Сирия — Сирийская Арабская Республика

0
298

Государство на Ближнем Востоке.
Территория — 185,2 тыс. кв.км. Столица — г. Дамаск.
Население — 17,5 млн. чел. (1999 г.), 89% — сирийцы (арабы).
Официальный язык — арабский.
Религия — 85% составляют мусульмане.
Сирия — одно из древнейших государств мира; она испытала влияние многих великих цивилизаций. С 1516 до 1918 г. входила в состав Османской империи. С 1920 г. — подмандатная территория Франции. В 1943 г. объявлена независимым государством (фактически независима с 1946 г.).
В 1963 г. к власти пришла Партия арабского социалистического возрождения. В Сирии были осуществлены важные преобразования: национализированы крупные предприятия, банки и страховые компании, проведена аграрная реформа.

Государственное устройство

Сирия — унитарное государство. Административно-территориальное деление — 14 губернаторств, или провинций (мухафазатов).
Действует Конституция, одобренная общенациональным референдумом 12 марта 1973 г. (с 1943 г. — седьмая по счету).
По форме правления Сирия — суперпрезидентская республика. Политический режим — авторитарный. Статья 8 Конституции провозглашает Партию арабского социалистического возрождения (ПАСВ, или «Баас») руководящей силой общества и государства.
Высший орган законодательной власти — однопалатный Народный совет, который состоит из 250 членов и избирается всеобщим прямым и тайным голосованием сроком на 4 года. Выборы проводятся по многомандатным избирательным округам, причем в каждом из них одна часть мест выделяется рабочим и крестьянам, а другая — представителям иных социальных категорий с таким расчетом, чтобы в масштабах всей страны не менее половины избранных депутатов были рабочими и крестьянами.
Полномочия парламента включают принятие законов, обсуждение политики правительства, утверждение государственного бюджета и планов социально-экономического развития, ратификацию наиболее важных международных договоров и соглашений, объявление всеобщей амнистии.
Право законодательной инициативы принадлежит членам Народного совета (в соответствии с регламентом последнего таким правом пользуются не менее 10 депутатов), а также Президенту. Одобренные Народным советом законы представляются Президенту для подписания и издания. В пределах месяца со дня поступления к нему закона Президент может вернуть его в парламент с указанием причин принятия такого решения. В этом случае закон издается главой государства только при условии повторного принятия его Народным советом большинством в 2/3 голосов депутатов.
Конституция (ст.72) предусматривает некоторое подобие парламентского контроля за правительством. Большинством голосов своих депутатов Народный совет может вынести вотум недоверия Совету министров. В этом случае Премьер-министр должен представить Президенту Республики предложение об отставке Кабинета. Последнее слово остается за главой государства.
Народный совет может быть распущен «обоснованным решением» Президента, однако по конкретному основанию такое решение может быть принято только один раз.
Глава государства и исполнительной власти — Президент Республики, избираемый всенародным референдумом на 7 лет. Кандидатура Президента выдвигается Народным советом (парламентом) по рекомендации Регионального (сирийского) руководства ПАСВ и представляется Народным советом на утверждение всенародного референдума. Президент назначает одного или более вице-президентов.
Глава государства занимает центральное место в государственном механизме Сирии, он наделен решающими властными полномочиями и фактически стоит над всеми другими властями. Согласно Конституции Президент следит за ее соблюдением, а также гарантирует нормальное функционирование и стабильность государственного механизма. В качестве главы государства по согласованию с Советом министров Президент разрабатывает общегосударственную политику и контролирует ее проведение в жизнь.
Президент назначает и освобождает гражданских и военных должностных лиц, назначает глав дипломатических представительств за рубежом и аккредитует глав иностранных дипломатических миссий, принимает решения о помиловании и реабилитации отдельных осужденных, награждает знаками отличия, применяет право отлагательного вето. Президент является верховным главнокомандующим вооруженными силами, он вправе объявлять войну и всеобщую мобилизацию, а также объявлять и отменять чрезвычайное положение. Глава государства заключает мирные соглашения при условии их ратификации Народным советом, а также заключает и денонсирует иные международные договоры.
Президент вправе выносить на всенародный референдум важные вопросы, связанные с высшими государственными интересами, а также проекты законов. Результаты референдума имеют обязательную силу и вступают в действие со дня их объявления и опубликования главой государства. Принятые на референдуме законы не подлежат утверждению Народным советом и не могут быть объектом контроля со стороны Верховного конституционного суда.
Глава государства осуществляет законодательную власть в перерывах между сессиями Народного совета и во время созыва его сессии, если это вызвано, например, срочной необходимостью, связанной с национальными интересами страны или потребностями национальной безопасности. Народный совет обладает правом отменить декрет-закон Президента или внести в него изменения, приняв об этом специальный закон, который не имеет обратной силы. Если же Народный совет не отменил декрет-закон и не внес в него изменений, то он считается утвержденным без дополнительного голосования.
Исполнительная власть осуществляется Президентом и Советом министров. Конституция определяет Совет министров как верховный исполнительный и административный орган государства, состоящий из Председателя, его заместителей и министров. Председатель Совета министров и министры назначаются и освобождаются от должности Президентом и фактически ответственны только перед ним (хотя Конституция и закрепляет отдельные элементы ответственности Совета министров и перед парламентом). Президент вправе созывать заседания Совета министров, которые в этом случае проводятся под его председательством, и требовать от министров отчет.
Общие задачи правительства сводятся к контролю за работой государственного исполнительного аппарата и различных его звеньев, а также осуществлению надзора за реализацией законов и иных нормативно-правовых актов.

