– автократизм или небольшое число носителей власти (диктатор, военная хунта, олигархическая группа);
– неподконтрольность власти народу, сужены или сведены на нет действия принципов выборности государственных органов и должностных лиц, подотчётность их населению;
– игнорируется принцип разделения властей, глава государства, исполнительная власть доминируют, роль представительных органов ограничена;
– монополизация власти и политики, недопущение реальной политической оппозиции и конкуренции (иногда отсутствие разнообразных политических институтов может быть следствием незрелости гражданского общества либо недоверия партиям со стороны населения);
– отказ от тотального контроля над обществом, невмешательство или ограниченное вмешательство во внеполитические сферы, прежде всего в экономику;
– в качестве методов государственного управления доминируют командные, административные, в то же время отсутствует террор, практически не применяются массовые репрессии;
– права и свободы личности главным образом провозглашаются, но реально не обеспечиваются (прежде всего, в политической сфере);
– личность лишена гарантий безопасности во взаимоотношениях с властью;
силовые структуры обществу практически неподконтрольны и используются подчас в политических целях.
– oдним из распространённых явлений в рамках авторитарных и тоталитарных систем является практика имитации выборов. Имитация выборов представляет собой проведение агитационно-пропагандистского мероприятия со всеми формальными атрибутами выборов (прямое и тайное голосование, предвыборная борьба, наличие альтернативных кандидатов и т. д.) при полном отсутствии даже малейшей возможности прихода к власти представителей оппозиции.)
При этом отсутствие какого-либо признака не снимает с режима клеймо авторитарности, равно как и по одному признаку нельзя судить о авторитарном характере режима. По этой причине зачастую вопрос о политическом режиме в стране является спорным. Нет единых критериев авторитаризма.
Авторитарный режим — Это «компромисс» между тоталитаризмом и демократией, он является переходным от Т. к Д., равно как от Д. к Т. Авторитарный режим близок к тоталитарному по политическому признаку, а к демократии — по экономическому, то есть люди, не имея политических прав, имеют всю полноту экономических прав.
Сложившаяся после распада СССР российская политическая система, по мнению ряда политологов, представляет собой разновидность «электоральной и делегативной псевдодемократии с элементами бюрократического авторитаризма»
18.Демократический политический режим: содержание и основные черты. Достоинства и недостатки демократии
Демократии – это власть народа, осуществляемая самим народом и для народа. В истории политики немало демократических форм организации общественной жизни (Афинская демократия в Древней Греции, республиканский Рим, городские демократии средних веков, в том числе Новгородская республика, парламентские формы демократии в Англии, демократия Североамериканских штатов и т.п.). Современные демократии, наследуя многие традиции исторических демократий, вместе с тем существенно отличаются от них.
Несмотря на все многообразие моделей демократии, можно выделить общие характерные черты, присущие этому режиму:
Основные черты:
1. гарантированный доступ групп к политическим институтам.
2. всеобщее избирательное право, позволяющее гражданам принимать участие в формировании представительных институтов.
3. контроль представительных институтов за деятельностью правительства.
4. согласие большинства общества относительно политических норм и процедур.
5. разрешение возникающих конфликтов мирным путем.
6. признание решающей роли большинства при учете интересов меньшинства.
1) Для того, чтобы демократия работала, необходим заинтересованный в ней разумный и ответственный индивид, что не всегда бывает, так как люди по своей природе несовершенны;
2) Демократическое устройство не всегда является эффективным и отвечающим интересам общества, так как слабая и неустойчивая демократия хуже воспринимается обществом, чем сильный и устойчивый авторитарный режим – именно он, зачастую лучше обеспечивает стабильность и гарантирует благосостояние граждан.
Предпосылками эффективной демократии являются следующие (достоинства):
1) Высокий уровень индустриального и экономического развития страны в целом – мировой опыт показывает, что демократия и слаборазвитость несовместимы;
2) Наличие высокого уровня благосостояния, т.к. резко разделенное по имущественному признаку общество будет не стабильно демократичным, а конфликтным и неустойчивым;
3) Высокий уровень урбанизации (развития городов и городской среды) – очевидно, что жители городов больше тяготеют и лучше приспособлены к демократии, нежели более консервативное сельское население;
4) Развитие массовых коммуникаций – именно они информируют граждан о полит. событиях, делая политику сравнительно открытой и подконтрольной обществу;
5) Рыночная экономика, основанная на праве частной собственности и свободной конкуренции. Общеизвестно: в мировой истории нет примера демократических государств с нерыночной (т.е. планово – государственной) экономикой.
