Промежуточная аттестация

0
139

Вариант № 3204446, учитель Александр Меркулов

1. 1. 1. 1. Запишите слово, пропущенное в таблице.

Теоретический -опирается на абстрактное мышление, заключается в отражении явлений и происходящих процессов внутренних связей и закономерностей, которые достигаются методами обработки данных, полученных от эмпирических знаний..

Единственно верным ответом является: теоретический.

2. 2. 2. 2. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.

Все представленные понятия — это отрасли публичного права.

3. 3. 3. 3. Ниже приведён перечень характеристик. Все они, за исключением двух,

относятся к признакам государства любого типа.

1) суверенитет ; 2) наличие определённой территории ; 3) приоритет прав и свобод человека ; 4) право устанавливать и собирать налоги ; 5) публичный характер власти ; 6) установление и реализация принципа разделения властей .

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

3 и 6 относятся только к правовому демократическому. Остальное верно к государствам любого типа.

4. 4. 4. 4. Выберите верные суждения о формационном подходе к изучению общества и запишите цифры, под которыми они указаны.

Цифры укажите в порядке возрастания.

1) Формационный подход к изучению общества был наиболее полно сформулирован К. Марксом и Ф. Энгельсом.

2) В рамках формационного подхода ведущая роль в развитии общества отводится идеологическим и культурным фактором.

3) Формационный подход описывает развитие общества как движение от более низкой к более высокой ступени.

4) Формационный подход предполагает всеобщий характер законов общественного развития.

5) Формационный подход делает акцент на уникальности и многообразии различных географических и исторических форм общества.

Формационный подход — история рассматривается в качестве единого поступательного развития, в котором выделяются общие для всех народов стадии. Сформулирован Марксом и Энгельсом.

1) Формационный подход к изучению общества был наиболее полно сформулирован К. Марксом и Ф. Энгельсом — да, верно.

2) В рамках формационного подхода ведущая роль в развитии общества отводится идеологическим и культурным фактором — нет, неверно.

3) Формационный подход описывает развитие общества как движение от более низкой к более высокой ступени — да, верно.

4) Формационный подход предполагает всеобщий характер законов общественного развития — да, верно.

5) Формационный подход делает акцент на уникальности и многообразии различных географических и исторических форм общества — нет, неверно.

5. 5. 5. 5. Установите соответствие между статусными характеристиками и видами социальных статусов: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А) женщина — предписанный статус.

Б) высшее образование — приобретённый статус.

В) 30 лет — предписанный статус.

Г) менеджер — приобретённый статус.

Д) мать двоих детей — приобретённый статус.

6. 6. 6. 6. Найдите в приведённом ниже списке признаки искусства как формы (области) духовной культуры. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) познание мира с помощью слова, цвета и звука

2) значимость художественного вымысла

3) образность и наглядность

4) получение достоверной картины мира

5) изучение закономерностей развития мира

6) объективность отражения реального мира

Произведения искусства являются ценными источниками информации о сложных общественных процессах. Разумеется, не все в окружающем мире интересует искусство, а если и интересует, то в разной степени, да и сам подход искусства к объекту своего познания, ракурс его видения весьма специфичны по сравнению с другими формами общественного сознания.

1) познание мира с помощью слова, цвета и звука — да, верно.

2) значимость художественного вымысла — да, верно.

3) образность и наглядность — да, верно.

4) получение достоверной картины мира — нет, неверно.

5) изучение закономерностей развития мира — нет, неверно.

6) объективность отражения реального мира — нет, неверно.

7. 7. 7. 7. Выберите верные суждения о роли государства в рыночной экономике и запишите цифры, под которыми они указаны. Цифры укажите в порядке возрастания.

1) поддержание рыночной конкуренции и защита прав потребителей

2) распределение средств производства между отраслями на основании долговременных приоритетов

3) предоставление общественных товаров и услуг

4) установление и обеспечение соблюдения правовых основ экономики и защита частной собственности

5) осуществление централизованного распределения и снабжения

Государство в рыночной экономики не допускает появления монополий, защищает права потребителей, предоставляет общественных товаров и услуг, обеспечивает соблюдение правовых основ экономики и защиту частной собственности.

1) поддержание рыночной конкуренции и защита прав потребителей — да, верно.

2) распределение средств производства между отраслями на основании долговременных приоритетов — нет, неверно.

3) предоставление общественных товаров и услуг — да, верно.

4) установление и обеспечение соблюдения правовых основ экономики и защита частной собственности — да, верно.

5) осуществление централизованного распределения и снабжения — нет, неверно.

