Политический режим это совокупность способов и методов осуществления власти государством. Политический режим — это функционирующая в рамках политической системы совокупность структур власти, которая характеризуется конкретно-историческими формами, образом правления, а также методами и средствами осуществления правящими кругами своей политической власти. Сравнительная характеристика тоталитарного, авторитарного и демократического режимов.
Работа содержит 1 файл
понпнг.docx
1.Политический режим это совокупность способов и методов осуществления власти государством.
Политический режим — это функционирующая в рамках политической системы совокупность структур власти, которая характеризуется конкретно-историческими формами, образом правления, а также методами и средствами осуществления правящими кругами своей политической власти.
2. Сравнительная характеристика тоталитарного, авторитарного и демократического режимов представлена в таблице.
Критерии
Политические режимы
Тоталитарный
Авторитарный
Демократический
Законодательство
Система законов мало разработана
Система законов минимальна
Развитая система демократических законов
Полномочия главы государ- ства
Практически не ограничены
Фактически не ограничены
Строго ограничены законом
Представительные органы власти
Марионеточны
Отсутствуют или марионеточны
Имеют широкий круг полномочий
Разделение властей
Формально признается
Отвергается
Реализуется на практике
Полномочия местных органов власти
Формально широкие
Минимальные
Максимальные
Партии
Массовая политическая партия одна
Правящая партия огосударствлена
Многопартийность
Идеология
Официальная идеология одна
Господство одной идеологии
Политический плюрализм
Права и свободы
Разрешено только то, что приказано
Разрешено то, что не имеет отношения к политике
Разрешено все, что не запрещено законом
Карательные органы
Проводят массовые политические
Осуществляют тайный политиче-ский сыск
Строго регламентированы законом
Оппозиция
Отрицается
Запрещена
Действует легально
Характер и мера осуществления власти
Всеобщий, не знающий границ контроль и насилие
Возникновение
неконтролируемых властью областей общественной жизни
Власть осуществляется представителями граждан, избираемыми в соответствии с законом
Отношение людей к власти, их взаимодействие
Слияние общественного сознания с властью
Отчуждение народа от власти
Поддержка представителей власти народом
Идеалы политического поведения:
Профессионализм, послушание, бесправие
Демократия — ( от древнегреческого DEMOS — народ и CRUTOS — власть ) — народовластие — это одна из основных форм устройства любой организации , основанной на равноправном участии ее членов в управлении и принятии в ней решений по большинству. Демократический режим — характеризуется высокой степенью политической свободы человека, реальным осуществлением его прав, позволяющим ему оказывать влияние на государственное управление обществом. Характерные черты демократического режима: — Суверенитет народа: именно народ выбирает своих представителей власти и может периодически сменять их. — Периодическая выборность основных органов государства. Правительство рождается из выборов и на определенный, ограниченный срок. — Сочетание правления большинства и защита прав меньшинства. Демократия защищает права отдельных личностей. Мнение большинства, выраженное демократическим путем на выборах, это лишь необходимое условие демократии, однако, отнюдь не недостаточное. Если в отношении меньшинства применяются дискриминационные меры, режим становится недемократическим, независимо от частоты и честности выборов и смены законно избранного правительства. — Равенство прав граждан на участие в управлении государством: свобода создания политических партий и других объединений для выражения своей воли, свобода мнений, право на информацию и на участие в конкурентной борьбе за занятие руководящих должностей в государстве. В зависимости от того, как народ участвует в управлении, кто и как непосредственно выполняет властные функции, демократия делится на прямую и представительную. При прямой демократии все граждане сами непосредственно участвуют в подготовке, обсуждении и принятии решений. Такая система может иметь практический смысл только при относительно небольшом числе людей, например, в общинных или племенных советах или в местных органах профсоюзов. При представительной демократии — граждане избирают в органы власти своих представителей, которые призваны выражать их интересы в принятии политических решений, в принятии законов и проведении в жизнь социальных и других программ.
