Полный график праздника Сабантуй-2019 в Башкирии

0
838

Полный график праздника «Сабантуй-2019» в Башкирии

Национальный праздник Сабантуй в 2019 году в Башкирии пройдет в 57 городах и районах. График проведения утвержден указом главы региона.

Врио главы Башкортостана Радий Хабиров подписал Указ о проведении народного праздника «Сабантуй» в 2019 году в городах и районах республики. Соответствующий документ был опубликован еще 17 мая на Официальном интернет-портале правовой информации РБ.

«Сабантуй-2019» в Башкирии, расписание

Напомним, что праздник «Сабантуй» проводится для развития башкирской национальной культуры. Праздник уже прошел: 25 мая в Стерлитамакском районе, 1 июня в Архангельском, Бакалинском, Бирском, Благовещенском, Бурзянском, Гафурийском, Зианчуринском, Зилаирском, Илишевском, Кармаскалинском, Миякинском, Уфимском и Хайбуллинском районах. Но, на этом сабантуи не останавливаются!

 Сабантуи еще пройдут:

  • 8 июня — Альшеевском, Аскинском, Аургазинском, Баймакском, Балтачевском, Белокатайском, Белорецком, Бижбулякском, Буздякском, Бураевском, Давлекановском, Дюртюлинском, Ермекеевском, Иглинском, Калтасинском, Караидельском, Кигинском, Кугарчинском, Куюргазинском, Мелеузовском, Нуримановском, Салаватском, Стерлибашевском, Стерлитамакском, Татышлинском, Туймазинском, Учалинском, Федоровском, Чекмагушевском, Чишминском, Шаранском, Янаульском районах, г. Кумертау;
  • 9 июня — в Благоварском районе;
  • 12 июня — в городе Уфе;
  • 15 июня — в Белебеевском, Дуванском, Краснокамском, Кушнаренковском, Мечетлинском, Мишкинском районах;
  • 22 июня — в Абзелиловском районе;
  • 29 июня — в Ишимбайском районе.

История и традиции татарского праздника

Считается, что Сабантуй появился чуть ли не тысячу лет назад. Чаще всего его называют татарским праздником, и это правда. Однако, не чужды его традиции также башкирам, чувашам, удмуртам и другим народам.

Сабантуй — слово тюркского происхождения и состоит оно из «сабан», что значит «плуг», и «туй» — то есть, «свадьба», «торжество» или вообще «праздник» в широком значении. Получается такое «торжество плуга» — или день земледельцев. В языческие времена главной его целью было задобрить духов, чтобы осенью всех ждал хороший урожай. Задабривать следовало в конце апреля, перед началом сева. За правильностью проведения обрядов и жертвоприношений следили местные старейшины.

После принятия татарами ислама религиозная составляющая постепенно ушла, и спустя века Сабантуй окончательно стал просто веселым народным гулянием. Заодно сместились и сроки — теперь отмечают не начало, а окончание посевной — когда все весенние работы выполнены, и есть передышка до сбора урожая.

Интересно, но до сих пор ученые до конца так и не выяснили где именно зародился этот праздник. Одни полагают, что его родина — Волжская Булгария (государство в Среднем Поволжье в X—XIII веках), другие уверены, что традиция пошла от монголов.

Сегодня Сабантуй в более-менее классическом виде сохранился в основном в деревнях. Начинается он со сбора подарков. Накануне праздника молодые парни и мальчики-подростки верхом на лошадях объезжают дворы. Их везде встречают не с пустыми руками: хозяева вручают гостям расшитые полотенца, выпечку, самодельные сувениры и посуду. Кто получит больше всего «подношений» — тот молодец, но ничего из собранного ему не достается.

Все подарки отправляются в «общий котел», который на следующий день станет призовым фондом на гуляньях в честь праздника на майдане — центральной площади. Выиграть все это добро можно в разных конкурсах и состязаниях на силу и ловкость.

Например, в национальной борьбе куреш, когда свалить противника на спину нужно с помощью закинутого за его пояс полотенца или широкого кушака. Победителя объявляют лучшим батыром и вручают ему главные призы — традиционный (живого барана, которого кладут богатырю на плечи) и полезный (это может быть довольно дорогостоящая вещь, даже автомобиль).

Между прочим, куреш давно перерос уровень просто праздничного развлечения, сегодня это вполне себе настоящий вид спорта, по нему проводятся чемпионаты мира.