8. 8. 8. 8. Установите соответствие между факторами спроса и предложения и их примерами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) уровень доходов населения

В) технология производства

Г) потребительские предпочтения

Д) число продавцов на рынке

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

Факторы спроса: ценовые и неценовые. К ним относятся: вкусы потребителей, число потребителей на рынке, доходы потребителей, потребительские ожидания изменения цен и доходов, цены на взаимосвязанные товары (автомобиль-бензин), цены на взаимозаменяемые товары (кофе-чай), культурные традиции, обычаи.

Факторы предложения: ценовые и неценовые. К ним относятся: цены на ресурсы, технологии производства, налоги, дотации, цены на другие товары, ожидание изменения цен, число продавцов на рынке.

А) уровень доходов населения — фактор спроса.

Б) цены на сырье — фактор предложения.

В) технология производства — фактор предложения.

Г) потребительские предпочтения — фактор спроса.

Д) число продавцов на рынке — фактор предложения.

9. 9. 9. 9. Поставку продуктов питания в магазины города Р осуществляет множество компаний, в число которых входят как крупные производители‚ так и отдельные фермерские хозяйства. Найдите в приведённом ниже списке характеристики данного рынка и запишите цифры, под которыми они указаны.

3) чистая (совершенная) конкуренция

1) рынок информации — нет, неверно.

2) дефицит продукции — нет, неверно.

3) чистая (совершенная) конкуренция — да, верно, множество компаний.

4) рынок товаров — да, верно, продукты питания.

5) местный рынок — да, верно, город Р.

6) олигополия — нет, неверно.

10. 10. 10. 10. На графике изображено изменение спроса туристи-

ческих путёвок в страну А на потребительском рынке страны В: кривая спроса переместилась из положения D в положение D1. (На графике P – цена товара; Q – количество товара.) Какие из перечисленных факторов могут вызвать такое изменение? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) политическая нестабильность в стране А

3) приближение туристического сезона

4) активная реклама внутреннего туризма в стране В

5) удешевление авиабилетов по данному направлению

-число потребителей на рынке

-потребительские ожидания изменения цен и доходов

-цены на взаимосвязанные товары ( автомобиль-бензин)

-цены на взаимозаменяемые товары ( кофе-чай)

-культурные традиции, обычаи.

Взаимосвязанные товары – комплементы товары, которые не могут существовать друг без друга

Взаимозаменяемые товары –субституты группа товаров, которые удовлетворяют аналогичные потребности.

11. 11. 11. 11. Выберите верные суждения о видах социальных санкций и запишите цифры, под которыми они указаны. Цифры укажите в порядке возрастания.

1) Выдача премии менеджеру за перевыполнение плана продаж — пример неформальной социальной санкции.

2) Общественное осуждение человека за поведение, противоречащее моральным нормам, относится к неформальным негативным санкциям.

3) Предусмотренное законом наказание за нарушение правовых норм — это формальная позитивная санкция.

4) Аплодисменты исполнителю оперной арии — пример позитивной социальной санкции.

5) Штраф — пример формальной социальной санкции.

Социальные санкции — средства поощрения или наказания, стимулирующие людей соблюдать социальные нормы. Виды социальных санкций: по степени интенсивности (жесткие, мягкие), по типам (формально позитивные, формально негативные, неформально позитивные, неформально негативные).

1) Выдача премии менеджеру за перевыполнение плана продаж — пример неформальной социальной санкции — нет, неверно.

2) Общественное осуждение человека за поведение, противоречащее моральным нормам, относится к неформальным негативным санкциям — да, верно.

3) Предусмотренное законом наказание за нарушение правовых норм — это формальная позитивная санкция — нет, неверно.

4) Аплодисменты исполнителю оперной арии — пример позитивной социальной санкции — да, верно.

5) Штраф — пример формальной социальной санкции — да, верно.

12. 12. 12. 12. Выберите верные суждения об авторитарном политическом режиме.

1) Авторитарный режим всегда устанавливается в результате насильственного захвата политической власти.

2) При авторитарном режиме не соблюдаются или существенно ограничиваются политические права и свободы граждан.

3) Авторитарный режим может существовать в государствах как с монархической, так и с республиканской формами правления.

4) При авторитарном режиме оппозиция подвергается ограничениям и преследованиям со стороны действующей власти.

5) Авторитарные режимы впервые появляются в XX веке.

1) Авторитарный режим всегда устанавливается в результате насильственного захвата политической власти — нет, неверно, не всегда.

2) При авторитарном режиме не соблюдаются или существенно ограничиваются политические права и свободы граждан — да, верно.

3) Авторитарный режим может существовать в государствах как с монархической, так и с республиканской формами правления — да, верно.

