…Преодоление элементов авторитарности – необходимое условие дальнейшей демократизации внутришкольной жизни.
…Порой действия педагога-авторитариста внешне нелегко отличить от подлинного мастерства, гуманного в своих целях, результатах, способах их достижения. Эта трудность кроется не только в изощренности почерка авторитариста и даже не в блистательной манере исполнения педагогических приемов. Трудно распознать авторитарную технологию еще и потому, что авторитарист виртуоз все усилия направляет не на демонстрацию своей силы, а на то, чтобы скрыть ее. Авторитарное мастерство может выгодно отличать от подлинного мастерства и та непринужденная, та завидная уверенность, с которой осуществляются различные действия. Здесь надо иметь в виду, что педагог-авторитарист, как правило, уделяет технике воздействия самое серьезное внимание. Именно в ней он ищет средства утверждения своего личного влияния. Поэтому действия педагога-авторитариста могут производить ошеломляющее впечатление отточенностью приемов, блеском исполнения, виртуозным манипулированием ими.
…Деляческий, беспринципный подход к педагогическим средствам при умении пользоваться ими позволяет авторитаристу быстро добиваться некоторых существенных для первого этапа развития коллектива результатов: внешнего порядка, организационной четкости, которые человек, не искушенный в сложностях и характере школьной жизни, может принять за проявление подлинного мастерства…. Поэтому настоящий педагог только в исключительных случаях может позволить себе «педагогический фокус», а обычно манеру его работы отличает внешняя простота при большой внутренней глубине, мудрое, очень разборчивое отношение к средствам, точное знание радиуса и степени их действия, умелое сочетание традиционных методов с новыми. Зачастую новаторство настоящего педагога состоит именно в новом взаимодействии давно известных, проверенных и изученных средств.
…Для педагога-авторитариста система отношений подобна тонкой и прочной сети, которую даже не он, а сами дети набрасывают на себя. Он руководит этим процессом самозапутывания. Если подлинный мастер все время думает над тем, чтобы система отношений способствовала развитию задатков и способностей ребят, творческих, созидательных сил в детском коллективе, утверждению высших форм жизни в нем, то педагог-авторитарист до предела сужает сферу самостоятельной деятельности, поощряя лишь ту, которая способствует утверждению авторитаризма, бессловесному послушанию, разобщению в среде детей.
…Главная тенденция педагога-авторитариста — подавить способность воспитанников отстаивать свои убеждения, установить прочную зависимость всех учащихся от его единоличной воли, неважно, как эта зависимость будет выражена — прямо или опосредованно.
….Подлинное мастерство и авторитаризм — антиподы, антагонисты.
Остановимся на некоторых из них, сразу же оговорившись, что каждая из приведенных нами форм выступает в работе педагога как отрицательный элемент.
Скрытая (опосредованная) авторитарность. Здесь прямой нажим, насилие затемнены. Авторитарность как бы растворяется в том многообразии методов и приемов, которыми пользуется педагог. Здесь авторитаризм выступает в либеральном обличий. В основе всей деятельности педагога лежат авторитарно-опосредованные действия. Им подчиняет он и самоуправление, и доверие, и игру, и систему перспектив и т.д. Главная его забота — создание прочной системы внутриколлективных зависимостей, расчетливо управляемой педагогом-авторитаристом. Любимые слова такого авторитариста — «У нас все решает коллектив, самоуправление, актив». Внешне создается впечатление о необыкновенно сильном коллективе. На самом же деле коллектив нравственно агонизирует. Авторитарно-опосредованный стиль работы нужно квалифицировать как самый жестокий способ педагогического руководства, а, следовательно, и способ общения. Он порождает насилие изнутри, через самих ребят.
…Грубая, прямая авторитарность — открытое непризнание индивидуальности любого ученика, любого подчиненного. Грубый, прямой авторитаризм не посягает на внутреннюю свободу ученика. Руководитель бравирует своей откровенностью, прямотой, держится на расстоянии. Девиз: «Каждый должен знать свое место». Все его действия откровенно жестки и прямолинейны. Если установленные им правила, в том числе и самые незначительные, не выполняются, он склонен бросить все дела, даже самые важные, чтобы довести свою линию до конца; обладает, как правило, быстротой реакции, огромным упорством, настойчивостью; элементарную, простейшую организацию любого дела коллектива доводит до совершенства. В этом он может быть очень требователен и к самому себе.
