Социальная роль авторитарного и тоталитарного государств — единственных субъектов социальной политики — широко рекламируется как неустанная забота государства о благе народа. Однако ни на базе авторитарного, ни на базе тоталитарного государства невозможно построить подлинного социального государства, так как социальное государство, как мы уже отмечали, предполагает сочетание социальных функций с правовыми. Однако в то же время нельзя сказать, что авторитарные и тоталитарные государства не оказывают своим гражданам социальных услуг и не предоставляют никаких социальных гарантий. Но при этом, как показывает исторический опыт, это сопровождается допущением ими чудовищных нарушений прав и свобод человека и гражданина. А такие государства, даже если они имеют достаточно сильную социальную ориентацию, нельзя назвать социальными.
Некоторые авторы склонны считать, что существовавшие наиболее развитые социалистические государства с определенной оговоркой можно считать социальными. «Видимо, социальным может быть признано и государство, существовавшее у нас и в ряде других стран в рамках основанной на марксистской идеологии модели общественного устройства, покоившейся на тотально огосударствленной экономике, которую можно именовать системой государственного социализма . Государство в обществе т.н. «реального социализма», хотя и было, несомненно, социальным, оно реализовывало свои функции в области материального обеспечения социальных потребностей населения более слабо, в более ограниченных масштабах, чем социальное государство, утверждавшееся и функционировавшее примерно в тех же временных рамках в странах со свободной рыночной экономикой. Уже отсюда видно, что социальное государство не может быть понято как некое изолированное общественное явление и, следовательно, задача его формирования не может рассматриваться как самодовлеющая или самодостаточная, вне связи с тем, как выглядят другие стороны общественного устройства. Как видно, государство в его социальном измерении оказывается разным в зависимости оттого, какой является экономическая система общества. Подобным же образом оно связано и с многими другими аспектами общественного устройства. Следовательно, только в общем контексте этого устройства можно создать более или менее эффективное социальное государство». (Волков Ю.Е. Теоретико-методологические основы социологического анализа общественных систем и процессов. – М.: Советский спорт, 2001. – С.146-147).
Как видно, здесь речь идет, скорее всего, о социальных функциях, социальной ориентированности советских государств, нарушавших, однако, принципы правового, демократического государства, что, на наш взгляд, дает право их называть, государствами, достаточно успешно выполнявшими социальные функции. (см. разд. I, Гл. 7 настоящего учебника).
Итак, социальная ориентация государства при слабом выполнении социальных функций государства в настоящее время определяет государство социальным лишь по предназначению. Даже достаточно сильное исполнение социальных функций государством при нарушении других основополагающих принципов (правовой основы, демократизма и др.) не позволяет его называть подлинно социальным.
Предпосылками, в наибольшей степени способствующими социальной ориентации государства и становлению социального государства, являются:
— наличие достаточно широкой экономической и социальной базы общества;
— ускоренное развитие общества на основе научно-технического и социального прогресса;
— всемерное развитие демократии, в том числе на производстве (экономическая демократия), форм общественного самоуправления, активизация участия граждан в государственной жизни;
— усиление законности, расширение реальных прав и свобод человека в сочетании с его ответственностью перед обществом и государством.
Практика общественного развития показала, что социально ориентированное государство наиболее эффективно функционирует в странах, где государство зиждется на демократической, правовой основе, где развиты социально-рыночные отношения, а общество является гражданским. «Под гражданским обществом понимается демократическое реально многосубъектное общество, одним из субъектов которого является государство. При всей громадности и весомости такого субъекта, как государство, он все же перед лицом народа как единственного источника власти в стране равноправен с любым иным субъектом общества. Государству приданы народом полномочия и ресурсы для их осуществления, но государству не даны основания возвышаться над какими-либо иными субъектами, будь то даже отдельный гражданин. В недопущении исключительности государства и его органов состоит суть демократического конституционного строя, (Социальная политика: Учебник / Под общ. ред. Н. А. Волгина. М.: Экзамен, 20О2. С. 87.) и «лишь и условиях демократического режима власти на основе правовой государственной системы может возникнуть настоящее социальное государство». (Социальное государство: мировой опыт и реалии России / Под общ. ред. Г.А. Николаева. – М.: АТиСО, 2002. – С.83).
Контрольные вопросы и задания:
1 На какие типы делятся государства с точки зрения их устройства?