6) Наличие многочисленного и влиятельного среднего класса – т.е. экономически самост.(имеющих незав. от государства источник дохода) и достаточно состоятельных людей, обладающих опред. уровнем дохода, образования и политической культуры.
7) Наличие определенного уровня гражданской политической культуры, в которой сознательная и высокая политическая активность личности сочетается с подчинением закону и воле большинства.
19. Генезис, признаки и функции государства
Государство обладает признаками:
Суверенитет (обозначает, что государство способно обеспечить стране самостоятельное, независимое существование и развитие)территория – материальная основа государства. Включает в себя землю, недра, воздушно-водное пространство, обозначенные границы.наличие гражданского населения. Власть государство осуществляется по отношению к населению.Монопольное право на взимание налогов, формирования бюджета и печатанье денегмонополия на легальное применение силзаконотворчество символика
Функции государство: внутренние и внешние.
Внутренние:
экономическая(выработка экономической политики, стратегии)социальная(регулирование социальной жизни, предупреждение и разрешение социальных конфликтов, обеспечение занятости)развитие науки, образование, культурысоздание законодательной базы для функционирования системы
Внешние:
интеграция в мировую экономическую систему и внешнеэкономическое партнёрстворазвитие взаимовыгодного сотрудничества в области науки и культуры
Государство возникло как результат естественного развития общества на известной ступени его зрелости. В политической теории сложились разные теории происхождения государства.
Теологическая теория (Ф.Аквинский и др.) исходит из идеи божественного происхождения государства. Государство трактуется как институт, дарованный Богом для организации жизни людей, а потому священный и неприкосновенный. Верховный правитель по своей природе является наместником Бога на земле и проводником его воли в отношении всех своих подданных.
Патриархальная теория (Р.Фильмер, Н.Михайловский) рассматривает государство как форму расширенной патриархальной власти. Государство является результатом соединения родов в племена, племен в большие общности, вплоть до государства. Тем самым отцовская власть как опекунская, существовавшая в большой семье, автоматически переносится на другие общности, в том числе и государство.
В теории общественного договора (Т.Гоббс, Дж.Локк, Ж.-Ж.Руссо) государство выступает следствием договора между людьми по поводу условий и форм организации совместной жизнедеятельности. Согласно договору люди добровольно передают часть своей свободы и прав государству, чтобы обеспечить общественный порядок и неприкосновенность собственности.
По мнению сторонников теории насилия (Л.Гумплович, Ф.Оппенгеймер) государство возникает в результате завоевания одних народов другими. Государство есть форма господства более сильных и лучше организованных групп («победителей») над слабыми («побежденными»).
Классовая теория (К.Маркс, В.И.Ленин) связывает возникновение государства с появлением частной собственности, общественного разделения труда, расколом общества на классы с непримиримыми интересами. Государство – это форма организации политической власти в классовом обществе, машина для поддержания господства одного класса над другими.
В литературе выделяются и некоторые другие факто ры, влияющие на образование государства: антропологические, демографические, этнические, психологические и т.п.
20.Монархия как форма правления и ее разновидности
Монархия (от греч. monarhia – единовластие) — это форма правления, при которой власть полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы государства – монарха (короля, императора, шаха, царя и т.п.). Власть монарха, как правило, передается по наследству и считается непроизводной от какой-либо другой власти, органа или избирателей. Глава государства занимает пост на неопределенный срок и не несет юридической ответственности за свои действия.
Виды монархий
1.Абсолютная монархия (неограниченная) — гос. , в котором монарх является единственным высшим органом в стране и в его руках сосредоточена вся полнота гос. власти (Саудовская Аравия).
2.Ограниченная монархия — гос. , в котором помимо монарха существуют и иные органы гос. власти не подотчётные ему, а гос. власть рассредоточена между всеми высшими органами власти, власть монарха ограничена на основании специального акта (Конституции) или же традиции. В свою очередь ограниченная монархия делится:
2.1.Сословно-представительная монархия — монархия, в которой власть монарха ограничена на основании традиции формирования органов по критерию принадлежности к определенному сословию и играющих роль, как правило, совещательного органа. В настоящее время подобных монархий в мире нет.