Правовая система Сирии носит смешанный характер; большинство отраслей законодательства основаны на французском праве, а вопросы личного статуса (брак, семья, наследование) и некоторые другие регулируются мусульманским правом. Значительное влияние на развитие правовой системы Сирии оказали также идеи арабского социализма.
Согласно п.2 ст.3 Конституции Сирии мусульманское право (фикх) основной источник законодательства. При этом под мусульманским правом в данном случае понимается мусульманско-правовая доктрина, т.е. произведения, в которых сформулированы конкретные нормы и общие принципы мусульманского права в материальном смысле. Нормы этого права применяются шариатскими судами ко всем отношениям, одной из сторон в которых выступает мусульманин.
Поскольку до 1918 г. Сирия была одной из турецких провинций, на ее территории применялось реципированное Османской империей французское законодательство. После ее развала Сирия стала по решению Лиги Наций с 1922 г. подмандатной территорией Франции. Первоначально влияние французского права было не столь значительно. Но после Второй мировой войны в Сирии были приняты несколько кодексов, тексты которых в значительной мере опирались на египетские аналоги и потому также шли в русле романской правовой традиции. Это в первую очередь касается ГК, который в 1949 г. был переписан с египетского кодекса. Помимо него приняты Торговый кодекс (1949), Кодекс морской торговли (1950), Уголовный кодекс (1949), Военный уголовный и процессуальный кодекс (1950), УПК (1950), ГПК (1953), Трудовой кодекс (1959), заменивший первый Трудовой кодекс 1946 г.
После прихода к власти Партии арабского социалистического возрождения в Сирии стал проводиться курс на строительство социализма. Основы новой политической и правовой системы были закреплены в Конституции 1973 г., в преамбуле которой подчеркивается, что этот документ отражает развитие страны в социалистическом направлении. Исходя из этого Конституция определяет Cирийскую Арабскую Республику в качестве суверенного народно-демократического, социалистического государства, составляющего часть арабской родины (ст.1).
В регулировании основных свобод, прав и обязанностей граждан Конституция 1973 г. исходит из ряда общепринятых в мировой практике принципов. Все граждане провозглашаются равными перед законом в правах и обязанностях, а на государство возлагается задача обеспечения их равных возможностей. Конституция закрепляет общедемократические права и свободы сирийских граждан политического и социально-экономического характера: свободу убеждений, вероисповедания и совершения религиозных обрядов при условии ненарушения общественного порядка, право свободно выражать свое мнение, свободу печати, свободу мирных собраний и демонстраций, право на труд и оплату его в соответствии с его качеством и результатами, право на бесплатное образование. Согласно Конституции государство материально обеспечивает каждого гражданина и его семью в чрезвычайных обстоятельствах, в случае болезни, нетрудоспособности, потери родных, а также в старости. Оно заботится о сохранении здоровья граждан, предоставляет им все необходимые услуги культурного, социального и медицинского характера (ст.46, 47). Однако многие из перечисленных прав и свобод до сих пор остаются лишь декларацией.
Основным источником права в Сирии являются законодательные и другие нормативные правовые акты. Конституция называет верховенство закона одним из основных принципов общества и государства. Иерархия нормативных правовых актов включает Конституцию, законы парламента, декреты Президента, постановления правительства, подзаконные акты других органов власти. Правовой системе Сирии известен институт делегированного и срочного (чрезвычайного) законодательства. Соответствующие акты, издаваемые Президентом, носят название декретов-законов (см. выше).
Помимо законодательства непосредственным источником права признается мусульманско-правовая доктрина. Статья 35 Закона о личном статусе 1953 г. предусматривает, что в случае «молчания» закона судья применяет «наиболее предпочтительные выводы толка Абу Ханифы».
У кочевников (бедуинов) и немусульманских религиозных общин допускается применение обычного права.

