1.Тоталитаризм (totalitas – от латинского – целостность, полнота) – это определенный тип политической системы (политический режим), а также способ организации общества в целом, создающий особую экономическую и социальную структуру, особый тип политической культуры. Сущностью тоталитаризма является стремление власти к полному контролю над личностью, всеми формами ее жизнедеятельности. Это достигается посредством преобразования общественно-политической системы на основе социальной утопии, идеологии, не оставляющей места для индивидуальной свободы.
Теория тоталитаризма складывается в 1940 — 1950 гг. Важнейшее значение для ее развития имели работы Ф. Хайека, Х. Аренд, К. Фридриха, З. Бжезинского, А.П. Бутенко, А.А. Галкина.
Большинство исследователей считают тоталитаризм явлением XX века, так как в его становлении и развитии решающую роль играет монополия власти на современные средства массовой информации (в том числе – электронные), посредством которых в общественное сознание внедряется государственная идеология – единственная и безраздельно господствующая в обществе. В соответствии с ее установками конструируется модель общества, определяется цель его развития, реализуется «заданность» исторического процесса («Коммунизм», «Тысячелетний Рейх»). Общество «сознательно строится» на основе идеологии (государственное планирование). Идеология имеет мессианский характер (Мессия – имя Христа, который спасет человечество во время своего второго пришествия на землю).
Идеологизация всей общественной жизни связана с монополией власти, вождей на социальную истину, которые «знают» ее и истолковывают народу. Эта идеология обязательна для всех. Создается мощная система «обработки мозгов», манипулирования массовым сознанием. Это обусловливает крайнюю нетерпимость к инакомыслию («диссиденству»), оппозиции, для чего культивируется «образ врага». Несогласные («враги») уничтожаются любыми средствами вплоть до государственного террора.
Общественное мнение полностью заменяется государственными политическими оценками. Отрицаются общечеловеческие нормы морали, которая подчинена политической целесообразности («нравственно все то, что служит делу строительства коммунизма»). Подавляется индивидуальность, оригинальность мышления и поведения. Поощряются стадные чувства, стремление не выделяться, быть «как все». Делается ставка на низменные инстинкты, конфронтацию между социальными группами, на классовую и национальную ненависть, зависть, подозрительность, доносительство. Роль арбитра в разрешении социальной напряженности государство всегда берет на себя. Для этого оно обладает мощным аппаратом контроля и принуждения (служба безопасности, армия, милиция).
Основной мотивацией (причиной) подчинения общества тоталитарной власти является слепая вера («харизма» вождя, культ личности) и страх. Таким образом, тоталитарный режим не оставляет поля деятельности для гражданского общества. Гражданское общество практически поглощается государством.
Учитывая сказанное, сформулируем основные черты тоталитаризма:
а) концентрация всей власти в лице лидера харизматического типа – вождя, которому приписываются сверхъестественные способности («культ личности»);
б) опора вождя на возглавляемую им единую и единственную массовую политическую партию, которая срастается с государственным аппаратом;
в) единая официальная обязательная для всех идеология утопического типа (т.е. ставящая перед обществом невыполнимые мифические задачи);
г) монополия власти на средства массовой информации, что создает возможность тотального манипулирования общественным сознанием на основе официальной идеологии. Отсюда – борьба со всякого рода инакомыслием, культивирование «образа врага»;
д) милитаризация государства, его монополия на все средства вооруженной борьбы, которая является главным способом разрешения противоречий как во внутренней (террор, концентрационные лагеря), так и во внешней политике (войны);
е) система полицейского контроля и управления экономикой (жесткое государственное планирование, госконтроль, командно-административная система по принципу: приказ – выполнение);
ж) страх и слепая вера масс как главный ресурс тоталитарного управления. Всякое общественное движение, возникшее первоначально как самодеятельность масс, ангажируется (ставится в прямую зависимость) государством («огосударствление» профсоюзов, комсомола). Слепая вера и страх перед всесилием государства дает возможность этому последнему опираться на общественно-политическое движение (ОПД), находить в нем весьма прочную социальную основу на более или менее длительное время.