2.2.Конституционная монархия — монархия, в которой власть монарха ограничена на основании специального акта (Конституции), где существует иной высший орган власти, формирующийся путём выборов представителей народа (парламент). В свою очередь конституционная монархия делится на:
2.2.1.Дуалистическая монархия — гос. , в котором монарх обладает всей полнотой исполнительной власти, а также имеет часть законодательных и судебных полномочий. Представительный орган в таком государстве существует и осуществляет законотворческие функции, но монарх может наложить абсолютное вето на принимаемые акты и по своему усмотрению распустить представительный орган (Иордания, Марокко).
2.2.2.Парламентарная монархия — гос. , в котором монарх является лишь данью традиции и не обладает какими-либо существенными полномочиями. Государственное устройство в такой монархии строится на принципе разделения властей (Великобритания, Япония, Дания).
21.Республика как форма правления и её разновидности
Респу́блика — форма государственного правления, при которой все высшие органы государственной власти либо избираются, либо формируются общенациональными представительными учреждениями (например парламентами), а граждане обладают личными и политическими правами. Главное отличие в управлении республиканского государства от других типов государств — наличие закона (кодекс, конституция и т. п.), которому обязаны подчиняться все жители страны, невзирая на социальное положение
Современной республике присущи следующие признаки:
1.Существование единоличного главы государства — президента, парламента и кабинета министров. Парламент представляет законодательную власть. Задача президента — возглавлять исполнительную власть, но это характерно не для всех типов республик.
2.Выборность на определённый срок главы государства, парламента и ряда других верховных органов государственной власти. Все выборные органы и должности должны избираться на определённый срок.
3.Юридическая ответственность главы государства. Например, согласно Конституции Российской Федерации, у парламента есть право отрешения от должности президента за тяжкие преступления против государства.
4.В случаях, предусмотренных конституцией, правом выступления от имени государства обладает президент.
5.Высшая государственная власть основана на принципе разделения властей, чётком разграничении полномочий (характерно не для всех республик)
Классификация республик связана с тем, каким именно образом осуществляется государственная власть и кто из субъектов государственно-правовых отношений (президент или парламент) наделён большим количеством полномочий. По этому принципу республики классифицируются по трем формам правления:
Парламентская республика(правительство формируется на парламентской основе и ответственно перед парламентом. Парламент может выразить вотум недоверия правительству, что влечет за собой отставку правительства либо роспуск парламента и проведение досрочных выборов. Глава правительства (премьер-министр, канцлер) реально является первым лицом в политической иерархии. Президент же фактически занимает в ней более скромное место, осуществляя главным образом представительские и церемониальные функции. Глава государства избирается, как правило, парламентским путем, т.е. либо парламентом, либо особой коллегией, создаваемой на основе парламента. К парламентским республикам относятся Италия, Германия, Индия, Турция, Израиль, Латвия, Эстония и др)
Президентская республика(характеризуется значительной ролью президента в системе государственных органов. Президент является одновременно и главой государства, и главой исполнительной власти. Он избирается независимо от парламента либо прямым голосованием избирателей, либо коллегией выборщиков. Президент сам формирует правительство, которое ответственно перед ним, а не перед парламентом. Члены правительства обычно назначаются из состава партии, победившей на президентских выборах, в результате чего возможно несовпадение партийного состава правительства и парламентского большинства. Отличительной чертой президентской республики является жесткое разделение законодательной и исполнительной ветвей власти. Классический пример президентской республики — Соединенные Штаты Америки, где и была впервые введена эта форма правления)
Смешанная республика (полупрезидентская)( . Эта форма правления стремится сочетать сильную президентскую власть с эффективным контролем парламента за деятельностью правительства. Она не имеет таких устойчивых типичных черт, как парламентская и президентская республики и в различных странах существенно отличается в ту или иную сторону. Ее главная отличительная черта — двойная ответственность правительства перед президентом и парламентом. Смешанная республика существует во Франции, Австрии, Финляндии, Болгарии, Польше и ряде других стран. )
22.Формы территориального устройства государств
Форма государственного устройства раскрывает территориально-организационную структуру государства,характер взаимоотношений центральных, региональных и местных властей. Основные формы государственного устройства в современном мире — это унитарное (простое) государство, федерация и конфедерация (сложные государства).
