В отличие от США во Франции за годы, прошедшие с 1789 года, сменилось около 20 конституций и были опробованы на практике самые различные политические режимы. Еще с Великой Французской революции Франция служила некоей лабораторией политических процессов для всех демократий мира и Европы. В государственной жизни Франции рождались и опробовались многие политические новинки и механизмы. Политический режим современной Франции определяется Конституцией 1958 года, положившей начало Пятой республике, основанной Шарлем де Голлем. И хотя после де Голля возникали сомнения в жизнеспособности республики, сформированной специально под харизматического лидера такого масштаба, как он, последующие три с половиной десятилетия она просуществовала без принципиальных изменений: к власти приходили сначала представители правых политических партий, затем лидер социалистической партии Ф.Миттеран, а система Пятой республики продолжала исправно функционировать. Основной закон установил республиканскую форму правления, имеющую смешанный характер, поскольку в ней наблюдаются черты президентской республики (глава государства избирается без участия парламента, правительство назначается им же) и парламентской республики (правительство несет ответственность перед нижней палатой парламента). Республиканская форма правления не может быть поколеблена, поскольку “не может быть предметом пересмотра” (ст.89) В качестве составных частей демократического режима Конституция указывает всеобщее голосование, прямое или косвенное, но всегда равное и тайное (ст.3), возможность существования политических партий и группировок (ст.4).
Главную роль в закреплении и регулировании основных прав и свобод во Франции играют два структурно обособленных конституционных текста. Это Декларация прав человека и гражданина, одобренная 26 августа 1789 года, и Преамбула к Конституции 1946года. Некоторое число постановлений, относящихся к этой сфере, содержаться в тексте, вотированном в 1958 году.
Статья 1 Декларации провозглашает, что все люди рождаются и остаются свободными и равными в правах.
Интересно решает Декларация вопрос о месте и роли закона. Закон квалифицируется как выражение всеобщей народной воли. Каждый гражданин имеет право лично или чрез посредство своих представителей участвовать в законотворчестве. Декларация провозглашает равенство перед законом, социальные различия увязывает с общественной полезностью, а не с принадлежностью к тем или иным социальным группам и слоям.[7, стр558]
На конституционно-правовом уровне установлены основополагающие принципы построения политического общества и государства Франции. К этим принципам относится признание единственным источником власти и утверждение его верховенства путем провозглашения доктрины национального суверенитета. Девиз Республики – «свобода, равенство, и братство». Ее принцип – «правление народа, через народ и для народа». Народ осуществляет свою власть через своих представителей (косвенная демократия) или путем референдума (прямая демократия).
На конституционном уровне провозглашены такие важнейшие политические права и свободы, как политический плюрализм и свобода образования политических партий, свобода мнений, свобода слова и ряд других традиционных прав и свобод. Конституционные тексты особо подчеркивают действие принципа недискриминации и равенства граждан независимо от пола, национальности, вероисповедания, политических убеждений, социального и имущественного положения.
В основу построения и функционирования системы государственных органов Франции положен принцип разделения властей, Он закреплен в ст. 16 Декларации прав человека и гражданина 1789 года, которая является составной частью действующей Конституции страны. Три основные ветви власти представлены во Франции главой государства, Правительством, Парламентом и судами, которые возглавляются Кассационным судом, высшим судебным органом общей юрисдикции, и Государственным советом, высшим органом административной юрисдикции. [7, стр574]
Однако реализация принципа разделения властей в условиях различных политических режимов и форм правления осуществлялась далеко не одинаковыми методами.
Для Пятой республики характерно заметное усиление роли исполнительной власти и ослабление роли Парламента. Иными словами во Франции в рамках государственно-правовой системы центр тяжести сместился с представительного органа к органу, осуществляющему исполнительную власть. Ее носителями выступают Президент Республики и Правительство. Причем, в соответствии с Конституцией Президент наделен так называемыми собственными, единоличными полномочиями, которые он может осуществлять самостоятельно. Правительство Республики несет ответственность за свою деятельность перед Национальным собранием – Нижней палатой Парламента.
Одной из существенных особенностей государственного механизма Пятой Республики состоит в том, что его практическое функционирование напрямую зависит от того, совпадают ли президентское и парламентское большинство. В тех случаях, когда политические силы, поддерживающие Президента, одновременно контролируют Национальное собрание, роль Президента как носителя исполнительной власти заметно возрастает. Практически в этой ситуации он формирует Правительство из своих единомышленников и руководит его деятельностью.
