Каждый учитель должен знать специфические вредности своей профессии. А что обучение делает с учителем?
У педагогов возможны профессиональные изменения: не только рост, совершенствование, но и деструкции, деформация структуры личности в процессе педагогического труда. Деструкции порождают психическую напряженность, ухудшают самочувствие.
В книге Е.П.Ильина Психология для педагогов» описывается профессиональная деструкция педагога по Э.Э. Сыманюк:
* выученная беспомощность;
* профессиональный маргинализм;
* профессиональная стагнация.
Выученная беспомощность — это привычка жить, не оказывая сопротивления, не принимая ответственности на себя. При отсутствии настоящей связи между действиями педагога по отношению к учащимся, с самой работе и её результатам, он многократно убеждается в ненужности собственных действий и поступков. Этому же способствует авторитарный стиль руководства учебного заведения.
Симптомами являются пассивность,грусть, тревога, враждебность, когнитивные дефициты, пониженный аппетит, снижение иммунитета, снижение самооценки, Изменение нейрохимических процессов.
Профессиональный маргинализм.
По мнению Е.П. Ермолаевой, профессиональный маргинализм — это личностная позиция непричастности и ментальная непринадлежность к общественно-приемлемой для данной профессии профессиональной морали. Маргинал не принимает на себя ответственность за происходящее в школе, не разделяет гуманистические ценности. Характерными поведенческими признаками маргинализма являются: закрытость педагога в отношениях с коллегами, агрессивность, ложь как неосознанное искажение фактов, преувеличение своих заслуг, цинизм.
Профессиональная стагнация, по мнению Н.В.Кузьминой, — это снижение уровня профессиональной активности или полная её остановка. Стагнации способствует то, что педагог ежегодно преподает определенный учебный материал по относительно стабильной программе, использует одни и те же технологии обучения.
Профессиональная деформация личности в педагогической деятельности проявляется в виде стремления манипулировать людьми, властолюбии, авторитарности, ригидности, некритичности, иногда даже на фоне высокого профессионального мастерства, что негативно сказывается на профессиональной деятельности педагога (Ноженкина О.С., 2009).
Чтобы преодолеть стереотипы собственного мышления, учитель должен знать специфические вредности своей профессии. Американский социолог У.Уоллер в работе «Что учение делает с учителем» описал некоторые из них.Многих учителей вне школы отличает назойливо-дидактическая манера держать себя. Привычка упрощать сложные вещи, чтобы сделать их доступными детям, способствует развитию прямолинейного мышления, вырабатывает склонность видеть мир в упрощенном «черно-белом» варианте, а привычка постоянно держать себя в руках затрудняет эмоциональное самовыражение. Даукша Л.М., 2007.с.291.
Е.Н.Смоленская (1992) основными показателями деформации педагогов называет безапелляционность, консервативность, закрытость в общении, оценочность суждений, которые, как правило, переходят в черты характера. Вследствие этого учителя не только не способствуют творческому развитию детей, но и сами становятся невосприимчивы к новому опыту, не способствуют творческому, нестандартному решению проблемных ситуаций.
В.М.Бызова и М.Н.Заостровцева (2005) выявили, что чем старше учителя, тем чаще среди них встречаются лица с низкой коммуникативной толерантностью, которые категоричны в оценках других и стремяться к перевоспитанию окружающих.
Н.В.Панова (2009) отмечает и такие признаки профессиональной деформации педагогов, как цинизм, духовная опустошенность, агрессия, приверженность к «карательным» педагогическим воздействиям, требования безоговорочного подчинения педагогу, демонстративность, потребность в одобрении окружающих, которая снижает творческую потенцию педагога, заменяя её самоутверждением.
С.В.Кондратьева (1980) и А.В.Осницкий (2001) указывают на т, что с ростом стажа работы у некоторых учителей формируется излишняя обобщенность в восприятии учеников, их деперсонализация. Монологичность, жесткая структурированность и формализованность коммуникативных процессов снижает у учителей самокритичность, формирует компенсаторное ощущение превосходства над окружающими. У них формируется мнительность и педантичность, происходит снижение живости, эмоциональности и самообладания, растет интенсивность самоконтроля.