Гражданское и смежные с ним
отрасли права

Частное право Сирии в наибольшей мере обнаруживает смешанный характер правовой системы страны, в нем тесно переплетаются элементы романо-германской и мусульманской правовых культур.
Если романо-германское право в Сирии является территориальным, то мусульманское носит персональный характер и применяется специальными шариатскими судами к отношениям, в которых хотя бы одной из сторон является мусульманин.
Вещное и обязательственное право в Сирии регулирует прежде всего Гражданский кодекс 1949 г., скопированный с ГК Египта. До его принятия основным источником гражданского права в стране была знаменитая турецкая кодификация мусульманского права «Маджалла» (см. раздел «Турция»).
Гражданский кодекс Сирии содержит вводный титул, состоящий из трех разделов: общие положения; об опубликовании законов и их применении; действие закона во времени и пространстве. Кодекс разделен на две большие части. Первая посвящена обязательствам, вторая — вещным правам.
В первой части «Об обязательствах», в книге I, имеются следующие главы: об основании возникновения обязательств (здесь рассматриваются также обязательства, возникающие путем причинения вреда и неосновательного обогащения); об изменении обязательств; об исполнении обязательств; о новации (передача права, перевод долга); о погашении обязательств (невозможность исполнения, давность); о доказательствах существования обязательств. Книга II первой части посвящена отдельным видам договоров. Она содержит главы, регулирующие договоры купли-продажи, мены, дарения, займа, мировой сделки. Особые главы посвящены договорам, основанным на пользовании — аренде, безвозмездной ссуде, предоставлению услуг, поручению, договору хранения, «рисковым» договорам (об игре и пари, о договоре пожизненной ренты). Водной из глав говорится о поручительстве.
Вторая часть ГК регулирует вещные права. Согласно книге III к числу основных вещных прав относятся: право собственности (гл.1), узуфрукт, пользование, проживание, сервитуты (гл.2). Книга IV посвящена производным вещным правам, в частности в ней говорится об ипотеке, ее возникновении и последствиях.
Допускается субсидиарное применение норм мусульманского права в случаях, не урегулированных законом: ст.1 ГК гласит, что в случае «молчания» Кодекса судья применяет обычай или принципы мусульманского права. В то же время сам ГК закрепил ряд положений шариата: о злоупотреблении правом, непредвиденных обстоятельствах, аренде земли, переводе долга и др.
ГК Сирии 1949 г. не содержит норм, относящихся к регулированию брачно-семейных отношений и наследованию по закону. Соответствующие вопросы регулируются мусульманским правом и изданными на его основе законодательными актами. Таким актом является Закон о личном статусе 1953 г. (с изменениями 1975 г.) — первый комплексный нормативно-правовой акт по «личному статусу», принятый в арабских странах. При его подготовке были использованы османский Семейный закон 1917 г., египетское законодательство, книга Мухаммада Кадрипаши и другие авторитетные произведения ханифитских правоведов, а также проект, представленный дамасским судьей шейхом Али ат-Тантави.
Другие религиозные общины Сирии применяют по вопросам личного статуса собственные правовые нормы (каноническое, иудейское право и т. д.). Исключение составляют мусульманские нормы о наследовании, которые действуют и для христиан. В стране есть специальные правила для разрешения коллизий права личного статуса. Так, в случае брака мусульманина и христианки применяется только мусульманское право личного статуса. На обратный случай правил не предусмотрено, поскольку браки мусульманок с христианами не признаются законом. В случае браков между представителями различных христианских общин применяется право той церкви, в которой был совершен брачный обряд.
Закон о личном статусе (ст.18) предусматривает возможность вступления в брак несовершеннолетнего мужчины по достижении 15-летнего, а женщины — 13-летнего возраста по разрешению судьи. Отношения супругов могут регулироваться брачным договором. Допускается полигамия (муж может иметь до 4 жен). Необходимо отметить, что женщины в Сирии обладают более широкими правами и более высоким общественным статусом, чем в большинстве других арабских стран.
Правовое регулирование экономических отношений испытало влияние социалистических принципов. Конституция декларирует, что сирийское хозяйство является плановым и в его рамках ставится цель ликвидировать все формы эксплуатации. Основной закон регулирует вопросы собственности, которая выступает в трех формах: народной, коллективной и индивидуальной (частной). Народная собственность охватывает природные богатства, национализированные предприятия, а также хозяйственные объекты, которые создает, эксплуатирует и контролирует государство в общенародных интересах. Коллективная собственность представлена имуществом общественных (в том числе профессиональных) организаций, кооперативов и отдельных производственных единиц, государство обеспечивает поддержку этой формы собственности. Индивидуальная (частная) собственность представлена имуществом отдельных лиц. Основной закон определяет «социальную функцию» индивидуальной собственности, которая должна служить национальной экономике, а ее использование не может противоречить интересам народа (ст.14).
Согласно Конституции (ст.16) закон определяет максимальный предел земельной собственности с таким расчетом, чтобы гарантировать защиту крестьянина и сельскохозяйственного рабочего от эксплуатации и в то же время обеспечить рост производства.
С конца 1980-х гг. в Сирии осуществляется политика либерализации экономических отношений и поощрения частной инициативы. Закон «Об инвестициях в CAP» от 25 апреля 1991 г. направлен на привлечение иностранного и местного капитала в ключевые отрасли экономики страны. В сентябре 1998 г. в указанный закон были внесены изменения: разрешен экспорт 100% производимой продукции (ранее 75%); увеличено предельное число иностранцев в совете директоров компании; действие закона распространяется на образование холдинговых компаний; дополнительные налоговые льготы представляются предприятиям вне городов Дамаск и Алеппо.
В то же время государство по-прежнему контролирует банковскую систему и обращение валюты в стране, экспортно-импортные потоки, энергетику, нефте- и газодобывающую и нефтеперерабатывающую отрасли, связь.
До 1949 г. в Сирии действовал османский Торговый кодекс 1856 г., скопированный с французского Торгового кодекса 1807 г. Действующий Торговый кодекс 1949 г. является единственным источником коммерческого права в Сирии. Он содержит 774 статьи, основанные на положениях новейших европейских кодексов в этой сфере.
Основным источником трудового права Сирии является Трудовой кодекс 1959 г. В целом трудовое законодательство страны следует социалистическим традициям. Работники имеют многочисленные права и льготы, их увольнение крайне затруднено. Профсоюзы являются частью бюрократической политико-административной системы и не обладают независимостью. Забастовки не запрещены законом, но относительно редки.
Судопроизводство по гражданским и торговым делам регулируется ГПК 1953 г. Письменное судопроизводство преобладает над устным. В последней части ГПК содержатся положения, устанавливающие юрисдикцию шариатских судов в вопросах личного статуса.