4) При авторитарном режиме оппозиция подвергается ограничениям и преследованиям со стороны действующей власти — да, верно.

5) Авторитарные режимы впервые появляются в XX веке — нет, неверно, пример тому Российская империя.

13. 13. 13. 13. В соответствии с Конституцией страна Z — унитарное государство, в котором верховная власть принадлежит единоличному правителю — монарху. Какие из приведённых признаков характеризуют форму правления в стране Z? Запишите цифры, под которыми они указаны. Цифры укажите в порядке возрастания.

1) Верховная власть может передаваться по наследству.

2) Монарх является символом государственности.

3) Законодательные акты подписываются монархом.

4) Государство состоит из объединившихся на добровольной основе административно-территориальных образований, сохранивших свои органы власти.

5) Государство контролирует все сферы общественной жизни.

6) Глава государства избирается парламентом.

Унитарное государство — вся полнота власти сосредоточена в центре, на места делегируются лишь административные полномочия (местные налоги). Единая территория, единый госбюджет, единая система высших органов власти, единая Конституция, судебная система, гражданство. Монархия — форма правления, при которой верховная власть передается по наследству, не является производной от какой-либо другой власти, не ограничивается временными рамками.

1) Верховная власть может передаваться по наследству — да, верно.

2) Монарх является символом государственности — да, верно.

3) Законодательные акты подписываются монархом — да, верно.

4) Государство состоит из объединившихся на добровольной основе административно-территориальных образований, сохранивших свои органы власти — нет, неверно.

5) Государство контролирует все сферы общественной жизни — нет, неверно.

6) Глава государства избирается парламентом — нет, неверно.

14. 14. 14. 14. Что из перечисленного ниже относится в Российской Федерации к представительным органам государственной власти? Запишите цифры, под которыми они указаны. Цифры укажите в порядке возрастания.

1) Правительство Российской Федерации

4) Дума городского округа Самара

5) Законодательное собрание Пензенской области

К числу представительных государственных органов относятся законодательные учреждения и местные органы власти и самоуправления. Они формируются путем избрания их населением страны, действуют от его имени и ответственны перед ним.

1) Правительство Российской Федерации — нет, неверно.

2) Государственная дума — да, верно.

3) Совет Федерации — да, верно.

4) Дума городского округа Самара — да, верно.

5) Законодательное собрание Пензенской области — да, верно.

6) Прокуратура — нет, неверно.

15. 15. 15. 15. Найдите в приведённом ниже списке юридические факты, которые являются событиями. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) В результате землетрясения были разрушены десятки домов.

2) Гражданин К. перешёл дорогу в неположенном месте.

3) В результате падения дерева повреждён кузов машины.

4) По достижении 14 лет подросток имеет право на получение паспорта.

5) Супруги В. купили загородный дом в кредит.

6) Гражданин У. подал документы на вступление в наследство.

Юридические события происходят помимо воли людей.

1) В результате землетрясения были разрушены десятки домов — да, верно.

2) Гражданин К. перешёл дорогу в неположенном месте — нет, неверно.

3) В результате падения дерева повреждён кузов машины — да, верно.

4) По достижении 14 лет подросток имеет право на получение паспорта — да, верно.

5) Супруги В. купили загородный дом в кредит — нет, неверно.

6) Гражданин У. подал документы на вступление в наследство — нет, неверно.

16. 16. 16. 16. Установите соответствие между действиями, направленными на создание закона, и стадиями законотворческого процесса, на которых эти действия осуществляются: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

A) обращение в органы представительной государственной власти с предложениями по совершенствованию законодательства

Б) возбуждение перед законодательной инстанцией вопроса об изменении закона

B) заслушивание доклада о внесенном законопроекте

Г) чтения по законопроекту на заседании палат представительного органа

Д) внесение в законодательную инстанцию готового законопроекта

1) законодательная инициатива

2) обсуждение законопроекта

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

A) обращение в органы представительной государственной власти с предложениями по совершенствованию законодательства — законодательная инициатива.

Б) возбуждение перед законодательной инстанцией вопроса об изменении закона — законодательная инициатива.

B) заслушивание доклада о внесенном законопроекте — обсуждение законопроекта.

Г) чтения по законопроекту на заседании палат представительного органа — обсуждение законопроекта.

Д) внесение в законодательную инстанцию готового законопроекта — законодательная инициатива.

17. 17. 17. 17. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Под термином «__________»(А) в философии понимается процесс отражения объективной действительности в сознании человека. Учёные выделяют две его ступени. Одна из ступеней — _____________(Б) (эмпирический уровень) — характеризуется получением информации о предметах и явлениях окружающего мира с помощью органов чувств и проявляется в форме ______________(В), восприятия и представлений. Она является исходным пунктом освоения мира.