Г.А.Виноградова (2
001) отмечает, что большинству педагогов присуща поучающая, дидактическая манера речи, которая проявляется и в сфере личных отношений. У учителей появляется излишние авторитарность и категоричность, а властность с чрезмерной дидактичностью способствует подавлению чувства юмора. У них наблюдается упрощенный подход к проблемам. В личной жизни это приводит к ригидности и прямолинейности мышления (Грановская Р.М., 1984; Рогов Е.Н., 1998).
Профессиональна деформация может выражаться по-разному в зависимости от того, к какому психологическому типу относятся учителя.
Так, у «коммуникаторов» может появиться излишняя общительность, говорливость, сокращение дистанции с партнером, обращение к нему как более молодому, неопытному (сюсюкание), стремление затрагивать интимные темы и пр.
Учитель — «организатор» может стать излишне активным, вмешиваясь в личную жизнь других людей, стремясь научить их, как «жить правильно». Он нередко пытается подчинить себе окружающих, стремиться командывать. организовать их деятельность независимо от её содержания,
Учитель «интеллигент» («просветитель») может сформулировать у себя склонность к философствованию, мудроствованию и в зависимости от условий может стать «морализатором», видящим вокруг себя только плохое, восхваляя старые времена и ругая молодежь за безнравственность и благодаря любви к самоанализу уйти в себя, созерцая окружающий мир и размышляя о его несовершенстве.
Деформации обусловлены спецификой преподаваемого предмета. Даже по внешним признакам легко определить, какой предмет преподает данный учитель: рисование или физкультуру, математику или русский язык.
О.И. Ефремова (2007) отмечает, что деформация учителей касается и педагогической оценки. Наблюдается фальсификация оценки для завышения показателей успеваемости и создания у себя и других иллюзии приемов манипулирования оценкой: «Более частый контроль и оценивание сильных учеников, избегание контроля слабоуспевающих, оценивание учащихся с низкой обучаемостью по процессуальным или внешним параметрам деятельности (старался, не отвлекался, аккуратно писал, много раз поднимал руку и т.п.), имитация результата — предварительное решение с учениками задач контрольного среза, подсказывание, создание условий для списывания, пропуск или исправление ошибок и контрольных работах учащихся и соответствующее завышение отметок; снижение трудности контрольных вопросов и знаний, из подбор по хорошо усвоенным разделам программы, избегание трудных заданий».
Признаки стагнации, как правило, не рефлексируется учителями и воспринимается как позитивный опыт. Соответственно в призывах к преодолению слышится посягательство на этот опыт — по существу, на часть себя, угроза целостности личности, позитивному образу Я. Это вызывает сопротивление педагогов и запускает механизмы психологических защит (Митина Л.М.,2008).
Рост агрессии и агрессивности
Т.Е. Майорова (2009) выявила, что учителя с высоким уровнем профессиональной деформации имеют низкий уровень конфликтной компетенции, склонны к авторитарной и манипулятивной направленности в общении, часто прибегают к соперничеству, унижению ученика, демонстрируют подозрительность, обидчивость и недоверчивость, выраженную склонность к критицизму, недовольство другими. Таким образом, деформация учителя проявляется в склонности к проявлению конфликтного и агрессивного поведения.
Агрессия учителя,как правило, направлена на делинквентных учащихся, взаимодействие с которыми вызывает сложности, затруднения , является неприятным — в общем, вызывает негативные эмоциональные реакции.
Негативная агрессия учителя — это деструктивное поведение, выражающееся в нарушении профессионально-нравственных норм взаимодействия педагога и деструктивных учащихся; проявляется как враждебное отношение к нарушениям поведения деструктивных учащихся и обнаруживается на разных уровнях: от вербальной агрессии до физической и связана с «карательным» педагогическим воздействием, насмешками, угрозами, навешиванием «ярлыков», грубостью.
Типы агрессии личности учителя и их характеристики:
1. Импульсные действия -стратегия поведения -активная — эмоциональная реакция — аффект — формы поведения — физическое воздействие на учащихся, действия с предметами.
2. Враждебные высказывания — стратегия поведения — активная — эмоциональная реакция — гнев — формы поведения — словесное оскорбление, грубое обращение, унижение учащихся, крик, угрозы, насмешки.