2 Какими бывают государства по формам правления?
3 По формам установившегося и довлеющего режима государства делятся на: монархии (абсолютные н конституционные) и республики (парламентские и президентские); демократические, авторитарные, тоталитарные; унитарные, федерации, конфедерации (выберите правильный вариант ответа).
4 Назовите основные виды и типы государств, которые позволяют в той или иной мере выполнить социальную функцию соответствующему государству.
5 Назовите предпосылки, в наибольшей степени способствующие становлению социального государства.
6 Могут ли авторитарные и тоталитарные государства выполнять свою социальную роль?
Ключевые слова: декларация прав человека, ментальность общества, социальные жизненные стандарты, социально-экономическое устройство, социальные ценности, субъекты социального государства.
Проблема строительства социального государства является приоритетной для многих стран, конституционно выбравших такую модель для своего развития. Выбор этой модели государственного устройства из многих других имеет свое объяснение.
Во-первых, учитывались исторический менталитет общества и предыдущий многолетний опыт социально-экономического устройства в странах, где государство как собственник средств производства и работодатель брало на себя социальную ответственность перед обществом и его гражданами.
Во-вторых, анализировался опыт многих европейских стран, в том числе Германии, Испании, Франции, Швеции, вставших после второй мировой на путь создания социальных государств с социальным рыночным хозяйством (или же «государств всеобщего благоденствия») и добившихся благодаря этому высоких жизненных стандартов и технико-экономического прогресса.
В-третьих, в условиях расширяющейся глобализации, интеграции стран в мирохозяйственные, социальные и гуманитарные связи учитывалась необходимость идти к таким стандартам уровня и качества жизни, которые заложены в конвенциях и рекомендациях МОТ, Европейской социальной хартии, Европейском кодексе социального обеспечения, Декларации прав человека и других документах.
Социальные государства представляют (или, иначе, субъектами социального государства являются) не только государственные органы социального обеспечения, занимающиеся распределением средств между нуждающимися, а являются, прежде всего, идеологами, организаторами и проводниками сильной социальной политики в комплексе с развитием социального рыночного хозяйства и на его базе. Поэтому они определяют экономические пределы социальности социальных государств, в том числе устанавливают прямую зависимость размеров расходов на социальные цели от объема капиталовложений и других условий.
Россия, опираясь на предыдущий опыт организации экономической и социальной жизни, учитывая менталитет общества и т.п., в 1993 г. в ст. 7 Конституции провозгласила:
1. Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
2. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
«Содержащуюся в Конституции РФ характеристику нашего государства как социального следует понимать не как в полной мере завершенное выражение его современной сущности, а лишь как постепенно реализующуюся цель его формирования в ходе осуществляемых социально-политических преобразований»». (Волков Ю.Е. Указ. соч. С. 140)
«Добиваясь устойчивости в обществе, организуя управление им, государство должно опираться на социальные ценности и вырабатывать социальные жизненные стандарты, которые, укоренившись в обществе, делают государство социальным . Россия с ее постоянной ориентированностью в общественном бытии на социальную совместимость жизни людей и духовно-нравственные приоритеты (социальные ценности) взамен узко потребительских и материально-обывательских наклонностей, несомненно, должна проявить активную, лидирующую роль в поиске и реализации себя (да и не только для себя), подлинно новых, гуманных, социально справедливых, духовно возвышенных, объединяющих общество и дающих свободу самореализации каждому путей общественного, цивилизованного развития». (Бочаров М.П. От социальных ценностей к социальному государству. – М.: Луч, 1997. – С.8).
Кроме отмеченных внешних и внутренних общественных предпосылок особую роль играют множество внутренних социальных предпосылок, способствующих формированию и укреплению социального государства.
Контрольные вопросы и задания:
1. С учетом каких условий осуществлялся в России выбор модели государственного устройства?
2. Какая зависимость имеется между размерами расходов на социальные цели от объема капиталовложений?
3. Почему при достигнутом уровне социально-экономического развития Россию сегодня нельзя назвать подлинно социальным государством?
4. Можно ли рассматривать провозглашение России социальным государством как перспективную цель государства?
5. Назовите основные внутренние предпосылки провозглашения России социальным государством.
