Различия между тоталитарной и демократической системами

0
353

Характеристика и особенности тоталитарного, демократического политического режима. Основные признаки демократического политического режима. Описание и сравнительный анализ политических режимов, процесс проникновения органов власти в структуры общества.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство образования Республики Беларусь

«Витебский государственный технологический университет»

Кафедра «Социально-гуманитарных дисциплин»

«Основы идеологии белорусского государства»

«Различия между демократической и тоталитарной системами»

Бездель Вероника Евгеньевна

1. ТИПЫ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕЖИМОВ

1.1 Тоталитарный политический режим

1.2 Демократический политический режим

2. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕЖИМОВ

Понятие «политический режим» — одно из общепринятых в современной политологии. Его применяют относительно характеристики способов, форм, средств и методов реализации политической власти, оценивания сущности государства.

Сегодня нет четкого определения понятия «политического режима», однако можно выделить ряд основных толкований:

— система средств и методов осуществления политической власти;

— модель, форма взаимодействия государственно-властных структур и населения;

— совокупность характерных для определенного типа государства политических отношений, средств и методов реализации власти, имеющихся отношений между государственной властью и обществом, господствующих форм идеологии, социальных и классовых взаимоотношений, состояния политической культуры общества.

Именно политические режимы проводят и отражают определенную государственную политику, вырабатывают и осуществляют тот или иной политический курс, проводят конкретную линию поведения государства во внутри- и внешнеполитической сферах.

При анализе политических режимов рассматривают следующие величины:

· процедура и способ организации властных институтов и непосредственное осуществление власти;

· характер партийной системы;

· роль групп давления и интересов в обществе;

· отношениями между политической властью и гражданами.

Для определения политического режима необходимо сопоставление конституционных и правовых норм с реальной политической жизнью, провозглашенных целей — с действительной политикой, проводимой в государстве.

Характеристики и особенности политических режимов политология изучала на протяжении нескольких десятилетий. В настоящее время она сосредоточивается преимущественно на философско-политических аспектах внутренней эволюции конкретных режимов и процедуры перехода от одного режима к другому.

Описание и сравнение конституционных порядков различных стран и их избирательных законов, соотнесение сложившихся в тех или иных государствах прав законодательных и исполнительных органов, действующих традиций и стереотипов в общественном мнении, а также анализ других компонентов организации политической власти в различных странах позволили выделить множество типов политических систем. Самой распространенной является классификация режимов на:

1. ТИПЫ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕЖИМОВ

1.1 Тоталитарный политический режим

Тоталитарный политический режим — общественно-политическая система, которая ради определенных целей своих создателей стремится к полному (тотальному) контролю над всей жизнью общества и всеми сторонами жизни каждого индивида.

В политический лексикон термин «тоталитаризм» (от лат. totalis — весь, целый, полный) впервые ввел в 1925 г. Б. Муссолини для характеристики своего движения. В 30-е годы одним из первых ученых, использовавших понятие «тоталитаризм», был немецкий философ и политолог К. Шмидт. Позже понятие прочно вошло в политологию и до сих пор служит для обозначения режимов (как фашистских, так и коммунистических), стремящихся к полному, тотальному политическому контролю над жизнью общества в целом и каждого гражданина в отдельности.

Некоторые исследователи (Ф. Хайек, а за ним К. Ясперс) видели истоки тоталитаризма прежде всего в системе планирования, государственного регулирования экономических процессов, пришедшей на смену свободной конкуренции. Технический прогресс, автоматизация процесса управления, создание невиданной прежде системы массовых коммуникаций порождали иллюзию, что все процессы экономики, а вслед за ней и общественно-политической жизни, можно подчинить единому централизованному руководству, одной коллективной цели, не оставляя места для индивидуальной свободы и автономии.