3. Конфронтация — стратег
ия поведения — активно-пассивная — эмоциональная реакция — отчуждение — формы поведения — отказ от выполнения необходимых профессиональных задач.
4. Доминантность — стратегия поведения — активно-пассивная — эмоциональная реакция — подавление — формы поведения — установление жестких требований к учащимся, обращение в форме указаний, распоряжений. Наказания, подменяющие учебные действия.
5. Оппозиция — стратегия поведения — активно-пассивная — эмоциональная реакция — негативизм -формы поведения — отказ разговаривать с учащимися,отвечать на вопросы. давать объяснения, повторять учебный материал, сопровождаемый демонстрацией обиды или безответственности.
6. Стереотипная дифференциация — стратегия поведения — пассивная — эмоциональная реакция — антипатия — формы поведения — пристрастное отношение к отдельным учащимся.
7. Нетерпимость — стратегия поведения — пассивная — эмоциональная реакция — отвращение — формы поведения — презрительное отношение к выделяющимся учащимся, имеющим отклонения в поведении, неопрятным и т.д.
У педагогов имеет место скрытое увеличение конфликтности с увеличением стажа работы. Однако, учитывая, что агрессивность с возрастом у людей снижается, можно говорить о скрытом росте агрессивности у учителей при увеличении их стажа работы. Очевидно, это связано с тем, что, по данным Ф.М.Юсупова (1991), у педагогов имеется повышенная сдержанность, высокий самоконтроль, позволяющий сдерживать аффективные проявления, сохранять их в социально допустимых пределах. У воспитателей же, по данным Е.М.Пановой, имеет место явное увеличение агрессивности с ростом стажа работы [c. 367-384].
Психическое выгорание педагогов как признак их профессиональной деформации
М.Грабе в книге «Синдром выгорания — болезнь нашего времени» пишет, что выгорание наступает тогда, когда человек на протяжении длительного времени отдает слишком много энергии и практически не восполняет ее.
Общая картина:
* Идеализм, трудовой энтузиазм, воодушевление превращаются в состояние хронической усталости.
*Основные симптомы: упадок сил, снижение работоспособности, нарушение памяти, подавленность усталость; кроме того, повышенная восприимчивость к инфекциям и различные жалобы психосоматического характера.
* Преобладает чувство, что успех оказался несоразмеримо ниже затраченных усилий.
* Процесс зачастую протекает годами и имеет несколько стадий.
* Очень часто среди пострадавших оказываются люди, ориентированные на успех и имеющие высокие идеалы(2,с.8-9).
Н.Е.Водопьянова, Е.С.Старченкова в книге «Синдром выгорания: диагностика и профилактика» пишут,что «Согласно американским ученым Маслач и Джексон (1974) рассматривают выгорание как трехкомпонентную конструкцию, включающую эмоциональное истощение, деперсонализацию и редукцию личных достижений. В более поздних исследованиях был выявлен широкий спектр негативных последствий выгорания. Так, межличностные последствия проявляются в социальных (общественных), семейных отношениях, а так же в рабочих конфликтах или деструктивном напряжении при общении с коллегами, деловыми партнерами, клиентами и т.д. «Выгорающие» на работе люди часто возвращаются домой раздражительными и эмоционально истощенными. Они полностью поглощены рабочими проблемами, от которых не могут освободиться даже в кругу семьи или друзей.
Установочные последствия выгорания заключаются в развитии негативных установок по отношению к клиентам, работе, организации или к себе, в отчуждении от работы и, как следствие, в снижении лояльности и привлекательности работы в данной организации.
Поведенческие последствия проявляются как на уровне отдельного работника, так и на уровне организации. «Выгоревшие» работники прибегают к некоструктивным или неэффективным моделям поведения, чем усугубляют собственное переживание дистресса и повышают напряженность вокруг себя, что сказывается на снижении качества работы и коммуникаций.
Психофизиологические последствия отражаются в психосоматических расстройствах, таких как бессонница,головные боли и др. Синдром выгорания относится к числу феноменов личностной деформации [1,c.7-8].
