Сравнительная характеристика традиционной и гуманистической парадигмы в образовании

0
441

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2012 в 09:13, контрольная работа

Краткое описание

Изменение приоритетов государственной политики в области образования в пользу личности ребенка и творческого характера ее развития, пересмотр целей образования и современный курс на гуманизацию образования дает нам ориентир на выявление закономерностей развития традиционной.

Содержание

1.Введение 2 стр.
2.Определение общего понятия «парадигма образования» 2 стр.
3. Общая характеристика парадигмальных моделей образования 6 стр.
4.Сравнительный анализ современных моделей образования 11 стр.
5.Гуманизация образования 15 стр.
6.Заключение 16стр.
Библиографический список 17 стр.

Прикрепленные файлы: 1 файл

моя контрольная.docx

Гуманистическое направление предполагает свободу и творчество как учащихся (студентов), так и педагогов, а также право индивида на автономию развития и собственную траекторию образования.

Представители гуманистической модели образования не отличаются единством взглядов. В рамках этой модели существуют многие концепции образования: гуманитарно-образовательная, личностно-ориентированная, аксиологическая, проективная, педагогической поддержки, культурологическая и др. Но их объединяет то, что они признают приоритет развития личности над обучением, а знания, умения и навыки считают не целью обучения, а средством развития обучающихся.

Еще выделяют неинституциональная модель образования ориентированная на его организацию вне социальных институтов, в частности образовательных институтов. Это образование на «природе», в условиях параллельных школ, с помощью системы Internet, дистанционное обучение, «открытые школы», «открытые университеты» и др.

Развитие новых информационных систем привело к появлению дистанционного образования, под которым понимается комплекс образовательных услуг, предоставляемых широким слоям населения с помощью специализированной информационно-образовательной среды на любом расстоянии от образовательного учреждения. Особенностями дистанционного обучения являются: индивидуальное общение обучающего и обучающегося в режиме времени, близком к реальному; использование преподавателей-тьюторов, которые несут персональную ответственность за каждого обучающегося; личностно-ориентированный характер обучения; изначально заданная положительная мотивация обучения; утверждение в качестве основного элемента учебного процесса не только знания, но и информации; выступление обучающегося в роли основного субъекта образовательного процесса (самостоятельный поиск нужной информации, ее переработка, самоконтроль, самооценка качества своего образования), возможности использования мультимедийных средств и другие.

Анализ психолого- педагогической литературы позволил нам сделать вывод о том, что сторонники различных парадигмальных установок долгое время находились в оппозиции, а их споры приобретали характер непримиримой вражды. Таким образом, мы видим, что любая модель, реализуемая в образовательном процессе, является условием конструирования педагогических систем и педагогических технологий для конкретных учебных дисциплин и систем образования в целом, и этим должна обеспечивать повышение качества образования в образовательных учреждениях.

4.Сравнительный анализ современных моделей образования

Охарактеризованные выше в нашей работе модели образования обладают как достоинствами, так и недостатками, которые их объединяют. Так, традиционная и рационалистическая модели не ставят в центр личность обучающегося как субъекта образовательного процесса. В них учащийся (воспитанник) является объектом педагогического воздействия, предусматривается стандартизация образовательного процесса, при которой технологии обучения ориентированы, главным образом, на возможности среднего ученика, используется прямой стиль управления учебной деятельностью обучающихся.

Та и другая модели образования направлены на формирование личности с заранее заданными свойствами и передачу в готовом виде содержания или способов обучения. Поэтому, на наш взгляд, рационалистическую модель можно считать разновидностью традиционной модели образования и целесообразно особо выделить традиционную формирующую модель образования.

Поскольку различные разновидности гуманистической модели образования признают приоритет развития над обучением и имеет личностно- ориентированный характер, в качестве интегрированной модели можно выделить гуманистическую, личностно-ориентированную модель образования.

Эти положения соответствуют мнению Е.В. Бондаревской и С.В. Кульневич, которые считают, что «в целом можно говорить о существовании двух основных парадигм в современном образовании: формирующей (традиционной) и личностно-ориентированной (гуманистической), каждой из которых присущ свой специфический набор частных парадигм, описывающих представления о цели, содержании и процессе воспитания и обучения». Основы личностно-деятельностного подхода были заложены в психологии работами Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Б.Г. Ананьева, где личность рассматривалась как субъект деятельности, которая сама, формируясь в деятельности и в общении с другими людьми, определяет характер этой деятельности и общения. Как подчеркивает А.К. Маркова, личностно-ориентированная парадигма осуществляется не только учет индивидуально-психологических особенностей учащихся, но и формирование, дальнейшее развитие психики обучающегося, его познавательных процессов, личностных качеств, деятельностных характеристик и т.д. Таковы основные проявления личностного компонента личностно-деятельностного подхода.