К. Фридрих и З. Бжезинский в работе «Тоталитарная диктатура и автократия» выделили основные признаки тоталитарного режима:

· наличие официальной тотальной идеологии, главной задачей которой является узаконение политического режима и его курса;

· монополия одной партии на власть, не ограниченная никаким законом и даже уставом самой партии. Недопущение любого идеологического инакомыслия и политической оппозиции;

· срастание партийного и государственного аппарата, когда во главе партии и государства стоят одни и те же лица, имеющие безграничную власть;

· осуществление идеологической пропаганды при помощи массовых народных шествий, военных и спортивных парадов. Целью такой пропаганды является мобилизация народа в поддержку существующего режима;

· в экономической сфере тоталитаризм строится на монопольном контроле партийно-государственного аппарата над производством и экономикой в целом, на централизованном плановом руководстве и управлении хозяйственной деятельностью;

· создание системы тотального полицейского контроля для всеобщего устрашения, использование методов морального и физического принуждения, а также террор.

Общим для всех тоталитарных режимов является то, что они функционируют в соответствии с принципом — «запрещено все, кроме того, что приказано властью».

Названные черты в большей или меньшей степени присущи всем тоталитарным государствам. Однако при этом можно выделить несколько разновидностей тоталитаризма: коммунизм, фашизм, национал-социализм.

Исторически первой и классической формой тоталитаризма стала его казарменно-коммунистическая модель, которая предполагала полное уничтожение частной собственности, абсолютную власть государства во всех без исключения сферах жизни общества, включая образование, средства массовой информации, частную жизнь граждан. Тоталитаризм в его так называемой коммунистической форме оказался наиболее живуч. В середине 20 века этот строй испытала на себе примерно треть населения земного шара, а в ряде стран он существует еще и сегодня.

Вторая разновидность тоталитаризма — фашизм, который впервые был установлен в Италии в 1922 году. Итальянский фашизм выступал не столько за радикальное преобразование всего общества в соответствии с идеологической утопией, сколько за возрождение Римской империи, очищение «народной души», установление твердой государственной власти.

Третья форма тоталитаризма — национал-социализм. Как общественный строй он возник в Германии в 1933 году. Национал-социализм имеет много общего со сталинизмом — оба развивались на идее социализма, на вере в возможность создания общества социальной гармонии, и даже обращение «товарищ» было для них общим. В то же время в национал-социализме место класса занимает нация, место классовой ненависти — национальная и расовая, агрессивность национал-социализма направлена не против собственных граждан (как при сталинизме), а против других народов.

Таким образом, политические системы тоталитарного типа обладают высокой способностью мобилизации ресурсов и концентрации усилий для достижения общественно значимых целей, например, обеспечение индустриализации или военное строительство. Они эффективны в период войн. Однако такие системы слабо приспособлены к развитию общества, требующего изменений в различных сферах жизни. Тоталитаризм не имеет исторической перспективы. За счёт бесконтрольного использования внутренних ресурсов тоталитарное государство истощает себя.

тоталитарный демократический политический власть

1.2 Демократический политический режим

Слово «демократия» (от греч. Demos и kratos — народовластие) одно из самых популярных в современном мире. Впервые оно встречается у Геродота, который видел в демократии особую форму государственной власти, разновидность организации государства, где власть принадлежит не одному лицу и не группе, а всем гражданам, пользующимся равными правами. Классическое определение демократии дал А. Линкольн: «Демократия — правление народа, избранное народом, для народа».

Демократический политический режим — это форма организации общественно-политической жизни, основанной на принципах равноправия его членов, периодической выборности органов государственного управления и принятия решений в соответствии с волей большинства.

В настоящее время все чаще используют термин «либеральная демократия», который характеризует открытый и включающий политический режим. Согласно Роберту Далю существует целый ряд признаков либеральной демократии:

· эффективное политическое участие граждан;

· их равенство по отношению к процессу принятия политических решений (равное голосование);

· возможность получать достоверную политическую информацию и, следовательно, делать выбор самостоятельно и со знанием дела («просвещенное понимание»);

· механизм контроля граждан над политической повесткой дня;

· включенность в жизнь общества.