Трехкомпонентная Структура выгорания:
1. Эмоциональное истощение проявляется в таких симптомах, как сниженный эмоциональный тонус, опустошение и усталость, утрата интереса к окружающему, эмоциональное пресыщение (отвращение к деятельности),депрессия, агрессивные реакции
2. Деперсонализация характеризуется обезличиванием отношений с людьми, повыш
ением зависимости от других или,наоборот, негативизмом,циничностью восприятия других людей, обращением с учеником как с объектом.
3. Редукция личностных достижений проявляется в негативном оценивании себя, переживании некомпетентности и неуспешности своей деятельности, падении значимости собственных достижений, снижении профессиональной мотивации, упрощения своих профессиональных обязанностей, репертуара используемых приемов, ограничение своих возможностей [3,c. 367-384].
Литература:
1. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика.СПб.:Питер, 2008.
2. Грабе М. Синдром выгорания — болезнь нашего времени. СПб.: Речь, 2008.
3. Ильин Е.П. Психология для педагогов. СПб.: Питер, 2012.
Причины выгорания и кто этому более подвержен
Материал Автор: Н.И. Козлов
Основная причина эмоционального выгорания — это физическая и душевная усталость, которая накапливается при неправильно организованной работе за длительный срок. Соответственно, если организовать себе хорошие условия работы, эмоционального выгорания не будет. Дополнительные, сопутствующие причины — появившиеся трудности в деле, к которым человек оказался не готов. Пошли ошибки, переживания и недовольство собой. Когда душа устает и от этого, возникает желание все бросить. Но нельзя, и человек продолжает работать уже без души.
В профессиональной сфере более подвержены эмоциональному выгоранию люди, работающие в трудных условиях: работники скорой помощи, реанимации, психиатрических больниц, хирурги, люди, работающие в правоохранительных органах. Таким людям следует чаще организовывать себе отдых от работы в окружении семьи, друзей, почаще устраивать себе выходные с выездами на природу, в исторические места, в другие страны и города. Формировать позитивное мировоззрение, видеть смысл в том, что делаешь и ценить свою работу. Другая категория людей, которым грозит эмоциональное выгорание – это активные, увлеченные, чаще молодые сотрудники, не умеющие планировать свое время — сил много, отдыхать не всегда хочется, хотя это нужно. Таких сотрудников учить планированию своего времени, хотя бы бытовому тайм-менеджменту. И последняя группа риска – это люди с высокой эмоциональной нагрузкой (актеры, режиссеры и сценаристы, ведущие тренинговых групп, учителя, социальные работники). Этой категории более всего полезен аутотренинг и активные занятия спортом.
Есть и личностные качества, приводящие к эмоциональному выгоранию. Этому подвержены чаще:
• Люди с негативным мировосприятием — склонные чаще свои и чужие ошибки видеть, готовые бить себя за ошибки и предъявлять претензии окружающим.
• Процессники
• Люди, привыкшие жить в позиции Жертвы, склонные падать духом при столкновении с трудностями.
• Эмоциональное выгорание устраивают себе Романтики и Паразиты, реже — Потребители, крайне редко (практически никогда) — Творцы. Соответственно, привычка жить в позиции Творца — надежный способ предохранения от этой неприятности.
Стадии эмоционального выгорания
Обычно эмоциональное выгорание разворачивается постепенно, по следующему сценарию:
• Энтузиазм — работа на подъеме 24 часа в сутки
• Успокоился — вошел в стабильный режим, работаю нормально.
• Фрустрации — перепады настроения, сомнения, раздражительность.
• Усталость — однообразие, утомление, астения.
• Безразличие — формальный подход к выполнению профессиональных обязанностей.
При этом неправда, что любой энтузиазм всегда завершится эмоциональным выгоранием — этим завершается только неграмотно организованный энтузиазм. Выгорание чаще случается при излишнем энтузиазме вначале, при долгой сверхнапряженной работе. И неправда, что долгая напряженная работа с энтузиазмом обязательно пойдет по стадиям Энтузиазм -Успокоился-Фрустрация-Усталость-Безразличие, все по направлению к выгоранию. Если работать грамотно, раскрепощенно, на высоком эмоциональном тоне, тем более в хорошем коллективе, успешно и с все более интересными перспективами — творчество и энтузиазм сохраняются годами, выгорания не происходит.