Унитарное государство— это единое, простое государство, состоящее из административно-территориальных единиц, не обладающих собственной государственностью. Унитарное государство имеет единую Конституцию, единую правовую систему, единую систему высших органов власти и управления, единое гражданство. Унитарными государствами являются Франция, Швеция, Дания, Турция, Эстония, Беларусь и многие другие страны.
Федерация — это сложное союзное государство, состоящее из государственных образований (штатов, кантонов, республик, земель и т.п.), обладающих определенной политической самостоятельностью. При верховенстве общегосударственной (федеральной) власти и общегосударственного (федерального) права государственные образования, члены федерации, имеют собственные конституции, законодательство, гражданство, высшие органы власти.Федерации формируются как на территориально-административной основе (США, Германия, Канада, Мексика, Бразилия, Бельгия и др.), так и национально-территориальной (Российская Федерация). Члены федерации в большинстве случаев не обладают правом одностороннего выхода (сецессии) из союзного государства, т.к. это не только подрывает целостность и стабильность федерации в целом, но и может нанести серьезный ущерб интересам других субъектов федерации.
Конфедерация — союз юридически и политически самостоятельных государственных образований для осуществления конкретных совместных целей. Государства, члены конфедерации, сохраняют государственный суверенитет, самостоятельное гражданство, независимую систему органов власти, свое законодательство и передают в компетенцию союза лишь решение ограниченного числа вопросов, чаще всего в области обороны, внешней политики, транспорта и связи.Конфедерация — неустойчивая форма государственности и обычно либо эволюционизирует в федерацию, либо распадается. Конфедерации имели место в США (1776-1787 гг.), Швейцарии (1291-1848 гг.), Германии (1815-1867 гг.), Сенегамбии (объединение Сенегала и Гамбии в 1982-1989 гг.).
23.Сущность и принципы правового гос-ва.
Правовое государство — это государство, ограниченное в своих действиях правом, защищающим свободу личности и подчиняющим власть воле суверенного народа. Право есть система общеобязательных, формально определенных, гарантированных государством норм, т.е. правил поведения общего характера, выступающих в качестве регулятора общественных отношений. В правовом государстве функционирует режим конституционного правления, существует развитая и непротиворечивая правовая система с эффективным контролем политики и власти. Концепция правового государства обосновывает правовое равенство всех граждан, приоритет прав человека над законами государства, невмешательство государства в дела гражданского общества.
Принципы правового государства:
Основные принципы правового государства:
1) Основополагающий принцип – верховенство права (закона) в обществе во всех сферах. Законы правового государства опираются на Конституцию и обладают наивысшей обязательной силой по сравнению со всеми иными нормативными актами, издаваемыми государственными органами. Закон не может быть отменён ни ведомственными актами, ни решениями партии.
2) Второй принцип правового государства – незыблемость свободы личности, её прав и свобод, чести и достоинства, их охрана и гарантированность. При этом следует иметь в виду, что права и свободы человека не дарованы государством. Человек от природы обладает основными правами, а государство обязано гарантировать их соблюдение. В правовом государстве все законодательные акты согласуются с правами человека. Например, американская революция наряду с Декларацией о независимости приняла Билль о правах, Великая французская революция – Декларацию прав человека и гражданина, а Генеральная Ассамблея ООН 10 декабря 1948 г. приняла Всеобщую Декларацию прав человека. В то же время простое декларирование прав и свобод граждан ещё не означает, что они соблюдаются в реальной жизни. В условиях демократизации во многих странах СНГ права молодёжи на труд пока только декларация, т.к. многие выпускники школ и вузов не могут найти работу.
3) Третий принцип правового государства – наличие эффективных форм контроля и надзора за соблюдением прав и свобод граждан, реализацией законов, других нормативных актов. В частности, для контроля за соблюдением международных документов о правах человека существуют Международный суд в Гааге, Европейский суд в Страсбурге, создан пост Уполномоченного по правам человека во многих странах.
4) Четвёртый принцип правового государства – это принцип разделения властей. Принцип разделения властей предполагает единство и взаимодействие властей, а также определённое верховенство законодательной власти, конституционные решения которой обязательны для всех.
