Здравствуйте, уважаемый читатель.
Что заставляет нас с вами безусловно доверять непроверенной информации, соглашаться с не отражающими наши интересы решениями властей? Почему мы готовы подчиняться людям, которые обладают большими полномочиями и ресурсами, чем мы сами? Всегда ли мы готовы демонстрировать такое поведение и кто из нас имеет к тому большую склонность?
Ответить на эти и ряд других сопутствующих вопросов помогают социально-психологические исследования феноменов «авторитарной личности» (термин, введенный Теодором Адорно) и «правого авторитаризма» (термин, введенный Робертом Алтемейером).
По мнению Т.Адорно, синдром авторитарной личности включает в себя девять признаков, среди которых конвенциализм, авторитарное раболепие, авторитарная агрессия, анти-интрацепция, суеверность, силовое мышление и культ силы, деструктивность и цинизм, проективность и чрезмерный интерес к сексуальным про¬исшествиям. Личность, обладающая этими признаками, встречается, прежде всего, среди людей предпочитающих диктат сильных лидеров и традиционные ценности, склонных отвергать представителей других групп и стремиться к участию в межгрупповых конфликтах. Такая личность является ведущим социальным типом в авторитарном обществе. Типологический подход к измерению склонности к авторитаризму был реализован Т.Адорно и его соавторами в тесте на определение авторитарной личности, получившим название F-шкала (шкала фашизма).
Дальнейшее развитие теория Т.Адорно получила в трудах Б.Альтемейера, который сократил количество характеристик, описывающих синдром авторитарной личности, и стал рассматривать их не столько как личностные особенности, сколько как совокупность социальных установок (аттитюдов). Он же ввел понятие «правого авторитаризма», которое описывает комбинацию из трех социальных установок — подчинение официальным, признанным обществом авторитетам; поддержка устоявшихся общественных традиций и социальных институтов; агрессия, направленная против групп или отдельных людей и легитимизированная авторитетным лицом. По мнению Б.Альтемейера и С.Мак-Ферланда, тип «право-авторитарной личности» обычно соответствует рядовому последователю (адепту) социального движения, в то время как для его лидеров характерна ориентация на социальное доминирование.
Кроме того, в психологии есть и другое понятие авторитарности – авторитарность, основанная на традиционных ценностях. Как правило, это убеждение человека в том, что традиционные ценности (например, послушание детьми своих родителей) должны передаваться из поколения в поколение. В то время как другие ценности (например, воспитание детей свободными и независимыми личностями) должны игнорироваться в пользу поддержки традиционных ценностей.
Для изучения описанных видов авторитаризма разработаны специальные тесты, результаты которых говорят не столько о политических убеждениях опрошенного, сколько о его личностных качествах. Например, право-авторитарные личности могут иметь как правые, так и левые политические взгляды. И хотя правый авторитаризм в значительной степени коррелирует с консерватизмом в политике, не все правые авторитарии — консерваторы. Многие из них не интересуются политикой вообще.
Шкала авторитаризма правого толка Б.Альтмейера (в адаптации Н.А.Дьяконовой) включала в себя 30 утверждений направленных на изучение различных сторон авторитаризма (авторитарное подчинение, авторитарную агрессию и конвенционализм). Например, такие утверждения — «Самые скверные люди в нашей стране — это те, кто не уважает наш флаг, наших политиков и традиции»; «Если ребенок перестает уважать авторитеты и вести себя как следует, задача родителей вернуть его на путь истинный». Тестируемому предлагалось выразить степень своего согласия по 9-бальной шкале Лайкерта (от «Полностью не согласен» до «Полностью согласен»). Полученный испытуемым наименьший балл (min=30) на этой шкале показывает отсутствие авторитарных установок в поведении личности, а наибольший балл (max=270), напротив, его стремление к авторитарности.
Шкала авторитаризма, основанного на традиционных ценностях, включала в себя 5 противоположных пар утверждений. Например, А — «Детей необходимо учить поступать так, как это принято в обществе, даже если им это не всегда нравится»; Б — «Детей необходимо поощрять в различных способах самовыражения, даже если родителям это не всегда нравится»). Тестируемым предлагалось выбрать один из 5 вариантов ответа (от «Точно А» до «Точно Б»). Полученный испытуемым наименьший балл (min=5) на этой шкале, показывает низкую значимость для личности традиционных ценностей, а наибольший балл (max=25), напротив, их высокую значимость для человека.
В проведенном «Гласом Рунета» онлайн тестировании приняли участие 1125 респондентов, представляющих активную (недельную) аудиторию Рунета. Среди них 601 мужчина и 524 женщины в возрасте от 15 до 80 лет (среднее значение возраста респондента — 46,42 года, стандартное отклонение — 12,47 лет).