2. Недемократические режимы:
1) Тоталитаризм. Понятие тоталитаризма происходит от лат. «TOTALIS» — весь, полный, целый. Обычно под тоталитаризмом понимают политический режим, основанный на стремлении руководства страны установить полный контроль над личностью и подчинить уклад ее жизни одной, безраздельно господствующей идее. Тоталитарными являются режимы, при которых: — есть однопартийность (1 массовая партия с жесткой, полувоенной структурой, часто сросшаяся с государством и концентрирующая в себе реальную власть в обществе; она строится вокруг лидера (вождя) Власть идет вниз — от лидера, по пирамидальной схеме). — доминирует роль идеологии. Тоталитарный режим — это идеологический режим, где всегда есть своя » Библия». — тоталитаризм строится на монопольном контроле производства и экономики, а также на подобном контроле всех других сфер жизни, включая образование, средства массовой информации и т.д. — при тоталитаризме существует террористический полицейский контроль. Полиция существует при разных режимах, однако, при тоталитаризме полицейский контроль террористичен в том смысле, что никто не станет доказывать вину, чтобы убить человека.
2)Авторитаризм. По своим характерным чертам он занимает как бы промежуточное положение между тоталитаризмом и демократией. С тоталитаризмом его роднит обычно автократический, не ограниченный законами характер власти, с демократией — наличие автономных, не регулируемых государством общественных сфер, особенно экономики и частной жизни, сохранение элементов гражданского общества. Авторитарной политической системе присущи следующие черты: — Автократизм (самовластие) или небольшое число носителей власти. — Неограниченность власти, её не подконтрольность гражданам, при этом власть может править с помощью законов, но их она принимает по своему усмотрению. — Опора (реальная или потенциальная) на силу. — Монополизация власти и политики, недопущение политической оппозиции и конкуренции. При авторитаризме возможно существование ограниченного числа партий, профсоюзов и других организаций, но лишь при условии их подконтрольности властям. — Отказ от тотального контроля над обществом, невмешательство во вне политические сферы и прежде всего в экономику. Власть занимается главным образом вопросами обеспечения собственной безопасности, общественного порядка, обороны, внешней политикой, хотя она может влиять ни на стратегию экономического развития, проводить достаточно активную социальную политику, не разрушая при этом механизмы рыночного самоуправления. — Рекрутирование политической элиты путем введения в состав выборного органа новых членов без проведения дополнительных выборов, путем назначения сверху, а не конкурентной электоральной борьбы .
В современной отечественной и зарубежной науке утвердилось мнение, что термин «тоталитаризм» происходит от позднелатинских слов «totalitas» (полнота, цельность) и «totalis» (весь, полный, целый). Изучение различных научных литературных источников по возникновению и использованию политического понятия «тоталитаризм» позволяет считать, что этот термин был введен в оборот в 20-е годы XX века одним из ведущих идеологов итальянского фашизма Джованни Джентиле, занимавшем в правительстве Б. Муссолини должность министра просвещения. Философии Д. Джентиле было дано название «трансцендентного тоталитаризма», ее основная цель — преодоление границы между частной и общественной жизнью граждан. Первостепенной ролью государства в обществе, утверждал Д. Джентиле, является претворение в жизнь судьбы нации, оно должно обладать неограниченной властью над личностью и быть тоталитарным. Государство, как и бог, тоже «внутри человека, а не между людьми», поэтому никаких границ государственного вмешательства в частные вопросы граждан просто не может быть. Это и есть «настоящая демократия» в обществе, так как снимающая все эмпирические различия трансцендентальная субъективность воплощает всеобщность свободы.
После публичного выступления главы итальянского государства Б. Муссолини 22 июля 1925 года, в которой он прославлял «тоталитарное государство» («stato totalitario»), провозглашая фашизм как государство- абсолют, по сравнению с которым индивиды и группы имеют относительное значение, термин «тоталитаризм» вошел в широкий политический лексикон. Если Б. Муссолини использовал данное понятие в позитивном плане, а создание «тоталитарного государства» рассматривал в качестве ближайшей цели своего правления, то тогда же этот термин приобрел отрицательный оттенок: критикуя политический режим «дуче», его противники — итальянские антифашисты — обличали «тоталитарную волю» и «тоталитарную идею».
4. Авторитаризм – другая модель политического режима диктаторского типа, существенно отличающаяся от тоталитаризма. Если тоталитаризм предполагает полное подчинение всех сфер жизни государственному началу, то авторитарный режим допускает ограниченный плюрализм, если это не противоречит интересам сохранения существующей системы.
Авторитаризм занимает как бы промежуточное положение между тоталитаризмом и демократией. С тоталитаризмом его роднит автократический, не ограниченный законами характер власти, с демократией — наличие автономных, не регулируемых государством общественных сфер, сохранение элементов гражданского общества.
