СПЕЦИФИКА СРЕДНЕВЕКОВОЙ ФИЛОСОФИИ — Студопедия

0
333

1) Специфика Ср.Ф. А)Это самый продолжительный период истории. Западной Европы — со времени падения Римской империи в 5 веке и до начала эпохи Возрождения (XIV—XV вв.). Б) Два источника формирования Ср.Ф. Первый из них — древнегреческая философия (в платоновской и аристотелевской традициях). Второй источник — Священное Писание. Библия – книга трех религий: иудаизма, христианства, ислама. Языческая религиозность, многобожие, политеизм сменяется религией единобожия. В) Ср.Ф. теоцентрична. Она опирается на два принципа а) идею творения, лежащую в основе онтологии (Бог сотворил окружающий мир из ничего) б) идею Откровения, лежащую в основе гносеологии.(мир можно познать,только познав Бога) Г) Христианская церковь перестала быть угнетаемой. Она вступила в союз со светской властью и повела борьбу за расширение своеговлияния. Влияние церкви распространилось на все сферы общества. Она значительно влияла и на философию. 2) Основные принципы — теоцентризм, креационизм, про­виденциализм.А) Теоцентризм— понимание мира, в котором источником и причиной всего сущего выступает Бог. теологияна службе у теологии философия; еще ниже — естественные науки. Теодицея — учение, согласно которому существование в мире зла не отменяет религиозных представлений о Боге как абсолютном добре. Б) Креационизм — принцип, в соответствии с которым Бог из ничего сотворил живую и нежи­вую природу, пребывающую в постоян­ном изменении. В) Провиденциализм — система взглядов, в соответствии с которой всеми мировыми событиями, в том числе историей и поведением отдельных людей, управляет божественное провидение –Концепция фатализма Свобода, выбор человека — иллюзия.Принцип откровения – Бог открываеися миру и человеку, личности, обществу, делает это через атрибуты (космологические – единство, закономерность, истина, бессмертие души, всемогущество)

2)Тертуллиан полагал, что чем более божественные истины, вера противоречат человеческому разуму, тем более они истинны. “Верую, ибо абсурдно”, — говорит он. Зна­ние несовместимо с христианством. Человеческий разум — источник ереси. Только вера, божественное откровение приводят к истине. АВТОРИТАРНАЯ ВЕРА.

Августин: два пути постижения истины. Существует два путипостижения истины, аб­солюта и Бога: путьразума, научный и путь авторитета, религиозный. Следовать науке трудно, это дорога для избранных. Для необразованных двигаться к ис­тине проще посредством авторитета. Вера в авторитет сокращает поиски истины и не требует труда. Для большинства полезнее всего верить надежно­му авторитету и соответственно ему вести жизнь. Чем выше и известнее авторитет, тем выше к нему доверие и глубже вера. Высшая вера — вера божественному авторитету. Вера отождествляется с доверием. Если люди ленивы и неспособны к наукам, то пусть они верят. Что мы понимаем, тому и верим, но не все, чему верим, мы понимаем. После авторитарного принятия суждения следует его разумное осмысление, доступное уже немногим. Проблема веры у Августина выходит за границы религиозной проблематики. Формула «Верить, чтобы понимать». Августин близок концепции гармонии веры и разума, представленной позднее Фомой Аквинским

Фома Аквинский :двойственность истин)Философия не служанка богословия, философия не подчиняется религии, религия не диктует условия философии м науке. ПО одной и той же проблеме может быть две истины: 1 – религиозная, 2- философская, научная (создание мира, проблема жизни после смерти). Гармония веры и разума Противоречие между откровением и разумом, т.к. мы ограничены, для нас откровение кажется абсурдным. В максиме развития челов. разума достигается гармония истин откровения и разума.

Августин: Концепция времени а) Мир, вещи находятся в посто­янном движении. Что было до сотворения этого мира? Ничего, кроме Бога. Мир не был сотворен раньше потому, что ника­кого “раньше” не было.

Б) Время было сотворено вместе с сотворением мира. Время также тварно, сотворено Богом, как и мир.

В) Бог вечен: он существует вне времени. В вечности пребывают сразу все времена. Время есть мера изменения созданных Богом преходящих вещей.

Г) Время феноменологично, психологично, выражает лишь настоящее. Прошлое и будущее — человеческие установки, они отсутствуют в настоящем. Есть три времени — настоящее прошедшего, настоящее настоящего и настоящее будущего. Отсюда прошлое, настоящее прошедшего — есть воспоминание, свойство человеческой памяти. Будущее, настоящее будущего — только надежда, ожидание изменений. Ни будущего, ни прошлого в настоящем нет.

Д) Но и настоящее не имеет длительности. Оно превращается в точку. «Есть только миг. Именно он называется «жизнь»

Проблема универсалий, т.е. проблема статуса общих понятий(что раньше понятия или вещи?) Реализм –объективный идеализм. В начале понятия, универсалии. Номинализм. Общие понятия – результат обобщения, выделение общих характеристик одного класса явления.