Эмоциональное выгорание когда-то действительно происходит, но чаще — это удобный миф, дающий подуставшим людям научно обоснованное право перестать качественно работать. Все когда-то устают, но человек с деятельным настроем ведет здоровый образ жизни, создает себе перспективы жизни, подкачивает себе энергию и собирает себя в каждый момент, требующий собранности. Люди же, имеющие склонность кинфантильным настроениям и паразитическому способу жизни, ищут поводы работу заменить на отдых. Сделать себе уставшие плечи, бессмысленный взгляд и лицо, лишенное выразительности и эмоций вообще — дело не сложное. Правда, после этого действительно может полезть и вся остальная психосоматика, болезни и депрессии, но об этом можно не думать, а когда это возникнет — начать богато переживать уже на эту тему.
Профилактика выгорания, скорая помощь и работа на перспективу
Автор: Н.И. Козлов
Если вы заботитесь о деле, если вы думаете о будущем, вы позаботитесь о текущей профилактике эмоционального выгорания.
Текущая профилактика эмоционального выгорания
• Регулярный отдых. Выходные, отпуск, занятия спортом, аутотренинг. Отдых от работы в окружении семьи, друзей — и при этом не употреблять алкоголь. Почаще устраивать себе выходные с выездами на природу, в исторические места, в другие страны и города.
• Развитие, создание себе перспектив. Не топтаться на одном месте — искать новые возможности развития, осваивать новые, доселе неизвестные области, искать новые применения своему мастерству.
• Занятия хобби, увлечения. Заниматься спортом, восточными единоборствами, танцами, путешествиями, изучать языки.
• Становиться результатником: учиться достигать результата, видеть и ценить его.
• Вести здоровый образ жизни.
• Заменить чувство вины на чувство ответственности. Виноват — не переживай, не грызи себя и окружающих, а поправь, что можешь.
• Начать планировать свой день, неделю, месяц и год. Подробнее смотри — Тайм-менеджмент.
Скорая помощь при эмоциональном выгорании
Если вы чувствуете, что усталость накопилась и дело более вас не тянет, не заводит — не торопитесь ставить себе диагноз и понуро опускать руки.
К эмоциональному выгоранию следует относиться, как и к любой другой временной трудности: можно долго переживать и злиться на себя, окружающих и мир в целом, а можно — активно организовать себе отдых и продумать на будущее систему планирования, систему разумного отдыха. Категорически противопоказано заниматься раздуванием чувства жалости к себе (обо мне никто не хочет позаботиться!), к своей деятельности (это никто не ценит!), а также культивированием чувства усталости, слабости и всех прочих негативных переживаний. Устал — здорово: организуй себе и другим отдых — отдохнешь. А тратить силы на дополнительные переживания — неразумно.
Усталость любого рода — это признак неправильно организованной работы. В первую очередь — отдохнуть, лучший отдых — это сон. Если сразу заснуть не получается — перед сном гулять, а на ночь практиковать расслабление и аутотренинг. После 22:00 выключать компьютер телевизор, отключать телефон и готовиться ко сну. Подробнее смотри -правильный вечер, сон.
Вредно: лежать на диване, смотреть телевизор, играть в компьютерные игры, засиживаться допоздна.
Полезно: рано ложиться, рано вставать и гулять на улице, пока еще все спят. Исключительно полезен отдых на даче, а еще лучше в деревне с отключенным телефоном, без телевизора, компьютера и привычных деловых хлопот. Простые дела по хозяйству, физическая нагрузка, натуральный образ жизни.
Направление развития
Есть люди, в принципе не подверженные эмоциональному выгоранию, но это люди другой личностной структуры, другого личностного уровня. Возможно, вы заинтересуетесь собственным развитием хотя бы из соображения здоровья и карьеры, главное — ставьте задачу развиваться. Рекомендуемые тренинги в Синтоне — Синтон-программа, Чувство вины: Антивирус. Кроме того, имейте в виду: эмоциональное выгорание устраивают себе Романтики и Паразиты, реже — Потребители, крайне редко (практически никогда) — Творцы. Соответственно, привычка жить в позиции Творца — надежный способ предохранения от этой неприятности.