Уголовное право и процесс

Источником уголовного права в Сирии являются законы и декреты-законы. Сирийское уголовное право сохраняет светский, европеизированный характер. В основу УК Сирии 1949 г. (756 статей) был положен УК Франции 1810 г., но в отличие от последнего сирийский Кодекс делится на Общую и Особенную части. Он также значительно более подробен, причем за счет не только конкретных составов преступлений, но и общих положений, подробно регламентирующих вопросы легального, морального и материального элементов преступления, соучастия, стадий преступления и т.д.
Уголовный кодекс проводит различие между уголовными преступлениями политического характера и общеуголовными преступлениями; максимальная мера наказания для первых — пожизненное заключение. Однако положения этого Кодекса не применяются относительно преступлений против внешней безопасности государства.
Смертная казнь по сирийскому уголовному праву предусмотрена за шпионаж; изнасилование несовершеннолетних; предумышленное убийство; покушение на предумышленное убийство; подстрекательство к убийству; торговлю наркотиками; подготовку взрывов автомашин; ограбление, связанное с лишением жизни, и ряд других деяний. Ряд декретов-законов значительно расширил применение смертной казни за различные экономические преступления. Кроме того, Военный уголовный и процессуальный кодекс предусматривает смертную казнь более чем за 28 преступлений, совершенных военнослужащими. За общеуголовные преступления при некоторых обстоятельствах вместо смертного приговора может быть назначено лишение свободы на определенный срок, если, например, судья считает, что мотив преступления, наказуемого смертной казнью, «благородный».
Уголовный процесс в Сирии построен в целом по французской модели и регулируется УПК 1950 г. В военных судах действует Военный уголовный и процессуальный кодекс 1950 г.
Суда присяжных в Сирии не существует. Мелкие преступления рассматриваются в мировых судах; суды первой инстанции (по одному на провинцию) рассматривают более серьезные преступления и действуют как апелляционная инстанция по отношению к мировым судам. Приговоры судов первой инстанции в свою очередь могут быть обжалованы в апелляционные суды. Несовершеннолетние в возрасте от 7 до 18 лет подсудны специальным судам для несовершеннолетних.
Установленные Конституцией и УПК демократические принципы судопроизводства не всегда соблюдаются. В частности, сохраняется практика произвольных арестов, особенно по государственным преступлениям. Отсутствует процедура судебного контроля над арестами, подобная хабеас корпус.
Как и в других арабских странах, на состоянии прав человека в уголовном судопроизводстве негативно сказывается деятельность специальных судов, не связанных общими процессуальными нормами. В частности, отсутствует право на обжалование приговоров, вынесенных судами государственной безопасности. Смертные приговоры таких судов должны быть утверждены Президентом, который может отменить вердикт и передать дело на новое рассмотрение либо приостановить его или смягчить наказание.