Если политические силы, контролирующие Национальное собрание, не принадлежат к президентскому блоку, ситуация складывается совершенно иная. В этом случае в связи с существованием института парламентской ответственности Президент вынужден назначить Правительство, представляющее оппозиционные силы. Возможности Президента по осуществлению исполнительной власти резко сужаются. Роль Правительства во главе с Премьер-министром заметно возрастает.
Конституция 1958 года наделила весьма значительными, в том числе самостоятельными, полномочиями главу государства. Это обстоятельство послужило основанием для утверждений об установлении в стране режима личной власти. Однако практика функционирования конституционного механизма во Франции показала, что в целом она строится на принципах правового государства в условиях достаточно реального контроля за исполнительной властью со стороны представительных учреждений, а следовательно, нет оснований характеризовать эту Конституцию, и политический режим Франции как антидемократический или авторитарный.[7, стр543]
Некоторые государствоведы учитывают только две основные характеристики государства и ограничиваются понятиями «форма правления» и «форма государственного устройства». Это не совсем точно, для полной характеристики государства необходимо учитывать и его политический режим. Политический режим должен рассматриваться как функциональная характеристика всей политической системы, определяемая методами и способами осуществления политической власти, в том числе государственной, партийной, общественной. Политический режим есть продукт политической системы, результат ее функционирования. Сложная структура политической системы общества, включающая не только государство и его органы, но и – политические партии, общественные объединения, союзы и другие негосударственные субъекты с различными интересами и изменяющимися взаимосвязями.
Изменения политического режима влияют на форму правления и государственное устройство. В ряде случаев при смене политического режима может меняться форма правления. Также при смене политического режима может меняться и государственное устройство, например при военных переворотах федеративные государства иногда превращаются в унитарные и наоборот. В некоторых случаях при смене политического режима форма правления формально не меняется, но как бы наполняется другой сущностью, другим содержанием.
Можно установить определенную зависимость между уровнем социально-экономического развития общества и политическим режимом. Чем выше этот уровень, тем демократичнее режим. Но это, конечно, лишь тенденция, которая в конкретных странах в отдельные периоды их истории может нарушаться. Сегодня авторитарные и тоталитарные режимы существуют лишь в наиболее отсталых странах, хотя и не во всех. В целом можно констатировать глобальную тенденцию к установлению демократических и либеральных режимов.
1. Арановский К.В. / Государственно право зарубежных стран: Учебн. пособие – М.: Издательская ф. «ФОРУМ» — «ИНФА-М»,1999 – 488с.
2. Алебастрова И. А. Конституционое право зарубежных стран: Учебн. пособие / И.А. алебастрова.; отв. ред. С. Ю. Кашкин. — М.: Юрайт – М, 2001.- 640с.
3. Василевич Г.А., Кондратович Н.М., Приходько Л.А Конституционное право зарубежных стран: учебник / под общ. ред. Г.А. Василевича. – Мн.: Книжный дом, 2006 – 480с.
4. Марченко М.Н. Теория государства и права в вопросах и ответах/ М.Н. Марченко. — М. — Проспект, 2004.
5. Чиркин В. Е. Конституционное право зарубежных стран. – М.: Юристь, 1997 – 568с.
6. Чудаков М.Ф. Конституционное (государственное) право зарубежных стран / Учебн. пособие Мн., 2001. – 576с.
7. Конституционное право зарубежных стран: учебник /под общ. ред. М.В. Боглая, Ю.И. Лейбо и Л.М. Энтина.- 2-е изд., перераб. – М.: Норма, 2008. – 1056с.
8. Конституционное право зарубежных стран. Учебник для вузов/ Под общ. ред. чл.- корр, РАН, М.В. Боглая, Ю.И. Лейбо, Л.М. Энтина. – М.: Издат. Норма, 2002. – 832с
9. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник. В 4-х томах. Том 1-2 Отв. ред. Б. А. Страшун. – М.: Издат. БЕК, 1995. – 778с.
10. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник в 4 томах. Т.4 Часть особенная: Страны Америки и Азии/ Отв. ред. Б.А. Страшун. – Издат. НОРМА, 2001. – 656с.
11. Конституционное право зарубежных стран: Мишин А.А. /Учебник/ 6-е изд. переработ. и дополн. – М.: Белые альвы, 1999 – 456с.
12. Конституция Соединенных Штатов Америки от 17 сентября 1787 года.
13. Конституция Франции от 4 октября 1958 года.
[1] Walker Cr. The New Mixed Constitution// Constitutionalism and Politics. Bratislava, 1994. P. 65