Попустительский или авторитарный: 4 главных стиля воспитания в детских садах мира, Мел

0
384

У современных педагогов и родителей не возникает вопросов по поводу важности посещения детского сада. Мы знаем, что в садике за ребёнком присмотрят, накормят и поиграют. Там он научится чему-то новому, подружится со сверстниками. Но в разных странах подход к присмотру за детьми в дошкольном учреждении порой кардинально отличается от привычного нам.

В различное время в разных странах сформировались системы воспитания, в которых можно различить реализацию четырёх основных педагогических стилей.

1. Либеральный стиль

При таком подходе к воспитанию педагог высоко оценивает личность ребёнка, прощает все его слабости, не склонен к запретам и контролю.

Так в Англии принято с раннего детства воспитывать в ребёнке высокую самооценку. Воспитатели в яслях и детских садах относятся к дошколятам с редкостным терпением, не ругают их и не делают им замечаний. Детей хвалят даже за самые незначительные достижения, крайне приветствуется проявление индивидуальности. Считается, что это придаёт детям уверенность в себе и способствует развитию самодостаточной личности без комплексов и предрассудков. При этом некоторые эксперты полагают, что в каждом возрасте свои особенности, и маленькому ребёнку такой стиль воспитания может навредить.

Похожие принципы воспитания — в Японии, где до пяти лет ребёнку позволено всё. Взрослые (родители, воспитатели) стараются потакать всем капризам ребёнка, исполняют все его желания. Однако после шести лет отношение к ребёнку кардинально меняется. Детей школьного возраста воспитывают по принципу «любое слово взрослых — закон». В школе к детям предъявляют очень высокие требования и ждут полнейшего повиновения. Что уже по сути реализация иного стиля воспитания — авторитарного.

2. Авторитарный стиль

Взрослый (педагог, воспитатель) прилагает максимум усилий, чтобы приблизить ребёнка к своего рода «идеалу» личности. К детям предъявляют категоричные требования, которым он должен неукоснительно следовать.

К примеру, основной принцип воспитания в Китае — жёсткое послушание. Уже в детских садах воспитатели требуют от ребёнка покорности, он должен во всём слушаться старших. В дошкольных учреждениях существует строгий распорядок, день должен проходить чётко по расписанию. Дошколят учат бытовой самостоятельности и трудолюбию с помощью различных ролевых игр. Мнение ребёнка взрослых не волнует, китайские дети редко слышат похвалу. Такой стиль несомненно воспитывает в детях трудолюбие и ответственность, но также может стать причиной множества комплексов и неуверенности в себе.

3. Индифферентный (попустительский) стиль

Детский сад как способ снять с родителей заботу о присмотре за ребёнком, проблемы воспитания не являются первостепенными.

Так, во многих государственных садиках Израиля и Египта детям предоставляют только присмотр. Их просто собирают довольно большими группами в одном помещении, где за ними приглядывает воспитатель. Мебели в садиках немного, даже игрушки и еду детям приходится приносить с собой. Образовательной программы или прогулок может не быть вообще, либо могут быть дополнительные занятия по лепке, музыке, рисованию. Итог такого подхода к воспитанию очевиден — ребёнок может оказаться совершенно не подготовлен к школе, несамостоятелен.

4. Авторитетный (демократический)

Воспитатель признаёт право ребёнка на саморазвитие, но при этом понимает важность собственной роли в становлении его личности. Взрослый выступает в качестве примера для ребёнка, направляет его всестороннее развитие.

Сюда можно отнести советскую модель воспитания. Уже с малых лет детям ставили в пример наиболее выдающихся членов общества. Согласно специальному государственному документу — «Программе воспитания в детском саду», роль воспитателя детсада заключалась в создании благоприятных условий для физического, умственного и нравственного развития ребёнка, стимулировании его познавательной деятельности, удовлетворении потребности в общении со сверстниками. В советских садиках большое внимание уделялось укреплению здоровья и образовательным занятиям. Учитывалась региональная специфика, национальные традиции, а также возрастные особенности ребёнка. Так, воспитательный и обучающий процесс для дошколят строился в форме игр, в том числе сюжетно-ролевых.

Сформулированные в советской педагогике принципы применяются и в современной российской практике. Воспитательная работа должна строиться на глубоком знании возрастных закономерностей и индивидуальных особенностей развития ребёнка. Педагогический процесс предполагается как целостный и непрерывный от младенчества до поступления в школу. Такого принципа, например, придерживаются сторонники билингвального образования. Они советуют начинать обучение иностранному языку с малых лет, чтобы к школе ребёнок уже владел базовыми знаниями. Причём посещение билингвального детского сада предпочтительнее дополнительных занятий, потому что там ребёнок будет не просто изучать язык, но и постоянно практиковаться с носителями языка через игры и задания. К счастью такие садики начинают открываться и в Петербурге, например этой весной открылся детский сад CDF в Василеостровском районе. Так же в воспитательном процессе важны систематичность и последовательность расположения материала от более простого к сложному, воспитание через различные виды деятельности: игровую, трудовую, бытовую, учебную.