Исторический опыт показывает, что авторитаризм возникает, как правило, в странах, где происходит смена общественного строя, сопровождающаяся резкой поляризацией политических сил; в странах, где наблюдаются длительные экономические и политические кризисы, преодоление которых демократическими средствами становится невозможным.
Чрезвычайные условия, в которых зарождается авторитаризм, определяют основную выдвигаемую им цель – навести порядок в стране, обеспечить нормальные условия жизни общества. Эта цель определяет средства ее достижения – концентрация политической власти в едином центре принятия решений.
В современной политической науки выделяют следующие основные черты авторитаризма:
· Отчуждение народа от власти. Ее носителем является один человек или группа;
· Отсутствие единой идеологии;
· Отказ от полного, тотального контроля над обществом;
Формирование правящей элиты не демократическим путем, а посредством назначения сверху.
Итак, авторитаризм — (от франц. «autontaire» — властный, от лат. «autoritas» — власть) — политический режим, основу которого составляет диктатура одного лица или группы лиц, не допускающая политическую оппозицию, но сохраняющая автономию личности и общества вне политической сферы. Следовательно, авторитаризм связан с уважением всех других, кроме политических, прав личности.
Если попытаться представить более подробно характерные черты авторитарного режима, то получится следующее:
1) автократизм (единовластие или небольшое число носителей власти). Ими могут быть один человек (монарх, президент, военный диктатор) или группа лиц (военная хунта, олигархическая группа);
2) неограниченность власти, ее неподконтрольность гражданам. При этом власть может править с помощью законов, но она принимает их единолично по своему усмотрению;
3) опора на силу. Власть имеет достаточные силовые ресурсы, чтобы в случае необходимости подавить оппозицию;
4) монополизация власти и политики, недопущение реальной политической оппозиции и конкуренции. Однако авторитаризм, в отличие от тоталитаризма, допускает существование ограниченного числа партий, профсоюзов и других организаций, но лишь при условии их подконтрольности властям. Часто отсутствие оппозиции при авторитаризме вызвано не противодействием властей, а неготовностью общества к созданию политических организаций, отсутствием у населения потребности к политической самоорганизации;
5) отказ от тотального контроля над обществом, невмешательство или ограниченное вмешательство во внеполитические сферы, прежде всего в экономику. В круг внимания государства входят вопросы обеспечения государственной безопасности, общественного порядка, обороны, внешней политики, хотя оно может влиять и на стратегию экономического развития, проводить активную социальную политику, не разрушая при этом механизмы рыночного саморегулирования;
6) рекрутирование политической элиты путем кооптации, назначения сверху, а не конкурентной борьбы на выборах.
Авторитарные политические режимы чрезвычайно разнообразны. К ним относятся как традиционные формы: монархии, деспотии, тирании так и относительно новые формы: реакционные, консервативные и либеральные авторитарные режимы. В реакционных авторитарных режимах (военно-диктаторских и однопартийных) с тоталитарной тенденцией механизм политической власти осуществляет глава государства, который является одновременно лидером единственной политической партии. Этот режим характеризуется неограниченной президентской властью и выступает тормозом социального прогресса.
Консервативные авторитарные режимы ориентированы на сохранение и поддержание исторически традиционных, сформировавшихся форм государственной и общественной жизни. При этом политическая власть находится в руках главы государства (президента, премьер – министра), который контролирует не только исполнительную, но и законодательную власть.
5. § 1. Понятие, признаки и виды демократии 285
таких, как участие граждан в управлении делами общества и государства, а на особом характере формы государства. Демократия, говорится в связи с этим в Энциклопедическом словаре, – это не что иное, как «форма государства, основанная на признании народа источником власти, его права участвовать в решении государственных дел, в сочетании с широким кругом гражданских прав и свобод» [3] .
Это не означает, разумеется, что из поля зрения отечественных исследователей выпадают другие стороны и проявления демократии. Рассматривая ее под разными углами зрения и с позиций различных наук – философии, социологии, истории, политологии и др., многие авторы, например, определяют демократию как особый политический режим, как некий «атрибут государства», характеризующийся « принадлежностью народу всей полноты власти, реальной возможностью трудящихся управлять обществом и государством через созданные и контролируемые ими государственные и общественные организации. » [4] .