Ключевые слова: государство всеобщего благоденствия, историко-материалистическая теория, сущность социального государства, теория конвергенции, теория плюралистической демократии, теория социального государства, теория элит, технократическая теория.
Ключевым словом в терминах, раскрывающих составляющий компонент общественных отношений, является понятие «социальное (ая)». «Социальное» — интегрированная в совместной деятельности совокупность тех или иных свойств и особенностей общественных отношений данного общества индивидами или группами индивидов в конкретных условиях места и времени в отношениях людей друг к другу, своему положению в обществе, явлениям, процессам общественной жизни. Оно выступает также стержневым понятием в составлении терминов, раскрывающих сущность совместной деятельности людей — социальное государство, социальная политика, социальное развитие, социальные отношения, социальные связи и др. «Социальное» — исходная категория социологических наук. Она — их связующее звено. В отличие от общественного (принадлежащего ко всему обществу), «социальное» характеризуется рядом особых свойств и признаков. Основные из них:
— осознание целеполагающей общественной деятельности каждым индивидом, социальной группой, общностью;
— формирование важнейших социальных закономерностей, тенденций и качеств в процессе взаимодействия различных социальных структур и общностей;
— утверждение социального статуса, господствующего в социальной иерархии различных социальных классов и слоев, организация борьбы за улучшение жизненных условий, удовлетворение интересов и потребностей;
— развитие и утверждение принципа справедливого распределения материальных и духовных благ общества (социальной справедливости);
— совершенствование и внедрение действительных правовых демократических основ гражданского общества, воплощение в жизнь принципов свободы, равенства и братства и др.
Термин «социальное» является основой для образования словосочетаний (понятий) типа социальная (политика), социальное (государство, развитие), социальные (связи)». (Социальное государство: Краткий словарь-справочник / Ред. кол. Н.Н. Гриценко (руководитель), Г.А. Николаев (зам. рук.), Ф.И. Шарков (зам. рук.) и др. – М.: АТиСО, 2002. — С. 188-189.)
Понятие «социальное государство» впервые появилось в научной литературе в середине ХIХ в. в трудах немецких ученых под влиянием философии Гегеля и в результате анализа развития капитализма и классовой борьбы в Германии. Один из основных разработчиков теории социального государства государствовед и экономист Лоренц фон Штейн считал, что задача государства заключается в становлении общественного равенства и личной свободы, в поднятии низших, обездоленных классов до уровня богатых и сильных, что государство должно осуществлять экономический и общественный прогресс всех членов общества, когда развитие одного является условием и следствием развитии другого. Наиболее радикальную теоретическую основу интервенционистского социального государства выдвинул в 1879 г. немецкий экономист, сторонник государственного и христианского социализма А. Вагнер. Его концепция предусматривала превращение буржуазного государства в государство всеобщего благоденствия (welfare stale). Определенный вклад в разработку проблем социального государства внесли А. Абендрот, Г. Геллер, Т. Маршалл, Ф. Нойманн.
В конституциях ряда стран понятие «социальное государство» появилось после Второй мировой войны, в частности в Основном законе ФРГ в 1949 г., Конституции Франции в 1958 г., и в Конституции Испании в 1978 г. Государственными деятелями и учеными ставилась задача найти и определить место и роль государства в регулировании справедливого распределения дохода между трудом и капиталом, в восстановлении равенства и свободы граждан, обеспечении социальной солидарности общества и заботы имущих и работающих о неимущих и неработающих.
Многие зарубежные и отечественные исследователи наряду с понятием «социальное государство» в качестве синонимов нередко употребляют также термины как «государство всеобщего благоденствия», «государство благосостояния». Ряд авторов социальные проблемы государства рассматривают в рамках социально ориентированной экономики или социального рыночного хозяйства (зарубежные авторы — К. Ватрин, Г. Вильгеродот, X. Ламперт и др.; отечественные ученые — Н. Волгин, М. Дмитриев, Е. Жильцов, Ю. Одегов, А. Котляр, Б. Ракитский).
