Соотношение тоталитарного и авторитарного политичесого режима

0
369

Понятие и основные черты авторитарного режима Авторитарный (от лат. «autoritas» — власть) режим — государственно-политическое устройство общества, в котором политическая власть осуществляется конкретным лицом (классом, партией, элитной группой) при минимальном участии народа. Главную характеристику данного режима составляет авторитаризм как метод властвования и управления, а также как разновидность общественных отношений. Характерные черты. ♦ концентрация власти в руках политического лидера или определенных лиц; ♦ наличие у государства лишь ключевых рычагов воздействия на общественную жизнь; ♦ ограничение и строгая регламентация политических прав и политического поведения как отдельных граждан, так и общественно-политических организаций; ♦ отсутствие огромного репрессивного аппарата; ♦ разрешение гражданам всего того, что не запрещено государством; ♦ наличие некоторых элементов демократии (выборов, парламентской борьбы). Авторитарный режим возникает в странах, где происходит смена общественного строя, сопровождающаяся резкой поляризацией политических сил; в странах, где наблюдаются длительные экономические и политические кризисы, преодоление которых демократическими средствами становится невозможным. Во второй половине XX века авторитарные режимы возникли в ряде освободившихся от колониализма стран Азии, Африки и Латинской Америки. Тоталитарный режим и его признаки Тоталитарный режим — это политический режим, стремящийся к установлению абсолютного (тотального) контроля над различными сторонами жизни каждого человека и всего общества в целом. Термин «тоталитаризм» происходит от латинского слова «totalis» (весь, целый, полный). Он был введен в политический оборот идеологом итальянского фашизма Дж. Джентиле в начале XX века. В 1925 г. это понятие впервые прозвучало в итальянском парламенте. Его использовал лидер итальянского фашизма Б. Муссолини. С этого времени начинается становление тоталитарного строя в Италии, затем в СССР (в годы сталинизма) и в гитлеровской Германии (с 1933 г.). Государство поглощает все общество и конкретного человека. При этом, власть на всех уровнях формируется закрыто одним человеком или узкой группой лиц из правящей элиты.

Признаки тоталитарного режима: › государство стремится к глобальному господству над всеми сферами общественной жизни, к всеохватывающей власти; › общество практически полностью отчуждено от политической власти, но оно не осознает этого; в политическом сознании формируется представление о «единстве», «слиянии» власти и народа; монопольный государственный контроль над экономикой, средствами массовой информации, культурой, религией, вплоть до личной жизни, до мотивов поступков людей; › абсолютная «правовая», а точнее антиправовая, регламентация общественных отношений, которая базируется на принципе «дозволено только то, что прямо разрешено законом»; › государственная власть формируется бюрократическим способом, по закрытым от общества каналам, окружена непроницаемой стеной и недоступна для контроля со стороны народа; › доминирующим методом управления становится насилие, принуждение, террор; › господство одной партии, фактическое сращивание ее профессионального аппарата с государством, запрет оппозиционно настроенных сил; › права и свободы человека и гражданина носят декларативный, формальный характер, отсутствуют веские гарантии их реализации; › экономической основой выступает крупная собственность: государственная, монополистическая, общинная; › наличие одной официальной идеологии, плюрализм фактически устранен; централизация государственной власти в руках диктатора и его окружения; › невозможность контроля со стороны общества за деятельностью репрессивных государственных органов; › государственная власть осуществляется по своему усмотрению, произволу, без учете, мнения большинства, в противоречии с демократическими механизмами, нормами и институтами.

Отличия авторитарного и тоталитарного режима Чем отличается авторитарный режим от тоталитарного? Одно из различий связано с пониманием цели, исторического назначения режима. Тоталитаризм связан с утопической идеей. Авторитарные же режимы не ставят задач коренного, революционного переустройства общества. Их цель — выполнить конкретную задачу, а именно — вывести страну из исторического тупика. Если в тоталитарном обществе устанавливаются всеобщий контроль и насилие, то авторитаризм предполагает наличие сфер общественной жизни, недоступных государственному контролю. Принцип тоталитарного общества — «разрешено то, что приказано властью», а авторитарного — «разрешено то, что не имеет отношения к политике». В тоталитарном обществе существует систематический террор по отношению к противникам, а в авторитарном обществе проводится тактика избирательного террора, направленного на предотвращение возникновения оппозиции. В тоталитарном обществе от власти требуется всемогущество, а от людей — по послушание и профессионализм.