Итого, рецепт душевного здоровья:
• привычка к здоровому образу жизни,
• умение отдыхать,
• Позитивное мировоззрение, ответственность без чувства вины, ценить свою работу и себя в этой работе,
• забота о радости жизни.
• Жизнь в режиме миссии — заниматься делом, в котором видишь настоящий смысл.
Здесь же — здоровая философия заботы о людях и жизни, позиция Творца и позиция Ангела. И все будет Хорошо.
Будьте здоровы!
Эмоциональное выгорание, профессиональное выгорание
Автор: Н.И. Козлов
«Тот руководитель, который горит на работе, не жалея себя — является вредителем, отодвигающим окончательную победу коммунистического труда!» — этот лозунг советских времен не теряет свою актуальность. Эмоциональное выгорание — на слуху. Это исчезновение энергии, желания и «огонька» в отношении к делу, которое раньше вызывал интерес и энтузиазм.
То есть дело еще делается, но уже без души, душа не включается. Раньше «горел» делом, а теперь только исполняю.
Важно: об эмоциональном выгорании говорят только применительно к делу, к работе, поэтому «профессиональное выгорание» — это о том же. А вот «надоело» — это о другом. Надоесть какое-то дело может за 15 минут, выгорание случается через месяцы и годы работы.
В спорте есть понятие перетренированность — при неправильно организованных нагрузках мышцы не успевают отдохнуть, остается чувство усталости, и, как следствие, нежелание заниматься, снижение физической силы. Эмоциональное выгорание похоже на перетренированность, но если перетренироваться (и отдохнуть) можно за несколько дней, то эмоциональное выгорание описывает более длительные процессы.
Для диагностики эмоционального выгорания используется методика MBI (Maslach Burnout Inventory) и опросник В. В. Бойко. Для тестирования и самотестирования специалистов разных профессий используется опросник по профессиональному выгоранию Е. П. Ильина.
Утверждение, что при интенсивной и длительной работе эмоциональное выгорание неизбежно — миф. Те авторы, которые из лучших побуждений хотят предупредить коллег и внушают, что работать с душой, вкладывая в работу свою душу — опасно, что всех учителей, врачей, психологов и преподавателей, которые выкладываются на работе, рано или поздно ждет эмоциональное выгорание, пустота в душе и депрессия, — по факту являются вредителями, растраняющими негативные информационные вирусы. Все в порядке, коллеги, работать с душой можно, ежедневно выкладываться, занимаясь любимым делом — можно и правильно, и при правильной организации жизни и работы вам ничего, кроме радости и благодарности людей, не грозит.
Главный пункт, на который нужно обратить внимание — «при правильной организации жизни и работы». Эмоциональное выгорание — реальность, но это следствие не того, что человек день за днем эмоционально выкладывается, а то, что он делает это не так. Научитесь работать грамотно, и ближайшие десятилетия вам специалисты по эмоциональному выгоранию — не понадобятся.
Основная причина эмоционального выгорания — это физическая и душевная усталость, которая накапливается при неправильно организованной работе в течение длительного срока. Соответственно, если организовать себе хорошие условия работы и наладить правильный отдых, эмоционального выгорания не будет.
Ответьте на вопрос, что вам проще: жаловаться на конечно неизбежное эмоциональное выгорание или все-таки наладить себе нормальный отдых? Наладите?
Дополнительные, сопутствующие причины — появившиеся трудности в деле, к которым человек оказался не готов. Пошли ошибки, переживания и недовольство собой. Когда душа устает и от этого, возникает желание все бросить. Но нельзя, и человек продолжает работать уже без души. Ошибочка: научитесь правильному отношению к трудностям, отучите себя ругать за ошибки, и перегорать не будете.
Есть и личностные качества, приводящие к эмоциональному выгоранию.
Профилактика выгорания, скорая помощь и работа на перспективу
К эмоциональному выгоранию следует относиться, как и к любой другой временной трудности: можно долго переживать и злиться на себя, окружающих и мир в целом, а можно — активно организовать себе отдых и продумать на будущее систему планирования, систему разумного отдыха. Если вы заботитесь о деле, если вы думаете о будущем, вы позаботитесь не только о текущей профилактике эмоционального выгорания и о том, что есть люди, в принципе не подверженные эмоциональному выгоранию. Интересно?