5) Пятый принцип правового государства – взаимная ответственность личности и государства. Это значит, что человек становится центром, вокруг которого и в интересах которого функционирует государство. Государство, издавая законы, принимает на себя конкретные обязанности по защите прав граждан. Однако есть и другая сторона этой проблемы. Предоставление прав предполагает выполнение гражданином определённых обязанностей. Например, платить вовремя налоги, соблюдать законы, уважать права и свободы других лиц и т.д. Чем ответственнее люди к этому подходят, тем более широким диапазоном прав они обладают.
24. Соц. гос-во РБ: сущность, направления развития, приоритеты.
Соц. гос-во – демократ. гос-во, осущ-щее эффективную соц. политику, гарантир. достаточный ур-нь жизни и достаточную образованность личности.
Последовательное повышение кач-ва жизни граждан РБ выступает важнейшим направлением гос-венной политики. Обеспечивая высокий уровень занятости и динамичный рост доходов населения, развитие системы общедоступных соц. услуг, РБ подтверждает свою сущность как соц. гос-ва.Предусматривается дальнейшее динамичное повышение уровня оплаты труда в стране. Так, Законом о бюджете заложен рост з\п работников бюджетной сферы, а к 2015 году средняя з\п в Беларуси должна достичь 1000 $ США в эквиваленте. Закладываемые высокие темпы роста реальной з\п направлены на обеспечение приближения средней з\п в 2015 году к уровню сопредельных европейских гос-в.
Отличительная особенность:Низкий уровень зарегистрированной безработицы — отличительная особенность Беларуси. На конец октября он составил 0,7 %.
Текущая ситуация в сфере занятости сущ-венно улучшилась по сравнению с началом 2010 года. Ведь еще в январе численность безработных превышала число свободных рабочих мест. Сейчас же, наоборот, число имеющихся вакансий в 1,6 раза превышает кол-во безработных. Осн. цель политики занятости на след. пятилетку — активная модернизация и введение эффективных рабочих мест, что даст возможность людям max эффективно применить свой опыт, квалификацию и способности, открыть собственное дело и гарантир. достойное вознаграждение за достойный труд.
Строительство жилья.Жилищное строит-во — один из важнейших приоритетов социально-экономического развития.
Система образования.Одним из приоритетных направлений является развитие системы образования.
Отрасль здравоохранения.Работа отрасли здравоохранения направлена на реализацию комплекса мер по сохранению и укреплению здоровья наших граждан. Осуществление в 2006-2010 годах технического переоснащения учреждений здравоохранения, реализация ряда мероприятий, направленных на улучшение доступности и повышение качества оказания первичной медико-санитарной помощи населению, способствуют положительной динамике основных медико-демографических показателей
Перспективы
Дальнейшие ориентиры и приоритеты социальной политики нашего государства определены проектом Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы. Согласно программному документу, качество жизни населения республики в течение последующего пятилетия приблизится к европейским стандартам, Беларусь войдет в число 50 государств с наиболее высоким уровнем развития человеческого потенциала.
25.Гражданское общество: условия возникновения и общая хар-ка
Гражданское общество – это система относительно самостоятельных и независимых от государства социальных институтов и отношений, которые призваны обеспечить условия для самореализации отдельных индивидов и групп, удовлетворения частных интересов и потребностей. Признаки гражданского общества: наличие в обществе свободных владельцев средств производства;развитая демократия;правовая защищённость граждан;определённый уровень гражданской культуры, высокий образовательный уровень населения;наиболее полное обеспечение прав и свобод человека;самоуправление;конкуренция образующих его структур и различных групп людей;свободно формирующиеся общественные мнения и плюрализм;сильная социальная политика государствамногоукладная экономикабольшой удельный вес в обществе среднего класса. Гражданское общество имеет сложную структуру и включает в себя экономические, духовные, этнические, семейные и другие отношения и инсти туты, не опосредованные государством. Оно охватывает производственную и частную жизнь людей, их традиции, нравы, обычаи, сферы образования, науки, культуры, на ходящиеся вне непосредственной деятельности государства. Интересы и потребности различных групп и индивидов осуществляются через такие институты гражданского общества, как семья, церковь, политические партии, профессиональные, творческие объединения, коо перативы, социальные движения, органы общественной самодеятельности и др. Условия возникновения гражданского общества:Экономическим базисом гражданского общества является многоукладная рыночная экономика, плюрализм форм собственно сти, самостоятельность субъектов хозяйствования, предос тавление широкой деловой инициативы гражданам. Важ ным условием функционирования гражданского общества является также наличие развитой социальной структуры, отражающей богатство и многообразие интересов различных групп и слоев. Социальную основу гражданского общества со ставляет так называемый средний класс, включающий наиболее активную и мобильную часть населения. Духов ная сфера гражданского общества предполагает плюрализм в области идеологии, реальную свободу слова, печати, совести, достаточно высокий уровень ин теллектуального, психологического развития личности. |
26. Глава гос-ва и его роль в стр-ре высших органов власти. Инс-т президенства
Государство располагает системой органов власти, среди которых ключевую роль играют высшие органы исполнительной власти (глава государства, правительство), законодательной (парламент) и судебной. Все три ветви власти должны быть разделены, независимы и уравновешиваемы друг другом. Учитывая, что судебные органы политической властью не обладают, рассмотрим роль и полномочия высших органов законодательной и исполнительной власти.
