народа, объединение национального самосознания для практической защиты условий жизни нации, её территории проживания, экономических ресурсов и духовных ценностей. Он опирается на национальное чувство, которое родственно патриотизму. Эта идеология оказалась способной обеспечить мобилизацию населения, не взирая на классовые различия, ради общих политических целей в период перехода к капиталистической экономике.
В силу националистической окраски многих современных радикальных движений, ряд течений национализма ассоциируется с этнической, культурной и религиозной нетерпимостью.
В России под понятием «национализм» чаще всего подразумевают этнонационализм, в особенности его крайние формы, которые делают акцент на превосходстве одной определённой национальности над всеми остальными. Многие проявления крайнего национализма, включая разжигание межнациональной розни и этническую дискриминацию, относятся к международным правонарушениям.
Интернационали́зм (от лат. inter — «между» и natio — «народ») — термин марксистской идеологии, обозначавший солидарность пролетариата разных стран в борьбе против эксплуататоров. В наше время этим термином обозначает себя также левая идеология, пытающаяся предложить альтернативный вариант глобализации. Понятие используется в качестве антитезы национализма. В советской идеологической системе «пролетарский интернационализм» противопоставлялся с одной стороны «буржуазному национализму», понимаемому как шовинизм и идеология национальной исключительности, с другой же стороны «буржуазному космополитизму», понимаемому как отрицание всяких национальных корней.
Полити́ческая интегра́ция (англ.Political Integration) — процесс сближения двух или более политических структур, направленный в сторону взаимного сотрудничества, в более узком смысле это формирование некоторого целостного комплекса политических систем на межгосударственном уровне. Одним из характерных результатов такой интеграции является объединение этих структур. При этом необходимо наличие как формальных, так и неформальных институтов для совместного решения каких-либо вопросов. Предполагается, что в интегрируемом сообществе повышается уровень трансакций между участниками интеграции и возрастание общности интересов и ценностей.
Карл Дойч видит в интеграции, что конфликты между государствами будут получать мирное разрешение при наличии у государств устойчивых взаимных ожиданий. Таким образом он видит интеграцию и как состояние, и как процесс. Интеграцию как состояние лучше рассматривать в качестве политического сообщества.
Процесс интеграции позволяет добиться максимальной взаимной выгоды с минимальными издержками для всех субъектов, которые в нем участвуют. Тем не менее интеграция требует существенной подготовки всех субъектов к этому процессу, а также хорошего качества управления ими.
При создании новых политических интеграций необходимо снижать влияние предыдущего состояния, которое можно существенно замедлить процесс интерграции. Поэтому предпосылкой этого процесса является дезинтеграция, которая освобождает субъекты от прежних стереотипов.
Политическая интеграция имеет две основные формы: внутригосударственная и межгосударственная. При этом внутри каждой из этих форм могут происходить интеграции на более низких уровнях, например, межпартийная интеграция, обычно приводящая к созданию одной достаточно мощной и сплоченной партии.
Интернационализация, происходящая в современном мире, является как бы толчком к началу межгосударственной интеграции. После распада социализма в мире меняется парадигма развития, и от двух враждебных макро-государств общество создает систему полицентричности. Проведенная таким образом перегруппировка политических сил позволяет государствам найти свои места в мировом сообществе.
Внутригосударственная интеграция похожа по форме на межгосударственную, но по содержанию существенно отличается. В постсоциалистических странах происходит дезинтеграция прежнего единства. Именно она и позволяет создавать принципиально новые политические субъекты, которые могут осознанно решать необходимые задачи, направленные на развития интеграции внутри своих регионов и субъектов.
Сепаратизм — (фр . separatisme, от лат. separatus — отдельный), стремление к отделению, обособлению; движение за отделение части государства и создание нового государственного образования или за предоставление части страны автономии. В отличие от национально-освободительного движения сепаратизм обычно выражает интересы определенных кругов местной буржуазии. Вместе с тем он может отражать и стремление национальных меньшинств в буржуазных многонациональных государствах к самостоятельным действиям и созданию самостоятельных государств или автономных областей. ; Сепаратизм (фр. separatisme от лат. separatus — отдельный) — стремления к отделению, обособлению, сецессии; движение за отделение части государства и создание нового государственного образования или за предоставление части страны автономии. В марксистско-ленинской фразеологии проводилось противопоставление между сепаратизмом и национально-освободительным движением. Национально-освободительное движение представлялось как положительное, прогрессивное явление, соответствующее общей направленности антиимпериалистической, антиколониальной борьбы народов (напр., движение в Восточном Пакистане, приведшее к отделению от Пакистана и образованию Бангладеш). Сепаратизм, однако, характеризовался как негативное явление, поскольку он «отвлекал» людей от антиимпериалистической борьбы в угоду узкоклассовым интересам национальной верхушки, препятствовал достижению единства сил в антиимпериалистической борьбе. Сепаратистами обычно именовались национальные движения, противостоявшие правительствам «прогрессивных», «демократических» (в марксистском понимании) государств, идущих по пути социалистического или некапиталистического развития (Биафра в Нигерии, Катанга в Конго, Нагаленд и др. в Индии, Кабинда в Анголе, Тамил Илама на Шри Ланке и т. д.).