В теоретическом плане концепция государства всеобщего благоденствия вбирает в себя концепцию английского экономиста Дж. Кейнса, обосновавшего в свое время необходимость активного вмешательства государства в экономическую жизнь общества. Приверженцы этой концепции связывают свои надежды с перспективами развития смешанной экономики, сочетанием частного и государственного секторов. В этой концепции государству отводится роль нейтральной, «надклассовой» силы, способной удовлетворить интересы всех социальных слоев путем установления принципа справедливого распределения и обеспечения благосостояния всех членов общества, перераспределения доходов, уничтожив, таким образом, неравенство. Государство всеобщего благоденствия ставит своей целью утвердить возможности радикального преобразования общества, прежде всего в вопросах распределения собственности, доходов, организации управления предприятиями, а также функций государства в интересах всех его граждан. При этом главным средством обеспечения всех членов общества материальными и социальными благами является экономический рост.
Некоторые принципы социального государства разрабатывались российскими политическими деятелями и учеными в конце XIX — начале XX вв. Профессор Московского университета Б.Н. Чичерин, отрицая роль государства в перераспределении благ, не исключал необходимости оказания поддержки нуждающимся, источником которой, по его мнению, должны быть благотворительность, а только потом — государство. Эта схема может быть применена на этапе становления социального государства.
П. И. Новогородцсв считал необходимым социальное реформирование общества путем обеспечения каждому права на достойное человеческое существование. В 1909 г. в работе «Кризис современного правосознания» он отмечал, что современный либерализм стремится продолжить принцип равенства в сторону управления социальными условиями жизни, но это открывает для государства такую сферу деятельности, которая по своим размерам и возможным последствиям резко отличается от политической практики еще недавнего прошлого. По его мнению, задача уравнения в правах, которую ставила французская революция, будучи великой по своему принципиальному значению, представляется необычайно легкой по своей простоте сравнительно с программой социальных реформ.
Социальные функции государства по разному определяли известные российские ученые. С. С. Алексеев, отмечал, что «государство в социальной сфере во все больших масштабах выступает не как институт власти, а как общенациональная авторитетная (но не авторитарная) корпорация, однонорядковая в данном отношении по своему статусу с соответствующими инициативно-частными организациями». (Николаев Г. А. К вопросу о социально-экономической функции социального государства // Социальное государство: мировой опыт и реалии России / Под общ. ред. Г.А. Николаева. – М.: АТиСО, 2002. – С. 6- 15).
При разработке самого понятия «социальное государство», вытекающего из выбранной модели его развития, нельзя прямо переносить ни западные, ни российские модели, разработанные для другой социально-экономической реальности. Нужно «учитывать историческую, социокультурную, геополитическую и другую специфику развития российского социального бытия». (Барис В.В. Политические основания становления и развития социального государства // Социальное государство: мировой опыт и реалии России / Общ. ред. Г.А. Николаева. – М.: АТиСО, 2002. — С. 45).
Сегодня многие авторы по разному трактуют понятие «социальное государство». «Социальное государство — способ организации социальных взаимодействий институтов государства и гражданского общества, характеризующийся равенством сторон или доминированием управляемых над постоянными профессиональными управляющими . Организация общественной жизни в социальном государстве характеризуется тем, что действия ее субъектов организуются в максимально возможной мере в рамках координации и той разновидности субординации, при которой верхнюю позицию занимают управляемые (референдум, выборы), а обычная, административно-командная субординация применяется лишь в минимально необходимых пределах и к тому же умеряется гарантированно наказуемой, поощряемой реординацией». (Бочаров М. П. Указ. соч. С. 164).
«Социальное государство — это такая форма организации общества, которая во-первых, обеспечивает правовые и законодательные предпосылки для наиболее эффективного экономического развития общества в целях максимального удовлетворения постоянно растущих материальных и духовных потребностей общества, во-вторых, обеспечивает максимальное соответствие между естественными правами и обязанностями члена общества и его материальным вознаграждением, т.е. создает в обществе наиболее благоприятный социальный климат». (Каменецкий В.А., Патрикеев В.П. Лекции по экономике: Проблемы становления социального государства. — М.: АТиСО, 2001. — С. 314).
«Социальное государство — правовое демократическое государство, проводящее сильную социальную политику и развивающее отечественную социальную рыночную экономику, направленную на стабильное обеспечение высокого жизненного уровня и занятости населения, реальное осуществление прав и свобод граждан, создание своевременных и доступных всем гражданам систем образования, здравоохранения, культуры, социальною обеспечения и обслуживания, поддержание неимущих и малоимущих слоев населения». (Социальное государство: Краткий словарь-справочник. — С. 191).
