Причиной катастрофы в Шереметьево, вероятно, стала ошибка экипажа
В ходе расследования катастрофы с «Суперджетом-100» в Шереметьево 5 мая восстановлена полная картина произошедшего. По словам источника, знакомого с расследованием, жесткая посадка самолета и возгорание на борту — следствие ошибки экипажа.
В «Суперджет-100» действительно попала молния, однако к возникновению критической ситуации это не привело — отключилась лишь автоматика самолета. Пилоты допустили несколько ошибок, и одна из них — очередная попытка посадки судна после серии прыжков на посадочной полосе.
Причину катастрофы «Суперджета-100» ищут в действиях пилотов
Экспертами, которые занимаются расследованием причин крушения «Суперджета-100» в Шереметьево, восстановлена хронология событий, следствием которых стала трагедия. Выяснилось, что молния попала в нос воздушного судна через 15 минут после его вылета: на корпусе специалисты обнаружили закопченную отметину. Грозовой защитой были отключены генераторы, электроснабжение переведено на аккумуляторные батареи в режим EEC. Судном начали управлять пилоты (режим Direct Mode) — работа бортового компьютера была прекращена.
Со слов экспертов, на «Суперджете-100» действительно была нештатная ситуация, однако критической, аварийной назвать ее невозможно. Как в этом случае должен действовать экипаж, написано в руководстве по эксплуатации. Пилоты должны были знать: режим EEC не означает, что самолет нужно немедленно посадить — его можно было «дотянуть» до ближайшего аэродрома и пойти на второй круг, чтобы повторно зайти на посадку. Также при таком режиме подается сигнал Pan Pan — сигнал срочности для диспетчера. Это не сигнал бедствия May Day, поэтому на полосе «Суперджет-100» не встречали пожарные. В режиме Direct Mode, ручного управления, экипаж мог бы посадить самолет даже если превышена посадочная масса. Посадка должна была быть плавной, на низкой скорости, что не привело бы к поломке шасси.
Показатели параметрического самописца указывают на то, что пилоты со 2-й попытки зашли на посадку по всем нормативным требованиям. Им было сложно это делать вручную, когда отключен автопилот и автомат тяги. Вероятно, поэтому они перелетели полосу и уже «прижимали» к ней «Суперджет-100», который колесами ее еще не коснулся. До приземления двигатели работали в усиленном режиме, а нос судна был опущен. Самолет ударился о полосу, и его подбросило, затем произошли отскоки, «козление», как говорят пилоты. При втором ударе случилась динамическая перегрузка в 5G, но уже при 3.75G могут отделиться крылья. Они остались целыми, но отломились стойки шасси и пробили топливные баки. Из-за утечки керосина в «хвосте» самолета начался пожар.
Со слов специалистов, пилоты допустили фатальную ошибку — начали сажать «Суперджет-100» после «козления». По нормативам, они должны были экстренно взлететь уже после того, как произошел первый отскок. Следствие установит, какой пилот допустил ошибку, и из-за этого случилась трагедия.
Также удалось узнать, что пассажиры хвостовой части «Суперджета-100» погибли не из-за желания некоторых забрать ручную кладь.
— Об этом свидетельствует и положение тел многих пассажиров, которые были обнаружены в хвосте самолета. Они не успели даже расстегнуть ремни, погибли от отравления продуктами горения в своих креслах. Кто-то, возможно, потерял сознание при ударах самолета о взлетно-посадочную полосу.