Для начала анализа форм политических режимов необходимо определить критерии сравнения. Проследим, как и посредством каких механизмов различные режимы осуществляют свою власть в обществе:
1. Организация структуры правления:
В тоталитарных режимах государство контролирует все сферы жизни общества. Господствует одна партия, сращённая с государственным аппаратом. Такая партия обладает строгой иерархией, стоит над правительством. Наличие партии-государства подразумевает отсутствие оппозиции. Как правило, тоталитарный режим опирается на харизматического лидера.
При авторитаризме же контроль над обществом ослабевает. Допускается ограниченный плюрализм, однако влияние общества на принятие решений минимально. Существует одна или несколько партий, одна из которых обладает привилегированным положением, но, в отличие от тоталитарного режима, она не является столь сильной и дисциплинированной. Роль лидера высока, но обычно он не обладает харизматическими качествами.
В демократических политических режимах государственные органы подконтрольны и ответственны перед выборными учреждениями. Признаётся суверенитет народа, воля большинства в качестве источника власти. Руководители избираются и отвечают за свои действия перед гражданами. Наличие развитой дву- или многопартийности. Демократия подразумевает конкуренцию интересов и мнений;
2. Ограничение деятельности правящих структур:
При тоталитарном и авторитарном режимах деятельность государственного аппарата и правящей партии неподконтрольна гражданам, они никак не влияют на принятие политических решений и политический процесс.
В демократических обществах государство ставит своей целью обеспечение и защиту интересов и прав граждан. Так как все органы являются выборными, то у граждан есть возможность контролировать их деятельность посредством разнообразных институтов (к ним можно отнести политические партии, различные общественные организации, конституционные и правовые гарантии и т.д.);
3. Ответственность правящих структур:
При тоталитаризме и авторитаризме государственные лидеры и партийная элита принимают решения самостоятельно и не несут никакой ответственности за их последствия перед гражданами.
Демократия же подразумевает наличие эффективной системы контроля и надзора за деятельностью государственных органов. Государство несет ответственность перед международным сообществом, перед народом, перед частными лицами за проводимую политику.
4. Проникновение органов власти в структуры общества:
При тоталитарном режиме государство стремится контролировать все сферы жизни общества: контроль над экономической жизнью необходим для укрепления собственной материальной базы, для свободного распоряжения сырьём и ресурсами; наличие официальной идеологии, направленной на поддержку режима и мобилизацию масс; контроль над политической сферой.
При авторитарном правлении проникновение органов власти в общественные структуры не такое сильное, контроль над обществом перестаёт быть тотальным.
Воздействие органов власти на общество при демократии существенно ограничено. Доминируют методы убеждения, согласования, компромисса. В демократических режимах развито гражданское общество — это тип общества, в котором имеется и постоянно расширяется область свободного волеизъявления людей, где компетенция государственного вмешательства в их деятельность ограничена. Это комплекс частных лиц, их добровольных ассоциаций и институтов, взаимодействие которых регулируется гражданским правом и которые как таковые прямо не зависят от самого государства.
В основе тоталитарного политического режима лежит официальная идеология, которая рисует некое идеальное будущее, пути его достижения, объясняет место и роль лидера или правящей группы в построении нового порядка, ставит своей целью легитимацию установленного политического режима и его курса.
При авторитарном режиме нет чётко сформулированной идеологии, что ведёт к отчуждению от режима определённых социальных групп.
В демократических государствах ни одна идеология не признаётся в качестве официальной. Провозглашается принцип плюрализма, содействующий существованию многообразия политических сил с конкуренцией между ними за представительство в органах государственной власти. Он предполагает легальное столкновение интересов, дискуссии между сторонниками различных точек зрения. Необходимыми условиями для существования политического плюрализма являются свобода слова и свобода СМИ, многопартийная система, политическая оппозиция, свободные выборы, парламентаризм, независимые от государства общественные организации.
6. Наличие политических партий:
При тоталитаризме господствует одна политическая партия, имеющая монопольное право на политическую деятельность. Такая партия имеет строгую иерархию, её члены занимают все важнейшие посты в государстве. Эта партия придаёт своей идеологии статус официальной. Отсутствует легальная оппозиция, терпимость к политическому инакомыслию, жесткое преследование любого сопротивления и даже личных мнений и оправдание, учитывая это, любых форм насилия.
