Политические режимы в зарубежных странах — Конституционное право зарубежных стран

0
459

Государственный режим как правовой термин не встречается в конституциях стран, хотя конституционные нормы дают представление о его наиболее существенных чертах.

Государственный режим – это совокупность методов осуществления государственной власти. Если форма правления отвечает на вопрос о системе построения высших органов государственной власти, форма государственного устройства – о национально-государственной организации государства, то политический режим дает представление о том, как осуществляется государственная власть.

Длительное время государственный режим классифицировался с позиций политологического подхода на демократический и антидемократический (тоталитарный, авторитарный, расистский).

Идеальных политических режимов в реальной действительности не существует. В том или ином конкретном государстве присутствуют различные по своему содержанию методы официального властвования. Тем не менее можно выделить общие черты, присущие той или иной разновидности политического режима.

В науке конституционного права государственные режимы классифицируются на парламентский, министериальный, дуалистический, партократический. Однако более распространенной является следующая характеристика основных видов государственных режимов [1] :

I. Антидемократический режим характеризуется тем, что управление обществом осуществляется либо единолично, либо небольшой группой. Людьми, составляющими авторитарную общность, управляют, но сами они участия в управлении не принимают. Волевые решения, принимаемые авторитарным руководством, осуществляются насильственно, через соответствующий аппарат принуждения. Основное отличие недемократических режимов от демократических заключается в том, что исполнительная власть абсолютно доминирует над законодательной. Этот вид режима характеризуется следующими признаками:

  • 1) государство в лице различных органов подавляет личность, ущемляет ее права, препятствует свободному развитию;
  • 2) государство тотально контролирует все сферы общественной жизни;
  • 3) огосударствление всех общественных организаций (профсоюзов, молодежных, творческих объединений, технических, спортивных и других обществ);
  • 4) личность фактически лишена каких-либо субъективных прав, хотя формально они могут провозглашаться в конституции;
  • 5) применяются жесткие репрессивные меры к инакомыслящим;
  • 6) действует примат государства над правом, что является следствием произвола, нарушений законности, ликвидации правовых начал в общественной жизни;
  • 7) милитаризация общественной жизни, наличие огромного военно-бюрократического аппарата, военно-промышленного комплекса, довлеющего над мирной экономикой;
  • 8) игнорирование интересов национальных государственных образований, особенно национальных меньшинств;
  • 9) религиозное мировоззрение либо полностью отрицается, либо отдается предпочтение одной из религий, запрещаются и подавляются все иные религиозные течения.

Основными видами антидемократического политического режима являются:

1. Тоталитарный режим. Характеризуется абсолютным контролем государства над всеми областями общественной жизни, полным подчинением человека политической власти и господствующей идеологии (государства чисто фашистского типа).

Признаки тоталитарного режима [2] :

  • 1) в процессе становления режима изменяется природа закона, который рассматривается как форма выражения насилия. Расширению властного воздействия способствовало создание громадного государственного аппарата. Власть узурпируется либо одним лицом, либо небольшой группой лиц;
  • 2) унификация и идеологизация общественной жизни. Отсутствуют независимые общественные организации – детские, юношеские, взрослые;
  • 3) государственно-бюрократическая монополия в экономике: отсутствие частной собственности приводит к тому, что государство является единственным работодателем;
  • 4) декларативность и ограниченность прав и свобод гражданина. Тоталитаризм основан на этатизме, источником прав и свобод является

государство, которое дарует права и свободы в соответствии со своими целями;

  • 5) насилие и террор являются средствами контроля;
  • 6) изоляция от внешнего мира.

В свою очередь тоталитарный режим подразделяется:

  • – на тиранию – власть принадлежит одному лицу, который сам создает законы, но им не подчиняется. Большую роль играет армия и карательный аппарат;
  • диктатуру – власть в государстве принадлежит определенному сословию или классу, все остальные слои общества объявляются враждебными, законность подменяется целесообразностью. Примерами являются Диктатура пролетариата, Якобинская диктатура, Парижская коммуна;
  • военную диктатуру – во главе государства стоят высшие командные чины, и вся экономика подчинена развитию военного комплекса. Такие режимы существовали в Японии, Греции;
  • хунту (Чили) – во главе государства стоят военные, но правительство формируется из остальных слоев общества (либеральное правительство);
  • культ личности – крайняя степень тоталитаризма, проводится геноцид собственного народа, сочетание репрессивных методов, гонение инакомыслящих. Такие режимы существовали в СССР (И. В. Сталин), Китае (Мао Дзе Дун), Югославии (Иосиф Брос Тито), Туркмении (Сапармурат Атаевич Ниязов) и др.;
  • расистский политический режим – во главе государства находятся представители одной расы или нации. Согласно идеологии этого режима ведется борьба рас, пока высшая раса не победит низшую. Общество делится на определенные расовые группы;
  • теократический (религиозный) режим – представляет огромную угрозу для собственного народа и других народов и стран. Глава государства одновременно является главой церкви (король в Саудовской Аравии). В стране существует только одна государственная религия, остальные запрещены под угрозой смертной казни (Афганистан, Иран). Источниками конституционного права выступают священные писания и предания (Коран, Сунна, Веды, Библия, Тора). Роль судебного права (в широком смысле) выполняет каноническое право. Создаются специальные религиозные суды и религиозные духовные карательные органы;
  • режим номенклатурной демократии[3] утвердился на всем постсоветском пространстве, за исключением стран Прибалтики и Туркмении.
  • 2. Фашизм – режим, при котором государственной идеологией является крайний национализм, проявляющийся в том, что государство решило заботиться о процветании своей нации за счет уничтожения и порабощения других государств. Следствием является геноцид против цыган, евреев, славян, которые подлежали физическому уничтожению. Репрессии направлены не внутрь страны, как при культе личности, а против других стран и народов.