Основными признаками демократического политического режима являются:

— признание суверенитета народа, воли большинства в качестве источника государственной власти;

— наличие конституции, которая закрепляет полномочия органов власти и управления, механизм их формирования;

— определен правовой статус личности на основе принципа равенства перед законом;

— соблюдение принципа разделения властей;

— свободная деятельность политических и общественных организаций;

— доминирование методов убеждения, согласования, компромисса, приоритет правовых методов смены власти;

— обязательная выборность органов власти;

— разграничение государственной сферы и сферы гражданского общества;

— экономический и политический, идеологический плюрализм (запрещения касаются лишь античеловеческих идеологий).

Демократический государственно-политический режим характеризуется приверженностью не только демократическим целям и ценностям, но и достаточно полному и последовательному использованию соответствующих способов и методов их достижения в процессе осуществления государственной власти.

Политологи выделяют следующие модели демократии:

1. классическая либеральная (представительная) либеральная представляет собой механизм, обеспечивающий защиту граждан от произвола властей и незаконных действий других людей. Теоретики данной модели полагали также, что прямая демократия может привести к тирании большинства, при которой права остальных могут нарушаться от имени народа. Слабости либеральной демократии: социально-классовая ограниченность; ограниченность сферы демократии и политического участия граждан; уменьшение роли государства в управлении обществом; игнорирование принадлежности человека к различным социальным группам и т.д.;

2. плюралистическая модель исходит из принципа, что творцом политики являются социальные группы, отношения между которыми формируют интересы, ценности и мотивы политической деятельности. Назначение демократии, по мнению сторонников этой модели, состоит в предоставлении всем гражданам права открыто выражать своё мнение, в достижении баланса интересов разных социальных групп, в предотвращении возможных конфликтов. Недостатки этой модели: преувеличение участия граждан в политическом процессе; недостаточный учёт или игнорирование неравенства политического влияния различных общественных организаций и т.д.;

3. коллективистская модель отрицает автономию личности и признаёт приоритет народа в осуществлении власти. В.И. Ленин полагал, что демократия — это признающее подчинение меньшинства большинству государство, т.е. организация для систематического насилия одного класса над другим;

4. индивидуалистическая модель: главная идея — автономия личности, её первичность по отношению к государству. При такой модели создаются институциональные и правовые гарантии для индивидуальной свободы человека, предоставляются возможности для выбора образа жизни;

5. партиципаторная модель подразумевает обязательное исполнение гражданами функций по управлению делами общества и государства на всех уровнях. Главными механизмами партиципаторной демократии являются референдумы, инициативы, отзывы. Критики этой модели демократии утверждают, что широкая политизация общества ведёт к тоталитаризму или популистскому авторитаризму; кроме того, при такой форме правления наблюдается низкая эффективность принимаемых решений вследствие некомпетентности субъектов политики и т.д.

Однако, не смотря на все достоинства демократии, многие мыслители предупреждали о её недостатках. Платон, например, говорил, что демократия — самая коррумпированная форма правления после тирании. Гёте писал: «Ничего так не отталкивает, как большинство, ибо оно состоит из кучки сильных лидеров, их плутов, которые приспосабливаются, из слабых, которые ассимилируются, и из массы, которая движется за ними, не имея ни малейшего представления о том, чего она хочет».

Очевидно, что демократии в чистом виде не бывает, однако она остаётся самой лучшей известной формой правления.

2. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕЖИМОВ

Для начала анализа форм политических режимов необходимо определить критерии сравнения. Проследим, как и посредством каких механизмов различные режимы осуществляют свою власть в обществе:

1. Организация структуры правления:

В тоталитарных режимах государство контролирует все сферы жизни общества. Господствует одна партия, сращённая с государственным аппаратом. Такая партия обладает строгой иерархией, стоит над правительством.