При авторитаризме возможно существование нескольких партий, одна из которых обладает привилегированным положением. Однако партии не обладают строгой иерархией и дисциплиной как при тоталитарном режиме. Существует ограничение или запрещение деятельности оппозиционных к режиму объединений граждан.
Неотъемлемой частью политической системы современного демократического общества являются политические партии. Политические партии в современных обществах выполняют следующие функции:
— представительство — выражение интересов определенных групп населения;
— социализация — вовлечение части населения в число своих членов и сторонников;
— идеологическая функция — разработка привлекательной для определенной части общества политической платформы;
— участие в борьбе за власть — подбор, выдвижение политических кадров и обеспечение условий их деятельности;
— участие в формировании политических систем — их принципов, элементов, структур.
Демократия подразумевает соревнование политических партий, существование на законных основаниях политической оппозиции.
7. Обеспечение прав и свобод индивидов:
При тоталитарном политическом режиме отсутствует правовое государство и гражданское общество, права и свободы человека носят формальный характер, полностью отсутствуют гарантии их реализации. Игнорируются личные цели и интересы ради общих целей режима. Существует система тотального полицейского контроля, предназначенная для всеобщего устрашения и подавления населения.
В авторитарных режимах права и свободы человека и гражданина главным образом провозглашаются, но реально не обеспечиваются, ограничены их юридические гарантии. Власть опирается на силу, однако режим не прибегает к массовым репрессиям. Допускается наличие ограниченного плюрализма. Влияние граждан на политический процесс и принятие политических решений в частности минимально. Авторитаризм не оспаривает права на автономное самовыражение различных групп общества.
В демократических режимах провозглашаются и обеспечивается основные демократические права и свободы, равенство граждан перед законом, равное право на участие в политической жизни страны и управлении государством, легальное существование плюрализма во всех сферах жизни общества. Свободно действуют политические и общественные организации, представляющие интересы различных социальных слоёв общества, абсолютный приоритет правовых методов смены власти. При правлении большинства уважаются права меньшинства, которое имеет возможность отстаивать свои интересы и располагает конституционными гарантиями защиты от дискриминации. Провозглашается взаимная ответственность государства и личности.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что политические режимы оказывают большое влияние на жизнь государства, отражают функционирование политической системы. Формы политических режимов имеют существенные различия по многим позициям, и их сравнительный анализ позволяет выявить сильные и слабые стороны каждого.
Режимы осуществления государственной власти отличаются большим разнообразием. Их специфика определяется зависимостью как от элементов формы государства (абсолютная монархия и унитарная государственность тяготеют к более жестким, централизованным методам управления, а парламентская республика и федеративное построение государства — к введению альтернативных более демократических методов воздействия), так и от иных объективных и субъективных обстоятельств: национальные и исторические традиции, особенности культуры, религии и даже территориальные размеры государства и т.д.
На основании изученного материала подведем краткие итоги.
Итак, каждое государство имеет свой политический режим. Политический режим означает совокупность приемов, методов, форм, способов осуществления политической государственной власти в обществе, характеризует степень политической свободы, правовое положение личности в обществе и определенный тип политической системы, существующей в стране. Одна из достаточно простых, широко распространенных, классификаций политических режимов — деление их на тоталитарные, авторитарные и демократические.
Демократический режим — характеризуется высокой степенью политической свободы человека, реальным осуществлением его прав, позволяющим ему оказывать влияние на государственное управление обществом. Политическая элита, как правило, довольно узка, но она опирается на широкую социальную базу.