Термин происходит от греческого слова demokratia, состоящего в свою очередь из двух слов: demos — народ и kratos — власть, правление. Следовательно, «демократия» в буквальном смысле означает «народовластие».
Демократия, т.е. народовластие, составляет сердцевину любых демократических политических режимов. Она означает форму правления, при которой население участвует в осуществлении государственной власти посредством прямой (когда граждане, например, на референдуме непосредственно принимают решения по важнейшим вопросам общественной жизни) и представительной демократии (когда народ реализует свою власть через выбираемые им представительные органы).
Одной из ключевых характеристик демократии является принцип равноправия всех без исключения граждан перед законом с его установкой «один человек — один голос». Без свободы слова и прессы, а также доступа к информации, касающейся общественных дел, право голоса теряет смысл!
Демократическая форма правления придерживается принципа, согласно которому решения принимаются большинством с учетом интересов меньшинства. Важным признаком демократического режима является плюрализм (от лат. pluralie — множественный), при котором политическая власть осуществляется противоборствующими и уравновешивающими друг друга политическими партиями, а также организациями. Гласность в деятельности государства — один из самых важных демократических принципов, обеспечивающий открытость работы органов управления, доступность для общественного ознакомления с их деятельностью. Гласность — наиболее массовая форма контроля населения за работой органов власти.
Известный английский политик У. Черчилль сказал, что демократия — худшая форма правления, если не считать всех остальных. Демократическая форма правления действительно характеризуется многими недостатками и связана с целым рядом издержек. Однако человечество пока ничего лучшего не придумало. Демократия лучшая форма правления из тех, которые методом проб и ошибок найдены за всю историю человечества.
Авторитарным может быть назван политический режим, основанный на самовластии, диктатуре единоличного правителя или правящей группировки, грубо попирающих правовые и нравственные нормы жизни общества.
При авторитаризме власть осуществляется централизованно и однолинейно сверху, игнорируется или существенно снижается роль других и, прежде всего представительных институтов. В условиях авторитаризма возможно формальное существование контролируемых властью парламента, партий, профсоюзов, разделения властей и других атрибутов демократии, т.е. гражданское общество не поглощается целиком. Характерен отказ от тотального контроля над обществом, невмешательство или ограниченное вмешательство во неполитические сферы и, прежде всего в экономику, культуру.
Авторитарному режиму присуща неограниченность власти, ее неподконтрольность гражданам. Этот режим опирается на силу, хотя может и не прибегать к массовым репрессиям и террору. Террор избирателен и направлен на устранение или запугивание лидеров оппозиции и видных общественных деятелей, отвергающих проводимую режимом политику. Оппоненты объявляются обычно личными врагами руководителей режима.
Для авторитарного режима характерна монополия власти и политики, недопущение политической оппозиции, независимой легальной политической деятельности. Однако сохраняется автономия личности и общества во внеполитических сферах. Граждане обычно свободны, хотя они не имеют каких-либо институциональных гарантий своей автономии и безопасности. Ограничение свободы носит разрешительный характер, т.е. запреты все четко определены.
Соответствующая авторитаризму политическая система занимает как бы промежуточное положение между демократией и тоталитаризмом. Под влиянием сложного комплекса экономических, социально-политических, культурных и прочих факторов он в конечном итоге эволюционирует в направлении демократии или тоталитаризма. Такой переходный характер авторитарный политический строй носит в последние десятилетия XX в. Так, авторитарный режим Ф. Кастро, установленный в 1959 г. на Кубе, перерос затем в тоталитаризм. В ряде же других государств (Корее, Чили, Таиланде, Гаити, Панаме, Аргентине и некоторых других латиноамериканских странах) авторитаризм постепенно эволюционировал по пути демократии. Однако существуют и государства с весьма выраженным авторитарным режимом (Саудовская Аравия, Бруней, Оман, Абу-Даби, Дубай и др.).
Следует отметить, что ряд авторитарных государств показал свою экономическую эффективность, способность создать «экономическое чудо» с политической стабильностью, сильную власть со свободной экономикой. Авторитарная власть обычно обладает потенциальной способностью стать средством модернизации общества, концентрации усилия и ресурсов на решении определенных задач. Все это делает ее достаточно эффективным средством проведения радикальных реформ. Достоинства авторитарной политической системы особенно очевидны и ощутимы в экстремальных условиях.
Однако эти достоинства не могут компенсировать негативных сторон и последствий авторитарного режима. Как правило, эффект, достигаемый авторитарным режимом, возможен лишь в пределах относительно краткого исторического периода.