Политический режим

0
441

Политический режим — совокупность способов и мето­дов осуществления власти.

Политические режимы различаются по степени разви­тия демократии и с учетом реального политико-правового статуса личности. Политический режим показывает отно­шение между государством, гражданским обществом и лич­ностью.

Современные политологи выделяют два наиболее общих типа политических режимов: демократический (президентс­кий и парламентский) и антидемократический (авторитарный и тоталитарный).

Для демократического режима характерен экономичес­кий и политический плюрализм.

Авторитаризм характеризуется монополией в политике, но многоукладностью и существованием различных форм соб­ственности в экономике.

Тоталитаризм основан на политическом и экономичес­ком монополизме.

Черты демократического режима:

— выборность государственных органов;

— разделение властей на исполнительную, законодатель­ную и судебную;

— широкий спектр прав и свобод граждан, их гарантии;

— деятельность негосударственных общественных органи­заций;

— широкие возможности для личности оказывать влияние на процесс принятия и осуществления политических ре­шений.

Непосредственная демократия — прямое выражение лич­ностью ее интересов через референдумы, митинги и пр., когда гражданин оказывает непосредственное влияние на полити­ческие решения и действия.

Представительная демократия выражается в том, что граждане участвуют в политике не напрямую, а через своих представителей, депутатов.

Формально-юридические принципы демократии:

— принадлежность власти народу, народ — источник влас­ти, его воля в конечном счете является решающей;

— равенство всех перед законом: юридическое равнопра­вие, наделение одинаковыми, законодательно закреп­ленными социально-политическими правами и свобо­дами, в том числе равными правами на участие в управлении;

— признание подчинения меньшинства большинству при уважении прав меньшинства;

— право на многообразие политических объединений и по­литическое мировоззрение.

Авторитарный режим — это система правления, при ко­торой власть осуществляется одним конкретным лицом при минимальном участии народа (королевская семья, группа эли­тарной демократии, лидер сильной политической партии). Власть, подчинение и порядок ценятся при авторитарном ре­жиме больше, чем свобода, согласие и участие в политичес­кой жизни народа.

В нестабильных ситуациях — функциональный вариант.

Черты авторитарного режима:

— носителем власти выступает один человек или группа лиц (монарх, политическая партия, военная хунта);

— волюнтаризм одного правителя (или правителей) в зако­нодательной сфере;

— держится в первую очередь на силовых структурах, по­давляя всякие попытки масс к неповиновению, но в то же время правящий режим полностью не отказывается от тактики маневрирования, уступок и реформ;

— наиболее характерны: монополия на власть и определе­ние политики, ограничение политической оппозиции, не­зависимой легальной деятельности политических и об­щественных организаций; разрешается при жестком контроле существование лишь поддерживающих режим партий;

— система государственного управления реально группи­руется вокруг аппарата правящей авторитарной партии, персонифицированной в лице вождя или хунты;

— разделение властей отвергается, происходит строгая цен­трализация всей государственной власти; главой госу­дарства и правительства становится лидер правящей ав­торитарной партии; вождизм превращается в официаль­ный государственный принцип;

— назначение политической элиты путем ее кооптации во все государственные и общественные институты правле­ния;

— отменяются юридически или сводятся на нет все демо­кратические права и свободы граждан; большинство граждан отчуждено от власти; выборы либо отсутству­ют, либо носят формальный характер;

— власть внешне не вмешивается во внеполитические сфе­ры, прежде всего в экономику;

— идеологическая основа — служение национально-рели­гиозной идее.

Русская идея (русская автократия): сильная и автори­тетная власть, идеал справедливой и «доброй» государствен­ной власти, решающей накопившиеся проблемы «сверху», творя всеобщую радость и довольство; соборность — единство устремлений правителя и народа.

— наличием единственной массовой партии во главе с ли­дером — диктатором;

— системой террористического полицейского контроля;

— официально господствующей в обществе идеологией;

— монополией на вооруженные силы;

— монополией на средства массовой информации. Тоталитарные режимы возникают в конкретных истори­ческих обстоятельствах, когда решение стоящих перед стра­ной задач требует объединения усилий всего общества.

В XX в. выделяются два типа тоталитарного режима: праворадикальный (фашизм, национализм) и леворадикаль­ный (советско-сталинский, маоистский).

Целью праворадикального режима является укрепление существующего порядка без коренной ломки через увеличение роли государства, упразднение отдельных общественных ин­ститутов и элементов. Провозглашается приоритет одной на­ции, идеологической основой является расизм, национализм. Основополагающая идея — естественное неравенство людей, народов, строгая иерархия, закрепляющая это неравенство.

Леворадикальный режим возникает в результате смены существовавших ранее социальных и политических структур, форм собственности на совершенно новые. Провозглашается приоритет рабочего класса. Идеологическая основа — марк­сизм, материализм, экономический детерминизм. Основопо­лагающая идея — равенство людей. Устанавливается в резуль­тате рабоче-крестьянских революций под руководством ком­мунистических партий.

Эти режимы создаются власть имущими элитами и слу­жат для реализации корыстных экономических интересов и идеологических доктрин господствующих классов.

В чистом виде политические режимы редкость. Через по­литические режимы правящие субъекты оказывают непосред­ственное воздействие на народ и на каждого человека в от­дельности.

В современном мире антидемократические режимы ис­торически и политически изжили себя. Мир эволюционизи-рует в сторону цивилизованной демократий.

Современное информационное общество в политическом отношении представляет собой демократию с широчайшими возможностями избирателей влиять на власть, участвовать в формировании и осуществлении всех функций государства. Благодаря электронным средствам информации любое реше­ние правительства становится быстро известным всем обще­ственным группам. Если оно идет в разрез их интересам, то встречает сильное сопротивление. Власть, не имеющая под­держки граждан, быстро лишается авторитета, оказывается в общественной изоляции и обречена на падение. Обществен­ное мнение превращается в реальную политическую силу, ко­торую не может игнорировать ни одна партия, ни одно прави­тельство.