Другая ступень познавательного процесса – _________________(Г) (теоретический уровень) – обеспечивает постижение сущности предметов и явлений. Эту ступень отличает понятийный, абстрактно-теоретический (связанный только с мыслительной деятельностью) характер. К основным мыслительным операциям относятся ________(Д), синтез, сравнение, уподобление. В результате этих операций формируются понятия, суждения, ______________(Е)».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного Вами слова.

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

Правильной комбинацией является 365714

18. 18. 18. 18. Как автор объясняет связь обыденного и научного знания? Используя текст, приведите любые три объяснения.

Прочитайте текст и выполните задания 21—24.

Обыденное знание можно определить как всю совокупность знаний, полученных индивидом благодаря его жизненно-практическому опыту, которая не имеет строгой структуры и не требует для своего усвоения специальной подготовки, а также является общим достоянием всех членов общества и передаётся от поколения к поколению. Обыденное, или житейское, знание основано на повседневном опыте, хорошо согласовано со здравым смыслом и во многом с ним совпадает.

Если говорить о связи обыденного знания и науки, то следует отметить, что обыденное знание не стоит рассматривать только как антитезу научно- теоретическому знанию (мышлению), хотя в определённом смысле они, конечно же, противостоят друг другу. Во-первых, обыденное знание является неспециализированным, повседневным знанием, в то время как знание научное есть продукт специализированный, профессиональной формы человеческой деятельности. Во-вторых, обыденное знание, как правило, ограничивается констатацией фактов, явлений, а научное знание стремится исследовать закономерность, ориентируется на поиск нового.

Несмотря на то что обыденное знание ограничивается констатацией фактов, не объясняет их, как наука, тем не менее оно предполагает принадлежность субъекту, характеризующую своеобразие его мира потребностей и интересов, отражающих объективную реальность в той мере, в которой это значимо или возможно для субъекта. Данные виды знания тесно связаны между собой. Это объясняется тем фактом, что в настоящее время в формировании обыденного знания принципиальное значение имеет популяризация научных знаний, которые наполняют обыденное знание новыми смыслами. Благодаря популяризации научного знания происходит повышение общей информированности, интеллектуализация обыденного знания. Продукты научной деятельности, в свою очередь, могут стать всеобщим достоянием только в том случае, если они будут усвоены обыденным сознанием.

Конечно, на современном этапе своего развития наука далеко ушла от обыденного знания, но вместе с тем нельзя забывать, что исторически наука возникла из донаучного, то есть обыденного знания. Наука связана с этим знанием на начальной эмпирической стадии научного исследования и на уровне общемировоззренческих положений.

На основе текста могут быть приведены такие объяснения:

1) ответ на первый вопрос: закрытый и открытый типы:

1) оба вида знания предполагают принадлежность субъекту, характеризующую своеобразие его мира потребностей и интересов, отражающих объективную реальность в той мере, в которой это значимо или возможно для субъекта;

2) в формировании обыденного знания принципиальное значение имеет популяризация научных знаний, которые наполняют обыденное знание новыми смыслами / благодаря популяризации научного знания происходит повышение общей информированности, интеллектуализация обыденного знания;

3) продукты научной деятельности, в свою очередь, могут стать всеобщим достоянием только в том случае, если они будут усвоены обыденным сознанием;

4) исторически наука возникла из донаучного, то есть обыденного знания;

5) наука связана с обыденным знанием на начальной эмпирической стадии научного исследования и на уровне общемировоззренческих положений.

Объяснения могут быть приведены как в форме цитат, так и в форме сжатого воспроизведения основных идей соответствующих фрагментов текста.

Объяснения, не основанные на содержании текста, не засчитываются при оценивании

19. 19. 19. 19. Каковы, по мнению автора, источники обыденного знания? Укажите любые два источника. Укажите любую другую форму ненаучного знания, которая обогащает обыденное знание, и кратко поясните свой выбор.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) источники обыденного знания (ответ на вопрос):

— передаваемый опыт других поколений;

(Источники могут быть указаны в иных, близких по смыслу формулировках.)

2) другая форма ненаучного знания, например: религия;

3) пояснение, например: религия привносит в обыденное знание индивида определённую картину мира, ценности и жизненные установки.

(Может быть дано иное пояснение, названа и пояснена иная форма ненаучного знания.)