Глава государства – центральная фигура государственной системы. Как правило, это монарх или президент, олицетворяющий единство нации. Он является символом государства и выполняет представительские функции на международной арене, а во внутриполитической деятельности осуществляет высшие государственные мероприятия. Глава государства – это связующее звено между законодательной и исполнительной властью.
Источник власти, роль и полномочия главы государства зависят от формы правления. Так, в монархиях главой государства обычно становятся по наследству. Наиболее распространена т.н. кастильская система, согласно которой наследует престол старший сын, а если сыновей нет – то старшая дочь (мужчины имеют преимущество).
Главное отличие президента республики от монарха в том, что президента избирают. Его может избирать парламент (как в Эстонии, Венгрии, Албании, Греции, Израиле; так избирали Горбачева), специальная коллегия (может включать и членов парламента, как в Индии), выборщики (как в США, Аргентине и Финляндии) и, наконец, прямое всенародное голосование, как в большинстве республик мира. Конституцией провозглашается право граждан баллотироваться на пост президента. Ограничения связаны с возрастом и гражданством. Обычно конституция ограничивает срок пребывания в должности президента одного и того же лица одним сроком (Мексика, др. латиноамериканские государства) или двумя (США, Германия, Беларусь, Россия). Во Франции, Италии, Финляндии ограничения не предусмотрены, но обычно редко кто соглашается баллотироваться в 3-й раз или в состоянии сделать это по возрасту. Если президент не может исполнять свои функции (смерть, тяжелая болезнь, отставка, импичмент), его место на оставшийся срок полномочий занимает либо вице-президент (как в США), либо спикер парламента или сената, если парламент 2-палатный (как в Венесуэле), либо премьер-министр (как в России или Беларуси). Часто, если нет поста вице-президента, проводятся досрочные выборы (как во Франции). Вице-президент, если он есть, всегда избирается вместе с президентом.
Полномочия президента
Если это президентская республика, он обладает значительной реальной властью, а в парламентской республике он выполняет в основном чисто представительские функции. В президентских республиках президент формирует (с согласия парламента) и обычно возглавляет правительство, и оно ответственно перед ним, а не перед парламентом. В таких республиках премьер – чисто техническая фигура. Взаимоотношения президента и парламента в разных странах имеют свою специфику. Очень широки полномочия главы государства в международных делах. Президент представляет президентскую республику в отношениях с другими государствами, ведет переговоры и подписывает международные договоры, назначает и отзывает послов в других странах, принимает верительные грамоты иностранных послов. И, наконец, президент обычно – Главнокомандующий вооруженными силами страны.
Президент имеет право помилования и амнистии, назначения судей Верховного суда и других высших судов, в Беларуси и России – Конституционного суда. В большинстве республик в случае нарушения президентом Конституции или совершения преступления парламент может объявить ему импичмент (как правило, 2/3 голосов).
Таким образом, глава государства наделен достаточно широкими полномочиями, что дает ему возможность выполнить свою основную задачу – консолидировать, сплотить нацию.
; Институт президенства – ведущий орган власти. В условиях формирования социального правового государства в РБ ведущее место в системе организации гос власти принадлежит институту президентства. Относительная новизна данного института в белорусской действительности, которой он порожден, предопределяет актуальность выбранной темы. Специфика рассматриваемого правового института состоит в том, что его возникновение происходило в характерных условиях на стадии перехода от тоталитарного государственно-политического устройства к демократическому. Институт президентства был призван только легитимировать политико-правовой статус правящей номенклатуры, а не стать ведущим государственным органом. Концепция президентской власти была слабо разработана, а ее введение не привело к коренному изменению всего механизма государственного управления.
