После того как мы проанализировали основные типы политических режимов, появилась возможность дать оценку политическому режиму в нашей стране. Для этого необходимо обратиться к истории и уяснить, какая традиция досталась в наследство современному поколению. История показывает, что российскому политическому процессу на всем его протяжении больше соответствовала диктатура, чем демократия.Эта диктатура на протяжении российской истории принимала конкретные формы. В досоветский период политическое устройство России осуществлялось в рамках традиционной абсолютной монархии — авторитарного режима, то усиливавшие диктаторские элементы (правление Ивана Грозного, Петра Великого), то переходившего в умеренную авторитарную систему с элементами парламентаризма в лице Государственной Думы, зачатков гражданского общества (местное самоуправление) и многопартийности (конец правления Николая II). Однако вся полнота власти в досоветской России сосредотачивалась в руках монарха, представительные органы имели недостаточно полномочий, чтобы участвовать в управлении. Самодержавие в своем правлении опиралось не только на традиции, но и на насилие. Короче говоря, в досоветский период в России в течение многих веков существовал авторитарный режим традиционного типа.
Такой, вывод не вызывает сомнений, труднее определить тип политического режима в советское время. Считать, что в СССР существовал тоталитарный режим с 1917 до 1991 года, было бы большим упрощением сложнейших процессов, проходивших в этот период в политической жизни нашей страны. Исследователи выделяют три основных периода в политической истории советского общества.
Первый период с 1917 до середины 20-х годов можно считать периодом, когда политическая власть в Советской России носила характер авторитарного режима диктаторского типа. Была установлена так называемая диктатура пролетариата, которая на деле вылилась в узурпацию власти узкой группой большевистской партийной верхушки. Государство, возглавляемое профессиональными революционерами, сосредоточило в своих руках всю полноту законодательной, исполнительной и судебной власти, монополизировав национальную собственность. Правящее меньшинство осуществляло свою власть над большинством, опираясь не только на сильный пропагандистский аппарат, но и на разветвленную карательную систему, средства политического террора, включая и вооруженное насилие.
Это создавало предпосылки для формирования тоталитарного режима, однако еще не свидетельствовало о том, что он победил. В конце 10-х — начале 20-х годов в Советской России сохранялись рудименты многопартийной системы, внутри ВКП(б) шла интенсивная политическая и идеологическая борьба различных идейных течений, коммунистическая идеология еще не успела овладеть умами людей.
Второй период — с середины 20-х до середины 50-х годов, связанный с установлением режима личной власти Сталина, можно считать классическим правлением левого тоталитаризма.
Третий период — с середины 50-х годов вплоть до 1991 года политический режим постепенно приобретает черты авторитарности. В этот период государство стремится реагировать на социально-экономические потребности населения, удовлетворять их, ослабляется давление карательного аппарата, на место массовых репрессий приходит преследование отдельных инакомыслящих. Открывается «железный занавес», советские люди, хоть и в очень ограниченном размере, но все же получают возможность знакомиться с иными формами организации общественной жизни, постепенно происходит эрозия, размывание официальной идеологии. Политика перестройки, проводимая в период правления М. С. Горбачева, провозглашавшая гласность, разгосударствление собственности, политический плюрализм и т. д., означала окончание диктаторских форм правления в России.
С начала 90-х годов начался переход к демократии. Отмена конституционных гарантий монопольного положения Коммунистической партии, появление новых институтов власти: президента, парламента, избиравшихся на альтернативной основе, принятие в 1993 году новой Конституции, провозгласившей приоритет прав и свобод человека над правами государства и другие демократические акты, свидетельствовали о том, что механизм власти в постсоветской России приобретает новые черты.
Однако говорить об установлении демократического режима в нашей стране явно преждевременно. По существу, политический режим современной России в большей мере носит характер авторитарного режима либерального типа.Авторитарные начала обнаруживаются прежде всего в значительной концентрации власти в руках главы государства — президента.
Президент России — глава исполнительной и распорядительной власти, главнокомандующий. Ему принадлежат почти все прерогативы в формировании правительства. Б то время как парламент страны, и прежде всего Государственная Дума, лишен каких-либо реальных прав, кроме принятия законов, утверждения главы правительства и утверждения государственного бюджета. Таким образом в условиях чрезмерной концентрации власти в руках президента и исполнительных органов фактически отсутствуют возможности для постоянного действенного контроля за их деятельностью как со стороны общества, так и со стороны законодателей. Инструментом контроля в этих условиях могли бы выступить зрелая многопартийная система и средства массовой информации. Однако конкурентная партийная система в нашей стране еще не сложилась. Средства массовой информации в условиях дефицита ресурсов сами оказываются в зависимости от власти и живут на дотации государства.
России еще предстоит пройти долгий путь на пути демократизации.
Аренд X. Истоки тоталитаризма.— М., 199G. Арон Р. Демократия и тоталитаризм. — М., 1993.
Преодолевая авторитаризм и тоталитаризм: стратегия демократии // Политология вчера и сегодня. Вып. 3. — М., 1991.
Цыганков А. П. Современные политические режимы. Структура, типология, динамика. — М., 1993.