Политический режим — совокупность способов и методов осуществления власти.
Политические режимы различаются по степени развития демократии и с учетом реального политико-правового статуса личности. Политический режим показывает отношение между государством, гражданским обществом и личностью.
Современные политологи выделяют два наиболее общих типа политических режимов: демократический (президентский и парламентский) и антидемократический (авторитарный и тоталитарный).
Для демократического режима характерен экономический и политический плюрализм.
Авторитаризм характеризуется монополией в политике, но многоукладностью и существованием различных форм собственности в экономике.
Тоталитаризм основан на политическом и экономическом монополизме.
Черты демократического режима:
— выборность государственных органов;
— разделение властей на исполнительную, законодательную и судебную;
— широкий спектр прав и свобод граждан, их гарантии;
— деятельность негосударственных общественных организаций;
— широкие возможности для личности оказывать влияние на процесс принятия и осуществления политических решений.
Непосредственная демократия — прямое выражение личностью ее интересов через референдумы, митинги и пр., когда гражданин оказывает непосредственное влияние на политические решения и действия.
Представительная демократия выражается в том, что граждане участвуют в политике не напрямую, а через своих представителей, депутатов.
Формально-юридические принципы демократии:
— принадлежность власти народу, народ — источник власти, его воля в конечном счете является решающей;
— равенство всех перед законом: юридическое равноправие, наделение одинаковыми, законодательно закрепленными социально-политическими правами и свободами, в том числе равными правами на участие в управлении;
— признание подчинения меньшинства большинству при уважении прав меньшинства;
— право на многообразие политических объединений и политическое мировоззрение.
Авторитарный режим — это система правления, при которой власть осуществляется одним конкретным лицом при минимальном участии народа (королевская семья, группа элитарной демократии, лидер сильной политической партии). Власть, подчинение и порядок ценятся при авторитарном режиме больше, чем свобода, согласие и участие в политической жизни народа.
В нестабильных ситуациях — функциональный вариант.
Черты авторитарного режима:
— носителем власти выступает один человек или группа лиц (монарх, политическая партия, военная хунта);
— волюнтаризм одного правителя (или правителей) в законодательной сфере;
— держится в первую очередь на силовых структурах, подавляя всякие попытки масс к неповиновению, но в то же время правящий режим полностью не отказывается от тактики маневрирования, уступок и реформ;
— наиболее характерны: монополия на власть и определение политики, ограничение политической оппозиции, независимой легальной деятельности политических и общественных организаций; разрешается при жестком контроле существование лишь поддерживающих режим партий;
— система государственного управления реально группируется вокруг аппарата правящей авторитарной партии, персонифицированной в лице вождя или хунты;
— разделение властей отвергается, происходит строгая централизация всей государственной власти; главой государства и правительства становится лидер правящей авторитарной партии; вождизм превращается в официальный государственный принцип;
— назначение политической элиты путем ее кооптации во все государственные и общественные институты правления;
— отменяются юридически или сводятся на нет все демократические права и свободы граждан; большинство граждан отчуждено от власти; выборы либо отсутствуют, либо носят формальный характер;
— власть внешне не вмешивается во внеполитические сферы, прежде всего в экономику;
— идеологическая основа — служение национально-религиозной идее.
Русская идея (русская автократия): сильная и авторитетная власть, идеал справедливой и «доброй» государственной власти, решающей накопившиеся проблемы «сверху», творя всеобщую радость и довольство; соборность — единство устремлений правителя и народа.
— наличием единственной массовой партии во главе с лидером — диктатором;
— системой террористического полицейского контроля;
— официально господствующей в обществе идеологией;
— монополией на вооруженные силы;
— монополией на средства массовой информации. Тоталитарные режимы возникают в конкретных исторических обстоятельствах, когда решение стоящих перед страной задач требует объединения усилий всего общества.
В XX в. выделяются два типа тоталитарного режима: праворадикальный (фашизм, национализм) и леворадикальный (советско-сталинский, маоистский).
Целью праворадикального режима является укрепление существующего порядка без коренной ломки через увеличение роли государства, упразднение отдельных общественных институтов и элементов. Провозглашается приоритет одной нации, идеологической основой является расизм, национализм. Основополагающая идея — естественное неравенство людей, народов, строгая иерархия, закрепляющая это неравенство.
Леворадикальный режим возникает в результате смены существовавших ранее социальных и политических структур, форм собственности на совершенно новые. Провозглашается приоритет рабочего класса. Идеологическая основа — марксизм, материализм, экономический детерминизм. Основополагающая идея — равенство людей. Устанавливается в результате рабоче-крестьянских революций под руководством коммунистических партий.
Эти режимы создаются власть имущими элитами и служат для реализации корыстных экономических интересов и идеологических доктрин господствующих классов.
В чистом виде политические режимы редкость. Через политические режимы правящие субъекты оказывают непосредственное воздействие на народ и на каждого человека в отдельности.
В современном мире антидемократические режимы исторически и политически изжили себя. Мир эволюционизи-рует в сторону цивилизованной демократий.
Современное информационное общество в политическом отношении представляет собой демократию с широчайшими возможностями избирателей влиять на власть, участвовать в формировании и осуществлении всех функций государства. Благодаря электронным средствам информации любое решение правительства становится быстро известным всем общественным группам. Если оно идет в разрез их интересам, то встречает сильное сопротивление. Власть, не имеющая поддержки граждан, быстро лишается авторитета, оказывается в общественной изоляции и обречена на падение. Общественное мнение превращается в реальную политическую силу, которую не может игнорировать ни одна партия, ни одно правительство.