Характерные черты демократического режима:
1) Суверенитет народа: именно народ выбирает своих представителей власти и может периодически сменять их. Выборы должны быть честными, соревновательными, регулярно проводимыми. Под «соревновательными» понимается наличие различных групп или индивидуумов, свободных выставлять свою кандидатуру. Выборы не будут соревновательными, если одни группы ( или индивидуумы) имеют возможность участвовать, а другие ее лишены. Выборы считаются честными, если нет махинаций и есть специальные механизм честной игры. Выборы бывают нечестными, если бюрократическая машина принадлежит одной партии, даже если эта партия относится терпимо к другим партиям во время выборов. Используя монополию на средства массовой информации, стоящая у власти партия может влиять на общественное мнение до такой степени, что выборы нельзя уже назвать честными.
2) Периодическая выборность основных органов государства. Правительство рождается из выборов и на определенный, ограниченный срок. Для развития демократии недостаточно регулярно проводить выборы, необходимо, чтобы она опиралась на выборное правительство. В Латинской Америке, например, выборы проводятся часто, но многие латиноамериканские страны находятся вне демократии, т.к. наиболее распространенный способ смещения президента — военный переворот, а не выборы. Поэтому, необходимое условие демократического государства — лица, осуществляющие верховную власть, избираются, причем избираются на определенный, ограниченный срок, смена правительства должна происходить в результате выборов, а не по желанию некоего генерала.
3) Демократия защищает права отдельных личностей и меньшинства. Мнение большинства, выраженное демократическим путем на выборах, это лишь необходимое условие демократии, однако, отнюдь не недостаточное. Лишь сочетание правления большинства и защита прав меньшинства составляют один из основных принципов демократического государства. Если же в отношении меньшинства применяются дискриминационные меры, режим становится недемократическим,-независимо от частоты и честности выборов и смены законно избранного правительства.
4) Равенство прав граждан на участие в управлении государством: свобода создания политических партий и других объединений для выражения своей воли, свобода мнений, право на информацию и на участие в конкурентной борьбе за занятие руководящих должностей в государстве.
Недемократические режимы делятся на два типа: тоталитарный и авторитарный.
Тоталитарными являются режимы, при которых:
1) есть массовая партия (с жесткой, полувоенной структурой, претендующая на полное подчинение своих членов символам веры и их выразителям — вождям, руководству в целом), эта партия срастается с государством и концентрирует в себе реальную власть в обществе;
2) партия организована не демократическим способом — она строится вокруг лидера. Власть идет вниз — от лидера, а не вверх — от масс.
3) доминирует роль идеологии. Тоталитарный режим — это идеологический режим, где всегда есть своя » Библия». Идеология режима отражается также в том, что политический лидер определяет идеологию. Он в течение суток может изменить свое решение, как это случилось летом 1939 года, когда советские люди неожиданно узнали, что нацистская Германия больше не является врагом социализма. Наоборот, ее система объявлялась лучшей, чем ложные демократии буржуазного Запада. Эта неожиданная интерпретация поддерживалась в течение двух лет до вероломного нападения нацистской Германии на СССР.
4) тоталитаризм строится на монопольном контроле производства и экономики, а также на подобном контроле всех других сфер жизни, включая образование, средства массовой информации и т.д.
5) при тоталитаризме существует террористический полицейский контроль. Полиция существует при разных режимах, однако, при тоталитаризме полицейский контроль террористичен в том смысле, что никто не станет доказывать вину, чтобы убить человека.
Тоталитаризм — исторически обреченный строй. Это общество — самоед, не способное к эффективному созиданию, рачительному, инициативному хозяйствованию и существующее главным образом за счет богатых природных ресурсов, эксплуатации, ограничения потребления большинства населения. Тоталитаризм — закрытое общество, не приспособленное к современному качественному обновлению, учету новых требований непрерывно изменяющегося мира.
Одним из наиболее распространенных в истории типов политической системы является авторитаризм. По своим характерным чертам он занимает как бы промежуточное положение между тоталитаризмом и демократией. С тоталитаризмом его роднит обычно автократический, не ограниченный законами характер власти, с демократией — наличие автономных, не регулируемых государством общественных сфер, особенно экономики и частной жизни, сохранение элементов гражданского общества.
Авторитарной политической системе присущи следующие черты:
1) Автократизм (самовластие) или небольшое число носителей власти. Ими могут быть один человек (монарх, тиран) или группа лиц (военная хунта, олигархическая группа и т.д.).