43. Гражданское общество: понятие, состав и особенности в России

Гражданское общество: понятие, структура, признаки

Понятие “гражданское общество” формировалось такими мыслителями, как Аристотель, Цицерон, Г. Гроций, Т. Гоббс, Дж. Локк, Гегель,
К. Маркс, и многими другими.

Красной нитью в гражданском обществе практически всеми учеными проводится идея человека.

Гражданское общество можно определить как совокупность нравственных, религиозных, национальных, социально-экономических, семейных отношений и институтов, с помощью которых удовлетворяются интересы индивидов и их групп.

Структура гражданского общества:

1) негосударственные социально-экономические отношения и институты (собственность, труд, предпринимательство);

2) совокупность независимых от государства производителей (частные фирмы и т.п.);

3) общественные объединения и организации;

4) политические партии и движения;

5) сфера воспитания и негосударственного образования;

6) система негосударственных средств массовой информации;

Признаки гражданского общества:

наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина;

– конкуренция образующих его структур и различных групп людей;

– свободно формирующееся общественное мнение и плюрализм;

– всеобщая информированность и прежде всего реальное осуществление права человека на информацию;

– жизнедеятельность базируется на принципе координации (в отличие от государственного аппарата, который построен на основе принципа субординации);

– легитимность и демократический характер власти;

– сильная социальная политика государства, обеспечивающая достойный уровень жизни людей и др.

44. Правовое государство: понятие и признаки

Теория правового государства насчитывает многовековую историю. Многие мыслители, начиная с античной древности и вплоть до наших дней, занимаются проблемой создания рационального государства, которое отвечало бы представлениям людей о свободе и справедливости, законности и демократии. В числе ученых, философов и правоведов, принимавших участие в выработке и обосновании теории правового государства, необходимо упомянуть Аристотеля, Платона, Полибия, Ш. Монтескье, Дж. Локка, Т. Гоббса, Ж.Ж. Руссо, Гегеля, И. Канта, Г. Еллинека.

В отечественной юридической науке теория правового государства в свое время не получила должного внимания, так как оценивалась однозначно с классовых позиций и считалась вредным измышлением загнивающей буржуазной науки. В настоящее время в связи с изменениями в экономической и социальных сферах, дальнейшей демократизацией общества меняются и оценки ряда зарубежных научных концепций государства. Одним из примеров этому может служить отношение к теории правового государства. Так, ч.1 ст.1 Конституции Российской Федерации закрепила норму, объявляющую Россию правовым государством. В этой связи необходимо выяснить, что же собой представляет правовое государство и каковы его отличительные признаки.

Правовое государство можно определить как организацию политической власти в обществе, основанную на верховенстве правового закона.

К числу признаков правового государства следует отнести следующие:

1. Верховенство правового закона. Во всех сферах общественной жизни отношения между субъектами общественных отношений должны регулироваться только законом. Подзаконное, особенно “ведомственное” нормотворчество должно быть сведено к минимуму. При этом позитивные законы должны полно и объективно отражать естественные (непосредственно социальные) права и свободы людей.

2. Разделение властей. В правовом государстве деятельность всех его органов строится по принципу разделения властей на три независимые друг от друга и взаимодействующие ветви: законодательную, исполнительную и судебную.

3. Взаимная ответственность государства и личности. Государство возлагает на граждан юридические обязанности (запрещая совершать противоправные и обязывая совершать правомерные действия) и, в случае их неисполнения привлекает, их к юридической ответственности. В свою очередь государство, приобретая ряд монопольных прав (на правотворчество, на применение государственного принуждения, на сбор налогов, на эмиссию денежных знаков и др.), обязуется взамен обеспечивать защиту жизни, здоровья, имущества, политических прав и свобод граждан. В случае неисполнения взятых на себя обязательств, оно также должно нести ответственность перед конкретным гражданином, возмещая или компенсируя причиненный ему вред.

4. Реальность прав и свобод граждан, их правовая и социальная защищенность. Государство должно не просто декларировать демократические права и свободы личности, но и создавать реальные предпосылки для их реализации. Для этого оно строит экономическую, социальную и правовую политику в соответствии с естественными правами и интересами граждан.

5. Политический и идеологический плюрализм. Правовое государство гарантирует свободу деятельности различных политических партий и движений, не противоречащих Конституции, а также свободное существование мнений, убеждений и различных идеологий (также не противоречащих Конституции).

6. Стабильность законности и правопорядка.

Правовое государство предполагает наличие в обществе такого правового режима, при котором во взаимоотношениях граждан и государства господствует право и закон, а не произвол и насилие.