В демократических политических режимах государственные органы подконтрольны и ответственны перед выборными учреждениями. Признаётся суверенитет народа, воля большинства в качестве источника власти. Руководители избираются и отвечают за свои действия перед гражданами. Наличие развитой дву- или многопартийности. Демократия подразумевает конкуренцию интересов и мнений.

2. Ограничение деятельности правящих структур:

При тоталитарном режиме деятельность государственного аппарата и правящей партии неподконтрольна гражданам, они никак не влияют на принятие политических решений и политический процесс.

В демократических обществах государство ставит своей целью обеспечение и защиту интересов и прав граждан. Так как все органы являются выборными, то у граждан есть возможность контролировать их деятельность посредством разнообразных институтов (к ним можно отнести политические партии, различные общественные организации, конституционные и правовые гарантии и т.д.).

3. Ответственность правящих структур:

При тоталитаризме государственные лидеры и партийная элита принимают решения самостоятельно и не несут никакой ответственности за их последствия перед гражданами.

Демократия же подразумевает наличие эффективной системы контроля и надзора за деятельностью государственных органов. Государство несет ответственность перед международным сообществом, перед народом, перед частными лицами за проводимую политику.

4. Проникновение органов власти в структуры общества:

При тоталитарном режиме государство стремится контролировать все сферы жизни общества: контроль над экономической жизнью необходим для укрепления собственной материальной базы, для свободного распоряжения сырьём и ресурсами; наличие официальной идеологии, направленной на поддержку режима и мобилизацию масс; контроль над политической сферой.

Воздействие органов власти на общество при демократии существенно ограничено. Доминируют методы убеждения, согласования, компромисса. В демократических режимах развито гражданское общество — это тип общества, в котором имеется и постоянно расширяется область свободного волеизъявления людей, где компетенция государственного вмешательства в их деятельность ограничена. Это комплекс частных лиц, их добровольных ассоциаций и институтов, взаимодействие которых регулируется гражданским правом и которые как таковые прямо не зависят от самого государства.

В основе тоталитарного политического режима лежит официальная идеология, которая рисует некое идеальное будущее, пути его достижения, объясняет место и роль лидера или правящей группы в построении нового порядка, ставит своей целью легитимацию установленного политического режима и его курса.

В демократических государствах ни одна идеология не признаётся в качестве официальной. Провозглашается принцип плюрализма, содействующий существованию многообразия политических сил с конкуренцией между ними за представительство в органах государственной власти. Он предполагает легальное столкновение интересов, дискуссии между сторонниками различных точек зрения. Необходимыми условиями для существования политического плюрализма являются свобода слова и свобода СМИ, многопартийная система, политическая оппозиция, свободные выборы, парламентаризм, независимые от государства общественные организации.

6. Наличие политических партий:

При тоталитаризме господствует одна политическая партия, имеющая монопольное право на политическую деятельность. Такая партия имеет строгую иерархию, её члены занимают все важнейшие посты в государстве. Эта партия придаёт своей идеологии статус официальной. Отсутствует легальная оппозиция, терпимость к политическому инакомыслию.

Неотъемлемой частью политической системы современного демократического общества являются политические партии. Демократия подразумевает соревнование политических партий, существование на законных основаниях политической оппозиции.

7. Обеспечение прав и свобод индивидов:

При тоталитарном политическом режиме отсутствует правовое государство и гражданское общество, права и свободы человека носят формальный характер, полностью отсутствуют гарантии их реализации. Игнорируются личные цели и интересы ради общих целей режима. Существует система тотального полицейского контроля, предназначенная для всеобщего устрашения и подавления населения. Для его осуществления режим использует органы безопасности, милиции, полиции и др. (КГБ, НКВД, гестапо), способные обеспечить надзор за людьми и использующие насильственные методы морального и физического принуждения.

В демократических режимах провозглашаются и обеспечивается основные демократические права и свободы, равенство граждан перед законом, равное право на участие в политической жизни страны и управлении государством.