2) Неограниченность власти, ее не подконтрольность гражданам, при этом власть может править с помощью законов, но их она принимает по своему усмотрению.
3) Опора (реальная или потенциальная) на силу. Авторитарный режим может не прибегать к массовым репрессиям и пользоваться популярностью среди широких слоев населения. Однако он обладает достаточной силой, чтобы в случае необходимости по своему усмотрению использовать силу и принудить граждан к повиновению.
Монополизация власти и политики, недопущение политической оппозиции и конкуренции. При авторитаризме возможно существование ограниченного числа партий, профсоюзов и других организаций, но лишь при условии их подконтрольности властям.
5) Отказ от тотального контроля над обществом, невмешательство во вне политические сферы и прежде всего в экономику. Власть занимается главным образом вопросами обеспечения собственной безопасности, общественного порядка, обороны, внешней политикой, хотя она может влиять ни на стратегию экономического развития, проводить достаточно активную социальную политику, не разрушая при этом механизмы рыночного самоуправления.
6) Рекрутирование политической элиты путем введения в состав выборного органа новых членов без проведения дополнительных выборов, путем назначения сверху, а не конкурентной электоральной борьбы.
Исходя из вышеизложенного, авторитаризм- политический режим, при котором неограниченная власть сконцентрирована в руках одного человека или группы лиц, не допускающих политическую оппозицию, но сохраняющую автономию личности и общества во вне политических сферах. Авторитаризм вполне совместим с уважением всех других, кроме политических, прав личности.
Слабые стороны авторитаризма: полная зависимость политики от позиции главы государства или группы высших руководителей, отсутствие у граждан возможностей предотвращения политических авантюр или произвола, ограниченность политического выражения общественных интересов.
Достоинства авторитарного режима: высокая способность обеспечивать политическую стабильность и общественный порядок, мобилизовывать общественные ресурсы на решение определенных задач, преодолевать сопротивление политических противников.
Одной из стран, находящихся на пути перехода от одного политического режима (тоталитарного) к другому (демократическому), является Россия. Наша страна пошла по пути быстрой политической и экономической реализации западной либеральной модели демократии, по пути так называемой шоковой терапии. Однако, в России не было на тот момент, характерных для Запада многолетних традиций рыночной экономики и индивидуалистической культуры, советское общество глубоко отличалось от западных демократий почти тотальной милитаризацией, суперцентрализацией и сверхмонополизацией экономики, ее неприспособленностью к какой-либо конкуренции; преобладанием в народном сознании коллективистских ценностей, полиэтническим составом населения, отсутствием массовых демократических движений, способных сформировать альтернативную номенклатуре политическую элиту, и т.д. В результате мы переживаем трудные времена, либеральная модель демократизации привела к политической анархии, к подрыву мотивации производительного труда, резкому росту цен и падению уровня жизни населения. Очевидно, что для России оптимальная модель политического и хозяйственного реформирования может быть найдена лишь на пути тщательного учета собственной специфики и мирового опыта, проведения активной и реалистической государственной политики в целях формирования более динамичного и гуманного общества.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абдулаев, М.И. Теория государства и права [Текст]. – М.: Право, 2010. – 452 с.
2. Бережнов А.Г. Теория государства и права: учебник для вузов / А.Г. Бережнов, [и др.], ред. М.Н. Марченко. — Изд. 4-е . — М.: Зерцало, 2009. — 836 с. — (Классический университетский учебник)
3. Венгеров А.Б. Теория государства и права: учебник / А.Б. Венгеров. — 4-е изд., стер. — М.: Омега-Л, 2010. — 607 с. — (Высшее юридическое образование)
4. Иванников И.А. Общая теория государства и права: учебное пособие для вузов / И.А. Иванников. — М.: Дашков и К1, 2011. — 367 с.
5. Кикоть В.Я. Теория государства и права: учебное пособие / ред. В.Я. Кикоть, ред. В.В. Лазарев. — Изд. 3-е, перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М; Форум, 2008. — 619 с. — (Высшее образование)
6. Кишенкова, О.В ЕГЭ. Обществознание. Универсальный справочник / О.В Кишенкова, Н.Н Семке. – М.: Эксмо, 2010 – 300 с.