2.История свидетельствует, что различные тоталитарные системы, имеющие сходство в существенных чертах и обладают некоторыми особенностями. Большинство исследователей предлагают различать три типа тоталитарных систем: фашизм, национал-социализм и коммунизм.
Фашизм «родился» в Италии в 1922 году. Его тоталитарные черты выражались в менее жестких формах по сравнению с другими типами. Итальянский фашизм стремился не к строительству нового «светлого будущего», а к возрождению Великой Римской империи с ее твердым государственным порядком, а также к возрождению римской «национальной души».
Национал-социализм возник в Германии в 1933 году. Он много заимствовал как у фашизма, так и у тоталитаризма коммунистического типа, например, формы организации тоталитарной партии и государства и даже обращение «товарищ». Особенностью здесь является опора на идеологию превосходства арийской расы, чем обосновывается ее право на мировое господство и вооруженную борьбу вплоть до уничтожения других народов.
Тоталитаризм коммунистического типа предполагает в отличие от других типов полное устранение частной собственности, а значит и всякой автономии личности, а также классовую борьбу как средство достижения идеологической цели – коммунизма (т.е. геноцид против своего народа).
Актуально выяснение причин возникновения и развития тоталитаризма. Анализ этих причин может предостеречь человечество от рецидивов тоталитаризма, ибо история показывает, что тоталитаризм весьма живуч. В XX веке в той или иной форме его испытала примерно треть населения земного шара. В отдельных странах он существует до сих пор (Северная Корея и другие). Перечислим некоторые причины живучести тоталитаризма:
· весьма высокая способность мобилизации ресурсов для достижения ограниченных целей: победы в войне, оборонного строительства, индустриализации общества и т.п. Это привлекает слаборазвитые страны. Однако подобные достижения всегда связаны с колоссальными затратами материальных и человеческих ресурсов, что в исторической перспективе оказывается одной из основных причин внутреннего распада и краха режима;
· вековая мечта масс о равенстве и справедливости, желание большинства людей подчиняться «сильной руке», «порядку»;
· особенно благоприятные условия для появления тоталитаризма создаются в периоды кризисов (в том числе экономических), а также в государствах переходного типа, когда старая общественно-политическая система сломана, а новая еще не сложилась. Конкретными причинами может быть внезапное обнищание народа в результате социальных катаклизмов или войны, унижение национального достоинства, самосознания нации (Германия 1933 г.), разрушение привычного социального статуса человека и неумение его ориентироваться в новой постоянно меняющейся обстановке. Такое положение усугубляется социальной атомизацией общества, когда в результате разрушения старых социальных структур человек (атом) представлен сам себе, остается наедине с незнакомыми ему социальными обстоятельствами.
Тоталитаризм – исторически обреченный строй. В силу своей жесткой организации, полной неспособности воспринимать инновации в любой сфере деятельности он, особенно в эпоху научно-технического прогресса, погибает под давлением внутренних противоречий. Тоталитарные государства вынуждены «перестраиваться» на демократический лад, иначе они будут отброшены на обочину дороги мировой цивилизации.
3.Авторитаризм (самовластие) является «смягченной» разновидностью тоталитаризма и занимает промежуточное положение между тоталитаризмом и демократией. Для него характерно:
· концентрация неограниченной власти в руках одного лица или узкого круга лиц. Зачастую власть держится не только на силе, страхе и слепой вере народа, но и на действительном авторитете властного лица, которое обладает чертами лидера демократического типа;
· отказ от тотального контроля над обществом, невмешательство или ограниченное вмешательство во многие сферы жизни общества (допущение саморегулируемой экономики, многопартийности, наличия самодеятельных общественных организаций и других демократических структур);
· государственный террор имеет «выборочный характер» и служит главным образом для устрашения имеющейся весьма слабой оппозиции.
Авторитаризм в определенной мере сохраняет автономию личности и общества от государства. Часто он способствует «выращиванию» демократических структур, а вместе с ними и гражданского общества в недрах авторитаризма, например, Испания 1960 – 1970 гг.
Именно в силу таких качеств авторитаризма многие политологи считают его режимом, способным обеспечить переход от тоталитарных структур общества, где давно погибли все демократические институты, к демократии.
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; Нарушение авторского права страницы