1. Авторитарный политический режим // Политический словарь. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.mirslovarei.com.

2. Арон, Р. Демократия и тоталитаризм / Р. Арон.- Минск: Текст, 2003. — 510 с.

3. Бенетон, Ф. Введение в политическую науку / Ф. Бенетон. — М: Издательство «Весь Мир», 2002. — 368 с.

4. Божанов, В.А. Политология: мир современной политики / В.А. Божанов. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство деловой и уч. лит-ры, 2008. — 320 с.

5. Даль, Р. О демократии / Даль. Р. — М.: Аспект-пресс, 2000. — 208 с.

6. Тоталитарный политический режим // Политический словарь. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.mirslovarei.com.

7. Фридрих, К. Тоталитарная диктатура и автократия / З. Бжезинский, К. Фридрих. — М.: ИНИОН, 1993. — 438 c.

8. Цыганков, А. Современные политические режимы: структура, типология, динамика / А. Цыганков. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.gumer.info/политология.

9. Шмиттер, Ф. Угрозы и дилеммы демократии / Ф. Шмиттер. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.old.russ.ru.

Подобные документы

Понятие политического режима как способа организации политической системы. Два основных вида политических режимов: демократия и антидемократия. Признаки тоталитарного и авторитарного политического режимов. Базовые принципы демократического режима власти.

презентация [503,0 K], добавлен 18.11.2015

Сущность и основополагающие черты политического режима, его особенности и принципы построения. Разнообразие политических режимов в современном мире, их отличительные признаки и направленность. Характеристика и виды демократического политического режима.

реферат [13,7 K], добавлен 22.11.2009

Классификация политических режимов как совокупности видов отношений между властью и обществом. Отличие политического режима от вида и формы государственного устройства. Характеристика демократического, авторитарного и тоталитарного политических режимов.

курсовая работа [58,3 K], добавлен 26.01.2012

Политический режим как упорядоченное взаимодействие структур политической системы, его классификация и типологизация, разновидности и отличительные признаки. Характеристика тоталитарного, авторитарного и демократического политического режима государства.

реферат [22,6 K], добавлен 25.10.2009

История развития политических системы и раскрытие сущности политического режима как формы правления в государстве. Отличительные особенности демократического, тоталитарного и авторитарного политических режимов. Основные принципы и формы демократии.

презентация [1,2 M], добавлен 23.10.2014

Особенности и специфика политического режима, отличие этого понятия от формы правления и формы государственного устройства. Характеристика основных политических режимов. Содержание тоталитарного, авторитарного и демократического режимов, их особенности.

реферат [28,8 K], добавлен 24.03.2011

Понятие и типология политических режимов. Тоталитарный, авторитарный и демократический политические режимы. Теория тоталитаризма. Основные признаки авторитаризма. Децентрализация, рассредоточение власти. Особенности демократического политического режима.

лекция [19,0 K], добавлен 15.11.2008

Демократический режим, его характеристика. Характеристика демократии и диктатуры. Антидемократические режимы, их особенности. Сравнительная характеристика авторитарного, тоталитарного и демократического режимов. Процесс распада тоталитарных режимов.

реферат [30,8 K], добавлен 24.05.2013

Признаки политического режима. Описание его основных компонент — принципа легитимности, структуры институтов, партийных и избирательных систем. Сравнительные характеристики демократического, авторитарного и тоталитарного методов управления государством.

курсовая работа [85,0 K], добавлен 09.12.2010

Определение понятия «политический режим» и его компонентов. Взаимоотношения между парламентом, правительством и электоратом. Возникновение и признаки тоталитаризма. Авторитарный режим, его сущность. Характеристика демократического политического режима.

курсовая работа [132,5 K], добавлен 20.08.2014

Работы в архивах красиво оформлены согласно требованиям ВУЗов и содержат рисунки, диаграммы, формулы и т.д.
PPT, PPTX и PDF-файлы представлены только в архивах.
Рекомендуем скачать работу.