7. Кулапов В.Л. Теория государства и права: учебник для вузов / В.Л. Кулапов, А.В. Малько. — М.: НОРМА, 2009
8. Макуев Р.Х. Теория государства и права: учебник для вузов / Р.Х. Макуев.- М.: Юристъ, 2006. — 571 с. — (Institutiones)
9. Малахов В.П. Теория государства и права: учебное пособие для вузов / В.П. Малахов, И.А. Горшенева, А.А. Иванов . — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009.- 159 с. — (Экзамен)
10. Малько А.В. Теория государства и права в вопросах и ответах: учебно- методическое пособие / А.В. Малько. — Изд. 4-е, перераб. и доп. — М.: Юристъ, 2007. — 298 с. — (Institutiones) — В кн. также: Методические советы по подготовке и сдаче экзамена. Программа курса «Теория государства и права»
11. Малько А.В. Теория государства и права: учебник для вузов / отв. ред. А.В. Малько . — 3-е изд., стер. — М.: КноРус, 2008. — 400 с.
12. Перевалов В.Д. Теория государства и права: учебник для вузов / отв. ред. В.Д. Перевалов. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: НОРМА, 2007. — 484 с.
13. Рассказов Л.П. Теория государства и права: учебник для вузов / Л.П. Рассказов. — Изд. 2-е. — М.: РИОР, 2009. – 531 с.
14. Темнов Е.И. Теория государства и права: учебное пособие для вузов / ред. Е.И. Темнов. — М. : КноРус, 2010. — 382 с.
15. Теория государства и права. В 2-х частях. Часть 1. — М.: Зерцало, 2011. – . 600 с.
16. Хропанюк В.Н. Теория государства и права: учебник для вузов / В.Н. Хропанюк, ред. В.Г. Стрекозов. — 3-е изд., доп.,испр. — М.: Интерстиль; Омега-Л, 2008. — 378 с. — (Университетский учебник).
[1] Кишенкова, О.В ЕГЭ. Обществознание. Универсальный справочник [Текст]/ О.В Кишенкова, Н.Н Семке. – М.: Эксмо, 2010 – С. 280.
[2]Кишенкова, О.В ЕГЭ. Обществознание. Универсальный справочник [Текст]/ О.В Кишенкова, Н.Н Семке. – М.: Эксмо, 2010 – С. 282.
[3] Кишенкова, О.В ЕГЭ. Обществознание. Универсальный справочник [Текст]/ О.В Кишенкова, Н.Н Семке. – М.: Эксмо, 2010 – С. 284.
[4] Абдулаев, М.И. Теория государства и права [Текст]. – М.: Право, 2010. – С. 317.
[5] Горелов, А.А Политология в вопросах и ответах [Текст]. — М.: Эксмо, 2009 – С. 119.
[6] Радько, Т.Н. Теория государства и права в схемах и определениях [Текст]. – М.: Проспект, 2011. – С. 59.
[7] Теория государства и права [Текст]. В 2-х частях. Часть 1. — М.: Зерцало, 2011. – С. 496.
[8] Горелов, А.А. Политология в вопросах и ответах [Текст]. — М.: Эксмо, 2009 – С. 120.
[9] Горелов, А.А .Политология в вопросах и ответах [Текст]. — М.: Эксмо, 2009 — С. 121.
[10] Теория государства и права [Текст] / В.И. Власов, Г. Б. Власова. – М.: Феникс, 2011 – С. 245.
[11] Кишенкова, О.В. ЕГЭ. Обществознание. Универсальный справочник [Текст]/ О.В Кишенкова, Н.Н Семке. – М.: Эксмо, 2010 – С. 287.
[12] Антология мировой политической мысли. В пяти томах. Том II. Зарубежная политическая мысль. XX в [Текст]. – М.: Мысль, 2001. – С. 419.
[13] Абдулаев, М.И. Теория государства и права [Текст]. – М.: Право, 2010. – С. 324.
[14] Теория государства и права [Текст]. В 2-х частях. Часть 1. — М.: Зерцало, 2011. – С. 501.