27. Парламент: общая характеристика и функции
Парламент – это высший представительный и законодательный орган государства. Именно от работы парламентов, их эффективности и целенаправленной деятельности во многом зависит, какие в стране будут приниматься политические решения и законодательные акты, торжествовать идеи, ценности, идеалы, взгляды, принципы, нормы, убеждения, модели поведения. Законодательные органы создают объективные условия для реализации важнейших задач, стоящих перед человеческим сообществом, для формирования общественных ценностей и идеалов.
. Впервые парл. был образован в 13 в. в Англии. ( сущ-ет сегодня в больш-ве стран). В Великобрит., Франции, Италии– парл., в США и странах Лат. Америки – конгресс, в Финляндии и Польше – сейм, в Швеции – ригсдаг, в Норвегии – стортинг, в ФРГ – бундестаг, в России – Федер-ое собрание и т.д.
Осн. ф-ии парл. – законодательная и представительная. Законод. ф-ия – деятельность по принятию законов. Под представ. ф-ей понимается то, что избранные в парл. депутаты представляют и защищают интересы своих избирателей, а также деятельность парл. как форума, на кот. открыто и публично обсуждаются различные вопросы жизни страны.
Парл. – это тот орган, где ведутся дебаты, сопоставляются различные точки зрения, где представители оппозиции имеют возможность еще до принятия решения представить свое мнение и начать дискуссию.
Встречаются различные классиф-ии парл., но чаще всего – по их структуре. Совр. парл. состоят из одной или двух палат, их может быть и больше. Также сущ. ряд моделей парл., согласно кот. парл. может обладать правом вотума недоверия правительству (право отправлять прав-во в отставку, пример Великобритания) или же быть лишенным его, в тоже время исполнительная власть может быть в полномочиях распустить парл. и наоборот. По одной из моделей парл. играет декоративную роль в стране («консультативные парл.», пример СССР, Куба).
Двухпалатный парл. обычно состоит из нижней (палата представителей или палата депутатов) и верхней палаты (сенат). Депутаты нижней палаты избираются гражданами путем голосования. Верхняя палата формируется разными путями: через назначение главой государства (Канада), наследование (Великобритания), избрание (Италия, Франция и др.)
С конца 1996 года из двух палат состоит парл. РБ – Национальное Собрание (до этого работал однопалатный Верховный Совет). Палата представителей в составе 110 депутатов (для эфф-ой работы парл. не должен быть многочисленным) избирается населением. Совет Респ. является палатой территориального представительства. В него входят по 8 представителей из каждой области и города Минска, избранных тайным голосованием на заседаниях депутатов местных Советов. 8 членов Совета Респ. назначаются Президентом РБ.
Не всегда на заседании присутствуют все депутаты. Поэтому возникает проблема кворума. Кворум – заранее установленное кол-во деп-тов, полномочное принимать решения (обычно 2/3).
Т.к. в парл. присутствуют представители с разными интересами, то депутаты объединяются во фракции. Это организованные группы депутатов, принадлежащих чаще всего к одной партии и проводящих в парл. определенную политическую линию. В руководящие органы палаты входят ее председатель (руководит работой парл., иначе – спикер), заместители, секретари.
Депутаты имеют парл-ие привилегии: иммунитет (парл-ую неприкосновенность) и индемнитет, т.е. не несут ответственность за выступление в парламенте и те меры, кот.поддерживали в голосовании.
28. Правительство: порядок формирования и полномочия
Правительство— высший государственный орган исполнительной власти. Правительство реализует политические решения, принимаемые парламентом и главой государства.
Полномочия правительства в том, что оно осуществляет общее руководство и управление внутренними и внешними делами государства.
Формирование происходит по-разному в зависимости от форм правления.
С парламентской формой – правительство занимает центральное место в системе государственных органов и решающую роль на практике играет председатель правительства. Механизм формирования правительства при разных формах правления имеет свою специфику, но общая черта – это партийная основа.
В президентских республиках правительство формируется из предс
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; Нарушение авторского права страницы