Судебная система. Органы контроля

Судебная система Сирии во многих своих чертах следует французскому образцу. Ее основы закреплены Конституцией 1973 г., предусматривающей, что судебная власть пользуется независимостью, гарантируемой Президентом Республики, которому в этом помогает Высший совет магистратуры. Судьи независимы, и в осуществлении правосудия подчиняются только закону.
Подробности организации судебной системы установлены Законом о судебной власти 1961 г., в соответствии с которым она включает суды по вопросам личного статуса, по делам несовершеннолетних, мировые суды, суды первой инстанции, апелляционные и Кассационный суды.
Суды по вопросам личного статуса, рассматривающие вопросы брака и семьи, наследования, опеки, правоспособности, содержания детей и т.п., подразделяются на шариатские суды, суд для друзов, а также специальные суды для представителей немусульманских общин — католиков, протестантов, православных и последователей иудаизма. Все эти судебные органы применяют правовые нормы, принятые в соответствующей религиозной общине.
Суды по делам несовершеннолетних рассматривают главным образом дела о правонарушениях, совершенных подростками. Мировые судьи решают незначительные гражданские, торговые и уголовные дела, стараясь достичь примирения спорящих сторон. Более значительные дела слушают суды первой инстанции.
Апелляционные суды, создаваемые, как правило, в областных центрах, в составе гражданских и уголовных коллегий рассматривают апелляции на решения нижестоящих судебных органов, а также по первой инстанции решают наиболее серьезные дела.
Высшей инстанцией является Кассационный суд, в состав которого входят председатель, семь его заместителей и 31 советник. В нем создаются коллегии по гражданским и торговым, уголовным делам, а также по делам о личном статусе, которые рассматривают в кассационном порядке жалобы на решения нижестоящих судов.
Существует отдельная система военных судов, которые рассматривают дела о преступлениях не только военнослужащих, но и (нередко) гражданских лиц. Имеются сведения и о действии в стране военно-полевых судов.
К органам правосудия в Сирии также относятся прокуратура, возглавляемая министром юстиции, и специальные следственные судьи.
Члены всех судебных органов назначаются на должность Высшим советом магистратуры, а прокуроры — министром юстиции. Высший совет магистратуры возглавляет Президент Республики, а его членами являются председатель Кассационного суда, 2 его заместителя, генеральный секретарь Министерства юстиции, председатель Апелляционного суда Дамаска и самый старший по возрасту советник Кассационного суда.
За рамками этой системы находятся специальные суды. К ним относятся Высший суд государственной безопасности, который разбирает дела о преступлениях против национальной безопасности, и Суд экономической безопасности, который рассматривает дела о финансово-экономических преступлениях. Они не связаны конституционными положениями, охраняющими права обвиняемых.
Высшим органом административной юстиции является Государственный совет, концепция которого также заимствована у Франции.
Конституционный контроль в Сирии осуществляет Верховный конституционный суд, предусмотренный Конституцией 1973 г. Он состоит из 5членов, назначаемых Президентом Республики сроком на 4 года с возможностью нового назначения. Юрисдикция суда включает контроль над конституционностью принимаемых законов и рассмотрение по требованию парламента дела о государственной измене Президента, вынесение решений по жалобам на результаты выборов в Народный совет и действительность выданных депутатских мандатов.
По просьбе депутатов или главы государства Верховный конституционный суд осуществляет предварительный контроль за конституционностью одобренных законов до их обнародования, а также (по требованию Президента) дает заключения о соответствии положениям Конституции законопроектов еще на стадии их обсуждения. Объектом конституционного контроля не могут быть законы, вынесенные Президентом на референдум и получившие поддержку народа.