20. 20. 20. 20. Используя текст, назовите любые три различия обыденного и научного знания. Привлекая факты общественной жизни, проиллюстрируйте примером каждое из различий. (Пример засчитывается только в том случае, если в нём содержится сравнение обыденного и научного познания.)

В правильном ответе должны быть названы различия и приведены соответствующие примеры:

1) обыденное знание не требует для своего усвоения специальной подготовки, а для усвоения научного знания необходимо владеть языком науки, понимать её основы, методы и т.п. (например, даже ребёнок имеет представление о том, как пользоваться различными бытовыми приборами, а для работы учёного с лабораторным оборудованием необходимо владеть специальными знаниями);

2) обыденное знание основано на жизненном опыте, а научное знание приобретается в результате специально организованного, целенаправленного исследовательского процесса (например, для борьбы с кротами многие владельцы садовых участков кладут в кротовые ходы пахучие растения (чеснок, лук и т.п.); учёные выявили звуки, издаваемые кротами в случае опасности, и изготовили специальные устройства, генерирующие подобные звуки);

3) обыденное знание неспециализированное, а научное знание представлено в различных отраслях, группах наук (например, в народе принято считать, что перед дождём птицы летают низко; поведение птиц специально изучают учёные-орнитологи (одна из специальностей в рамках биологических наук));

4) обыденное знание, как правило, ограничивается констатацией фактов, явлений, а научное знание стремится исследовать закономерность (например, хозяйки знают, что очищенный картофель быстро темнеет; учёные установили, что потемнение очищенного картофеля связано с окислением содержащихся в нём органических веществ).

Различия могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках, в том числе в виде цитат соответствующих положений текста. На основе текста могут быть сформулированы иные различия.

Могут быть приведены другие примеры

21. 21. 21. 21. Используя обществоведческие знания и личный социальный опыт, выскажите три предположения о влиянии популяризации научных знаний на мировоззрение человека.

В правильном ответе могут быть высказаны следующие предположения:

1) популяризация научных знаний позволяет человеку сформировать реалистичную и современную картину мира;

2) популяризация научных знаний способствует отказу от некоторых мифологических представлений;

3) популяризация научных знаний способствует формированию научного мировоззрения человека;

4) популяризация научных знаний способствует формированию уважительного отношения к учёным и их деятельности, осознанию ценности науки.

Могут быть высказаны иные предположения

22. 22. 22. 22. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «истина»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о методах познания истины, и одно предложение, раскрывающее сущность абсолютной истины.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) смысл понятия, например: истина — это знание, соответствующее предмету познания (или адекватное отражение действительности в сознании человека);

(Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение или объяснение смысла понятия.)

2) одно предложение с информацией о методах познания истины, опирающееся на знание курса, например: К методам познания истины можно отнести наблюдение, эксперимент, моделирование и др.

(Может быть составлено другое предложение о двух и более методах познания истины.)

3) одно предложение, раскрывающее с опорой на знание курса сущность абсолютной истины, например: Абсолютная истина – это полное, исчерпывающее знание об объекте, явлении, процессе.

(Может быть составлено другое предложение, раскрывающее сущность абсолютной истины.)

Предложения должны быть сформулированы корректно, не содержать элементов, искажающих смысл понятия и/или его аспектов.

Предложения, содержащие сущностные ошибки, не засчитываются при оценивании.

23. 23. 23. 23. Назовите три особенности научного познания и проиллюстрируйте каждую из них примером.

В правильном ответе могут быть названы и проиллюстрированы примерами следующие особенности:

1) нацеленность на обнаружение объективных законов действительности (например, законы Кеплера, Архимеда);

2) целенаправленный и преимущественно рациональный путь познания со специфическими методами (например, сознательное выдвижение учёными гипотез, их проверка в ходе научного эксперимента, систематизация и анализ результатов);

3) доказательность, обоснованность полученных результатов (например, доказательства теорем в математике).

Могут быть приведены иные примеры различной степени конкретизации, названы и проиллюстрированы другие

24. 24. 24. 24. В стране Z основными отраслями экономики являются массовое промышленное производство и сфера услуг. Какая дополнительная информация позволит установить тип экономической системы страны 2? Сформулируйте три вопроса для получения необходимой дополнительной информации.

Могут быть сформулированы следующие вопросы:

1) Как решаются основные вопросы экономики?

2) Какие формы собственности являются преобладающими? Равноправны ли они?

3) Какова роль государства в экономической жизни страны?

Вопросы могут быть сформулированы иначе. Могут быть сформулированы другие вопросы

25. 25. 25. 25. Вам предстоит подготовить развёрнутый ответ по теме «Система права». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

3. Структура нормы права − основной единицы системы права