Руководитель – это профессия, которой нужно учиться, как любой другой. Невозможно добиться успеха, полагаясь только на интуицию. Успех предприятия зависит от стратегии руководства. Трудовой коллектив нуждается в управлении. Как оркестр не может слаженно исполнять музыкальные композиции, так и коллектив не может добиться результата, если кто-то не станет указывать цели и пути их достижения.
Неверно и неэтично сравнивать людей со стадом, которое нужно дрессировать методом кнута и пряника. Несмотря на то, что действиями человека можно управлять, опираясь на систему стимулов и наказаний, наибольшего успеха добиваются мудрые руководители, проводящие более тонкую политику.
Что такое стиль руководства?
Какой бы ни была стратегия работы с коллективом, она попадает в одну из выделенных учеными классификаций. Отдельные ее пункты называются стилями управления. Каждый стиль является сводом поведенческих принципов, которыми руководитель пользуется для управления своими сотрудниками.
Для возможности обсуждения вопросов руководства были выделены три базовых стиля:
- авторитарный;
- демократический;
- либеральный.
В чистом виде ни один из этих стилей не является идеальным. Едва ли удастся найти и руководителей, манера работы которых в полной мере соответствовал базовым. Тем не менее следует дать разобраться в преимуществах и недостатках каждого из базовых стилей.
Авторитарный стиль управления предполагает жесткую руку, автократию, отсутствие компромиссов и ничтожную роль авторитета исполнителей. Он строится на страхе наказания. Эта модель была очень популярна вплоть до начала ХХ века, но потом ряд политических и исторических событий заставили правящий класс пересмотреть столь заскорузлую и угнетающую сотрудников систему. В итоге признаки авторитарного управления задержались только в армии, где специфика службы не дает шансов иным подходам.
Но авторитаризм был окончательно раскритикован только в развитых странах. Не исключено, что именно смягчение стилистики руководства и увеличение роли сотрудника помогли этим странам сделать большой экономический рывок. У сотрудников выросло достоинство, они стали ощущать себя средним классом и очень не хотели терять этот статус. Все это косвенно или напрямую привело к увеличению производительности труда.
Демократическая стилистика руководства , для которой характерен рост доверия между коллективом и руководством и расширение карьерных возможностей за счет собственных инициатив, обладает сильным преимуществом. Она снимает напряжение между исполнителями и руководством. Несмотря на то, что демократическая модель появилась на Западе, ее базовые элементы совпадали с идеологией советских управленцев. Ряд экономистов считает, что социалистическая революция в России стала катализатором появления свобод в западном обществе.
Либеральный стиль – это крайняя степень свободы действия подчиненных. Такая модель продуктивно работает только при высочайшей самоорганизации членов коллектива. Однако если такой коллектив все же складывается, то иные формы управления могут оказаться деструктивными.
Недостатки базовых стилей в чистом виде заставили искать компромиссы и создавать гибридные стили . В них используются модели, состоящие из положительных сторон и лишенные недостатков базовых версий. Наиболее эффективным стилем считается смешанный, при котором руководство открывает для сотрудников широкие возможности реализации, повышает их значимость и обсуждает с ними новые задачи компании.
Выбор стилистики управления
Хорошим менеджером считается тот, который умеет оперировать стилями управления, а не демонстрирует всегда один и тот же почерк. Выбор модели поведения лидера с сотрудниками компании во многом зависит от самого коллектива. Большую роль в этом имеет интеллектуальный уровень сотрудников. К примеру, авторитарные управленцы не любят хорошо осведомленных подчиненных. В итоге подчиненные должны либо скрывать свои возможности, либо искать другую работу. Если в производственных коллективах такая модель еще кое-как работает, то в среде интеллектуалов не популярен.
Существуют сферы, в которых авторитаризм совершенно неприемлем. Это касается разных креативных агентств, медиапорталов и компаний-разработчиков программных продуктов и интернет-контента. Моду на смешанные стили менеджмента с либеральным уклоном сегодня задают крупнейшие интернет-корпорации.
Не существует однозначного ответа, как стать лучшим лидером. Пожалуй, одно из самых важных качеств руководителя, – способность проводить гибкую политику и уметь адаптировать свой стиль к коллективу. Серьезные исследования в области поиска эффективных стилей менеджмента провела компания Google. По ее мнению самая продуктивная стратегия построения отношений с персоналом смещена в сторону демократических принципов. Руководитель в такой модели занимает позицию стратега и никогда не занимается решением мелких задач, возлагая ответственность за них на подчиненных. В то же время он является экспертом в том, чем занимается команда, интересуется личной жизнью ее членов, продвигает их по карьерной лестнице, при необходимости может быстро научить эффективно решать стандартные и нестандартные задачи.
Но такой вид стилистики может плохо работать в производственной сфере, где большая текучка кадров. Чем ниже требуемый интеллектуальный уровень задач в сфере, тем более авторитарным должен быть лидер. Необходимо следить, чтобы предоставляемые свободы не нарушали границы дисциплины. В противном случае работники станут искать возможности отлынивания, что приведет к снижению производительности труда.
Стилистика управления не должна кардинально меняться в зависимости от важности задач, поставленных перед коллективом. Сотрудники должны знать, что установленные правила не будут как смягчаться, так и ужесточаться. Очевидно, что действия в одном стиле потребует от руководителя высокого уровня самоорганизации и умения мыслить не только стратегически, но и тактически.