«Социальное государство — государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Основные направлении, по которым реализуется принцип социального государства — охрана труда и здоровья людей, установление гарантированного минимального размера оплаты труда, обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развитие системы социальных служб, установление государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты». (Социальная политика: Толковый словарь / Общ. ред. И. Л.Волгина. — М.: РАГС, 2002. — С. 19).
Социальным «называется государство, которое берет на себя обязанность заботиться о социальной справедливости, благополучии своих граждан, их социальной защищенности». (Баглай M. B. Конституционное право Российской Федерации. — М., 1997. — С. 118-119).
«По настоящему социальным, как обещает статья 7. п.1 Конституции РФ, государство может стать и быть при равновесии сил политического действия, при равной влиятельности основных социальных сил в обществе. Если силы существенно не равны, то нет и социального государства». (Ракитский Б.В. Роль государства в социальной политике: Особенности государства как субъекта социальной политики и его конституционные обязанности в этой сфере // Социальная политики: Учебник. С. 93).
«Социальное государство — понятие, призванное подчеркнуть, что социальные проблемы входят в состав приоритетных для данного государства. Из понятия социальное государство непосредственно не проистекает никаких правовых следствий и законных обязательств. Однако общее обозначение постоянной озабоченности государства социальными проблемами существенно в социально-психологическом плане». (Социальная политика: Учебник. С. 729).
По нашему мнению» социальное — это такое государство, которое в полной мере выполняет свои социальные функции (наряду с экономическими, политическими и духовными) и одновременно является правовым и демократическим государством. Или иначе / как это определено в Концепции социального государства, разработанной при участии авторов данной книги, «социальное государство — это правовое демократическое государство, которое провозглашает высшей ценностью социальную справедливость, политика которого направлена на обеспечение гражданами достойной жизни, социальной защиты, минимизацию социальных рисков, создание условий для самореализации творческого (трудового) потенциала личности. Социальное государство — самостоятельный тип правового государства, обеспечивающего установление оптимальных взаимоотношений личности, коллектива и государства, а также создает необходимые условия и возможности для наиболее полной реализации неотъемлемых прав и свобод человека, включая право каждого человека на достойную жизнь. Социальное государство — наиболее целесообразный способ соединения начал свободы и власти в целях обеспечения благополучия личности и благоденствия общества, обеспечения социальной справедливости в распределении продуктов труда».
Социальную ориентацию могут иметь и государства, которые пока не в состоянии в полной мере решать современные социальные проблемы. Поэтому едва ли правильно называть сегодняшнюю Россию социальным государством — она пока еще только намерена стать таковой. Правильнее было бы называть Россию страной, ставшей на путь строительства социального государства. Путь этот можно спрогнозировать по трем этапам. Учитывая специфику России, осуществляющую переход от социалистического через ранний капиталистический к социальному государству, первый этап — начальный — ориентировочно может проходить пять лет. На этом этапе должна быть создана научная концепция социального государства и с ее учетом обновлена или вновь создана правовая основа на всех уровнях власти, управления, местного самоуправления, системы социального партнерства и гражданского общества. За этот период должны быть подготовлены необходимые кадры, структуры и механизмы, выработаны основные направления социальной и экономической политики для функционирования социального государства с социальным рыночным хозяйством. Второй этой — переходный — может занимать от пяти до десяти лет. На этом этапе должны быть апробированы законы, подзаконные акты, эффективность работы органов власти и управления, местного самоуправления, социального партнерства и др., после чего соответствующие коррективы вносятся во всю законодательную базу, в структуры органов руководства и управления, в государственные образовательные стандарты и др. Третий этап включает период стабильного функционирования и развития социального государства — после 10-15 лет становления социального государства.
Контрольные вопросы и задания:
1. Когда впервые понятие «социальное государство» появилось в России и за рубежом?
2. Кто был первым разработчиком теории социального государства в отечественной и мировой практике?
3. Каковы место и роль государства в регулировании справедливого, распределения доходов между трудом и капиталом?
4. Какую роль играет государство в восстановлении равенства и свободы граждан?
6. На кого возлагаются функции обеспечении социальной солидарности общества и социальной справедливости?
7. Дайте определение социального государства.
8. Какие теории о сущности государства появились в начале XX в.?
9. Какие этапы должна пройти Россия на пути к социальному государству?