Во главе государства стоит «сверхчеловек» (фюрер, дуче и т.д.), имеется однопартийная система, идеология которой – разновидности фашизма. Единственным исключением является Япония во время Второй мировой войны. В фашистских государствах происходит слияние партийного и государственного аппарата, поэтому представительных органов власти либо вообще не существует, либо они сводятся к нулю. Всю власть осуществляет глава государства, в руках которого сосредоточена и партийная, и законодательная, и исполнительная, и судебная власть, и его аппарат. Вводится упрощенная процедура судопроизводства, т.е. функцию принуждения от имени государства осуществляет не постоянный суд, а чрезвычайные органы, напрямую подчиненные фюреру.

3. Авторитарный режим – государственно-политическое устройство общества, в котором политическая власть осуществляется конкретным лицом (классом, партией, элитной группой и т.д.) при минимальном участии народа.

Данный режим наиболее ярко характеризует авторитаризм как метод властвования и управления, представляющий собой разновидность общественных отношений (например, Испания в период правления Франко, Чили во времена власти Пиночета), Азербайджан, Буркина-Фасо, Гвинея, Зимбабве, Иордания, Ирак, Йемен, Камерун, Кения, Лаос, Малайзия и другие – сегодня. Авторитарный режим является «компромиссом» между тоталитарным и демократическим режимами.

Признаки авторитарного режима [4] :

  • 1) в центре и на местах власть концентрируется в руках одного или нескольких тесно взаимосвязанных органов при одновременном отчуждении народа от реальных рычагов управления;
  • 2) игнорируется принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную (нередко президенту, исполнительно-распорядительным органам подчиняются все остальные органы, наделяются законодательными и судебными полномочиями);
  • 3) суд является вспомогательным органом, вместе с которым могут использоваться и внесудебные инстанции;
  • 4) сфера действия принципов выборности государственных органов и должностных лиц является очень узкой или сведена на нет;
  • 5) в качестве методов государственного управления доминируют командные и административные, в то же время отсутствует террор, практически не применяются массовые репрессии, жесткие насильственные приемы осуществления политической власти;
  • 6) сохраняется частичная цензура, не существует тотального контроля над всеми сферами общественной жизни, как при тоталитарном политическом режиме;
  • 7) отсутствует единая идеология;
  • 8) характерен частичный плюрализм, оппозиция не допускается, многопартийность только имитируется;
  • 9) права и свободы человека и гражданина главным образом провозглашаются, но реально не обеспечиваются во всей своей полноте (прежде всего в политической сфере);
  • 10) личность лишена гарантий безопасности во взаимоотношениях с властью;
  • 11) силовые структуры практически не контролируются обществом и, как правило, используются в сугубо политических целях;
  • 12) роль лидера высока, но в отличие от тоталитаризма он не является харизматическим.

II. Демократический режим. Обществом управляет большинство. Демократия может быть политической и не политической, но при этом режиме правит всегда большинство. Такой политический режим складывается в правовых государствах. Характеризуется следующими основными чертами:

  • 1) предоставляет свободу личности в сфере экономической деятельности;
  • 2) реально гарантирует личные права и свободы гражданина;
  • 3) создает эффективные механизмы прямого воздействия населения страны на характер государственной власти (через избирательную систему, контроль избирателей за деятельностью государственных органов);
  • 4) предполагает приоритет личности, судебную защиту человека от произвола и беззакония;
  • 5) реально разделяет власти как в унитарных, так и в федеративных государствах;
  • 6) в одинаковой мере учитывает интересы большинства и меньшинства, индивидуальные и национальные особенности населения;
  • 7) существуют плюрализм мнений, различные партии и движения (в том числе оппозиционные).

Демократический режим подразделяется на буржуазно-демократический, социально-демократический, патриархально-демократический и либерально-демократический.

Признаками буржуазно-демократического режима являются: верховенство конституции; многопартийная система; многообразие форм собственности; система разделения властей.

Признаки социально-демократического режима аналогичны признакам буржуазно-демократического режима, но акцент делается на социальную защиту личности, реализацию государственных социальных программ. В чистом виде этот режим существует только в Швеции.

Патриархально-демократический режим в качестве преобладающих источников права рассматривает обычаи и традиции (Кувейт, Бруней, Свазиленд, Бутан).

Либерально-демократический режим провозглашает приоритет либеральных, общечеловеческих ценностей (Намибия, Индия).