Стюардесса SSJ-100 Татьяна Касаткина рассказала об эвакуации пассажиров
В понедельник, 6 мая, стали известны новые подробности авиакатастрофы, которая произошла накануне в московском аэропорту «Шереметьево» .
По последним данным Следственного комитета России, погиб 41 человек, в том числе двое детей и бортпроводник. Выжили 37 человек, включая четырех членов экипажа.
Стюардесса сгоревшего SSJ-100 рассказала о спасении пассажиров
Стюардесса Татьяна Касаткина, которая находилась на загоревшемся самолете Sukhoi Superjet 100 (SSJ-100) в аэропорту Шереметьево, рассказала об эвакуации пассажиров.
По словам Касаткиной, люди начали вставать с кресел и пробираться к выходу, когда воздушное судно все еще двигалось с большой скоростью. Пассажиры звонили родным и кричали, что самолет горит и падает.
Сразу после остановки самолета бортпроводница начала эвакуировать пассажиров.
«Все произошло очень быстро, ни секунды не было времени. Пассажиров выталкивала. Каждого за воротник вытаскивала, чтобы они не задерживались на эвакуации», — рассказала Касаткина.
Стюардесса подтвердила, что в самолет ударила молния, после чего возникли проблемы со связью. Слева по борту самолета произошел хлопок, затем все было окутано черным дымом. По словам Касаткиной, внутри самолета пламени не было, однако иллюминаторы начали плавиться еще до остановки самолета.
Ранее командир воздушного судна Денис Евдокимов рассказал, что самолет загорелся после посадки, а не в полете, как сообщалось ранее. Он предположил, что пожар произошел из-за удара при приземлении.
Борьба за жизнь в небе
В реальности исход аварии зависит как от характера неисправности самолета или погодных факторов, так и от действий экипажа на борту.
Работа по спасению начинается еще в небе — в тот момент, когда командир воздушного судна объявляет о нештатной ситуации. Причем работа эта должна выполняться не только экипажем, но и пассажирами.
Во-первых, необходимо провести инструктаж. Пассажирам нужно знать, в каких позах они должны находиться при посадке, где расположены аварийные выходы и какие нештатные ситуации могут произойти, исходя из имеющейся информации о неисправности на борту. Правильно проводимый инструктаж пассажиров имеет исключительное значение и в большой степени увеличивает шансы на спасение.
Многочисленные проверки показали, что независимо от того, даются ли инструкции в устной форме или сопровождаются соответствующей демонстрацией, пассажиры делали гораздо меньше ошибок, и эти ошибки были в основном несерьезными.
Во-вторых, из числа находящихся на борту необходимо выбрать пассажиров-помощников, которые будут оказывать содействие при эвакуации. Предпочтение следует отдавать сотрудникам любых авиакомпаний, а в случае их отсутствия — физически крепким мужчинам. Пассажиры-помощники должны занять места рядом с аварийными выходами, места бортпроводников, если те остаются свободными, или сесть рядом с пассажирами, которым необходима дополнительная помощь (инвалиды, дети без сопровождения взрослых).
В-третьих, необходимо удостовериться, что места рядом с выходами, включая аварийные, максимально свободны, и убрать все, что потенциально может затруднить эвакуацию с самолета. От пассажиров также требуется подготовить себя к аварийной посадке и эвакуации. Необходимо снять все колющие и режущие предметы: очки, заколки, зубные протезы. Если аварийная посадка происходит не в зимнее время, следует снять обувь на каблуке, чтобы не повредить трап.
Надевать ли верхнюю одежду — зависит от конкретных условий. Если за бортом холодно, нужно утеплиться, чтобы повысить шансы на выживание. Летом лучше снять все лишнее, чтобы одежда не сковывала движений при покидании самолета. Открытые участки кожи лучше закрыть, рот и нос прикрыть, шею освободить от всего, что может ее сдавливать: шарфа, галстука и даже цепочки. Стоит также обратить внимание на потенциально горючую одежду: лосины и эластичные колготки лучше снять.
Естественно, ручную кладь следует оставить в самолете. По возможности бортпроводники должны переместить все тяжелые и громоздкие предметы с багажных полок под впереди стоящие кресла, чтобы минимизировать риск травм головы пассажиров, поскольку удар по голове может привести к потере сознания. Но в реальности, как правило, времени на это у экипажа нет.
Одна из главных задач — максимальное облегчение воздушного судна, так как у каждого типа самолетов есть предельный посадочный вес. При его превышении лайнеру может не хватить длины полосы, он может выкатиться за ее пределы, начать «козлить» (прыгать вверх-вниз, продолжая движение прямо), шасси может подвергнуться слишком большой нагрузке, что приведет к взрыву покрышек или подламыванию стоек шасси. Именно для снижения веса самолеты кружат над аэропортом, вырабатывая топливо.
Первый пилот SSJ-100 Денис Евдокимов подробно рассказал о случившейся трагедии
Евдокимов утверждает, что после взлета (самолет выполнял рейс Москва-Мурманск) в лайнер ударила молния. После этого пропала радиосвязь. Экипаж перешел в режим прямого управления самолетом. Радиосвязь удалось частично восстановить. Диспетчеры помогали пилотам, задавая курс на вывод на посадочную полосу.
Скорость самолета, как утверждает Евдокимов, была обычной.
«Подходили к земле плавно. Не могу сказать точно, почему произошел удар о землю. Скорости было достаточно, к полосе подходили с уменьшением вертикальной скорости согласно процедуре», — подчеркнул командир экипажа.
Евдокимов настаивает на том, что самолет загорелся после посадки, а не в полете, как сообщалось ранее.
«Пожар, я так понимаю, произошел из-за приземления. Причина, наверное, в этом», — предположил Евдокимов.
Он не видел, встречали ли пожарные самолет непосредственно при посадке, но они были на месте, когда он вышел из кабины.