Низкий уровень правого авторитаризма выявлен всего у 6% респондентов. Большинство же респондентов (72%) продемонстрировали средний уровень правого авторитаризма. Чуть меньше трети (22%) опрошенных имеют высокий уровень правого авторитаризма. Для мышления правых авторитариев характерны логические ошибки и двоемыслие, они склонны некритично воспринимать любую информацию, подтверждающую их убеждения, предпочитают силовые решения проблем, плохо способны к сотрудничеству, поддерживают националистические идеи и религиозный фундаментализм. Право-авторитарные личности, как правило, либо агрессивные индивидуалисты, стремящиеся к доминированию в обществе, либо не менее агрессивные коллективисты, стремящиеся встроиться в существующую иерархию и поддерживать ее.
Анализ ответов на отдельные вопросы показал, что 66% опрошенных для того, чтобы исправить то, что происходит в России, определенно требуется воздействие «сильной руки», ужесточение мер в отношении к нарушителям спокойствия и представителями девиантных групп, но 24% с этим не согласились. Около 62% опрошенных не поддерживают отказ от традиционной структуры семьи, в которой отец является главой, а в детях воспитывается безоговорочное подчинение авторитету, и только 24% готовы к такому повороту событий. Около 70% не выражают толерантного отношения к гомосексуализму, 59% не считают важной защиту прав меньшинств и радикалов, а 51% не допускают послаблений в системе наказаний для наркоманов.
Около 62% опрошенных считают задачей родителя — вернуть ребенка «на путь истинный», если он не понимает на кого надо ориентироваться и кого слушаться и уважать. И только 9% опрошенных не согласились с такой позицией. Около 66% в рамках «свободы слова» не допускает произнесение публичных речей и написание текстов, призывающих к свержению правительства. Около 69% видит национальную угрозу в лице тех, кто хочет подорвать их религию, патриотизм и традиционный образ жизни.
С другой стороны, 52% опрошенных не считают главной задачей воспитание детей в духе подчинения и уважения авторитетов и властей. Около 68% готовы прощать бунтарские идеи у молодежи как неизбежную ступень их личностного развития. Около 75% считают, что лучше относиться к инакомыслящим с интересом, так как новые идеи – залог прогрессивных изменений. Утверждение о том, что «радикалы» и «безбожники» менее опасны, чем представители власти, которые оценивают себя не адекватно, поддержали 54%, а не поддержали — 11% опрошенных респондентов.
Теперь обратимся к результатам второго теста, который направлен на изучение авторитаризма, основанного на традиционных ценностях. В паре высказываний — «Дети должны поощряться за критическую оценку норм и традиций общества» и «Одна из основных целей образования и воспитания – следовать традициям и нормам общества» — 51% опрошенных считают, что детей следует воспитывать в духе следования общественным традициям и нормам. Около 33% считают важным соблюдать в воспитании разумный баланс между поощрением за критику и воспитанием в стиле следования традициям и нормам общества. И только 17% респондентов согласны с установкой на поощрение детей, которые критически оценивают нормы и традиции общества. Около 46% считает, что важнейшими ценностями, которые необходимо воспитывать в детях, являются любовь и уважение к своим родителям, лишь 15% ставят во главу угла развитие в детях независимости и самостоятельности, а 40% предлагают искать золотую середину.
Однако в паре высказываний – «Мы должны учить детей быть независимыми и мыслить свободно» и «Послушание власти и уважение к ней являются важнейшими качествами личности, которым дети должны учиться» – лишь 11% сочли, что послушание власти и уважение к ней являются важными качествами личности, а учить детей быть независимыми и мыслить свободно предпочли бы 60% опрошенных. По мнению 51% опрошенных, если бы в головы некоторых людей не приходили «бунтарские» идеи, развитие человечества шло бы не так интенсивно.
В большинстве случаев пользователи Рунета проявляют средний уровень авторитаризма (в том числе, 72% «правого», а 66% — «консервативного» толка), а именно — считают, что традиционное воспитание, поддержка мнения официальных властей, принятия и разделение позиции большинства являются необходимыми «духовными скрепами» современного общества. При этом большинство опрошенных считает, что к действующей власти надо проявлять уважение и почитание, но в тоже время необходимо критиковать ее и учить этому своих детей.
Высокий уровень авторитаризма выражается не столько в склонности 22% опрошенных к правому авторитаризму, который от фашизма отделяет лишь тонкая малозаметная черта, сколько в приверженности 32% авторитаризму, основанному на национальной традиции. Наконец, низкий уровень авторитаризма в любом его измерении демонстрирует весьма незначительная (2-6%) доля опрошенных.