…Демагогическая авторитарность. Свое непризнание других личностей прикрывает набором догматически изрекаемых положений: политических, нравственных, методических. Любит трескучие фразы. Во главу всей работы ставит, на словах, разумеется, идейно-политическое воспитание. Его педагогическое кредо: воздействовать на сознание учащихся только с помощью бесед, внушений, разъяснений. Одним словом, примат за словесным воспитанием.
Этот педагог пренебрегает самой элементарной организаторской работой. Все у него построено на импульсах, на «вдохновении». Школа для него — постоянная аудитория, в которой говорит, властвует лишь он один. Это проповедник. Для него слово — средство личного влияния. И надо заметить, над словом он работает обычно очень основательно. Он склонен к импровизации. Все пути совершенствования мастерства речи сводятся к поискам новых форм, приемов и никогда не ведут к разработке содержания конструкторской мысли.
…Либеральный авторитаризм. С ребятами и педагогами запросто. Даже в обнимку по коридору. Зайти в кабинет — в любое время! На ходу решить вопрос— пожалуйста. Остроумен, находчив, изысканно вежлив и ровен в обращении.
У него есть и самоуправление, есть и клубы, есть и вечера, и фестивали, и пышные праздники. А вот души во всем этом нет. И нет подлинного единства взрослых и детей. Ребята чувствуют во всем показуху, лакировку, бездушие, злое и страшное. Страшное, потому что и повода-то для протеста нет: все вежливо, галантно. Да и многие родители в восторге от «предупредительного», такого «терпеливого» и всегда спокойного педагога. А он не терпит учителей, способных на искреннее проявление чувств, на справедливый гнев, на восхищение благородным поступком. «Вы свои чувства оставляйте дома, — поучает он учителей. — Чувства — это конфликты, а в школе у нас должно быть тихо, спокойно».
Административная авторитарность. Возникает тогда, когда администрирование возводится в абсолют, в единственный способ общения с людьми. Не станет говорить, прежде чем не займет позиции, с которой он может приказывать, на которой он будет внушительно выглядеть. Мотивировка: «Нельзя на ходу решать вопросы». Ценит свое слово, часто ссылается: «Я уже в прошлый раз указывал. » Кабинет для него — святилище. «Выйдите, — обычно требует он, — постучите и зайдите, как положено». Боится общения с коллективом учителей: воздействует на них исключительно через своих подчиненных, которые, как правило, необыкновенно исполнительны, ибо в чем-то зависят от него.
…Причины возникновения авторитаризма разные. Часто авторитаризм возникает на базе невежества и бессилия. Это подметил в свое время еще Д.И. Писарев. Чем невежественнее учитель, говорил он, тем сильнее его террор по отношению к учащимся.
Авторитаризм может возникнуть и на базе ложного убеждения в том, что жестокость — единственный способ организации поведения, учеников. Поэтому так часто возникновение авторитаризма связано с эгоистическими мотивами.
…Любой авторитарист готов идти к цели напролом, если бы его не удерживала боязнь неудачи, поражения. Авторитарист конъюнктурен: он вылавливает из общественной жизни то, что отвечает его тенденции. И этому соответствует его мировоззрение— эклектическое. Авторитарист тащит из всех теорий то, что ему выгодно. Он в угоду своей установке прикрывается самыми святыми и дорогими именами, фальсифицирует и опошляет науку.
Авторитарность появляется тогда, когда нравственная мировоззренческая ущербность получает возможность проявить себя. Вот почему, как бы ловко авторитарист ни маскировался, сколько бы лет он ни ходил в показательных, система созданных им в воспитательном учреждении отношений, он неизбежно приходит в непримиримое противоречие с нашей социальной системой, а результатом его деятельности может быть только одно — нравственное и идейное разложение коллектива.
(Цитаты из работы: Азаров Ю.П. Искусство воспитывать.- М.,1985. С.67-88.).